В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Липскеров: `Стрелки` Амура. Женщина, которая пела... Назад
Дмитрий Липскеров: `Стрелки` Амура. Женщина, которая пела...
Модный писатель и успешный ресторатор Дмитрий Липскеров пять лет назад рискнул предложить руку и сердце Маше Соловьевой, солистке группы "Стрелки". Маша стал примерной женой и целиком посвятила себя воспитанию двоих детей. Дмитрий таким положением дел отнюдь не доволен.

Наталья Белоголовцева: Нестандартная у вас ситуация. Чаще бывает наоборот: муж требует, чтобы жена занималась собой, детьми и хозяйством.

Маша Соловьева: А мне Дима говорит: "Я тебя не уважаю за то, что ты засиделась дома". Он считает, что я в плане творческого роста двигаюсь медленно. Очень уж он требователен и к себе, и к окружающим.

Н.Б.: У вас такие маленькие дети, что, по-моему, еще некогда задумываться о творческом росте.

М.С.: Да уж, две беременности подряд -- это довольно сложно. Косте -- три года, а Соне -- год. Хочется проводить с ними как можно больше времени. Но я стараюсь потихоньку выбираться: заочно учусь на третьем курсе в ГИТИСе. Обязательно посещаю хореографические семинары.

Н.Б.: Любите танцевать?

М.С.: Я танцую с раннего детства в разных коллективах. Даже школу закончила экстерном, чтобы освободить время и профессионально заниматься любимым делом. Работала в многочисленных эстрадных группах и познакомилась с женой продюсера группы "Стрелки", которая пригласила меня на конкурс. За год до этого я брала в Гнесинке частные уроки вокала на эстрадно-джазовом отделении. Я, конечно, не Паваротти, но немножко пою.

Н.Б.: Время, проведенное в "Стрелках", было особенным?

М.С.: Поначалу было интересно. Я жила в воображаемом мире мечтами о высоком искусстве и долго не замечала, что это всего лишь мои иллюзии. Я как будто и не работала в шоу-бизнесе. Как говорят, была в болоте и не испачкалась. Изо дня в день все одно и то же: те же песни, под ту же музыку. За деньги. Ничего радостного, обычная работа.

Н.Б.: Почему вы ушли?

М.С.: Я встретила Диму. Довольно быстро забеременела, стала очень бережно относиться к своему здоровью и распрощалась с выступлениями.

Н.Б.: Не скучаете?

М.С.: Нет. Мне важно танцевать, я этим и занимаюсь. Сейчас ставлю несколько номеров для эстрадного проекта моей коллеги по группе "Стрелки" Юли. В будущем мне хотелось бы танцевать джаз. Сейчас много интересных направлений -- фристайл, эйрфлай. Интересно было бы поработать и в пластическом балете.

Н.Б.: Вам нравится творчество писателя Липскерова?

М.С.: Да, мне нравится, как он пишет. Я прочитала все его вещи с большим удовольствием.

Н.Б.: А вам нравится Липскеров в роли отца и мужа?

М.С.: Очень. Он продумывает наше будущее. Понимает, что надо обеспечить семью и достойное будущее детям. Старается, чтобы мы жили за городом, на воздухе. Особенно трогательные отношения у них с Костей, видимо потому, что это первый ребенок, и когда он появился, Дима был уже в солидном возрасте. Они чувствуют друг друга даже на расстоянии. Дима всегда думает о сыне. Я считаю, отец научит сына всему лучше любого учителя, даже если просто посидит и поговорит с ним. Костя обожает ходить к папе на второй этаж нашего дома: там все другое, там тайна. Там даже мультфильмы как будто другие.

Н.Б.: А в обычном, бытовом смысле известный писатель Липскеров вам помогает? Он может уложить спать ребенка, например?

М.С.: Ну конечно, если он дома, и спать уложит, и книжку почитает, и споет что-то. Когда Костя был совсем маленьким, Дима научился делать все. Мы, кстати, даже рожали сына и дочку вместе. Мне кажется, Диме как писателю интересен любой опыт.

Н.Б.: Диме не сложно работать в доме, где живут два малыша?

М.С.: Конечно, сложно. У нас бурлит жизнь, мы с детьми бегаем, шумим, сосредоточиться практически невозможно. Я его понимаю, когда он куда-нибудь уезжает. Когда я ставлю танцы, а это тоже творческий процесс, мне нужны тишина и покой. Могу этим заниматься дома только ночью, когда дети спят.

Н.Б.: Дима -- внимательный муж?

М.С.: Да. Когда он куда-нибудь уезжает, обязательно привозит мне что-то очень красивое. На дни рождения устраивает для меня "цепочки" из подарков: пойди направо, возьми там, пойди налево и т.д. Это так здорово, как в детстве!

Н.Б.: А малышам вы вместе выбираете подарки?

М.С.: Нет, он свои выбирает сам. Костя в три года получил детский джип. Он у нас настоящий гонщик, очень грамотно управляет своим авто. Вот мы ходим на разные курсы по вождению, а ребенок сел и поехал! В человеке все-таки многое заложено, и не надо его ни в чем ограничивать. Мне кажется, большое количество запретов убивает будущие таланты.

Н.Б.: Значит ли это, что вашим детям все можно?

М.С.: Нет, все можно в меру. Дима, правда, говорит мне, что я Костю "упустила", и сын позволяет себе больше, чем нужно. Но я считаю, что дети у нас не избалованные, они знают, когда остановиться. Конечно, папа у нас строгий, папа может как следует наказать.

Н.Б.: И как папа наказывает?

Д.Л.: Закрывает в комнате со словами "посиди и подумай". Помните, у Винни-Пуха с Пятачком было место, где они сидели и думали?

Н.Б.: У вас в семье доверительные отношения? Скажем, если Дима не приедет домой ночевать, вы отнесетесь к этому спокойно?

М.С.: Конечно. Я же тоже могу не приехать -- теоретически, потому что я детей ни за что не оставлю. Зато я могу вечером куда-то выехать с подругами.

Н.Б.: Маша, вам, наверное, сложно приходится на кухне. Чем удивить владельца модного японского ресторана "Рис и рыба"?

М.С.: Удивить, наверное, нечем. А вот порадовать можно простой, но вкусно приготовленной едой: котлетами, картошкой жареной, даже банальной яичницей.

Н.Б.: Дмитрий, скажите, все ли, чем вы занимаетесь, доставляет вам удовольствие?

Дмитрий Липскеров: А что, есть такие люди, которым все, чем они занимаются, доставляет удовольствие? Думаю, нет. Чем старше становится человек, тем больше он привыкает к радостям и благам, получить удовольствие -- как плотское, так и духовное -- становится сложнее и сложнее.

Н.Б.: Писательство -- доходное дело?

Дмитрий Липскеров: Той литературой, которой я занимаюсь, заработать невозможно. Я бы, конечно, с удовольствием все суетное бросил, если бы смог, целиком посвящая себя любимому делу, обеспечить себя и свою семью. Но писательством сегодня в России прилично зарабатывают единицы, пожалуй, только Маринина и Донцова.

Н.Б.: А может, вам тоже попробовать сделать что-то в жанре массовой литературы, чтобы укрепить свое имя среди широкой аудитории?

Дмитрий Липскеров: А может ли профессиональная балерина укрепить свои позиции, станцевав стриптиз?

Н.Б.: Вы считаете, что ваши книги -- для избранных?

Дмитрий Липскеров: Это искусство, к которому нужно быть подготовленным. Нужно иметь некий багаж знаний, хотя бы литературных реминисценций, чтобы читать мои книги. Для некоторых людей читать "Братьев Карамазовых" -- наслаждение, они глотают роман как легкий детектив, для других две строчки Достоевского -- непосильный труд. Все это очень субъективно.

Н.Б.: Вы сами много читаете?

Дмитрий Липскеров: Мало. Человек, по-моему, прочитывает серьезную литературу лет до тридцати. А мне скоро сорок. Я боюсь читать много, чтобы не сбить свой внутренний камертон, правильный он или нет. Не хочу соприкасаться с новыми литературными течениями. Наверное, пытаюсь избежать их влияния.

Н.Б.: То есть за новинками не следите?

Дмитрий Липскеров: Любопытства ради покупаю практически все. Но, как правило, пролистав, понимаю, что так и я легко могу написать, и мне становится неинтересно.

Н.Б.: В самоуверенности вам, конечно, не откажешь... Расскажите, пожалуйста, как вы совмещаете работу, например, над книгой "Русское стаккато -- британской матери", выдвинутую в этом году на Букеровскую премию, и контроль за приготовлением суши в своем ресторане? С восьми до тринадцати -- "творчество", в четырнадцать -- "деловая встреча"?

Дмитрий Липскеров: Именно так все и происходит. Я много работаю и расписываю каждый день чуть ли не по минутам. Если ждать вдохновения и не заставлять себя каждый день браться за перо, проводя за письменным столом энное количество времени, ничего не сделаешь. С рождением детей стало еще сложнее. Я, например, приучил себя вставать в девять утра, чтобы завтракать с сыном. А насчет самоуверенности: не так много драматургов, чьи пьесы ставят лучшие театры страны, когда им, драматургам, совсем мало лет. Моя пьеса "Река на асфальте" долго с успехом шла в "Табакерке", а "Школу для эмигрантов" больше десяти лет играли в Ленкоме.

Н.Б.: И как вы сами объясняете такой свой успех?

Дмитрий Липскеров: Просто мои пьесы были профессиональными настолько, что их захотели играть народные артисты. В литературной премии "Дебют", соучредителем которой я являюсь, участвуют русскоязычные авторы со всего мира до двадцати пяти лет. Так вот, за четыре года ее существования ни разу, увы, не было представлено ни одной пьесы, написанной профессионально. А драматургия -- самый объективный вид литературы. Написать пьесу гораздо сложнее, чем, скажем, киносценарий.

Н.Б.: Спорный тезис.

Дмитрий Липскеров: Отнюдь. Киносценарии переписываются многократно, под конкретного кинорежиссера. Даже Тонино Гуэрра как прозаик и драматург не состоялся -- если бы не Федерико Феллини, который поставил по его книгам не один фильм, Гуэрру мало бы кто знал. А пьесы драматурга Шекспира ставят разные режиссеры столетиями.

Н.Б.: Ваше видение пьес совпадало с тем, как их ставили?

Дмитрий Липскеров: Нет, поэтому я и перестал писать пьесы. Я постоянно пытался обеспечить себе в жизни, особенно в любимом деле, полную свободу и независимость. Меня мало волнует количество людей, до которых дойдет или не дойдет моя книга. Или сколько книг продано. Ни один настоящий художник ни для кого, кроме себя, ничего не делает. Процесс гораздо важнее результата. Я даже авторские экземпляры не всегда забираю. Я не из тех, кто раздаривает свои книги друзьям и знакомым.

Н.Б.: Маша говорила, что вы недовольны ее недостаточной творческой активностью. Вам важно, чтобы жена приносила домой зарплату?

Дмитрий Липскеров: Нет, конечно. Редкая женщина может заработать столько, сколько я. Пусть занимается чем хочет. Лишь бы она хотела чем-то заниматься. Мне интересно, когда человек растет. Интересно его движение в жизни. Главное -- не ограничивать свободу друг друга.

Н.Б.: Вам важно, чтобы женщине было комфортно рядом с вами?

Дмитрий Липскеров: Это ее дело.

    
Наталья Белоголовцева
Журнал "Профиль" No36 от 29.09.2003
http://www.lipskerov.ru/critic/article.phtml?aid=39&id=4&level=4
    

    

Док. 455831
Перв. публик.: 29.09.03
Последн. ред.: 02.07.08
Число обращений: 625

  • Липскеров Дмитрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``