В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Швецова: Единство непохожих Назад
Людмила Швецова: Единство непохожих
На заседании Совета по вопросам управления и развития, возглавляемого Людмилой Швецовой, первым заместителем мэра в правительстве Москвы, был рассмотрен доклад "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве", в обсуждении которого приняли участие члены Наблюдательного совета, руководители подразделений правительства Москвы, эксперты, представители общественных организаций.

Рассказывая о деятельности совета, она отметила эффективность ранее проведенного исследования, посвященного градостроительной и жилищной политике в Москве, получившего широкое обсуждение среди общественности и СМИ и вынесенного на рассмотрение правительства Москвы как важнейший социальный аспект. Приступая к рассмотрению доклада "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве", председательствующая сказала, весьма символично, что его выход совпал с появлением государственного доклада по данной" теме, также доказывающего острую необходимость решения проблемы.

- Москва является особым городом с точки зрения миграционного потока, - отметила выступающая, - поскольку его половина приходится на столицу.

Миграционный прирост практически восполняет естественную убыль населения в городе, растущая трудовая миграция покрывает реальную потребность в рабочей силе. Однако летальная трудовая миграция сопровождается ростом незаконной миграции иностранной рабочей силы. Считают, что на каждого законного трудовою мигранта приходится порядка 10-15 нелегальных.

При этом, по словам Людмилы Швецовой, теневой рынок труда тесно связан с деятельностью криминальных структур, отсюда и рост преступности среди мигрантов, на долю которых приходится существенное количество совершаемых правонарушений. Преобладающее большинство - 68 процентов мигрантов - работает на временной основе, поэтому они практически лишены социальной защиты, а 27 процентов мигрантов живут там же, где и работают, порой в совершенно не подготовленных для этого условиях. Этому способствуют и многочисленные нарушения со стороны работодателей, распространение принудительного труда, что в целом может спровоцировать масштабные конфликты. Выступающая сообщила, что нерегулируемые миграционные потоки, разнообразные по своему этническому составу, могут привести к нарастанию напряженности и росту нетерпимости в обществе. В этих условиях миграционная политика правительства Москвы должна быть строго выверенной, ориентированной как на нужды социально-экономического развития города, так и на поддержание стабильной ситуации и общественной безопасности.

В дальнейшем миграционная политика московских властей должна сосредоточиться на нейтрализации отрицательных последствий усиления трудовой миграции, коррекции ее структуры и борьбе с нелегальными формами. Поэтому, по мнению Людмилы Швецовой, в Москве нужно проводить совершенно особую миграционную политику, поскольку общие подходы будут малоэффективны.

Московские власти вынуждены постоянно предпринимать немалые усилия для смягчения негативных последствий массового притока мигрантов, но требуются развитие и совершенствование федерального законодательства, чтобы регулировать эти процессы. Представленный доклад, который было предложено обсудить, дает не только анализ миграционной ситуации в Москве на фоне общих процессов в Российской Федерации, но и содержит конкретные рекомендации в нормативно-правовой, управленческой и социально-экономической сфере.

Далее слово было предоставлено Гадису Гаджиеву, судье Конституционного суда РФ, члену Наблюдательного совета. Представляя доклад, он отметил, что миграционное законодательство должно измениться в части полномочий субъектов РФ, так как миграционные потоки неравномерно распределяются по разным российским регионам.

- Из-за большой дифференциации регионов нет возможности прибегать к обобщающему правовому регулированию, нельзя построить правовые модели, единые для всех регионов России, - сказал выступающий. В основу миграционной политики Москвы, по его мнению, должен быть положен принцип обеспечения баланса интересов постоянного населения и законных мигрантов.

С каждым годом растет число мигрантов, приезжающих в столицу на заработки. Вместе с ними растет и количество проблем, которые приходится решать правоохранительным органам. В связи с этим Андрей Батуркин, начальник управления по делам миграции ГУВД города Москвы, привел цифры, наглядно демонстрирующие приток трудовых мигрантов в столицу. Только за первое полугодие текущего года было выдано почти 60 тысяч разрешений иностранным гражданам на трудоустройство в Москве. Это представители 126 профессий из более 100 стран мира. По статистике, это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. С одной стороны, это свидетельствует о многогранности городскою рынка труда, с другой, - объективно отражает тенденцию того, что москвичи не испытывают желания занимать существующие рабочие вакансии.

- Сегодня мы не найдем москвича, который бы стремился стать водителем троллейбуса или трамвая. Испытывая кадровый голод, представители ЖКХ также активно оформляют иностранную рабочую силу, - привел аргумент выступающий.

Положительным моментом, на его взгляд, является возрастающая легализация иностранной рабочей силы, что вызвано увеличением штрафных санкций по отношению к недобросовестным работодателям. Согласно вступившею в силу законодательства штраф для юридическою лица составляет до 200 тысяч рублей. А внесенные в Уголовный кодекс РФ с 1 февраля поправки, в частности, статья 322.1, предусматривают за организацию незаконной миграции более существенные наказания - от штрафа в размере от двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.

- На сегодняшний день в Москве возбуждено 40 уголовных дел, по двум уголовным делам есть обвинительные приговоры, - рассказал Андрей Батуркин.

Соответственно за последнее время значительно вырос поток работодателей, желающих оформить своих сотрудников законным путем. Поэтому власти предпринимают адекватные шаги: структуры, занимающиеся оформлением мигрантов, приезжающих на работу, строят свою деятельность по принципу "одного окна".

Это не только существенно сокращает сроки оформления претендентов, но и вносит определенный порядок в систему документооборота. При этом претендент из ближнего зарубежья может получить заветную пластиковую карточку по истечении тридцати дней, тогда как в прошлые годы этот процесс доходил до ста пятидесяти дней для граждан ближнего зарубежья и двести десяти дней - для представителей дальнего зарубежья. Отметил он и то, что за шесть месяцев этого года в соответствующие органы города обратилось пятьдесят пять процентов всех мигрантов, прибывших в страну с целью получения статуса беженцев. За этими процентами стоят тысячи людей разных национальностей, вероисповеданий и жизненных принципов, которых объединяет одно, - поиски лучшей доли. Все это требует постоянной напряженной работы, чему явно не способствуют постоянно проводимые реорганизации в различных структурах.

Проблема критерия занятости была поднята в выступлении Сергея Дудникова, руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве. Он обратил внимание присутствующих на необходимость не только обеспечения работой, а предоставления достойного труда для мигрантов, чему на сессии Международной организации труда в 1999 году был посвящен целый доклад. При этом он отметил, что мигранты не являются той основной силой, способствующей развитию экономики города, Как отметил выступающий, хорошие специалисты есть и среди мигрантов, которые действительно необходимы экономике, и их надо приглашать, но в целом они всего лишь дополняют рабочие структуры, не требующие высококвалификационных навыков. В заключение Сергей Дудников сказал, что при рассмотрении проблемы занятости мигрантов для Москвы важно ориентироваться не только на общественное мнение и другие показатели, отображающие состояние этого вопроса, но и, самое главное, соблюдать принципы устойчивого развития крупного города.

Отсутствие концепции построения миграционной политики в Москве, заметил Юрий Попов, депутат Московской городской Думы, И существенные пробелы в сегодняшнем миграционном законодательстве делают его неадекватным сложившейся ситуации.

- Как же можно реализовать цели, которых нет, которые не обозначены в части национальной политики? - поставил вопрос выступающий. И если обсуждаемый доклад подтолкнет к практическим шагам, это уже будет большим плюсом в разрешении обсуждаемых проблем. Миграционные потоки в настоящее время регулируются 34 нормативными актами, не охватывающими и не отвечающими на самые злободневные вопросы, а в Московской городской Думе уже готовы законопроекты, которые могли бы изменить эту ситуацию. Например, предлагается уже- сточить контроль за соответствием выполнения заявленной цели визита, которую мигрант указывает при въезде в своей миграционной карте, и тем, чем он реально занимается. Это видится весьма важным, поскольку у нелегальных мигрантов нет никакого желания влиться в городской социум со знаком плюс.

Сергей Смидович, первый заместитель начальника Управления координации деятельности Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, в своем выступлении подчеркнул своевременность обсуждаемой темы доклада, его значение для нормального функционирования городской инфраструктуры, а также влияние на изменения численности населения и обстановку безопасности в мегаполисе.

Опыт международного сообщества в области миграционной политики - эта тема красной нитью прошла через все выступление Юрия Горячева, заместителя руководителя Департамента образования юрода Москвы. Он обратил внимание присутствующих на то, что в развитых зарубежных странах большое значение уделяют вопросам интеграции мигрантов в общество. Для этой цели адаптация начинается с изучения языка и законодательных основ государства, куда прибывают мигранты, независимо от того, взрослые это или дети. При этом государство предоставляет, возможность сохранять этнокультурные традиции, язык, обычаи. В условиях, когда федеральные власти еще не завершили выстраивание целостной миграционной политики, высказал мнение выступающий, Москва имеет право на создание собственной политики, в которой тщательно прописаны вопросы социально-культурной и языковой интеграции мигрантов в общество. Особое внимание в своем выступлении Юрий Горячев отвел вопросу работы Департамента образования города Москвы с детьми мигрантов.

- Для образовательной политики московского мегаполиса идея формирования поликультурного и поликонфессионального социального пространства стала одной из базовых. За последние пятнадцать лет в городе создан целый комплекс образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования, куда входит более 70 учебных учреждений. Таким образом, выполняется социальный заказ москвичей, в том числе диаспор мигрантов: в этих образовательных учреждениях их дети имеют возможность изучать как предметы российской программы, так и языки, историю, культуру и традиции ряда народов и народностей Российской Федерации стран ближнего и дальнего зарубежья.

Владлен Боков, заместитель начальника Отдела межнациональных отношений Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, обратил внимание собравшихся на тот феномен, что возникающий негатив к мигрантам зачастую проецируется на москвичей. Это происходит во многом от неправильной оценки адаптационного потенциала мигрантов. В качестве одного из примеров он привел ситуацию с московскими рынками, где большинство мест принадлежит мигрантам, диктующим свои цены.

По его мнению, в данном случае необходима выработка мер по стимулированию, производителей и поддержке рабочих мест среди коренного населения, которые должны проводиться при повышении налогов на посредническую и торгово-закупочную деятельность.

Подводя итоги обсуждения доклада, Людмила Швецова, председатель Наблюдательного совета, поддержала общую точку зрения о том, что вопрос комфортности проживания населения Москвы во многом зависит от того, насколько мигранты интегрированы в жизнь города. По ее словам, для осуществления этой цели я городе принят ряд решений. В частности, в московских школах могут проходить обучение все дети, независимо от того, имеют ли их родители регистрацию в Москве.

- Мы считаем, что дети не виноваты, они должны учиться в школе - это лучше, чем шататься по улицам без дела, - заявила она. В связи с этим Людмила Швецова предложила доработать доклад, добавив в него еще одно направление - "Дети и мигранты".

На сегодняшний день отсутствие единой миграционной политики в стране привело к появлению в столице больших миграционных потоков. Такое состояние явилось также и следствием того, что миграционные вопросы в последние годы выведены из полномочий субъектов Федерации и являются сферой ведения федеральных властей. Тем не менее власти города всеми силами пытаются регулировать распределение по сути непрогнозируемой поступающей рабочей силы: в аппарате управления мэрии города Москвы были оставлены специалисты по вопросам миграции, этой проблемой по-прежнему были вынуждены заниматься различные городские официальные структуры, общественные и правозащитные организации.

- Мы немало делаем для того чтобы защитить права тех, кто честно работает в городе во всех сферах, в том числе в малом и среднем бизнесе, - отметила Людмила Швецова, - власти прилагают все усилия, чтобы смягчить негативные последствия незаконной миграции. Но нам необходимы грамотные правовые обоснования, законы, чтобы справиться с проблемой, предотвратить нарастание нетерпимости.

А для этого нужно расставить все точки над "I" - требуются решения на федеральном уровне, согласованные с субъектами Федерации, и в первую очередь со столичными властями, прямой диалог со всеми заинтересованными сторонами. Только мудрый, взвешенный подход к этому острейшему вопросу современного бытия может способствовать построению социального мира и эффективному экономическому развитию городов. В заключение Людмила Швецова напомнила присутствующим мудрые слова древнегреческого философа Аристотеля, которые можно воспринимать как гражданский девиз: - Город - это единство непохожих.

Юрий Николаев
Тверская, 13, 12 июля 2005 г.

Док. 456274
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 03.07.08
Число обращений: 242

  • Швецова Людмила Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``