В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Наумов, Эдуард Воробьев - об отмене социальных и профессиональных отсрочек от службы и других наболевших проблемах российской армии Назад
Олег Наумов, Эдуард Воробьев - об отмене социальных и профессиональных отсрочек от службы и других наболевших проблемах российской армии
В эфире телеканала Орен-ТВ

Эфир программы "Диалог" телеканала "Орен-ТВ" 9 апреля. Об отмене социальных и профессиональных отсрочек от службы и других наболевших проблемах российской армии беседуют автор и ведущий программы Олег Наумов и генерал-полковник в отставке Эдуард Воробьев.

Олег Наумов: На Всеармейском совещании войсковых офицеров Начальник Генштаба Юрий Балуевский сказал: "Воинская дисциплина - проблема любой армии мира. И когда неуставные взаимоотношения в солдатском строю, мягко говоря, превращаются в садизм, их надо искоренять". К сожалению, вместо решительного перехода на профессиональную армию пока мы видим лишь показушные полумеры: безмерное раздувание военного бюджета при его закрытости, ликвидация отсрочек по призыву, а вместо борьбы с дедовщиной в казарме - борьба с комитетом солдатских матерей.
Министр обороны Сергей Иванов объявил о сокращении срока службы в армии до одного года. Произойдет это в 2008 году. Можно ли сказать, что теперь с идеей полного перехода на контрактную армию покончено?
Эдуард Воробьев: Настойчивые поиски путей увеличения численности призывного контингента со стороны нашего Правительства, в том числе и Министерства обороны, включая отмену отсрочек, свидетельствуют о том, что на ближайшую, и, наверное, дальнейшую перспективу Россия отказывается от перехода на профессиональную армию, которая должна комплектоваться по контрактному принципу. Для России это, на мой взгляд, является глубокой ошибкой. Прежде всего, потому что Россия претендует быть равноправным участником всего мирового процесса, не только в экономике, но и в других отраслях жизни. А все основные, ведущие государства сейчас уже или перешли или переходят на контрактный принцип комплектования.

Олег Наумов: Конечно, военным проще ничего не реформировать и иметь в абсолютном подчинении безропотных восемнадцатилетних юнцов, чем перейти на контрактную армию. Однако российское общество считает иначе. По данным социологов, только 32% россиян выступает за сохранение призыва, 62% - требует перейти к формированию армии на контрактных началах. Многие военные утверждают, что служба по призыву в 1 год позволит покончить с дедовщиной в армии. Так ли это?
Эдуард Воробьев: Нет, я так не считаю. При смешанном принципе комплектования от неуставных взаимоотношений мы никуда не уйдем. Т.е. соприкосновение между военнослужащими разных призывов будет иметь место, пока у нас будет призывной принцип комплектования. А если еще и на должностях сержантского состава, инструкторов и другого постоянного состава учебных соединений и частей будет оставаться тоже контингент, который комплектуется по призыву, то здесь неуставные взаимоотношения будут еще больше. Почему? Потому что я не только старше по сроку службы, но я еще старше и по должности. Я - сержант, да плюс еще старик. И от этого уйти практически невозможно.

Олег Наумов: Как вы относитесь к созданию института военных священников?
Эдуард Воробьев: Я категорически не отрицаю ни введение института полиции, ни священнослужителей. Но есть два аспекта. Первый аспект. Если я являюсь верующим человеком, почему я должен именно при воинской части иметь своего священнослужителя? Опыт других государств говорит: представляется право отправлять свои вероисповедания в личное время за пределами воинской части. Тогда мы решаем проблему различных конфессий, которые есть в нашей стране. Второй момент. Сегодня священнослужители общаются с военнослужащими и по имеющимся данным около 2 тысяч из них на добровольной основе проводят свою работу в воинских частях. Есть ли у нас обобщенный положительный опыт, доведен ли он до общества. Мы ничего по этому поводу не знаем, но хотим из священнослужителей делать военнослужащих, в том числе и с лампасами. Третий момент. Ни полиция, ни священнослужители не являются основным звеном, ухватившись за которое можно решать проблему Вооруженных сил.

Мнение эксперта. Константин Бендас, священнослужитель, член Российского объединенного союза христиан веры евангельской:
Если мы говорим просто о том, что вот придут священники в армию, и они все изменят - конечно, нет. И это, простите, самонадеянные и безответственные заявления, которые сейчас звучат. Я не думаю, что сегодня отдельно взятая конфессия, да даже и все конфессии будут готовы взять единоличную ответственность за изменение морального, нравственного климата в армии. Это просто невозможно. Верно замечено, что армия - это часть общества и мы должны работать со всем обществом и служить ему по мере своих сил, способностей, возможностей.

Олег Наумов: Искоренению дедовщины не поможет ни сокращение срока призыва, ни создание военной полиции, ни институт священнослужителей. Большинство офицеров, похоже, тоже не собираются бороться с дедовщиной. По данным социологов, 38% опрошенных считают, что офицеры не только поддерживают дедовщину, но и сами чинят произвол и насилие; 29% - что они не обращают на дедовщину особого внимания, 23% - используют дедовщину для поддержания дисциплины; и только 4% участников опроса считают, что офицеры дедовщину осуждают и преследуют. При таком отношении офицеров, возможно ли искоренить это зло из солдатских казарм?
Эдуард Воробьев: Единственная возможность - это переход на полностью контрактный принцип комплектования, т.е. на профессиональную армию, которая комплектуется людьми, для которых военная профессия является их основным предназначением.

Олег Наумов: Но вместо этого военное ведомство придумало сократить срок службы до одного года, а Правительство приняло, в связи с этим, отмену 9 из 25 действующих на сегодняшний день отсрочек от службы в российской армии. Теперь служить пойдут те, кто раньше избегал этого по профессиональным и социальным причинам: и имеющие близких родственников - инвалидов, и те, чьи жены ждут ребенка, и молодые отцы. Призовут в армию сотрудников госорганизаций, сельских врачей и учителей. Поможет ли это армии и как скажется на социальном положении села?
Эдуард Воробьев: Это не улучшит серьезно положение в Вооруженных силах, потому что в целом отмена всех отсрочек не набирает того количества призывного контингента, который нужен для Вооруженных сил. Это с точки зрения армейской, а с точки зрения социальной, как вы сказали, это конечно ухудшит положение села. Когда авторы законопроекта говорят о том, что причина отмены отсрочек в урбанизации, т.е. исход сельского населения в города, сокращение количества школ, и даже то, что якобы преподаватели уклоняются от службы в армии - нельзя ни с чем согласиться. Мы должны создавать благоприятные условия для того, чтобы молодежь оставалась в селе. Я считаю, что допущена поспешность при представлении этих законопроектов Правительству и Государственной Думе.

Мнение эксперта. Геннадий Аверьянов, военный комиссар Оренбургской области, председатель комитета по вопросам образования, науки, культуры и спорта ЗС Оренбургской области:
Коль сегодня уменьшились сроки службы, если сейчас мы призываем призывников семь тысяч в течение года, то теперь мы будем должны призывать 14 тысяч. Мы считаем, тут могут быть проблемы. Чтобы взять контингент и не нарушить основных отсрочек, а ведь 80% студентов ВУЗОВ сегодня нельзя призвать...
- Если посмотреть техническое состояние вооруженных сил 80-х гг. и сейчас, то это конечно за 20 лет пройдена большая веха. У нас везде компьютерная система управления, сегодня определены системы на поле боя. Действительно, новые технологии входят в наши ряды потихоньку. Мы оснащаем части воздушно-десантной боевой готовности, не говоря уже о специализированных родах войск, таких например, как ракетные войска стратегического назначения. Здесь есть определенные повышенные требования к интеллекту молодого человека. Я думаю, такой контингент будет востребован как никогда.

Мнение эксперта. Светлана Попова, лидер молодежного движения "Союза Правых Сил" в Оренбургской области:
Я считаю, они совершенно не спасут ситуацию в армии. Потому что те, кто не хотел в армию, они так и будут увиливать. Я думаю, это зависит от воспитания в семье. А те люди, которые ухаживают за родителями инвалидами 1-й и 2-ой группы, их забирают в армию. И кто будет за ними смотреть? Кого-то искать или в дома для престарелых отправлять - совершенно непонятно. Обещают какие-то компенсации. Чтобы могли себя содержать, опять же непонятно, какие это компенсации, и что эти инвалиды с деньгами делать будут, в таком положении они даже за хлебом в магазин сходить порой не могут. Я считаю, это неправильно.

Олег Наумов: Президент Путин поставил министра обороны Иванова во главе Комиссии по ВПК. Даже в советское время не было такой концентрации власти силовиков. Бюджет в 25 миллиардов долларов, больше чем все национальные проекты вместе взятые.
Эдуард Воробьев: То, что военным сейчас предоставляется такая большая власть, тем более с повышением должностного положения, снижает ответственность за эффективное расходование средств. Я не говорю о криминальной стороне, а за эффективное целевое использование средств. Примеры работы Счетной палаты в Министерстве обороны показывают, что значительные средства расходуются не по целевому предназначению. С таким подходом можно было бы согласиться при одном условии: если бы были четко разделены функции Министерства обороны и Вооруженных сил. Министерство обороны - гражданский министр. У него обязанности и полномочия, связанные с выработкой вместе с другими структурами военной политики, реализации ее через Вооруженные силы в жизнь, материальное, техническое и другие виды обеспечения, в том числе подготовка и накопление мобилизационных ресурсов т.д. А Вооруженными силами занимается военный профессионал. Для этого нужно сначала разграничить полномочия и ввести должность Главнокомандующий Вооруженными силами, по аналогии как есть Главкомы видов ВС. Этим Главкомом по совместительству может быть и начальник Генерального штаба. Этот вопрос требует дополнительной разработки, чтобы не плодить дополнительный управленческий штат.

Олег Наумов: Представители Министерства обороны заявляют, что реформа в армии уже состоялась. На ваш взгляд, что надо сделать, чтобы наша армия действительно стала современной и эффективной?
Эдуард Воробьев: Я считаю, что нам все-таки нужно в спокойной обстановке вернуться к пересмотру всех тех направлений, которые были изложены Президентом РФ в основном исполнительском документе - Основах государственной политики РФ в области военного строительства до 2005 года. И там есть десять направлений. И надо проинспектировать, проанализировать. Не искать виновных, а проанализировать, что из этих направлений выполнено. И тогда мы увидим, что ни одно направление до конца не выполнено. И тогда мы должны вернуться, но с новым подходом для реализации этих направлений, если посчитаем, что их выполнение создаст условия резкого качественного изменения в ВС. Но, мне представляется, что все это можно делать только в том случае, если реализация всех этих документов будет осуществляться на надежный человеческий фактор. На сегодняшний день человеческий фактор в ВС находится в кризисном состоянии. Если ВС, по сравнению с 1993 годом как-то изменились к лучшему, то человеческий фактор к лучшему не изменился. А он является основой решения любых задач и в мирное и в военное время. История это подтверждает многократно. Вот до того момента, пока мы не создадим для командного состава офицерского и сержантского благоприятные социальные условия, и условия для боевой подготовки, мы будем сталкиваться с этими проблемами.

Олег Наумов: Через два года срок службы будет сокращен до одного года. Но это не решит такой жгучей проблемы, как дедовщина. А, ликвидировав отсрочки, государство заставляет сыновей оставить без поддержки своих родителей-инвалидов, молодых отцов - оставить без попечения своих малолетних детей. Во имя чего? Ведь это не решит проблему комплектования Вооруженных сил. Министр здравоохранения и социального обеспечения господин Зурабов сообщил, что государством предусмотрены выплаты тем солдатским семьям, где ждут ребенка или уже имеют детей не старше трех лет. По мнению министра, эти меры могут даже повысить рождаемость в стране. Какие же это должны быть выплаты? Впрочем, зарплату участковым врачам в 50 тысяч он уже обещал.

09.04.2006
http://www.sps.ru/?id=212260

Док. 454440
Перв. публик.: 09.04.06
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 299

  • Наумов Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``