В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ивантер:Совесть в цементной корке Назад
Александр Ивантер:Совесть в цементной корке
В затяжном противостоянии Федеральной антимонопольной службы и бизнес-тяжеловеса "Евроцемент Групп" чаша весов склонилась в пользу цементного холдинга. Суд отклонил требование ФАС снизить на треть цены и вернуть в бюджет калькулированную ведомством сверхприбыль. Холдинг вздохнул с облегчением, ценовая стратегия компании останется прежней, создавая базу для инвестиций и расширения производства быстро дорожающего, дефицитного в условиях развернувшегося строительного бума товара. Казалось бы, осталось только поздравить цементников с победой над чиновниками. Но искренней радости почему-то нет. Наоборот - сплошные сомнения.

Цементная отрасль, с ее коротким, до 500 км, рентабельным транспортным плечом доставки готовой продукции и жесткой привязкой к месторождениям сырья, - классический рассадник локального монополизма. Каким образом ФАС не удалось доказать в суде факт его наличия у "Евроцемент Групп" на московском и целом ряде других локальных рынков цемента в европейской части России, где доля холдинга зашкаливает за 60, а местами и 80%, - загадка. Искать разгадку содержательную - бессмысленно, а конъюнктурно-политическую, ставящую настойчивость ФАС в зависимость от политики больших начальников по реализации национального жилищного проекта, честно говоря, просто противно.

Представители цементного холдинга оправдывают свою агрессивную ценовую политику, казалось бы, неубиенными аргументами - непрерывным удорожанием сырья, газа, энергии, а также необходимостью иметь достаточную рентабельность для финансирования инвестиций в действительно давно назревшую модернизацию и расширение мощностей по производству цемента. Но тут важны детали. Непубличный, непрозрачный холдинг не склонен афишировать структуру своих затрат, но отраслевые специалисты помогли нам реконструировать структуру затрат на производство тонны цемента. Оказалось, что суммарные затраты на труд и энергию составляют лишь порядка десятой части конечной цены цементной смеси для потребителя, а прибыль с учетом всех накруток посредников может доходить чуть ли не до половины (!) цены (без посредников - около трети). Да, конечно, инвестиции в расширение производства необходимы, и та же "Евроцемент Групп" прикладывает серьезные усилия для роста и инвестиций, и выпуска. Но обязательна ли для этого именно тридцатипроцентная рентабельность бизнеса? Да, дорогие кредиты, да, малодоступность иных внешних источников инвестиционных денег, но ведь весь средний бизнес находится в такой ситуации, и многие ничего - инвестируют. Причем при гораздо меньшей рентабельности. Согласитесь, трехлетний срок окупаемости для крупного цементного завода мощностью 2 млн тонн в год - все-таки нонсенс. Это не булочная, не парикмахерская, не свечной заводик. Здесь вы должны быть готовы играть вдлинную - если, конечно, ваша алчность, оплачиваемая заоблачными ценами на жилье, не является доминирующим мотивом вашего нахождения в бизнесе.

На конкурентных рынках рентабельность регулируется рынком, потребителем. На монопольных рынках она должна регулироваться прежде всего государством, с чем, правда, оно скверно справляется. Но не только им.

В англосаксонском деловом обиходе есть хороший термин - unfair trade practice, объединяющий большой, хотя и размытый класс сделок, стратегий и бизнес-решений, авторы и участники которых, не нарушая букву закона, выходят тем не менее за рамки доминирующих в деловом и не только сообществе представлений о том, как можно, а как нельзя вести дела. Самый мягкий русский синоним английского термина - неджентльменское поведение. Приблатненные адепты наших лихих 90#8722;х сказали бы проще: люди ведут себя не по понятиям. Мне же лично больше по душе исконно русское прилагательное "бессовестный".

Бессовестно сверх меры задирать цены, пользуясь отсутствием конкурентов и беззубостью власти. Бессовестно хищнически эксплуатировать нефтяные скважины, жертвуя правильным циклом разработки месторождений ради быстрого роста добычи. Бессовестно заполнять контент СМИ заведомым мусором в надежде срубить бабла на IPO своей газеты или телеканала.

Рынок, увы, редко дает премию за совестливое поведение в бизнесе. Однако пока некий гудвил - общественная репутация стратегии работы компании - не станет значимым критерием оценки успешности бизнеса, мы обречены наслаждаться гримасами дикого капитализма.




Александр Ивантер
"Эксперт"No14
10.04.2006
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/14/rynok_cementa_komment/

Док. 455181
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 01.07.08
Число обращений: 575

  • Ивантер Александр Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``