В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Соколов: Тренеры и кучеры Назад
Максим Соколов: Тренеры и кучеры
Рассуждения о том, как при авторитарном режиме полностью исчез жанр журналистского расследования, грешат двоякой неточностью. Если под расследованием понимать (в основном так и понимают) публикацию сливов на высокопоставленных особ, то считать этот жанр окончательно умершим затруднительно. Возможно, с меньшим размахом, чем во времена информационных войн, но вполне себе сливают. Когда заказчик есть, остальное приложится.

Что же до в самом деле самостоятельных журналистских расследований, например посвященных злоупотреблениям эксплуататоров, то с ними как всегда было скудно, так скудно и поныне. Хотя исследовать в жанре "Журналист меняет профессию" положение наемного работника в тех или иных сферах хозяйства и на собственном опыте изучить, как антрепренеры обращаются с работниками, - этого даже злейшие чекисты никому не запрещают. Скорее долго, трудоемко, не катит, да и антрепренеры могут обидеться.

Расследований, повторяем, нет, но, судя по встречающимся то там, то сям откровениям и жалобам, в сфере собственно экономической эксплуатации ничего особенно нового не придумано. Стремление антрепренера всеми правдами и неправдами не заплатить зажитое, изощренная система штрафов и вычетов - это неоднократно в классике описано. И даже не только в классике, но и в 40#8722;летней давности советском учебнике "Рассказы по истории СССР для 4 класса", где подробно повествовалось о злонравии заводчиков и фабрикантов и даже имелась пророческая (за 30 лет до 90#8722;х гг.) картинка, изображающая, как рабочим в срок не выдают зарплату, потому что фабрикант крутит деньги в банке. Дело, наверное, даже не в том, что наши эффективные антрепренеры прилежно учились в советской начальной школе, а в том, что для повторения былых обычаев большой изобретательности не надо. Воспроизводится само собой. Тем более что в определенные эпохи феномен был всеобщим. Не только Россию (тысячелетнее рабство etc.), но и Германию, Францию и проч. в конце XIX в. от рабочего вопроса трясло ничуть не меньше. Социализм не ветром надуло, а увлеченностью тех, кто не знал меры в эксплуатации. В ответ же на ультралиберальные рассуждения о том, как рабочее законодательство развращает работника (при том что в ряде случаев действительно развращает), можно заметить, что отсутствие рабочего законодательства тоже не поднимает антрепренера до высот добродетели. Идеальный откупщик Муразов только во II томе "Мертвых душ", да еще у Айн Рэнд фигурирует. В жизни с этим сложнее.

Так что хотя некоторые детали (безусловно, нуждающиеся в проверке) впечатляют - "Грузчик разбил случайно бутылку пива, сразу пошел и оплатил через кассу, показал чек, начальник сказал, меня не <волнует> твой чек, семь тысяч (штрафа, который тем самым в 200 раз превышает сумму ущерба. - М. С.)", но в общем и целом все привычное и старинное. Проходящее по разряду несвободы тела, т. е. несвободы от произвольных штрафов, конфискаций и вымогательств. А равно и от принуждения к сожительству, что есть тоже дело старинное.

Однако - все ж таки в XXI в. живем - в современных трудовых отношениях явились и такие новшества, которые не снились былым заводчикам и фабрикантам. Советским руководителям предприятий и организаций не снились тоже. Тимбилдинг, тренинг, коучинг суть новейшие изобретения, призванные завладевать душой работника и делать с этой душой то, что антрепренеру заблагорассудится. Что есть существенное расширение сферы действия трудовых контрактов. Прежде считалось так, что контракт регулирует продажу отчужденной рабочей силы. Что же до души работника, то работодателя этот вопрос либо вообще не интересовал, либо интересовал ограниченно - в смысле внешней лояльности тому или иному учению. О принуждении работников к эзотерическим духовным практикам речи не шло.

Теперь иное дело. Являются рассказы о корпоративном тренинге и коучинге, в ходе которого тренеры и кучеры, занимающиеся формированием "лояльности, инициативности, стрессоустойчивости, гибкости, адаптируемости, умения подчиняться, командовать и работать в команде", побуждают тренируемых к нарочитому говорению крайних непристойностей про других членов команды или же про самих себя, к ползанию на четвереньках, сопровождая это мяуканьем и кукареканьем, и к многим иным упражнениям, сильно развивающим стрессоустойчивость. Возможно, тут перед нами случай черного пиара - опять же "Репортер меняет профессию" весьма бы при годился, но если это черный пиар, то нельзя не поразиться образованности черных пиарщиков. См., например, описание тренинга, наблюденного В. В. Шульгиным в Париже 20#8722;х годов: "Однажды меня повели к "учителю". Плясали люди: мужчины и женщины. На лицах их было напряжение; напряжение, доходящее до мучительства... Мне объяснили. Обыкновенные танцы состоят из движений естественных, гармонических. Они легки; здесь же обучают таким танцам, при которых все движения органически противоречат друг другу; эти танцующие совершают в одно и то же время одиннадцать противоестественных движений; по этой причине у них такое напряжение на лицах. Спросил: "Для чего сие?" Мне объяснили: так развивается воля. Получив этот ответ, я уже знал, что в этом зале - ложь: так не развивают волю; так ее, воли, лишают". Что, впрочем, соответствует и более давним традициям коучинга: "Старец - это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением". Рекламные сайты тренерских и кучерских агентств говорят в точности то же самое.

Разница в том, что принятие послушания у старца - дело добровольное, тогда как послушание у кучера принимается по воле работодателя, а это несколько меняет дело. Равно как велика разница что со старым капитализмом, что даже и с коммунизмом. Экстатические практики в раннем СССР бывали, но исключительно по верховной воле партии. Вздумай отдельный руководитель в инициативном порядке завести тренеров и кучеров, ничем хорошим для него это бы не кончилось. Очевидно, что прежний капитализм, что коммунизм, восходя все-таки к идеологии модерна, а через него - так даже и к христианству, считали частное распоряжение душами делом неприемлемым. Судя по расцвету тренинга и коучинга, старинный модерн с его ограничениями сдан в утиль.

Максим Соколов
"Эксперт"No22
02.06.2008
http://www.expert.ru/columns/2008/06/02/naulitsepravdy/

viperson.ru

Док. 454327
Перв. публик.: 02.06.08
Последн. ред.: 24.05.12
Число обращений: 94

  • Соколов Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``