В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ефимов: Породненный с небом Назад
Александр Ефимов: Породненный с небом
6 февраля дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Ефимов отмечает свое 85-летие. Он, без преувеличения, - один из ярчайших представителей поколения победителей нашего славного воинства, образец истинной верности долгу и служения Отечеству.

Если быть до конца точным, родился Александр Ефимов 1 января 1923 года в 00 часов 15 минут в селе Кантемировка Воронежской области, но юридически это событие было зафиксировано в церковной книге лишь 6 февраля. Как рассказывала мама новорожденного Лина Митрофановна, в те дни стояли такие сильные морозы, что воробьи замерзали на лету. Боясь простудить младенца в церкви, откладывали крещение. Поэтому в семье день рождения всегда отмечали дважды: 1 января и 6 февраля.

Мама Александра работала секретарем в местном отделении милиции, затем - билетным кассиром на станции Кантемировка. Уход за ребенком и воспитание на первых порах ложились на плечи бабушки Екатерины Васильевны. В семье это был единственный внук. Брат Лины Митрофановны, Иван Митрофанович, погиб в Гражданскую войну. Его образ как бы воплотился в племяннике. Бабушка часто говорила: "Истинный Ваня!"

Рос Саша в деревне. Позднее он скажет: "Детство, хотя оно, особенно по современным меркам, было далеко не легким, вспоминается как самая счастливая пора. Мы были уверены в том, что будущее целиком в наших руках. Хотелось учиться, работать, постигать новое. Удивительная чистота наших мнений и действий создавала у нас ощущение счастья".

Как-то на площадь перед церковью произвел вынужденную посадку самолет. В тот год была снежная зима, и самолет удачно приземлился на лыжах. И стар и млад стекались посмотреть на невиданное чудо - аэроплан. Малышам, среди которых находился и Саша Ефимов, было позволено потрогать самолет руками. Вечером он с блеском в глазах заявил матери: "Буду летчиком!"

С тех пор мечта об авиации, о полетах, о небе полностью захватила его.

Его путь в авиацию начинался со строительства авиационных моделей. В школе Саша тоже интересовался всем тем, что касалось авиации.

Отец, Николай Герасимович Ефимов, - потомственный железнодорожник, инженер по образованию, видя увлечение Саши авиамоделизмом, поддерживал мальчика и помогал разбираться в терминологии, часто давал советы, как лучше изготовить ту или иную деталь модели.

18 августа 1938 года пятнадцатилетний Александр впервые поднялся в воздух на планере УС-4. К тому времени в силу семейных обстоятельств он уже учился в школе No 2 города Миллерово.

"От модели - к планеру! С планера - на самолет!" - вот лозунг, который определял в те годы жизненный путь многих юношей. Героическая эпопея спасения советскими летчиками членов полярной экспедиции ледокола "Челюскин", перелеты в Америку экипажей Чкалова и Громова, рекордные по дальности полеты Серова, Гризодубовой, Осипенко очаровывали молодежь. Юноши и девушки мечтали повторять и умножать подвиги летчиков - героев войны в Испании, на Халхин-Голе.

После окончания средней школы Ефимова приняли в Ворошиловградский аэроклуб имени С. Леваневского. За день учлет выполнял на "небесном тихоходе" У-2 три-четыре полета по кругу или один в зону и два по кругу. Наконец в апреле 1941 года настало время держать экзамены по теории и технике пилотирования. На аэродром прибыли летчики-инструкторы из Ворошиловградской военной авиационной школы. Начались экзаменационные полеты. Инструктор, сидя в передней кабине, в управление самолетом не вмешивался. Выполнив пилотаж в зоне, Ефимов взял курс на аэродром, как вдруг остановился мотор. Инструктор никак не отреагировал на это. Александр стал мучительно соображать, куда же садиться, какую выбрать площадку, как построить маневр для захода на посадку. В этот момент мотор вдруг заработал. Оказалось, что в программу зачетных полетов, разработанных в военной авиашколе, входил пункт имитации вынужденной посадки с выключенным мотором. Александр получил оценку "отлично". Это сыграло решающую роль: выпускник аэроклуба был зачислен в Ворошиловградскую военную авиационную школу.

Утро 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, курсант Ефимов встретил в авиашколе.

- Первым и естественным порывом курсантов было немедленно идти на фронт, - вспоминает Александр Николаевич. - Но начальник училища сказал на митинге, что командование считает необходимым продолжить обучение. Фронту нужны только хорошо обученные, умелые летчики.

Осенью учебное заведение перебазировалось в г. Уральск, находившийся далеко от фронта. Только в июле 1942 года сержант А. Ефимов после окончания обучения был направлен в 594-й штурмовой авиационный полк (шап) 214-й штурмовой авиационной дивизии (шад) на Западный фронт. Полк базировался на аэродроме Григорьевское под Калугой. За первые две недели он выполнил более 30 полетов, еще не боевых - главным образом по маршруту, на бомбометание и стрельбу на полигоне близ Перемышля. Однако уже в ноябре Александра вместе с его товарищем по авиашколе Анатолием Украинцевым направили в 198-й полк 233-й штурмовой авиадивизии, базировавшейся на аэродроме рядом с деревней Чертаново, что под Волоколамском.

Наконец настал день первого боевого вылета - 30 ноября 1942 года. Предстояло штурмовать эшелоны на станции Осуга, что на железной дороге Ржев - Вязьма. В строю четверки Ил-2 Александр летел замыкающим. Несмотря на яростный огонь зенитных батарей противника, боевая задача была успешно выполнена. Впрочем, на земле его ждал строгий разбор полета. Командир эскадрильи капитан Малинкин долго выговаривал Ефимову за то, что в один из моментов боя он оторвался от группы, нарушив одну из заповедей штурмовиков - держаться группой, огнем и маневром поддерживать товарищей. Молодой летчик навсегда усвоил тот урок.

Главной фигурой в штурмовой авиации был ведущий, то есть тот, кто вел группу, руководил ею в полете и в бою. Александр Ефимов ведущим стал рано. У молодого летчика было врожденное чувство пространства, умение соразмерять скорость, маневр и десятки других показателей, но главное - колоссальная сила воли, твердость духа, бережное отношение к товарищам. В 20 лет его назначили командиром штурмовой авиационной эскадрильи.

- Судьбу штурмового удара иной раз решали мгновения, а иногда успех гарантировали лишь длительные усилия, - говорит Александр Ефимов. - Не раз истребители сопровождения спрашивали у нас: откуда у ведущего берется сила воли вести за собой группу в самую гущу зенитных разрывов? Нам, истребителям, говорили они, легче держаться наверху, маневрировать, быть там в относительной безопасности. Правда, в тех случаях, когда в небе не оказывалось вражеских самолетов, истребители и сами вместе с штурмовиками наносили удары по наземным целям.

Чтобы начать атаку, штурмовикам действительно требовались исключительное мужество, готовность лететь навстречу опасности с риском нарваться на зенитный снаряд. Ведь "ильюшины" пикировали по прямой, без кренов и отворотов. Жизнь убеждала: именно в момент пикирования или на выходе из атаки летчиков-штурмовиков сбивали чаще всего.

Уже к июлю 1944 года старший лейтенант А. Ефимов совершил 100 боевых вылетов. Судьба хранила его, хотя то и дело приходилось возвращаться на аэродром на машине, продырявленной вражескими снарядами. 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1945 году штурман - заместитель командира уже 62-го шап 233-й Ярцевской Краснознаменной штурмовой авиационной дивизии капитан А. Ефимов совершил еще 122 боевых вылета. 5 мая 1945 года авиаполк сделал последний налет на порт Свинемюнде, где в пакгаузах забаррикадировались остатки гитлеровцев. И в тот раз крыло самолета капитана А. Ефимова зияло дырами...

Никогда Александр Николаевич не забудет, как утром 9 мая на стоянках самолетов поднялась пальба из пулеметов, пистолетов, винтовок. Аэродром ликовал: "Победа!", "Конец войне!" А потом был Парад Победы, на котором Александр Николаевич шел в сводном полку 2-го Белорусского фронта. 18 августа 1945 года он был удостоен второй Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Воспоминаниям о войне Ефимов посвятил книги "Над полем боя" и "Штурмовики идут на цель".

После войны Александр Николаевич служил на различных командных должностях, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию, в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. За 52 года военной службы прошел все командные должности: от рядового летчика, сержанта, до главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР - заместителя министра обороны. В 1975 году ему было присвоено звание маршал авиации, он - заслуженный военный летчик СССР, лауреат Государственной премии, доктор военных наук, профессор. Ефимов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, причем впервые стал народным избранником в 23 года. Он - один из инициаторов и проводников в жизнь передовых методов совершенствования военной авиации, ее развития в соответствии с современными требованиями.

Уйдя в 1993 году в отставку, Александр Николаевич отдает все силы общественной работе. Маршал Ефимов - член коллегии Министерства обороны РФ, заместитель председателя Российского организационного комитета "Победа", заместитель председателя Центрального совета по делам ветеранов Министерства обороны РФ, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Российского комитета войны и военной службы, председатель Совета Международной ассоциации ветеранских организаций, президент международного Клуба ветеранов Второй мировой войны "Примирение", президент Международного благотворительного фонда "Победа-1945 год". Один лишь перечень чего стоит! Просто диву даешься, как он везде успевает, как хватает на все здоровья. Но Александр Николаевич чувствует свою необходимость и способность сделать еще многое для Военно-воздушных сил, ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, для подрастающего поколения. И идет он к намеченным целям прямо, без кренов и отворотов, как принято у фронтовых летчиков-штурмовиков.

- Есть и навсегда остается наша Родина, она должна быть одной и единой для всех наших сограждан, - горячо говорит прославленный человек. - В последнее время мы немало думаем о прошлом. Но жизнь устроена так, что прежде всего надо заботиться о грядущем. И понять свое место в нем. При любых поворотах мы остаемся россиянами. И всем нам предопределено судьбой искать путь к расцвету России. И пытливым студентам, и дерзким бизнесменам с капиталистической хваткой, и ветеранам с приверженностью к советскому прошлому... И нельзя делить их - рабочих и предпринимателей, брокеров и дилеров, военнослужащих, верующих и атеистов - на своих и чужих... Большая беда от такого деления может стрястись. Согласие в обществе при всей разности мнений возможно на основе любви и верности Отечеству. И вывод тут однозначен: воспитание из каждого россиянина патриота - задача вечная и непреходящая.

Добавим к этому: Александр Николаевич и его супруга воспитали троих сыновей - Виталия, Игоря и Дмитрия и дочь Нину. Подрастают три внучки и внук. Все прямые наследники по мужской линии и внук Александр пошли по стопам отца и деда, служат в Военно-воздушных силах. Служат России.

Краснозвездовцы всей душой присоединяются к теплым поздравлениям в адрес юбиляра, уважаемого Александра Николаевича Ефимова, и желают ему здоровья, новых свершений во благо нашей великой Родины.


06.02.2008
http://www.avia.ru/press/11368/

Док. 455033
Перв. публик.: 06.02.08
Последн. ред.: 01.07.08
Число обращений: 346

  • Ефимов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``