В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Швецова: Мы пересмотрели городской бюджет, чтобы помочь льготникам Назад
Людмила Швецова: Мы пересмотрели городской бюджет, чтобы помочь льготникам
Семь вопросов и ответов о льготах в Москве и Подмосковье

1. Москвичей льготы не беспокоят?

- Людмила Ивановна, думаю, вполне очевидно, что первый наш вопрос к вам - о монетизации. Вы лучше других знаете, что очень многие льготники недовольны этим законом, в отдельных регионах дошло до перекрытия автодорог и небольших столкновений с милицией. При этом в Москве ситуация довольно спокойная. С чем это связано?

- В Москве почти два с половиной миллиона льготников различного уровня - и федерального, и регионального. И для большинства из них как раз льготы имеют очень большое значение. Просто мы в Правительстве Москвы, пройдя последовательный путь конструктивного оппонирования при обсуждении закона, его критики с момента принятия закона No 122, т. е. с августа, начали активно прорабатывать вопросы его реализации. В итоге к нынешнему году создали такие правовую и финансовую основы внедрения закона, которые, тут я не лукавлю, оказались одними из самых эффективных в России. В качестве, так сказать, императива для нас были слова Президента РФ о том, что в результате реформы положение населения не должно ухудшиться ни в коем случае. Поэтому мы осознанно пошли на сохранение большинства льгот и для федеральных льготников, и для городских. Получилось в итоге, что основная часть людей ничего не потеряла, а многие даже выиграли на этой реформе.

2. Довольна ли столица монетизацией?

- А как при этом москвичи воспринимают монетизацию в эмоциональном плане? Судя по вашим словам, они должны быть довольны ее проведением.

- Здесь немного сложнее. Власть обычно хвалить не принято. Но власть сама должна налаживать постоянный мониторинг настроений населения, опережающий события, а не тогда, когда улицы заполняют недовольные. На всех этапах с начала "эпопеи" с данным законом с нами рядом были ветеранские, инвалидные организации. Мы с ними советовались, вместе отстаивали поправки, определяли направления городских решений, а теперь вместе организуем адаптацию в жизнь этих соглашений.

По 140 телефонам "горячей линии", которые начали работать еще в конце декабря, нам часто звонят не только чтобы получить информацию, но и высказать свое отношение. Хочу сказать, что налицо тревога, непонимание у многих позвонивших. Люди просто не понимают, зачем в ситуации экономической и социальной нестабильности, низкого уровня пенсий и зарплат, близящегося 60-летия Победы Правительство спешно, без должной проработки и обсуждения начинает реализацию закона, касающегося практически всего общества. Ведь не секрет, что именно льготы помогли россиянам пройти "реформаторские" 90-е годы без крупных социальных потрясений. Зачем так резко разворачивать на 180 градусов такую большую и разную по условиям жизни, развития, обычаев страну.

Поэтому многие люди недовольны, иногда жалуются.

3. Кто контролирует жизненный уровень?

- И как вы реагируете на жалобы? Знаю, в Москве еще 30 декабря Юрий Лужков издал распоряжение о создании Общественного наблюдательного совета по реализации в Москве Федерального закона No 122 и для контроля за жизненным уровнем различных категорий москвичей. Он уже начал работать? Есть какие-то результаты?

- Да, Ю. М. Лужков своим решением создал Общественный наблюдательный совет. Он активно работает и является своеобразным барометром настроений москвичей.

В него входят представители организаций ветеранов и инвалидов, учителя, врачи, депутаты Мосгордумы. Первое заседание состоялось 13 января. Следующее состоится в конце месяца. Мы говорили о своеобразных промежуточных итогах проведения реформы в столице. Особых нарушений прав льготников зафиксировано не было.

Что же касается жалоб, то понимаете, ведь большинство жалоб не может быть отнесено к Москве. Мы их сразу можем переадресовать федеральному Правительству. Скоропалительное проведение социальной реформы не позволило запустить механизм его реализации таким образом, чтобы делать дело, а не разбираться: кто не сработал, центр или регионы? Уже конец января. А мы до сих пор не имеем ответов из центра по многим жизненно важным вопросам.

Мы вынуждены были пересмотреть городской бюджет 2005 года, урезать инвестиционные программы, чтобы обеспечить социальный статус. Причем большинство тех, кто звонит, это понимают и благодарят Правительство Москвы и Ю. М. Лужкова за то, что в Москве сохранена, а где-то улучшена социальная поддержка. Они звонят, чтобы высказаться о наболевшем, поделиться своими впечатлениями от реформы, проявить солидарность с льготниками других регионов. Мы все терпеливо выслушиваем, и когда есть реальные основания для проверки, то проверяем. Как я уже заметила, серьезных нарушений у нас не было.

4. Как быть с льготниками Московской области?

- Но при этом многие констатируют, что существует проблема в отношении областных льготников. Говорят, что люди просто штурмовали метро после праздников. Неужели нельзя было раньше достичь взаимопонимания с областью по вопросу бесплатного проезда льготников на территории двух регионов?

- Добиться вполне можно было. Мы предлагали Московской области заключить договор о совместной работе и взаимозачетах, благодаря которым жители обоих регионов пользовались бы одними и теми же льготами на транспорте. Подобный договор был прежде, но времена меняются, внедряются новые экономические принципы в межрегиональные отношения. Вполне можно было заранее оговорить, какие затраты возмещают друг другу регионы. Своих льготников мы обеспечиваем не из манны небесной. У нас бюджет на 43% социальный, но, чтобы решить проблему льготников, мы во многом другом себя ограничили. Только на проезд в городском транспорте было выделено 12,7 миллиарда рублей. Правда, насчет штурма метро - это явное преувеличение. Были скопления людей, эмоции, связанные с разъяснением новых правил. Специально для этого увеличили количество билетеров и контролеров на станциях. Сейчас на уровне правительств субъектов вопрос фактически решен, а люди уже ездят по Москве бесплатно.

Соглашение подписано 21 января этого года. Оно несет временный (до конца года) характер. В течение этого времени пользователи - москвичи и жители Подмосковья - будут бесплатно пользоваться наземным и подземным общественным транспортом. Власти будут отрабатывать и внедрять механизм взаимной организации и скоординированности своих систем транспортного обеспечения.

В Москве в феврале мы планируем завершить выдачу "Социальной карты москвича", к концу года оснастить автоматическими считывающими устройствами наземный транспорт (пока эта задача решена только на 10%). Таким образом, мы будем иметь полный учет москвичей, пользующихся льготами. В Московской области пока вводятся временные проездные билеты, которые сейчас активно раздаются льготникам в органах социальной защиты. С 20 февраля именно они будут документом, дающим право проезда в Москве. До конца года наши коллеги в области планируют внедрить "Социальную карту Подмосковья", тогда она станет основным проездным документом. В метро мы будем считать пользователей из Подмосковья, и это будет основанием для взаиморасчетов.

Параллельно мы будем работать с властями Подмосковья по защите интересов москвичей в передвижении по территории области. Там, где нет муниципального транспорта, а работает только коммерческий, надо согласовать провоз городских льготников бесплатно на них либо обеспечить наличие муниципального. Надо согласовать, чтобы муниципальные автобусы от электропоезда до дачных участков курсировали по согласованному с нами графику.

В течение года мы будем работать: считать, изучать мнение населения, а затем готовить новые решения, надеюсь, постоянного действия. Принципы его составления - реальный федерализм, все должно считаться, учитываться и компенсироваться. "Нулевой вариант" в условиях рынка, межбюджетных отношений центра и регионов абсурден. Это должны понять обе стороны и не спекулировать на эмоциях населения. Мы любим соседей - жителей Подмосковья, как и всех россиян, желаем им добра, но бюджет Москвы не безграничен.

5. Что нас ждет в 2005-м?

- Вижу, что с текущей ситуацией в Москве все относительно благополучно. А какие планы у Правительства Москвы и Комплекса социальной сферы города на 2005 год? Что выбрано в качестве приоритетов?

- В бюджете 2005 года мы сделали ставку в социальной сфере на два компонента. Первое - это реализация всех наших обязательств перед льготниками в связи с монетизацией льгот. Не надо думать, что комплекс мероприятий по этому вопросу ограничивается январем. Нам еще предстоит решать проблемы, связанные с новым порядком организации санаторного обслуживания, новыми перечнями бесплатных лекарств, оплатой услуг ЖКХ, обеспечением средств на протезирование. Второе направление - это повышение зарплаты. При формировании городского бюджета в бюджете социальной сферы 45% предусматривается на увеличение заработной платы всем, кто работает в здравоохранении, образовании, культуре, социальной защите. Третье. Развитие государственного сектора в сферах здравоохранения и социальной защиты. Эти три направления обеспечены финансами полностью в будущем году.

Отдельного внимания требует решение жилищной проблемы. В минувшем году 45,5 тысячи семей в городе улучшили свои жилищные условия. Почти 30 тысяч из них - очередники. 1300 квартир выделены участникам войны, почти 500 квартир - воспитанникам детских домов. Эти программы в будущем году останутся приоритетными, будут контролироваться и исполняться. Особенно важно для нас, чтобы все ветераны войны и труженики тыла в добром настроении встретили 60-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

6. На что рассчитывать ветеранам?

- В связи с этим хотелось бы задать вопрос о том, какие мероприятия социальной поддержки участников войны предусмотрены в преддверии празднования. На что могут рассчитывать наши ветераны, кроме ежегодных парадов и празднеств?

- Насколько я понимаю, вас интересует в первую очередь системная работа, которая как бы и не видна на различных юбилейных торжествах. Эта работа проводится постоянно, и все же могу сказать: мы в Москве постарались, чтобы у ветеранов в этот год были преимущественно положительные эмоции. Нами предусмотрен целый комплекс мероприятий по социальной защите ныне здравствующих ветеранов. Как сами участники войны, труженики тыла, так и их вдовы должны получать от нас гарантированную медицинскую и социальную поддержку. К 9 Мая 2005 года Мэр города поручил решить вопрос о предоставлении жилья всем участникам войны, которые встали на учет до 2001 года.

Продолжится обеспечение нуждающихся инвалидов и участников Великой Отечественной войны товарами длительного пользования: холодильниками, телевизорами, стиральными машинами. Во всех поликлиниках города создан регистр льготных категорий, что дает возможность обеспечивать адресной медицинской и лекарственной помощью каждого инвалида и участника Великой Отечественной войны. В поликлиниках города обеспечен внеочередной прием инвалидов войны в день обращения, а также выделяются специальные диспансерные дни для ветеранов войны. Под особым контролем у нас одинокие, лежачие ветераны. На учете в городских центрах социального обслуживания состоит около трех тысяч граждан этой категории.

7. Что поможет пострадавшим в чрезвычайных ситуациях?

- И последний вопрос. Многих читателей интересует вопрос о том, как организована в столице система социальной помощи пострадавшим от различных чрезвычайных ситуаций и их родственникам?

- Во-первых, это непроходящая, щемящая боль всего нашего многострадального народа. Она не может быть компенсирована никакими видами социальной поддержки. И все же в Москве система социальной помощи и реабилитации пострадавших налажена. На это работает городская система здравоохранения.

Пострадавшие берутся на постоянный учет, и их восстанавливают по индивидуальным программам. Все расходы, связанные с захоронением пострадавших в результате террористических актов, в том числе на "Автозаводской", и обрушения купола аквапарка "Трансвааль", были оплачены Правительством Москвы из расчета 18261 рубль на одного погибшего. Столичным Департаментом социальной защиты населения производились также компенсационные выплаты. Согласно распоряжению Правительства Москвы, семьям погибших выплачено по 100 тысяч рублей, 50 тысяч получили пострадавшие, находившиеся на лечении в стационарных учреждениях, по три тысячи рублей было выделено гражданам, получившим амбулаторную медицинскую помощь. Назначены ежемесячные выплаты детям, потерявшим родителей, в размере 1,5 тысячи рублей. Вообще трагические события последних лет создали органам социальной защиты и медицинским учреждениям Москвы своеобразную проверку на прочность. Лучшие специалисты столицы участвовали в организации медицинской, социальной помощи и психологической реабилитации жертвам многочисленных терактов не только в Москве, но и в других регионах. В первую очередь, конечно, в Беслане.

Особо хотела бы сказать о мерах, предпринимаемых нами для реабилитации жертв террористических актов, произошедших в Москве за последние 5 лет. Таких терактов было совершено 11. В результате погибли 397 человек (82 ребенка потеряли родителей), на стационарном лечении находились 1003 человека, 148 получили медицинскую помощь амбулаторно.

Пострадавшим и семьям погибших выплачивалась единовременная материальная помощь и компенсация стоимости утраченного имущества. Общие затраты городского бюджета составили более 75 млн. рублей.

Семьям, утратившим жилье в результате взрывов на улице Гурьянова и Каширском шоссе, выделены квартиры в домах-новостройках, предоставлена необходимая мебель, оказана помощь в переезде.

Органами социальной защиты населения осуществляется социальный патронаж над детьми, родители которых погибли в результате терактов. В летний период для детей организуется оздоровительный отдых, в течение года они обеспечиваются билетами на городские и благотворительные культурно-массовые мероприятия. По мере необходимости решаются другие возникающие проблемы (содействие в поступлении или переводе на учебу на бюджетные отделения, приобретении компьютера, ремонт в квартирах и др.).

Всем проживающим в Москве детям, потерявшим в результате террористического акта одного или обоих родителей (56 человек), помимо пенсии по случаю потери кормильца и городской доплаты к пенсии - 1600 рублей, производится дополнительная ежемесячная компенсационная выплата в размере 1500 рублей.

Членам семей погибших и пострадавшим в результате терактов предоставлялась бесплатная реабилитационная помощь. Выделяются санаторно-курортные путевки с учетом профиля лечения в удобное для них время.

Здесь необходимо отметить общую проблему чрезвычайных ситуаций, будь то теракт или техногенная катастрофа. Для пострадавших, членов их семей одинаково важно не только сопереживание, социальная поддержка, но и справедливое наказание виновников произошедшего. Фактически, согласно законодательству, компенсацию пострадавшим в любом случае несет бюджет региона. В то же время, например, ответственность за поимку террористов лежит на федеральных силовых ведомствах. Налицо определенный дисбаланс. Это не значит, что Москва хотела бы отказаться от какого-либо участия в реабилитации пострадавших, но хотелось бы по крайней мере более справедливого распределения ответственности. А то складывается ситуация, когда региональная власть выплачивает компенсацию, общественное мнение видит за этим косвенное признание собственной вины: мол, недоглядели. Вину должен нести своевременно непосредственный виновник трагедии.

- Да, но в некоторых случаях, как, например, в случае иска девочки Юлии Милогородской, ответчик отказывается платить. Как быть?

- Тут у попавших в беду есть все возможности для давления через суд, службу судебных приставов, наконец, через общественное порицание. На мой взгляд, для владельцев аквапарка это дело репутации - сделать так, чтобы все пострадавшие в результате трагедии были удовлетворены хотя бы компенсацией.

Комсомольская правда , 2 февраля 2005 г.

Док. 456277
Перв. публик.: 02.02.05
Последн. ред.: 03.07.08
Число обращений: 230

  • Швецова Людмила Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``