В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:Об усмотрениях Назад
Александр Привалов:Об усмотрениях
В одном парижском ресторане предлагали посетителям спецобед из канадского лобстера: закуска из лобстера, первое - из него же, второе - опять из него и только десерт, кажется, из чего-то пофруктовее. Посетителям нравилось - не в последнюю очередь то, что в иных видах лобстер оказывался почти неопознаваем. Так и нам на предвыборную осень готовят спецобед из коррупции - то есть, разумеется, из борьбы с нею. Всё только начинается, но уже и сегодня не найдёшь газеты без уголовного дела с коррупционерами (правда, пока в основном мелкими; оптимисты полагают, что ближе к выборам покажут кого покрупнее; ну-ну). Каждую неделю сообщают и об институциональных наездах на коррупцию, причём разных. Есть особая борьба на отдельных участках фронта: в Генпрокуратуре образовано "управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции", а в МЭРТе придумали в каждом ведомстве и каждой региональной администрации учредить внутреннюю антикоррупционную службу. Есть, наоборот, нарочитое собирание сил для единого мощного натиска: вот-вот всех следователей страны соберут под одну крышу. Есть и законопроекты - их даже много.

На этой неделе активно обсуждался новый законопроект. Его автор, сенатор-единоросс Ищук, предлагает отменить для чиновников банковскую тайну. Чиновники, как известно, ежегодно отчитываются перед начальством о своём имуществе и финансовом положении. Но не все сообщённые ими сведения легко проверить: регистрацию на чиновника недвижимости или автомобилей кадровик проверит легко, а о содержимом банковских счетов или акционерных реестров ему не расскажут. Так вот, по мысли Ищука, надо, чтобы банки и компании по запросу работодателей чиновника сообщали такую информацию. Ищука критикуют большей частью слева: какой же придурок будет класть тёмный доход на свой собственный счёт? даёшь точно такую же прозрачность и для родственников! Быстро выяснилось, что есть другой антикоррупционный законопроект, где это уже учтено, - и у него, говорят, больше шансов на прохождение.

Речь идёт о результатах работы Межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции под руководством помощника президента Виктора Иванова. Они много шире предложений Ищука (будет представлен новый проект закона "О противодействии коррупции" и пакет поправок в целый ряд действующих законов), а по затронутой теме там говорится, что регулярно декларировать имущество будут и члены семьи чиновника, а декларации будут контролироваться специальными людьми. Но и этот более радикальный подход тоже начинают критиковать - опять-таки слева. А если он, этот подлый коррупционер, прячет наворованное у двоюродного брата, по закону к числу близких родственников не относящегося, - тогда как? А если вообще у знакомого: платит ему полпроцента за укрывательство - и пользуется его нечиновным именем? Тогда что, ему всё с рук сойдёт? Когда законопроект будет подан, критика такого рода наверняка усилится. Дума примет соответствующие поправки - и я совершенно не исключаю, что в итоге мы получим закон, позволяющий без лишних формальностей копаться в делах не только жены чиновника, но и любого гражданина, хоть раз в жизни бывшего с этим чиновником в одном помещении или даже в одном городе, то есть просто любого. Стало быть, использоваться это будет для борьбы не с коррупцией, а с кем надо. И жаловаться будет глупо - всё произойдёт навстречу пожеланиям трудящихся.

Притормозим на минутку и спросим себя, зачем это делается. Нужны ли эти новеллы для посадки коррупционера? Нет: возбудив уголовное дело, и сегодня можно копаться в любых счетах и реестрах. А обязательны ли они для возбуждения дел? Тоже нет: вспомните, как десять лет назад Починок (тогда налоговик) грозил полетать на вертолёте над Одинцовским районом, рассмотреть особняки и открывать дела пачками. Тогда это сделано не было, но и сейчас не поздно; всех коррупционеров так не пересажаешь, но на несколько первых лет работы бы очень хватило. Что же обсуждаемые новеллы поменяют? Они затянут "под колпак" людей, до которых нынче не добраться: "силовиков". Сегодня "силовик", участвующий в коррупционных играх за спиной "несилового" чиновника, практически недосягаем. С этими новеллами к нему появится путь.

Как это скажется на успешности борьбы с коррупцией, сказать трудно. Боюсь, что не очень заметно. У нас ведь дела - и коррупционные в том числе - открываются по усмотрению. Хочет человек (до начала сентября - прокурор, потом следователь) открыть дело - открывает, не хочет - не уговоришь. Вот те же особняки. Почему их хозяев-госслужащих обычно никто не трогает (касьяновскую дачу вспомнили только в ином, политическом контексте)? Такое, значит, усмотрение. И особняки, и счета, и фирмы, открытые на бомжей, часто используются не как фактура для уголовных преследований, а как составные элементы баз компромата или, более широко говоря, как аргументы и контраргументы в повседневных процессах непубличного управления. Будут ли принципы усмотрений меняться, а если будут, то к лучшему ли, никто не знает.

По-хорошему, надо бы эти усмотрения сильно потеснить. В обсуждаемом контексте это могло бы выглядеть так. Данные об имуществе чиновника и его близких публикуются и обязательно - сто раз из ста - проверяются; в случае выявления в них обмана или несоответствия расходов с доходами сто раз из ста возбуждаются уголовные дела: либо на чиновника, либо на того контролёра, который не возбудил дело на чиновника. Понятно, что сервисом такого уровня весь миллион российских чиновников не обеспечишь, - ну так весь и не надо.

Принципиально важно резко ограничить усмотрение именно в области отказа от возбуждения уголовных дел. И сейчас квалифицированным людям иногда удаётся через суд перебарывать нежелание прокуроров возбуждать уголовные дела по очевидным признакам (проблема шире борьбы с коррупцией: мы недавно рассказывали, как от такого нежелания страдают жертвы рейдерских налётов, - см. "Рассуждение о рейдерстве" [1], No 18). Мне говорили, что с заменой прокурорской вертикали на вертикаль Следственного комитета делать это станет несколько легче. Хорошо бы.




Александр Привалов
"Эксперт"No31
27.08.2007
http://www.expert.ru/columns/2007/08/27/raznoe/

Док. 454385
Перв. публик.: 27.08.07
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 258

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``