В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Наумов, Алексей Лихачев: Трудный путь России в ВТО Назад
Олег Наумов, Алексей Лихачев: Трудный путь России в ВТО
О значении для России членства в ВТО и о том, как закончить переговоры на приемлемых для России условиях...

О значении для России членства в ВТО и о том, как закончить переговоры на приемлемых для России условиях, диалог ведут член Федерального политсовета СПС Олег Наумов и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, член переговорной группы Алексей Лихачев.

Олег Наумов: Россия начала процесс вступления во Всемирную торговую организацию в 1993 году и в этом году он может быть, наконец-то завершен. Осталось подписать двусторонний протокол с США. Переговоры идут тяжело. Российские политики даже грозят прервать их, если США не откажутся от чрезмерных претензий. Но наши переговорщики уверены, что до хлопанья дверью дело не дойдет: все оставшиеся разногласия будут сняты к середине лета. История ВТО насчитывает не один десяток лет и сегодня в ней состоят более 150 стран. Как получилось, что Россия оказалась вне этого мирового сообщества?
Алексей Лихачев: Ответ на этот вопрос уходит корнями в середину прошлого столетия. Все войны обычно начинались из-за разделов экономических, поэтому после самой страшной в истории человечества, Второй мировой войны, ведущие страны сели за один стол переговоров и начали создавать прообраз ВТО - Генеральное соглашение по торговле и тарифам. Оно появилось в 1947 году. Есть красивая легенда, что заявление с предложением участвовать в организации лежало на столе у Сталина. Вождь написал на этом заявлении лишь один вопрос: "Объясните мне, зачем это нужно?" В те времена не нашлось смельчаков, которые бы отправились к Сталину объяснять, зачем нам надо быть в одном торговом союзе с нашими недругами. Мы не вошли в ГАТТ, прообраз ВТО. Мы стали создавать свою альтернативу - СЭВ, который существовал до конца 80-х годов. Надо сказать, что в историческом соревновании систем СЭВ сильно отставал, и уже с 70-х годов Политбюро ЦК КПСС принимало решения начать работу по присоединению к ГАТТ, или хотя бы получению статуса наблюдателя. Нас близко не подпустили, как страну исчадие зла в те времена, но с 1993 года идет официальный процесс присоединения России к ВТО. Сегодня 96% мировых торговых потоков регулируется правилами ВТО.

Олег Наумов: По мнению большинства россиян, нашей стране следует вступать во Всемирную торговую организацию. Так думают - 54%. Полагают, что этого делать не следует, 15% опрошенных. Остальные не определились с ответом. Сторонники ВТО главными выгодами от вступления нашей страны в ВТО, считают: укрепление торговых отношений с другими странами и улучшение состояния нашей экономики в целом. Мы торговали и торгуем со многими странами, наш внешнеторговый оборот растет год от года и без вступления в ВТО. Может, нам нет смысла вступать в ВТО?
Алексей Лихачев: Знаете, ответ на этот вопрос лежит в зоне парадокса: то, как мы сейчас торгуем, то, чем мы сейчас торгуем, нам бы лучше в ВТО и не вступать. Поскольку потоки углеводородного сырья вообще ВТО не регулируются. Мы можем торговать газом, нефтью, взаимодействуя с другими организациями, ОПЕК в частности. Но, если мы хотим перенести центр тяжести экспорта из зоны сырьевой, перестать быть мировой керосинкой, а стать экспортерами высоких технологий, продуктов и товаров народного потребления с высокой степенью добавленной стоимости, без ВТО нам не выжить, потому что, не входя в нее, мы не зайдем на эти рынки, как равноценный партнер. Как это ни горько говорить, мы будем страной-изгоем, с точки зрения мировой торговли, против нас будут вводиться санкции. Наши экспортеры, наши предприятия, а значит, и мы с вами как жители России будем получать в разы меньше, чем нам положено с этой колоссальной мировой торговой прибыли.

Мнение эксперта. Денис Минаков, редактор финансово-экономического бюллетеня:
От вступления в ВТО выиграют те отрасли предприятия, которые занимаются научно-техническим развитием своего бизнеса. Там, где при всей сложности умудряются внедрять новейшие мировые разработки, вести собственные научные исследования, применять какие-то ноу-хау, им достаточно легко будет адаптироваться на рынке. Для населения очень выгодно будет вступление в ВТО, так как на рынке появятся более дешевые и качественные товары со всего мира.

Олег Наумов: Порядок вступления в ВТО сложен и поэтому остаточно долог. Но даже в этих условиях период переговоров о вступлении России, который длится уже тринадцать лет, кажется чрезвычайно затянутым.
Алексей Лихачев: Главная причина таких длительных сроков для нас - это системность переговоров, сложность экономики России. Если какие-то небольшие страны, экспортирующие или импортирующие небольшую группу товаров, могут достаточно быстро пройти переговоры, то у нас колоссальное количество и торговых партнеров и позиций, которые их интересуют. Переговоры ведутся в пяти основных направлениях. Первое, это таможенные тарифы на импортные товары, т.е., на те товары из-за рубежа, которые приходят к нам и составляют здесь конкуренцию на нашем внутреннем рынке. Второй раздел переговоров - это доступ на рынки услуг. Это банковская, страховая, аудиторская деятельность, транспортные перевозки. Третья тема, самая сложная с точки зрения социальной значимости - переговоры по сельскому хозяйству. Главное, что здесь волнует наших партнеров, что регулирует ВТО - это величина государственной поддержки сельхозпроизводителей. Четвертая позиция, за которую отвечаю я - это системные вопросы, это законодательство, которое регулирует внешнюю торговлю, инвестиционный климат, таможенную политику. Пятая, самая сложная для нас тема - это правовое регулирование и защита интеллектуальной собственности. В этом смысле наша страна крайне молода, рынок интеллектуальной собственности у нас появился лишь в 90-х годах, когда мы начали задумываться, кто автор этой идеи, кто автор этой компьютерной программы, как мы должны защитить правообладателя.

Олег Наумов: Известно, все страны, которые уже являются членами ВТО, должны согласовать наше вступление. Нет ли здесь для нас каких-то проблем?
Алексей Лихачев: Ну, конечно проблемы есть. И я бы выделил проблемы двух видов. Во-первых, действительно у нас не все идеально в экономике и мы сами хотим очень многое в ней исправить, чтобы она была рыночной и конкурентной. Чтобы не работало телефонное право. Чтобы какой-нибудь полусумасшедший губернатор не подписывал на коленке распоряжение о запрете ввоза или вывоза товаров, такое бывает, к сожалению, нередко. Нужно сделать так, чтобы нам не было самим для себя некомфортно работать в нашей экономике. Поэтому часть вопросов к нам сложна, но правомерна.
И другая часть вопросов. Мы прекрасно понимаем, что мировой рынок, мировая торговая площадка - это всегда толкотня локтями. Кто успел, тот и съел. Кто жестче зашел в ту или иную товарную группу и лучше провел свой товар, получил большую прибыль. В этом смысле переговоры по ВТО не сильно отличаются от ситуации на восточном рынке. И мы действительно торгуемся на 2 ли на 1,5% снизить таможенные тарифы, 5 или 6 лет дать на переходный период. Подавляющее большинство стран согласовали с нами двустороннюю позицию. Пожалуй, единственная страна, которая еще далека от двустороннего финала - это США. Не берусь предугадывать сроки окончания переговоров с США, но очень надеюсь, что не будет бесконечно политизироваться процесс вступления России, потому что сам американский бизнес хотел бы видеть Россию в числе мирового торгового клуба.

Олег Наумов: ВТО - это лишь инструмент, который открывает перед экономикой России новые возможности. При этом надо реально видеть плюсы и минусы. Плюсы ВТО:
-Свободный доступ российской продукции на иностранные рынки.
-Благоприятный климат для иностранных инвестиций.
-Повышение качества отечественной продукции в результате конкуренции с иностранными товарами.
-Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.
Минусы ВТО:
-Дешевое иностранное продовольствие может разорить отечественные агрофирмы.
-Конкуренции с иностранцами могут не выдержать пищевая и текстильная промышленность, автомобилестроение и авиастроение.
-Иностранные банки и страховые компании могут разорить отечественных конкурентов.
Особую озабоченность многих граждан вызывает опасение, что наше участие в ВТО приведет к упадку некоторых отраслей, в частности, сельского хозяйства.
Алексей Лихачев: В целом, уровень жизни, уровень обеспечения социальных потребностей села настолько низок, что нам не ВТО является главным препятствием, а наше наплевательское отношение к селу, которое в последние годы демонстрирует наше государство. На сегодняшний день мы тратим, даже с учетом национальных проектов, сумму порядка 2-2,5 миллиардов долларов в год на прямую поддержку сельхозпроизводителей. Мы сейчас отстаиваем цифру в 9,5 миллиардов долларов, т.е. практически в 4 раза мы увеличиваем для себя порог в случае, если бюджет страны растет, если мы желаем тратить больше, то такая возможность у нас будет. Поэтому как бы сложно ни было - сельское хозяйство остается в зоне государственного внимания. Еще раз хочу подчеркнуть, что никто не ограничивает поддержку развития инфраструктуры села.

Мнение эксперта. Василий Еременко, министр сельского хозяйства Оренбургской области:
Я хочу сказать однозначно, если сегодня правительство Российской Федерации будет идти на поводу у ВТО и руководствоваться субсидиями, которые заложены в последние годы, то мы пострадаем и наша продукция не будет конкурентоспособна. Если сегодня нам ВТО убедить, не убедить, а принудить, что сегодня надо руководствоваться положением 94, 92 года, когда съезд народных депутатов Российской Федерации принял революционное решение до 15 процентов бюджета вкладывать в агропромышленный комплекс. Конечно, не было этой цифры, но она была на уровне 7-9 процентов. Один процент поддержи - это всего 30 миллиардов рублей никогда не даст возможности конкурировать со странами участниками ВТО. Надо минимум 8-9 процентов на этом этапе.

Олег Наумов: Безусловно, наши переговорщики должны минимизировать возможный ущерб для таких отраслей как сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Но главное максимально использовать те возможности, которые дает вступление в ВТО для экспорта наших высокотехнологичных товаров и продуктов высокой переработки.

Мнение эксперта. Борис Сперанский министр экономического развития и торговли Оренбургской области:
Если по-крупному, то оборот за прошлый год составил 2 миллиарда долларов товаров за рубеж. Если структурно, то это нефтегазовый экспорт - 35 процентов. 30 процентов - это рудный металл. Химия - три процента. Машиностроение, товары широкого потребления по одному проценту. Формально ограничения будут сняты, а будет ли наш товар конкурентоспособным - это не зависит от ограничений.
Положительные вещи с точки зрения области, конечно, есть, потому что требования, накладываемые ВТО, должны быть выполнены рядом предприятий. Это и сертификация качества, это и пересмотр технологий, это и качество продукции. В общем, целый набор, который позволит выйти на новый уровень производства и на новый уровень товаров.

Мнение эксперта. Денис Минаков, редактор финансово-экономического бюллетеня:
Около года назад наш журнал проводил исследования, насколько экономика Оренбуржья готова для вступления в ВТО. По нашим данным, около 20 процентов Оренбургских предприятий к этому готовы, остальные не готовы даже в ближайшие перспективы.

Алексей Лихачев: Естественно нужны переходные периоды от 3-4 до 5-7 лет, когда мы плавно приблизимся, уже будучи членами ВТО, к тем обязательствам, которые на себя взяли. Все это, без сомнения, обострит конкуренцию на внутреннем рынке. Все это заставит искать запасы снижения себестоимости, энергосбережения, заставит быть более эффективными и конкурентоспособными наши предприятия и отрасли. Но это не убьет их. Я вам больше скажу, если б не было ВТО, нужно было бы его придумать. Для того, чтобы совершенно четко руководители и собственники наших предприятий цеплялись за потребителя, за рынки, боролись за каждого покупателя внутри страны, жестко заходили на рынки других государств со своими экспортными товарами. Потому что такой хорошей экономической борьбы у нас в стране не хватает.

Олег Наумов: У нас действительно недостает экономической активности, господствует такая сонная атмосфера: газ течет, нефть капает, деньги идут в бюджет. Поэтому любой предприимчивый человек сегодня раздумывает, как бы ему нефтяную вышку прикупить, а не о том, как модернизировать существующее производство, где взять денег, чтобы выпустить новый конкурентный товар. Может быть, вступление в ВТО встряхнет это болото?

16.04.2006
http://www.sps.ru/?id=212436

Док. 454442
Перв. публик.: 16.04.06
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 294

  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``