В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Наумов: `Независимость Косово как экзамен на стратегическую зрелость` Назад
Олег Наумов: `Независимость Косово как экзамен на стратегическую зрелость`
Событие, которое с тревожным напряжением ожидалось мировым сообществом, свершилось: Косово провозгласило независимость, и ведущие игроки мировой политики диаметрально разошлись в отношении к этому событию.
Независимость Косово поддержали США и ведущие страны ЕС (Великобритания, Франция, Германия и Италия). Однако такие члены ЕС, как Кипр, Греция, Словакия, Испания, Болгария и Румыния, дали понять, что не пойдут на признание нового государства. Против независимости Косова категорически возражает Сербия, по-прежнему считающая край своей провинцией. Белград угрожает применить против края экономические и политические санкции, однако исключает использование военной силы. О принципиальном несогласии с самопровозглашенной независимостью Косово заявило руководство российского МИДа. Предсказуемо высказался против Китай, отягощенный проблемами Тибета и Тайваня.
С международно-правовой точки зрения позиции России и Сербии являются неопровержимыми: Сербия, будучи суверенным государством, не соглашалась на независимость Косова, Совет Безопасности ООН не принимал резолюций, разрешающих независимость, а значит - она противоправна. Однако если выйти за рамки сугубо правового подхода и посмотреть на сложившуюся ситуации с точки зрения политики как "искусства возможного", то здесь обнаружится принципиально отличное отношение к возникшей проблеме со стороны основных участников конфликта.
Ведущие страны ЕС попросту не могут допустить дальнейшей неопределенности в статусе Косово, т.к. подобная неясность ставит под угрозу все здание Евросоюза, фундамент которого состоит в четкости и ясности правил игры. В этой ситуации ЕС нуждается в любом решении, которое преодолевает патовую ситуацию. И решение, связанное с признанием независимости Косово, во многом оказалось более осуществимым, чем сохранение края в составе Сербии. Хотя слова о том, что Косово не создает прецедента, убеждают только страны, не сталкивающиеся с экстремальными проявлениями сепаратизма. Не случайно несколько государств ЕС отказались признавать независимость края.
Примечательно, что США с готовностью отдали инициативу по Косово ЕС, фактически переложив на Евросоюз историческую ответственность за будущее развитие событий.
Если говорить о Сербии, то для нее противоборство независимости Косово является необычной смесью эмоций и холодного расчета. Эмоциональная сторона вопроса касается не только судьбы сербского меньшинства в Косово. Не нужно забывать, что Косово - территория, на которой изначально сформировался сербский этнос. А холодный расчет состоит в том, чтобы "выторговать" у евробюрократии побольше преференций при вступлении Сербии в ЕС.
Двойственностью отличается и поведение российского руководства. Если бы российская официальная позиция состояла в безапелляционном отрицании международно-правовых притязаний сепаратизма, на стороне нашей страны был бы не только правовой, но и моральный авторитет. Однако попытка разыгрывать косовскую карту, поддерживая сепаратистские режимы Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, делает позицию нынешнего российского руководства двойственной.
Российским "стратегам" внешней политики не мешало бы осознать, что признавая независимость Косово, Евросоюз берет на себя всю полноту ответственности за дальнейшее развитие событий, надеясь, что сербов и косоваров удастся примирить (или хотя бы успокоить) в рамках ЕС. Никакой привлекательной перспективы сепаратистским режимам Приднестровья и Закавказья нынешняя правящая российская элита предложить не может. Т.е., если ведущие страны ЕС хотят реального преодоления "косовского ступора" (хотя вероятность успеха здесь еще не очевидна, а нарушение международного права уже бесспорно), то руководство России пытается использовать косовский прецедент, чтобы усугубить и законсервировать неопределенность ситуации на своих границах.

Таким образом, самопровозглашение независимости Косово придает дополнительный импульс развитию сепаратизма по всему миру, поэтому Россия не может согласиться с любой формой косовской государственности. Однако склонность российского руководства использовать косовский прецедент для поддержки сепаратистских режимов на пространстве СНГ является проявлением стратегической близорукости и может в дальнейшем привести к неконтролируемому всплеску сепаратизма внутри самой России.

Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета СПС.

20 февраля 2008 г.
http://www.sps.ru/?id=225392

Док. 454486
Перв. публик.: 20.02.08
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 154

  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``