В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Грызлов: Мы должны создать для миллионов людей и фирм условия для предпринимательства и новаторства Назад
Борис Грызлов: Мы должны создать для миллионов людей и фирм условия для предпринимательства и новаторства

Борис Грызлов: Мы должны создать для миллионов людей и фирм условия для предпринимательства и новаторства2 июля в Москве начал работу IV Конгресс национального бизнеса. Организаторами Конгресса являются Всероссийская политическая партия "Единая Россия" и Общероссийская общественная организация "Деловая Россия". Предпринимателям, экспертам, представителям законодательной и исполнительной власти предстоит обсудить вопросы развития массового бизнеса в стране и перехода к инновационной модели экономики.

Председателя Высшего совета партии "Единая Россия", Председатель Государственной Думы Борис Грызлов:

Уважаемые коллеги!

Наш Конгресс проходит всего через несколько дней после финала чемпионата Европы. Его главный итог: прорыв России в элиту мирового футбола. Теперь мы не просто уверены - мы видим, что можем побеждать. Еще многое предстоит сделать, чтобы закрепить результаты. Эйфории нет. Но победы - удивительно красивые и сильные - уже есть.

Все это в полной мере относится к экономике и бизнесу. Так же, как футбольным командам, абсолютному большинству предприятий пришлось пережить два тяжелейших десятилетия. Для кого-то из них они стали периодом реформ, для кого-то - становления с нуля. Было много проблем, порой тяжелейших ошибок. Но Россия выстояла и сумела построить собственную рыночную экономику. И сегодня мы можем конкурировать с самыми именитыми соперниками - как на футбольных полях, так и на глобальных рынках.

У нас пока не так много игроков и компаний мирового уровня. И именно поэтому мы собрались сегодня здесь. Нельзя приказать человеку стать гениальным нападающим. Нужно создать условия миллионам, чтобы играть и тренироваться. И точно так же мы должны создать для миллионов людей и фирм условия для предпринимательства и новаторства. Решение этой задачи в рамках Стратегии-2020 - наша с вами задача.

За прошедшие годы страна действительно изменилась. Напомню: в 2000 году весь ВВП России составил всего 7,3 трлн. рублей. В прошлом году он составил примерно 33 трлн. рублей. Рост - в 4,5 раза.

Экономика России теперь измеряется триллионами долларов. И уже в силу этого можно говорить о ее вхождении в число глобальных игроков. Тем более что тенденция роста экономики и ее международного веса, несомненно, будет продолжена.

Важно, что рост обусловлен не только развитием сырьевого сектора. Так, экспорт по самой технически сложной и наукоемкой статье - машины, оборудование и транспортные средства - за эти же годы вырос в долларовом выражении более чем вдвое. В прошлом году он составил без малого 20 млрд. В 2000 году это было 9 млрд. долларов.

Могут возразить, что импорт машин и оборудования рос гораздо быстрее экспорта. Но и это естественно. В основных отраслях России предстоит увеличить производительность труда в 4 раза. Сделать это можно исключительно при условии внедрения новых технологий, модернизации производств. И без использования иностранного опыта, без импорта здесь не обойтись. Мы поощряли и будем поощрять приобретение технологических решений и не производимого в стране оборудования. И на этом, например, фоне произошедшее за 7 лет увеличение импорта вычислительных блоков и их компонентов более чем в 12 раз вовсе не выглядит чрезмерным.

Уже есть примеры того, как российские предприятия, чтобы получить доступ к нужным "ноу-хау", покупают иностранные заводы. Такие инвестиции, направленные на развитие отечественной индустрии заслуживают поддержки.

Мы будем стимулировать технологическую модернизацию и на законодательном уровне. В частности, планируется ввести новую систему налогообложения нефтепродуктов. Чем глубже переработка, чем выше качество и экологическая безопасность моторного топлива, тем ниже должны быть акцизы. Предстоит и создание механизмов, стимулирующих ресурсо- и энергосбережение, а также повышение экологической эффективности. К 2020 году энергоемкость ВВП экономики необходимо снизить практически в 2 раза.

Я только что говорил об импорте технологий. Он действительно нужен. Но, разумеется, мы будем развивать и способствовать внедрению в практику отечественных разработок.

У России сильные научные и инженерные школы. Важно научиться использовать это преимущество в рамках рыночной экономики, капитализировать нематериальные активы. В частности, для этого мы планируем принять находящиеся сейчас на рассмотрении Государственной Думы законопроекты "О передаче технологий" и "О патентных поверенных".

В целом, можно констатировать, что рост экономики России стал одновременно и солидной основой, и результатом развития национального бизнеса. Практически аналогично росту ВВП почти в 5 раз увеличился сальдированный финансовый результат в экономике (т.е. прибыль минус убытки). В 2007 году он составил 5,7 трлн. рублей. Индекс РТС за тот же период вырос в 16 раз.

Таким образом, росла и прибыль, и стоимость отечественных предприятий. Сегодня в распоряжении капитанов отечественного бизнеса - быть может, не суперсовременный лайнер, но уже большой и надежный корабль экономики. Корабль, который уверенно держит курс и переносит качку мирового финансового кризиса. Это - результат нашего совместного труда за прошедшие годы.

Взятый курс может и должен быть продолжен. Это - цель Партии "Единая Россия".

Но вместе с тем накопленные ресурсы позволяют нам ставить и новые задачи. А уже существующие - решать на качественно более высоком уровне. Главная задача в экономике - диверсифицировать ее на основе развития инноваций и высоких технологий. Подчеркну: сохраняя при этом макроэкономическую стабильность.

Реализация энерго-сырьевого сценария развития, наблюдающаяся до сих пор - фактор, безусловно, негативный. Он тянет нас назад. И это не просто слова. Если в целом по экономике рост производительности труда составил в 2006 году 6%, то в секторе, связанном с добычей полезных ископаемых, лишь немногим более 2%.

В феврале, выступая на расширенном заседании Госсовета, посвященном долгосрочной стратегии развития страны, лидер нашей Партии Владимир Путин отметил: "Мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики". Вывод очевиден: теперь, имея на руках все возможности, мы должны переходить к широкому развитию. Добиться его можно исключительно за счет создания стимулов роста экономики в целом. Иными словами, поощряя предпринимательство и инновации.

Главный вопрос: как этого добиться. Здесь есть о чем говорить. Мы хорошо знаем, какие вопросы ставят бизнесмены. И не просто отдельные представители, а в целом предпринимательское сообщество. Оно формируется, мы его видим, и готовы вести диалог. Это абсолютно необходимый для развития России шаг к подлинному общественно-государственному партнерству. Ведь предпринимательское сообщество - самая активная часть общества.

В перспективе, полагаю, нам предстоит выйти на создание своего рода инновационного союза, где с участием исполнительной власти, Государственной Думы и "Единой России" будут прорабатываться конкретные решения, направленные на развитие экономики и ее инновационной составляющей.

Хочу особо затронуть здесь вопрос об инфляции. Без ее ограничения говорить о макроэкономической стабильности бессмысленно.

Мы обсуждали данный вопрос на нашей встрече фракции с Председателем Правительства Владимиром Путиным. Упоминались различные инструменты решения данной задачи. Вы знаете: в мировой практике применяются, порой, диаметрально противоположные рецепты. Основа нашей позиции - и мы убеждены, что она имеет основание - заключается в следующем: мы считаем неправильным бороться с инфляцией в ущерб росту экономики. Чрезмерно "закручивать гайки" и "затягивать пояса", замораживая расходы - в том числе и социальные - нельзя.

Но в равной степени нельзя допускать и рост необоснованных расходов. Просто "разбазаривая" деньги, стимулировать рост невозможно - и это очевидно.

Обсуждения на форуме в Санкт-Петербурге и на недавнем экономическом семинаре "Единой России" показали, что многих экспертов и предпринимателей по-прежнему волнует вопрос об участии государства в экономике.

Наша точка зрения проста. Государство должно заниматься тем, что кроме него сделать никто пока не может, а делать - надо. Надо поднимать авиапром - просто потому, что права потерять его Россия нам не давала. Надо строить дороги, даже если такое строительство идет не до конца эффективно. Ведь потери от плачевного состояния дорожной сети - 3-6% ВВП в год. И эти потери гораздо больше, чем потери от неэффективного развития инфраструктуры. Надо реализовывать крупные проекты, имеющие помимо экономического и социальное значение: будь то подготовка Олимпиады в Сочи или развитие Дальнего Востока. Надо, наконец, осуществлять индикативное планирование, позволяющее бизнесу строить долгосрочные инвестиционные планы.

В перспективе продолжится поддержка государством приоритетных отраслей. Однако, убежден, она должна осуществляться в первую очередь там, где существуют четкие долгосрочные программы развития - отраслевые стратегии с конкретными итоговыми и промежуточными результатами. Их выполнение должно быть предметом регулярного мониторинга. Так, выделяя миллиарды рублей на судостроение, мы четко понимаем, что Стратегия развития отечественной судостроительной промышленности подразумевает конкретные параметры увеличения производства. К 2010 году оно должно увеличиться более чем в 1,5 раза, к 2015 году - в 2,2 раза, к 2020 году - в 3,1 раза и к 2030 - в 4,3 раза.

Формирование таких отраслевых стратегий, поддержка приоритетных направлений - задача, которую необходимо решать уже сегодня. И в этом контексте считаю очень важной работу по подготовке отраслевых соглашений между Партией и представителями предпринимательского сообщества. Данную задачу можно и нужно решать сообща.

Отмечу: содействуя выполнению отраслевых стратегий и крупнейших проектов, в качестве одной из основных задач мы рассматриваем обеспечение заказами широкого круга предприятий. Тем самым бизнес получает реальный стимул для развития собственного производства.

Приведу пример. В строительстве Юго-Западных очистных сооружений в Петербурге приняли участие сразу 856 частных компаний. А ведь это не такой крупный проект: его стоимость составила 130 млн. евро.

Сегодня же у нас на повестке дня отраслевые стратегии и проекты с объемами инвестиций, которые больше даже не в разы, а на один-два порядка. Так, в случае с Олимпиадой в Сочи идет речь о более чем 300 млрд. рублей. "Урал промышленный - Урал полярный" требует порядка 600 млрд. руб. инвестиций. Причем порядка двух третей из них будут частными. Т.е. речь идет в полном смысле о частно-государственном партнерстве. А заказы получат тысячи предприятий и заводов со всей страны.

Помимо дефицита автомобильных и железных дорог, предприятия в своей деятельности сталкиваются и с другими ограничениями. К сожалению, наибольшая нагрузка ложится на тех, кто делает самое нужное дело: модернизирует или открывает новые производственные мощности.

Чрезвычайно дорого стоит присоединение к энергоинфраструктуре. И это еще полбеды. Настоящая беда в том, что и такая дороговизна доступна лишь меньшинству. Большинству отказывают вовсе. В прошлом году, по данным Минэкономразвития, было отклонено 60% заявок малых предприятий.

Эту проблему невозможно решить одномоментно. Но в принципе решения есть. В частности, речь идет о создании технопарков с уже существующей инфраструктурой. Такой опыт есть в ряде регионов. На их территории малые предприятия могут на разумных условиях получить офисные и производственные помещения, подключиться к энергетическим и коммунальным сетям. Убежден, что создание технопарков стало бы значимым шагом на пути развития как малого бизнеса, так и сектора высоких технологий.

Для решения подобной задачи необходимо участие самого бизнеса, усилия региональных властей, бюджетные вливания. Нужно создавать соответствующую инфраструктуру, либо модернизировать уже существующие площадки, перепрофилируя предприятия. И это - хорошее направление для нашей совместной работы.

Формирование стимулов для широкого развития экономики невозможно без снижения уровня коррупции и административных барьеров. Эти две проблемы связаны между собой столь тесно, что часто являются двумя сторонами одной медали.

В ближайшие месяцы должен быть утвержден широкомасштабный план противодействия коррупции. Он предусматривает, в частности, модернизацию законодательной и нормативной базы.

Это чрезвычайно важно именно с точки зрения решения проблемы административных барьеров. Ведь здесь - огромный комплекс вопросов, регулирующих взаимоотношения бизнеса с контролирующими органами. Каждый из них, на первый взгляд, невелик. Но вместе они вырастают в проблему поистине национального масштаба. В итоге общие затраты малых предприятий на разного рода контрольные и проверочные процедуры превышают 10% их выручки.

Астрономические с точки зрения экономики издержки предприятий на контрольные процедуры и преодоление административных барьеров - это проблема не только самого бизнеса. Ведь, в конечном счете, все это закладывается в цены, создавая инфляционное давление. И здесь снижение, а в некоторых случаях полная ликвидация административных ограничений способно дать существенный эффект. Например, для сельхозпроизводителей речь может идти об организации так называемых "ярмарок выходного дня" или "продажи с колес". Те регионы, которые имеют такой опыт, достигают результатов в сфере обеспечения населения продовольствием. В этой ситуации, я считаю, что никаких проверок быть принципиально не должно.

Прямо связан с темой административных барьеров и вопрос снижения налоговой нагрузки. Часто негативным фактором для бизнеса служат даже не размеры налоговых платежей, а качество администрирования. Здесь предстоит многое сделать. Речь идет, например, о предоставлении малыми предприятиями отчетности не чаще раза в год.

Тем не менее проблема размера ставок также имеет место. Поэтому снижение налоговой нагрузки продолжится. Это и освобождение от налогов средств, направляемых на образование сотрудников, и меры поддержки НИОКР. И, конечно, повышение налогооблагаемого минимума при расчете ставки НДПИ на нефть: с 9 до 15 долларов за баррель. Имеет смысл и проанализировать возможность увеличения порога, ограничивающего применение упрощенной системы налогообложения.

В рамках Стратегии развития страны до 2020 года перед Россией стоят сложнейшие задачи. Решать их придется всему обществу - в том числе и государству, и бизнесу. Иначе говоря, нам с вами.

Это налагает большую ответственность. Но и успех будет общим. Бизнес выиграл от роста России последних 8 лет. Убежден: в предстоящие 12 лет, если мы с вами будем работать эффективно, он выиграет еще больше.

Желаю вам всяческих успехов!


http://www.edinros.ru/news.html?id=133194

Док. 455753
Опублик.: 02.07.08
Число обращений: 228

  • Грызлов Борис Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``