В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:Об открытости судов Назад
Александр Привалов:Об открытости судов
Официальная газета публикует за подписью первого зампреда Верховного суда России парадный рассказ о законопроекте, представленном ВС в Госдуму ("Слухи отменяются", РГ от 15 августа). Почему этот рассказ появляется именно теперь, если законопроект представлен в Думу ещё в апреле прошлого года, а к рассмотрению пока не назначен? Да потому, видимо, и появляется, что судейский проект федерального закона "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в РФ" как-то не идёт. Правительственное заключение на него - отрицательное; Дума рассматривать его не рвётся: поставили в примерной программе на май, но май прошёл - и ничего, скоро и август пройдёт. Вот ВС и напоминает о своём детище: пора бы, мол, и принять. Проект этот принят, по-видимому, не будет - но почитать его интересно.

Дело в том, что по замыслу он замечательно хорош. Информационная открытость судов есть дело несомненно благое, и этим проектом - судя по названиям его статей - вроде бы всесторонне обеспечивается: тут тебе и открытость информации о деятельности судов, и доступность судопроизводства, и правила общения судов со СМИ, и организация приёма граждан в суде - словом, всё, решительно всё, что нужно. Только реализация этого замысла никуда не годится, что очень странно. Если уж в одном из высших судебных учреждений страны нет достаточно грамотных юристов, чтобы написать внятный законопроект, - где же они тогда есть?

Проект написан языком почти бытовым (не юридическим) и выказывает авторское мышление дилетантское (опять-таки не юридическое). Например, автор знает, что во второй статье проекта принято давать дефиниции "основным терминам и понятиям" будущего закона - автор так и поступает. Он считает нужным и возможным определить в этой статье и что такое "журналист", и что такое "средство массовой информации", и что такое "редакция средства массовой информации", и даже что такое сама "информация" (это называется: наконец нашёл время и место дать устанавливающие определения!). Это кажется ему очень юридичным. Но когда в одной из следующих статей он не обинуясь говорит о плате (за копии судебных актов), ему не приходит в голову, что дефиниции-то требует не "редакция", а это скромное словцо, "плата", - ведь в соответствующих нормативных актах такой вид платежей до сих пор не предусматривался...

Правительственное заключение на проект грустно читать: видно, что писавшим его людям просто неловко за авторов. Высококлассные юристы, ссылающиеся на Закон о госпошлине, утративший силу несколько лет назад! Вторгающиеся своим проектом в сферу регулирования множества действующих актов, но не предлагающие в одном пакете со своим проектом поправки к этим актам! Всё это можно было бы счесть теми самыми "шероховатостями", которые и призвано устранять рассмотрение в Думе, кабы не знать, что этот самый дилетант-автор - Верховный суд РФ. Значит, он делает вид, что дилетант? А зачем? Первая приходящая в голову версия: точно таким же "бытовым" языком был написан худший закон России - дорого обошедшийся стране второй вариант закона о банкротстве. Там эта милая черта позволила заинтересованным лицам годами говорить, что закон-то замечательный; люди только - дрянцо, вот и воруют. Возможно, и здесь бытовой язык и юридическая неопрятность должны потом позволить годами ссылаться на эксцессы исполнителя: мол, это из-за негодных людишек с открытостью судов дело не меняется.

А сейчас с нею дела не ахти. Взять хоть открытость в прямом смысле: возможность присутствовать на заседании суда. Будете проходить по Поварской мимо Верховного суда (это где статуя Фемиды стоит с незавязанными глазами) - нарочно попробуйте зайти: мол, желаю как гражданин России поприсутствовать на открытых слушаниях в высшей инстанции! Вас и на порог не пустят, если не предъявите бумажку, что участвуете в таком-то процессе. Примерно так же и в судах других уровней. Где-то тоже требуют бумажку, где-то достаточно знать фамилию кого-то из судей - пропустят, если скажете, что вы к нему. Прямое требование Конституции и всех до единого процессуальных кодексов об открытости судебного заседания не соблюдается, почитай, нигде.

Ещё хуже обстоит дело с приёмом людей в судах. Судьи принимают исковые заявления два раза в неделю по полдня, причём любят на эти же часы вызывать к себе участников уже идущих дел. Большего унижения, чем претерпевают люди, решившие подать иск, и придумать трудно. Делается всё, чтобы человек семь раз подумал, прежде чем ещё раз сюда прийти, а лучше всего - ушёл бы сразу. Очередь еле движется. Мимо неё всё время лезут какие-то люди - то с повестками, то с красными книжечками (обычно всего-навсего адвокаты, но поди не пропусти). Крик, теснота, взаимные грубости. Добравшись до судьи, человек если не слышит прямо: чо пришёл? - то слышит вещи очень похожие. (Оговорюсь: конечно, не везде - но в весьма многих местах.) Люди в очередях в большинстве своём не юристы; они не знают, что исковое заявление можно послать в суд по почте, - но, правда, они не знают и того, что делать, если присланное по почте заявление судья под надуманным предлогом оставит без движения. Обсуждаемый проект обещает, что приём теперь будет происходить пять раз в неделю весь рабочий день - отлично. Но недостаточная прописанность подробностей не позволяет думать, что лучше станет намного. (Ещё и потому, что ВС и сегодня может распорядиться, чтобы в его судах канцелярия принимала заявления все рабочие часы - что же не распоряжается?)

Нет, всё-таки не может быть, чтобы такая явная беспомощность законопроекта "сама получилась" - очень уж юристы в ВС квалифицированные. Поэтому возникает вторая версия: они нарочно написали проект, обречённый на непрохождение. Чтобы в ближайшие несколько лет про открытость судов никто им и не напоминал - дескать, попробовали, не получилось, теперь будем силы копить.

Судейские, конечно, поступят как хотят - люди независимые. Но на мой вкус, было бы лучше, если бы законопроект на эти же темы всё же был сделан аккуратно - и прошёл. А делают его пусть обе высшие инстанции вместе: и ВС, и Высший арбитражный суд - проблемы c открытостью у них ведь общие.



Александр Привалов
"Эксперт"No30
20.08.2007
http://www.expert.ru/columns/2007/08/20/raznoe/

Док. 454382
Перв. публик.: 20.08.07
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 305

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``