В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Толкачев: Как Москва заставила раскошелиться американских налогоплательщиков Назад
Олег Толкачев: Как Москва заставила раскошелиться американских налогоплательщиков

Москва второй год подряд возглавила список самых дорогих городов мира по версии компании Mercer Human Resource Consulting. Что стоит за этим рейтингом, и как данное лидерство российской столицы отразится на ее имидже, туристической привлекательности? Об этом мы беседуем с представителем правительства Москвы в Совете Федерации, заместителем председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Олегом ТОЛКАЧЕВЫМ.




- Олег Михайлович, есть ли здесь у москвичей предмет для гордости?

- Вопрос так ставить некорректно. У москвичей есть мощная социальная поддержка, на которую расходуется почти половина средств городского бюджета. Если они не проживают в пятизвездочных отелях, не покупают джинсы в бутиках, то говорить о дороговизне не приходится. Другое дело - представительства иностранных компаний. Для них жизнь в Москве - удовольствие действительно не дешевое. Однако практически все крупные зарубежные фирмы предпочитают открывать головные офисы не на периферии, а в столице, и не в спальных районах, а в центре города. Потому что это престижно. Для своих сотрудников стараются снимать престижное жилье, гостиничные номера, обеспечивают их престижным автотранспортом. У нас достаточно развита сфера общественного питания, есть относительно дешевые фастфуды и весьма дорогие рестораны. Последние опять же считаются престижными, не пустуют, хотя туда никто никого за рукав не тянет. Когда все это суммируешь, то получается, что спрос на дорогую ситуацию подхлестывает соответствующее предложение.

- Но ведь и в других государствах иностранные компании стремятся "поселиться" в столицах. А там, выходит, плата за престиж меньше, нежели в Москве.

- Не факт. Надо смотреть конкретный список услуг и сравнивать. Возьмем, к примеру, аренду жилья. Сколько стоит снять хорошую квартиру в центральной части Парижа? 5-7 тысяч евро. У нас это обойдется в два-три раза дешевле, если, конечно, речь идет не об эксклюзиве, каких-нибудь пентхаузах. По гостиницам - да, есть проблемы, решаемые по мере развития сети. В нынешнем году будет построено 50 небольших отелей (3-4 "звезды"). Кроме того, уже открылся на месте снесенного "Интуриста" роскошный "Ритц-Карлтон", идет отделка "Москвы". В следующем году дефицит в 5 тысяч гостиничных номеров, образовавшийся в связи с реконструкцией "России", будет покрыт. Это абсолютно ясно.

- Насколько очевидны негативные последствия рейтинга Mercer для имиджа нашего города?

- Подобные исследования вполне в духе кампании, которая в последние годы ведется против нашей страны: дескать, у вас дорогая столица, вы заелись, получаете сверхдоходы от нефти, при этом нет ни демократии, ни порядка, вон, на Красной площади милиционеры обирают иностранных туристов. Я не исключаю, что у нас, как и в любом другом мегаполисе мира, хватает умников "подоить" гостей. Но это единичные случаи, а не система, как подается в зарубежных СМИ. Не претендую на абсолютное знание, но выскажу свою точку зрения. Запад увидел в России могучего конкурента и всеми силами старается нас сдержать или, скажем так, оттолкнуть на обочину. Пропагандистский фон, создание образа монстра является прикрытием собственных, в значительной степени экономических устремлений. Нам говорят: ваши опасения насчет размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе смехотворны. Да смехотворно не замечать, когда тебе под нос подсовывают ракеты! В составе нашей делегации я участвовал в сессии Россия - НАТО в Португалии. На одном из мероприятий говорилось о планировании стратегических расходов в военном бюджете США. Я спросил заокеанского докладчика: сколько вы собираетесь потратить на всю эту европейскую "историю"? Он так помялся, но разговор вроде открытый: до 2011 года - 150 миллиардов долларов. В восточноевропейских странах общество против американского военного присутствия, а власти - за. Почему такое противоречие? По-видимому, население, в отличие от руководства, не вовлечено в процесс освоения этих многомиллиардных расходов.

- Нет ли у вас опасений, что наше стремление к многополярному устройству мира обернется увеличением военных затрат за счет сокращения социальных программ?

- Опасений нет, думаю, что такая политика будет проводиться в рамках разумной достаточности. В этой связи хотел бы рассказать одну любопытную историю. Москва занимается развитием Музея Военно-морского флота. Ко Дню ВМФ, который будем отмечать в конце июля, его экспозиция на Химкинском водохранилище пополнится экранопланом, называемым "летающей лодкой" или "плавающим самолетом". Это уникальное создание советских военных инженеров позволяет перевозить до 550 человек или несколько БТРов и при этом не подпадает ни под какие ограничения вооружения, поскольку пока есть только у нас. Так вот, музейная, культурная работа Москвы подтолкнула американский конгресс выделить дополнительно 650 миллионов долларов на экранопланостроение в США, можно сказать, подстегнула гонку вооружений. Они стараются создать то, что мы, к сожалению, перестали финансировать и развивать в 90-е годы.

- Что имеем - не храним...

- Ну да, потерявши - плачем. Хотя лично я вовсе не сторонник рыдать, стенать. Несколько месяцев назад некоторые американские конгрессмены обнародовали доклад о том, что в России хилая демократия и что нужно выделять деньги на ее развитие. Проще говоря, финансировать "пятую колонну" - обычная история. У нас начались завывания: как они смеют вмешиваться в наши внутренние дела?! А я предложил: давайте в российском бюджете, отнюдь не маленьком, предусмотрим средства на поддержку демократии в Америке. Скажем, общественных организаций, выступающих против войны в Ираке... Нам давно пора отказаться от положения новичка, мальчика для битья, которого ставят в угол и которому читают нотации. Политика двойных стандартов была, есть и будет. Если вы не хотите с нами играть по правилам честной конкуренции, ставите подножки, хватаете за майку, - то извольте получить штрафной удар в виде достойного ответа.

- О двойных стандартах. Позвольте с глобального уровня спуститься на региональный. Москва стремится развивать индустрию туризма, и здесь, как мне кажется, не должно быть досадных нюансов. Стоимость посещения музеев для иностранцев на порядок выше, чем для россиян. Считаете это правильным?

- Не считаю. Билеты должны быть единообразными для всех граждан, что не отменяет скидок определенным категориям: школьникам, студентам. Такова общемировая практика. Другое дело, что знакомство с сокровищами мировой культуры в музеях Парижа, Лондона обойдется вам в 10-15 евро. У нас это удовольствие - опять же к разговору о "дороговизне" Москвы - дешевле.

- Возвращаясь домой из зарубежных командировок, вы не пробовали смотреть на нашу столицу глазами иностранца?

- Я объехал около 60 стран, бывал во всех республиках бывшего СССР, некоторые обошел пешком с геологическими экспедициями. Но лучше Москвы для меня города нет. Собственно, это и не удивительно. Хотел бы отметить другое. На мой взгляд, наш город становится интереснее и краше большинства европейских столиц. Задача в том, чтобы уметь показывать эти достоинства, к чему нас призывает мэр Юрий Михайлович Лужков. Показывать более креативно, даже агрессивно.

- В каком смысле?

- Предоставлять туристам "зеленые коридоры", определенные преимущества, в том числе по оплате услуг. Открывать новые туристические маршруты. Для одних наших гостей интересны Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного. А другим - особенно тем, кто с российскими, московскими корнями, - важно узнать культурное, архитектурное развитие мест, с которыми связана история их рода, семьи. Я бы ни в коем случае не вычеркивал из туристических программ памятники советского периода, как бы они кому-то не нравились. Когда построили Эйфелеву башню, Эмиль Золя кричал, что это чудовище, уродующее облик Парижа. Забирался туда в ресторан обедать, потому что это было единственное место в городе, откуда он не мог видеть "уродину". Но сегодня французскую столицу невозможно представить без этого архитектурного шедевра.

- На ваш взгляд, что из московских новостроек могло бы со временем стать одним из символов российской столицы?

- Великолепный ансамбль построен на Поклонной горе, очень интересным получилось новое здание МГУ, просто фантастика - реконструированный Гостиный двор. Но, пожалуй, первый в этом ряду - храм Христа Спасителя. Величественное сооружение, которое знает и видит не только Москва, Россия, но и весь мир.

Виктор Барулин
Москвичка, 16 июля 2007 г.

Док. 455633
Перв. публик.: 16.07.07
Последн. ред.: 02.07.08
Число обращений: 535

  • Толкачев Олег Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``