В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:О президенте после выборов Назад
Александр Привалов:О президенте после выборов
Опубликована стенограмма встречи президента Путина с участниками дискуссионного клуба "Валдай" - зарубежными политологами и журналистами. Стенограмма оживила не раз уже всплывавший вопрос: почему опять с зарубежными? Насколько я помню, после какой-то из прежних таких встреч президента об этом прямо спросили, и он ответил в том смысле, что-де с ними интереснее. Едва ли отечественным коллегам "валдайцев" следует обижаться, но открытые встречи Путина с российской прессой и впрямь перегружены вопросами двух типов: "как же всё-таки получилось, что вы такой гениальный" и "почему в доме пять по нашей улице опять течёт крыша" - тоска же. Будь на этих встречах широко представлены оппозиционные СМИ, изобиловал бы и третий тип: "за что именно вы отравили Литвиненко" - тоже не бог весть какое веселье. С иностранцами Путину интереснее уже потому, что они хоть этими сортами вопросов ему не докучают.

Да и вообще, разговаривать о наших делах со знающим и заинтересованным иностранцем - дело хорошее: если он не лезет сразу учить вас жизни (а президентов обычно учить не лезут), он может оказаться очень полезным собеседником, ибо находится на оптимальной дистанции от обсуждаемых проблем. Здешний человек может, например, с ушами уйти в рассмотрение дилеммы: Васю или Петю усадят на такое-то кресло, - ничем иным более не интересуясь; человек приезжий нет-нет, да и спросит про устройство кресла и расположение окрестной мебели. Может выйти плодотворный обмен мнениями.

В этом смысле беседа с "Валдаем", на мой взгляд, удалась. По горячим следам пресса цитировала только фразу Путина о том, что есть "как минимум человек пять, которые реально могут претендовать на то, чтобы быть избранными президентом России в марте 2008 года". Публикация полного текста показала, что там говорились вещи и поинтереснее. Не сказав ничего особо неожиданного, Путин, кажется, впервые дал полное описание своих взглядов на текущий и завтрашний день российской политики. Если не считать неясности, по-прежнему окружающей проблему-2012 (соберётся ли Путин вновь баллотироваться на высший пост), картина оказалась достаточно чёткой.

Если совсем коротко, то примерно так. Россия либо будет суверенной, "либо, скорее всего, её вообще не будет". "Корчить из себя великую державу" незачем, но нужно уважать себя и уметь отстоять свои интересы. Стабилизировать страну нельзя никак, помимо демократии и многопартийной системы. Следующий президент должен быть сильным ("Россия не может быть сильной при слабой власти президента"; о парламентской республике и заговаривать рано), но ему придётся считаться с новым фактором - самим Путиным, никуда не уехавшим, находящимся в прекрасной форме и занимающимся "внутренней политикой". "Само собой разумеется, что нужно будет договориться о том, как нам функционировать". Путин прямо поддержит "Единую Россию" на декабрьских выборах, поскольку это необходимо для создания дееспособного парламента, но и СР может со временем на что-нибудь сгодиться.

Таков взгляд Путина на ситуацию, и его нужно попробовать понять. Главная проблема: как устроить совместное функционирование нового президента (который должен быть сильным) с сохраняющим известную степень влиятельности экс-президентом Путиным - проблема тем более сложная, что в России от века "сила морального влияния на общество выше, чем должностное положение или портфель". Тот презюмируемый факт, что обе стороны будут стремиться к стабилизации сильной президентской власти, есть не решение проблемы, а лишь одно из её граничных условий. А решение где? Отмечу, что почти никто из рассуждающих на эту тему не видит ключа в приходе Путина во главу единороссов, преобладающей силы парламента. Прочитав обсуждаемую стенограмму, такого и не предположишь: что ЕР есть (возможно, пока) не более чем инструмент политики президента, прямо не говорится ни разу, но впечатление создаётся именно такое. Так какими же способами Путин собирается взаимодействовать с преемником?

Известный немецкий эксперт Рар высказывает популярное мнение: Путин сохранит за собой контроль за ТЭКом и силовыми ведомствами - "через новые структуры, которые сейчас будут создаваться, или через стопроцентно лояльных к нему людей, расставленных на ключевые посты". Оставим даже в стороне вопрос, насколько сильным был бы новый президент, кабы ТЭК и силовики остались за Путиным, и взвесим, сколь надёжны указываемые Раром методы. Кажется, не весьма. Известно, что краткосрочный прогноз, например, погоды по шаблону "завтра будет как сегодня" до сих пор попадает в цель чаще любых ультра-экстра навороченных научных методов. Так и тут: не надо очень уж надрываться, гадаючи, каким будет политическое устройство после выборов, - оно будет примерно таким же, каково оно сейчас. За оставшиеся до марта месяцы ничего в нём принципиально изменить нельзя; в частности, нельзя успеть создать никакой вполне автономной политической силы. Значит, и после марта не будет в нашем политическом устройстве ни одной гайки, которую не мог бы открутить или закрутить человек, находящийся в президентском кресле. Отсюда следует, что любые структуры, которые за оставшиеся месяцы можно создать, и любые назначения, которые за это время можно сделать, за последующие месяцы (в случае нужды) могут быть соответственно упразднены и пересмотрены. Единственным более или менее надёжным способом обеспечить согласное "функционирование" нового и прежнего президентов останутся негласные договорённости, обеспеченные негласными же взаимными залогами. Стало быть, равноправное взаимодействие двух сопоставимых центров силы - предполагающее, наряду со многим другим, и возможность открытых споров по принципиальным вопросам - представляется не слишком вероятным.

Путин, вне всякого сомнения, всё это прекрасно понимает. И вряд ли он намеревается после инаугурации преемника пересесть в какое-либо формальное кресло, традиционное или вновь созданное; скорее уж он сочтёт уместным возглавить какой-нибудь фонд. И будет, как и обещал на цитируемой беседе, в составе клуба "Валдай" встречаться с новым президентом России - и задавать ему вопросы.

Если, конечно, новый президент и впрямь должен быть сильным.




Александр Привалов
"Эксперт"No35
24.09.2007
http://www.expert.ru/columns/2007/09/24/raznoe/

Док. 454391
Перв. публик.: 24.09.07
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 297

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``