В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:О стержне и висюльках Назад
Александр Привалов:О стержне и висюльках
Тут одиннадцатиклассники ЕГЭ по русскому языку написали. Со дня на день публике доложат о результатах, и я нимало не сомневаюсь, что результаты будут прекрасными - больно уж благожелательно установлены критерии. Пятёрку в аттестат получит ученик, набравший своими ответами всего 70 из 100 возможных баллов, тройку - 45. Но это, в общем-то, мелочи: пусть количественная оценка знаний приподнимется - всем будет только приятно. Другой вопрос, каково качество этих знаний.

Тест ЕГЭ состоит из трёх частей. В первой, самой большой части испытуемый должен выбрать правильный из приведённого списка ответов на вопрос; во второй - дать краткий ответ на вопрос; в третьей - выполнить "задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста". Так вот, мне рассказывали, что сплошь и рядом ученик, в начале теста бойко расставивший галочки, продемонстрировав, например, что знает, как правильно присоединять деепричастные обороты, в третьей части недрогнувшей рукой пишет что-нибудь вроде "подъезжая к станции, у меня слетела шляпа". Он вызубрил правила, но не умеет писать по-русски. Правила он через месяц с облегчением перезабудет, умение же писать по-русски ему, скорее всего, уже не светит. И не только писать - говорить тоже.

На заседании Совета при президенте России по культуре и искусству, где обсуждалась просветительская роль отечественной культуры, Путин, перечисляя назревшие проблемы, начал именно с этой: "Эксперты говорят, что сегодня - и особенно это у молодых людей - утрачиваются навыки ёмко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные и художественные оттенки". Эксперты говорят президенту почти правду (почти - потому что слово утрачиваются создаёт ложное впечатление, что прежде по этой части всё было тип-топ; не было, конечно, но одичание прогрессирует). Куда уж там ёмко и образно - попросту внятно выразить желаемое умеет, увы, меньшинство. Сегодня школьники пишут выпускные сочинения. Если вам по счастью не предстоит их проверять, спросите кого-нибудь из менее счастливых. Вам расскажут, что большей частью сочинения эти откровенно бессвязны: второй абзац в них не имеет никакого отношения ни к первому, ни к третьему; что язык их скуден, а синтаксис примитивен. Да что там школьники! Послушайте наших VIP"ов в телевизоре - многие ли из них способны сказать что-либо внятно и не отталкивающим образом? Они тоже не умеют пользоваться родным языком.

Неумение огромного числа наших сограждан толково писать и говорить по-русски давно стало общим местом, только обычно оно понимается как досадный, но не слишком важный недостаток, причём недостаток не общества, а лишь отдельных его членов. И то, и другое - опасные ошибки. Приведу лишь одно соображение: не умея адекватно выразить в словах свои мысли и эмоции, человек компенсирует свою беспомощность агрессией - это стандартный психологический механизм. Мы - во всяком случае большинство из нас - избыточно агрессивны и в языковом, и не только в языковом поведении; нельзя сказать, что исключительно из-за неумелого владения родной речью, но в очень значительной степени - из-за него. Равным образом, не только из-за низкого уровня речевых навыков, но в значительной степени из-за них, в России царит монологизм (очевидный пример - политика). У нас говорят большей частью с позиции силы (как выражаются специалисты по коммуникациям, из сильной позиции говорящего), хотя в массе случаев это заведомо менее эффективно, чем убеждающая речь на равных. У нас до невозможности обожают поучать, но недостаточно умеют общаться.

На упомянутом заседании было предложено немало мер, призванных возродить культурное просвещение; речь шла и о повышении статуса гуманитарного образования, и о школьном художественном воспитании, и о развитии библиотечной системы. Всё это вполне разумно и может оказаться полезным, но в решении поставленной проблемы - приобщении молодёжи к богатствам отечественной культуры - всё это детали второго порядка. Можно сколько угодно полировать висюльки на слабом стержне, сильнее он от этого не станет. Пока молодёжь (раз уж речь о ней) не умеет как следует пользоваться основой русской культуры, величайшим национальным богатством, русским языком, ни уроки пения, ни даже честно финансируемые библиотеки качественного сдвига не дадут.

Базовая проблема, таким образом, очевидна: преподавание русского языка в школах. Сегодня школьников учат даже не плохо, а просто - не тому. Русский язык - это не лингвистическая дисциплина, а основной инструмент - познания, самоидентификации, общения. Школа должна давать не столько знания, сколько навыки использования этого инструмента (в частности, навык в нужных случаях обращаться к словарям и справочникам). Сейчас этого нет - хуже того, есть обратное. Мне рассказывали о работе, в которой анализировались речевые навыки детей: у третьеклассников, оказывается, они в среднем хуже, чем у первоклашек - в школе малыши регрессируют. Главное, что происходит на уроках русского, - в ребят вселяют страх перед Ошибкой, будто язык тождествен орфографии. Я только что видел результаты недавнего опроса, проведённого среди взрослых людей, профессионально связанных с русским языком - пишущих, преподающих и т. п. 220 из 250 респондентов вспоминают уроки русского в свои школьные годы как нечто мрачное и тоскливое. Детей на этих уроках учат отвечать на поставленные вопросы и пересказывать параграфы, но не учат внятно излагать свои мысли, не учат слышать собеседника и общаться с ним - короче говоря, их не учат говорить и не учат писать. Диво ли, что они в большинстве своём этому и не научаются?

Это хорошо, что 2007 год объявлен Годом русского языка. Это прекрасно, что Россия будет давать какие-то деньги на обучение русскому языку в других странах. Но куда важнее, чтобы Россия озаботилась основой основ - обучением русскому языку здесь, у себя. Тут ведь ещё одно: в силу известных демографических процессов русский язык с каждым годом всё больше становится "языком межнационального общения" внутри страны. Если такую роль играет великий и могучий, правдивый и свободный - результат один: великая страна. Если такую роль возьмёт на себя бедный и грубый огрызок языка, результат окажется другой: агрессивная и небезопасная общага.




Александр Привалов
"Эксперт"No21
04.06.2007
http://www.expert.ru/columns/2007/06/04/raznoe/

Док. 454363
Перв. публик.: 04.06.07
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 291

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``