В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Абдулла Истамулов: `Как не отличаться от Тамбова` Назад
Абдулла Истамулов: `Как не отличаться от Тамбова`
В очередной раз снят с предвыборной дистанции Малик Сайдуллаев - единственный, кто мог бы конкурировать с генералом Алу Алхановым.
В определенной степени это перекликается с трагическими событиями в Ингушетии: рост напряженности в Чечне и на сопредельных территориях обязывает федеральный центр к наращиванию силового фактора в регионе и делает вполне прогнозируемым избрание генерала МВД Алханова на пост президента Чечни. Обладатель генеральских погон куда более соответствует задаче уничтожения религиозного экстремизма, бандитизма и решению прочих проблем, свойственных региону, чем любой другой кандидат. Кроме того, очевидно стремление оставить у власти уже сработавшуюся команду: "коней на переправе не меняют". События в Ингушетии и летняя активизация боевиков в самой Чечне свидетельствуют о том, что "переправа" действительно предстоит, а смена властвующих группировок в такой непростой республике, как Чечня, может спровоцировать серьезный конфликт, который неминуемо будет использован религиозными экстремистами и криминалитетом.

Фигура Алханова у большинства избирателей не вызывает ни отторжения, ни желания "голосовать сердцем". Успешно сформированный Москвой избирательный алгоритм, когда жители Чечни стремятся проголосовать за фаворита Кремля, опасаясь очередной войны в случае избрания "некремлевского" человека, исключает любые неожиданности в ходе выборов. Однако за предвыборной пестротой скрывается основная коллизия августовских выборов: какую модель управления Чечней и поддержания в ней стабильности выберет Кремль и насколько эффективна или утопична эта модель?

9 мая 2004 года закончился полугодовой перерыв, в ходе которого российской власти не приходилось принимать каких-либо глобальных решений по управлению Чечней и поддержанию стабильности в регионе. Сегодня от того, какой механизм управления республикой выберет Кремль, зависят не только жизни чеченцев и русских военных, но и имидж России как страны, которая способна эффективно решать свои внутренние проблемы.

Многие российские политики и СМИ, анализируя перспективы предстоящих выборов, уводят общественное мнение от главной проблемы - отсутствия ясного понимания того, какой будет система и структура управления Чечней. Этого понимания, похоже, нет ни у одного из кандидатов и группировок, которые пытаются добиться расположения Кремля. Сегодня необходимо решить, какие внутричеченские силы и механизмы будут сдерживать сепаратизм и обеспечивать управляемость. Как только Москва найдет взвешенное решение этой проблемы, личность кандидата отойдет на второй план, а выборы чеченского президента не будут отличаться от выборов мэра Тамбова. Именно этого нужно добиться Москве и именно это нужно чеченскому народу.

Политическая система, которую успел создать Кадыров, с одной стороны, содержала ярко выраженную семейно-клановую основу, с другой - базировалась на поддержке Кремля. И то, и другое не обеспечивало системе устойчивости: без самого Кадырова она функционировать в неизмененном виде не может. Федеральный центр и посткадыровская администрация неизбежно столкнутся с двумя серьезными конфликтами: другие влиятельные кланы готовы претендовать на власть в Чечне, при этом остатки ичкерийцев и религиозных экстремистов активизируют террористическую деятельность. Только в случае, если новая чеченская политика Кремля будет единой, а не разделенной интересами различных групп, она будет иметь шансы на успех.


Абдулла Истамулов, директор Центра стратегических исследований и развития гражданского общества "СК-Стратерия"

30.07.2004
http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2004/07/m29184.htm

Док. 454256
Перв. публик.: 30.07.04
Последн. ред.: 30.06.08
Число обращений: 263

  • Истамулов Абдулла Лукманович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``