В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Наумов: `Саммит АТЭС как символ глобализации` Назад
Олег Наумов: `Саммит АТЭС как символ глобализации`
Комментарий комиссии по международным делам

Закончившийся саммит государств Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) стал одним из самых очевидных символов глобализации и изменения соотношения сил в мире.

Данное мероприятие проходило без участия европейских стран, и тем не менее, если учесть, что среди участников саммита были США, Китай, Япония, Россия и Австралия ( по мимо этих государств также Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган), Индонезия, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу), то становится очевидным не только региональное, но и мировое значение данного мероприятия. На долю 21 страны-участника АТЭС приходится около половины объема всей мировой торговли

Именно во время саммита АТЭС стало наиболее очевидно, что пафос российской дипломатии, которая протестует против "однополярного мира" и выступает за мир "многополярный", - не более чем попытка "ломиться в открытую дверь". Сам саммит просто фактом своего проведения доказывает существование многополярности, и никаких пропагандистских демаршей для этого не нужно было делать. Нужно отметить, что российская делегация их не делала, и подобное проявление внешнеполитического профессионализма уже радует.

Основная тема саммита свелась к выяснению отношений по поводу затянувшегося спора о правилах мировой торговли в рамках ВТО. Международные торговые переговоры тянутся уже более шести лет, и сейчас, как отмечают наблюдатели, достигли решающего момента. Долгое время участники переговоров не могли договориться по двум ключевым вопросам - огромным сельскохозяйственным субсидиям в Европе, США и Японии и ограничительным промышленным тарифам на таких крупных развивающихся рынках, как Китай, Индия и Бразилия. На саммите главными оппонентами по этому вопросу выступили США и Китай как две экономические сверхдержавы нового глобального мира.

Основная "фишка" нашей страны была обозначена до начала саммита во время краткосрочного визита президента Путина в Индонезию. Во время данной поездки была заключена крупная сделка по продаже российских вооружений Индонезии на сумму более 1 млрд. долл. Кроме этого, Согласно другим заключенным вчера договоренностям, Россия инвестирует 1,2 миллиарда долларов в индонезийскую государственную нефтегазоразведочную компанию и 3,6 миллиардов долларов в производство алюминия и разведку бокситов.

Данная сделка уже вызвала реакцию в регионе. Приобретение Индонезией двух современных подводных лодок класса Kilo и остальных вооружений уже привело к тому, что Япония потребовала объяснений, и стало нарастать общее беспокойство по поводу дальнейшей эскалации региональной гонки вооружений. Но справедливости ради нужно отметить, что Россия не первая и не единственная страна, включившаяся в процесс продажи современного оружия в данном регионе. Помимо нас в этом преуспели США и Франция.

Любое экономическое сотрудничество России с другими странами можно только приветствовать. Однако вызывает некоторое сомнение способ, которым Индонезия будет расплачиваться за российское оружие. Дело в том, что расплачиваться она будет ... российскими деньгами, получив от России кредит в размере 1,2 млрд.долл. Это, конечно, можно рассматривать как российские инвестиции в мировую экономику, хотя можно и возразить, что в самой России достаточно сфер, нуждающихся в инвестировании.

Если говорить об официальных документах саммита, то принятая декларация по защите климата от парниковых газов - не более чем набор благих пожеланий, принятых, чтобы соответствовать "модной тенденции", но никого ни к чему не обязывающих. На саммите был также продлен мораторий на расширение АТЭС. В организацию просится, например, Индия, но она не является тихоокеанским государством. Кроме того, ее экономические отношения со многими членами АТЭС далеки от идеала.

На наш взгляд, саммит АТЭС продемонстрировал реальное разнообразие современного глобального мира, а также продемонстрировал необходимость умения пользоваться уже существующими организационными возможностями для защиты и проведения своих национальных интересов. Не отвлекаясь при этом на обременительные пропагандистские кампании и мнимую борьбу с однополярным миром.


Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.

11 сентября 2007 г.
http://www.sps.ru/?id=222553

Док. 454501
Перв. публик.: 11.09.07
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 215

  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``