В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Грызлов: В центре внимания была и остается проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены Назад
Борис Грызлов: В центре внимания была и остается проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены
3 июля состоялось расширенное заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы. Мероприятие проходило в форме круглого стола. Заседание было посвящено проблемам финансового обеспечения муниципальных образований и путям их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Председатель Высшего совета партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим расширенное заседание Совета по местному самоуправлению, и это заседание посвящено крайне важной, можно сказать, основополагающей для развития местного самоуправления теме - проблеме финансового обеспечения муниципальных образований и путям решения этой проблемы.

Это задача, важность которой подчеркивают Президент и Председатель Правительства, и ее решение необходимо всем гражданам нашей страны. Показательно, что в Бюджетном послании Федеральному Собранию в число основных задач бюджетной политики включены завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления, а также совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля.

Нам важно сейчас обсудить вопрос финансового обеспечения местного самоуправления в стенах Государственной Думы уже по той причине, что на 1 января следующего года намечен окончательный срок вступления в силу закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В прошлом созыве депутаты продлили переходный период, чтобы дать всем уровням власти лучше подготовиться к реализации новых норм. Сейчас переходный период подходит к концу. Необходимо еще раз проанализировать, насколько субъекты федерации, сами муниципальные образования, да и федеральный центр готовы к выполнению закона. Звучат разные оценки, но о стопроцентной готовности не говорит пока никто. Значит, есть проблемы, требующие не только дискуссии, но и решения в достаточно краткие сроки.

Решение целого ряда таких проблем многие видят во внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство. Если мы с вами, после обсуждения, признаем это необходимым, такая работа будет вестись, и депутаты будут ее вести в самые сжатые сроки. Но прежде всего, депутаты должны быть уверены, что это действительно те изменения, которые помогут всем гражданам получить более эффективную, более дееспособную власть на местах.

Чтобы наметить пути к совершенствованию законодательной базы, необходимо иметь отчет и оценку того, что проделано в течение переходного периода - и здесь особенно важны отчеты и оценки федеральных министерств и ведомств, отвечающих за этот участок работы. Депутаты со вниманием относятся к позициям и Министерства регионального развития, и Министерства финансов, и Министерства экономического развития. И в результате такого внимательного изучения, депутаты считают, что у разных министерств подходы не всегда в достаточной степени согласованы между собой.

Если мы хотим максимально результативно провести преобразования в сфере местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти должны действовать, дополняя и поддерживая друг друга, а не противореча друг другу. Мы не можем позволить себе, чтобы технические разногласия, несогласованность действий стали препятствиями для реализации общенациональной стратегии, для воплощения в жизнь идеологии развития страны.

Тем более, что почти во всех преобразованиях неизбежно должны участвовать органы местного самоуправления. Тот же земельный вопрос. На 1 января 2007 года, а это последние широко опубликованные данные Роснедвижимости, по 51 субъекту федерации вообще не приводились данные о землях в муниципальной собственности. Можно понять ситуацию по Москве и Петербургу. Но неясно, почему такая же ситуация сложилась более чем в половине субъектов федерации? Во многих регионах практически весь объем государственных и муниципальных земель показан как неразграниченный. И такая обстановка с разграничением ресурсов между уровнями власти не только по земле. Это вопрос, который требует повышенного внимания федеральной власти.

С докладами сегодня также выступят представители комитетов Государственной Думы. Это председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко, который одновременно является первым заместителем Председателя Совета, а от Комитета по бюджету и налогам Надежда Сергеевна Максимова.

От имени всего депутатского корпуса хочу подчеркнуть, что у нас есть настрой на очень плотную совместную работу с Правительством. Нам вместе необходимо реализовать те беспрецедентные возможности сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти, которые впервые появились, когда Правительство возглавил Председатель партии парламентского большинства.

Я убежден, что местное самоуправление может и должно быть инструментом эффективного управления. Оно может стать важнейшим фактором ускорения как экономического, так и социального развития территорий. Задачи участия в реализации долгосрочной стратегии развития страны, задачи перехода на инновационный путь развития, поставленные на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля текущего года, в полной мере касаются местного самоуправления. Тогда Владимир Владимирович Путин особо обратил внимание, что новые подходы должны стать основой работы не только органов государственной власти, но и всей бюджетной сети и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления.

Финансовый фундамент местного самоуправления должен быть достаточно прочным, чтобы обеспечить поддержку инициативы и инноваций, обеспечить динамичное движение вперед. Местное самоуправление должно иметь средства не только для покрытия текущих расходов, но и для финансирования развития. Для большинства муниципальных образований такая перспектива еще даже не нарисована. Наша задача - сделать такую перспективу реальной.

Сейчас Россия быстро развивается, и местное самоуправление не должно отставать. Развивая местное самоуправление, мы не можем вернуться ни в советское время, ни в начало 90-х, ни во времена действия прежней редакции закона об общих принципах организации местного самоуправления. То есть нельзя просто повторить чей-то опыт, нужно искать новые инструменты, подходящие для современной России. Это большая ответственность, можно сказать, не только политическая, но и историческая ответственность. Кстати, дореволюционное российское земство, на опыт которого часто ссылаются при обсуждении муниципальных проблем, такой исторический экзамен в целом выдерживало.

Понятно, что в центре внимания была и остается проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены. В результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местными уровнями многие полномочия были переданы вниз. Это более чем оправданное решение. Но насколько у местного самоуправления хватает средств для их реализации? Общее ощущение муниципального сообщества - средств не хватает.

Профицит, который, кстати, отмечается по ряду муниципальных образований, - это далеко не показатель избытка средств на решение вопросов местного значения. Среди причин профицита, по данным Комитета по местному самоуправлению: во-первых, в качестве основной причины - многие поселения передали почти все свои полномочия району, и профицит отмечается как раз в "копеечных" бюджетах поселений; во-вторых, субсидии из вышестоящих бюджетов поступают в конце года и не успевают осваиваться. По данным Минфина России, за 2007 год 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% - с дефицитом, и 5% сбалансированы по доходам и расходам. Вот такая картина при той ситуации, что явно не хватает средств.

Уже, например, такое решение, как создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, свидетельствует о том, что государство признает необходимость масштабной финансовой и организационной поддержки муниципального уровня в решении стоящих перед ним задач.

Важно сконцентрироваться на проблемах, понять, в чем причины нехватки средств, о каком объеме финансирования идет речь, и где именно мы можем взять недостающие средства. И, разумеется, необходимо ответить на вопросы, насколько мы можем снизить остроту проблемы не только за счет повышения эффективности управления на местах, но и за счет качества планирования финансовой поддержки из бюджетов вышестоящего уровня.

Этот механизм нуждается в совершенствовании, за один день муниципальную дотационность, безусловно, нам не преодолеть. Но общий курс должен быть на повышение уровня самодостаточности муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Здесь ключевую роль будет играть, как везде в мире, налоговая система.

Да, уже есть примеры действительно эффективных, инновационных проектов, которые реализуются силами муниципальных образований и за счет муниципальных образований. Но этих проектов не настолько много, как хотелось бы, они сконцентрированы в основном в крупных городах, и большинство из них не настолько масштабны, чтобы мы могли успокоиться и ограничиться только собиранием примеров эффективной работы.

Тем более, что если сравнивать опыт муниципалитетов, то можно привести не меньше примеров и совсем другого характера. Финансовые вопросы развития местного самоуправления, к сожалению, всегда связаны с определенными коррупционными скандалами и соблазнами. Для реализации антикоррупционных задач, которые ставит руководство государства, особенно важно обеспечить прозрачность финансовых потоков и ответственность должностных лиц. Хочу обратить внимание участников совещания на актуальность проблемы борьбы с коррупцией. Думаю, что эта проблема имеет прямое отношение к обсуждаемой нами теме эффективности муниципальной власти.

Таким образом, опыт отдельных муниципалитетов еще не гарантирует переход на инновационный сценарий развития в массовом порядке. Хотя примеры ответственного, инициативного управления, конечно, должны не только собираться и оцениваться, но и пропагандироваться. При этом опыт реализации таких проектов важно учитывать при планировании и осуществлении кадровой политики.

Такая работа будет вестись и в нашем Совете по местному самоуправлению, и в Государственной Думе в целом, и на партийном уровне. Полагаю, что в партнерстве с федеральной исполнительной властью мы сможем добиться больших результатов. Ведь задача распространения лучшей практики отмечается как важная и самими министерствами. Ее актуальность выше еще и в связи с тем, что 28 апреля этого года Указом Президента утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, и Правительству предстоит разработать и утвердить перечень дополнительных показателей. Убежден, что это станет и стимулом для развития муниципальной статистики - пока и ее полнота, и сроки публикации собранных данных, безусловно, оставляют желать лучшего. Но без таких показателей сложно, даже можно сказать - невозможно, проводить качественное планирование развития.

В целом, должен отметить, что проблема с финансированием местного самоуправления - это до сих пор системная проблема, а не частный вопрос отдельных регионов или муниципальных образований. И решать мы ее должны именно как системную, в масштабах всей страны. Полагаю, что такой подход будет востребован в рамках нашего сегодняшнего обсуждения.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=133262

Док. 456365
Опублик.: 03.07.08
Число обращений: 259

  • Грызлов Борис Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``