В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Аркадием Дворковичем. 25.07.2007 Назад
Интервью с Аркадием Дворковичем. 25.07.2007
Рустам Арифджанов
ведущий

Аркадий Дворкович
начальник Экспертного управления администрации президента РФ

Рустам Арифджанов: Еще раз добрый вечер, в студии Рустам Арифджанов. В гостях у нас интереснейший гость - Аркадий Владимирович Дворкович, начальник экспертного управления президента Российской Федерации, или правильно администрации президента?

Рустам Арифджанов: Еще раз добрый вечер, в студии Рустам Арифджанов. В гостях у нас интереснейший гость - Аркадий Владимирович Дворкович, начальник экспертного управления президента Российской Федерации, или правильно администрации президента?



Аркадий Дворкович: Экспертное управление президента.



Р.А.: Добрый вечер.



А.Д.: Добрый.



Р.А.: Говорить мы будем, ну, я не знаю, наверное, и об экономике тоже... Экспертное управление образовано не так уж и давно, по-моему, там существовал просто экспертный отдел, кажется... или экономический отдел? Так я понимаю, да, Аркадий Владимирович?



А.Д.: Было экономическое управление президента...



Р.А.:: Так...



А.Д.: И в 2004 году было принято решение образовать экспертное управления для проведения экспертизы аналитической поддержки деятельности президента на более высоком уровне. Для этого был увеличен штат сотрудников и набраны новые персоналии и организовано взаимодействие и с аналитическими центрами и со всеми органами власти, как федеральными, так и региональными.



Р.А.: Я просто, чтобы радиослушатели тоже немножко поняли, потому что то, как действует министерство и то, чем они занимаются, мы более или менее понимаем. А вот то, как действуют те или иные управления, президентские, да, они, все-таки... их деятельность не так популяризируется и мы, в общем, иногда не очень понимаем кто чем занимается.



А.Д.: Да, это действительно так, но, я думаю, что основная задача наша понятна - это обеспечение деятельности президента. Причем каждое управление занимается своей частью. Правовое управление - законодательством и юридическими вопросами. Управление по внешней политике - внешней политикой президента... одна из основных функций. Экспертное управление - это экспертиза документов, нормативно-правовых актов, любых проектов, с социально-экономической точки зрения.



Р.А.: Но больше приходиться заниматься экономикой, или социальной проблематикой, или это настолько связано?



А.Д.: И то и другое сбалансировано, приходится смотреть, это нормально, именно в этом состоит профессиональный подход, смотреть на каждую проблему и с социальной и с экономической точки рения.



Р.А.: Аркадий Владимирович, мы знаем, что до этого, в течение нескольких лет, вы занимали должность заместителя министра ...



А.Д.: Экономического развития и торговли.



Р.А.: Экономического развития... Заместителем Грефа были, да? И перешли на эту должность ... Где вам было сложнее?



А.Д.: Это одинаково сложная и одинаково интересная работа. В министерстве необходимо было заниматься детальной проработкой вопросов, касающихся конкретных сфер экономической политики. Прежде всего, налоговая политика, политика в области развития финансового сектора - это банки, страхование... Были вопросы, связанные с разработкой программ социально-экономического развития. И значительная часть времени была посвящена написанию конкретных законов. Мы тогда написали отдельные главы налогового кодекса, законодательства о страховании вкладов граждан в банках. Сейчас мы занимаемся больше экспертизой, анализом.



Р.А.: То, что предлагает министерство, в котором вы когда-то были заместителем.



А.Д.: Наверное...



Р.А.:: Вы, вот, когда критиковали отчасти систему налогообложения, вы где тогда работали, заместителем министра или руководителем экспертного управления?



А.Д.: Я на обеих должностях этим занимался, поскольку считаю, что налоговая система, налоговая политика, должна быть... сообразно должна соответствовать приоритетам развития экономики, приоритетам развития общества и, та налоговая система, которая была сформирована, соответствовала приоритетам прошлого десятилетия. А для будущего десятилетия нам нужна другая налоговая система, поэтому мы критикуем то, что сейчас есть, предлагаем новые решения.



Р.А.: Есть то-то интересное, что может, ну, в ближайшее время, или это дело долгое?



А.Д.:: У нас есть наработки и, нужно сказать, что отдельные решения уже были приняты в предыдущем месяце. Это, прежде всего, касается стимулирования инновационной деятельности. Закон только что был подписан президентом, и мы рассчитываем, что в следующем году будет более комфортно нашим предприятиям, нашим исследователям работать в этой сфере...



Р.А.: Он дает какие-то привилегии тем, кто занят в инновационной экономике?



А.Д.: Это не привилегии, это нормальные условия, которые сегодня существуют в большинстве стран мира. У нас, к сожалению, не существовали. И отчасти этим объяснялась низкая доля затрат на исследования и разработки наших предприятий. Конечно, не только этим. Эта деятельность была и менее востребована раньше. Предприятия больше думали о другом - о текущем состоянии дел, о дисциплине и меньше о НИОКРах. Сегодня, когда спрос НИОКР появился, нужно еще подтолкнуть их, снизить их затраты на эту деятельность, чтобы они более активно занимались этой действительно перспективной деятельностью для российской экономики. Были сделаны определенные поправки и в части налогообложения... деятельности в области создания программного обеспечения, информационных технологий в целом, хотя там еще работа не закончена. На ближайшее время мы предполагаем активизировать дискуссию по замене НДС налогом с продаж и по реформированию единого социального налога.



Р.А.: Вы высказываете эту идею и высказывали уже несколько раз и не так давно тоже. Тяжело двигается?



А.Д.: Да, тяжело двигается, поскольку есть разногласия. Это, в любом случае, революционное решение для российской налоговой системы, да и для любой налоговой системы. Но мы прошли определенный путь и в сентябре будем готовы представить текст законопроекта о замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Такой законопроект сейчас проходит последнюю очистку и мы рассчитываем осенью организовать широкое обсуждение в обществе, среди министерств и ведомств, бизнес сообществе, этого предложения.



Р.А.: Аркадий Владимирович, если можно, почему вы считаете что налог с продаж прогрессивней, чем НДС и что вам возражают ваши противники? Потому что, раз вы говорите, что будет дискуссия, значит, будут вот эти основные две точки зрения.



А.Д.: Он не обязательно более прогрессивный в целом, в теории. Экономисты, теоретики во всем мире имеют разные точки зрения на этот счет. Одни поддерживают налог на добавленную стоимость, другие налог с продаж, третьи другие виды этого же налога - налог на потребление, который по-другому немножко формулируется. Дело в том, какой налог более подходит для следующего десятилетия. Для этого этапа развития российской экономики, российского общества. Мы считаем, что налог с продаж. Почему? Потому что НДС, во-первых, содержит огромное число проблем, связанных с администрированием, и это касается абсолютно всех предприятий в экономике. Причем, в основном тех, которые занимаются инвестированием, экспортом и высокотехнологичным производством. А это и есть приоритеты. То есть мы создаем наибольшие трудности для приоритетных отраслей.



Р.А.: То есть НДС более консервативен, как схема?



А.Д.: НДС возник как распространенный налог примерно в 60х гг. прошлого столетия. Когда большинство экономик были еще закрытыми экономиками, а не открытыми. Сегодня процессы глобализации изменили мир, сделали его более интегрированным, и в этих условиях НДС сталкивается с серьезными административными трудностями. Во всем мире. В Европе, как родине НДС, прежде всего, налог родился во Франции. И сегодня и Германия и Франция и Италия и другие страны сталкиваются с огромными трудностями при администрировании НДС. Это не значит, что нет трудностей при администрировании налога с продаж. Да, тоже есть. И это касается вопросов регулирования розничной торговли, прежде всего. И мы находим решения. Мы предлагаем решения и считаем что сегодня, когда розничная торговля развивается наиболее быстрыми темпами, когда развиваются торговые сети, когда этот бизнес становится все более и более легальным, у нас есть шанс лучше устроить администрирование именно налога с продаж, и освободить от сегодняшней административной, прежде всего, нагрузки значительную часть российского предпринимательства.



Р.А.: Аркадий Владимирович, что конкретно наш радиослушатель, он едет сейчас в машине и думает: "Позвонить, не позвонить?" Я ему сейчас телефоны подскажу, этому радиослушателю, которого мы видим. 7429042 9561741 Напомню, что в гостях у нас Аркадий Дворкович, начальник экспертного управления президента Российской Федерации. Так вот, ему-то, а как правило, мы изучали нашу аудиторию, это человек... или такой... менеджер в крупной компании, или же бизнесмен, занятый в среднем или малом бизнесе. Человек, достаточно крепко стоящий на ногах. Ему-то какая от этого польза? Вот если все пойдет как вы предлагаете, вместо налога на добавленную стоимость будет налог с продаж?



А.Д.: Я думаю, что каждый менеджер, каждый финансовый директор, лучше меня даже знает какие трудности вызывает налог на добавленную стоимость, при его администрировании, при его исчислении и уплате, при общении с налоговыми органами в том числе. И отказ от этого налога позволит, прежде всего, сократить издержки каждой конкретной компании на уплату, на исчисление этого налога, а также сделать бизнес легальным. Когда есть НДС, есть возможность для "серого" бизнеса, есть возможность для недобросовестной конкуренции за счет использования серых схем ухода от налога на добавленную стоимость. Когда НДС нет, есть налог с продаж, бизнес становится либо белым, либо черным. А с черным бизнесом уже можно бороться по-другому. И здесь уже, о недобросовестной конкуренции с использованием серых схем, речи быть не может.



Р.А.: Аркадий Владимирович, вы сказали, что государство выиграет.



А.Д.: Нет. От этого выиграет сам бизнес. Поскольку честному бизнесу, добросовестному бизнесу не выгодно наличие конкурентов, использующих схему ухода от налогов. Это, прежде всего, выигрыш для бизнеса. Это не значит, что я сегодня смогу убедить всех, что не нужно бояться налога с продаж. Именно поэтому, мы до внесения официальных предложений проведем широкую общественную дискуссию, каждый получит возможность высказаться по поводу законопроекта, который мы сегодня готовим.



Р.А.: Аркадий Владимирович, давайте попробуем дать высказаться Владимиру, это наш слушатель...



Радиослушатель: Вы сейчас сказали, что отменяется НДС, будет заменен налогом с продаж. Я занимаюсь строительством, конкретно, инженерными сетями. Скажите, пожалуйста, какой будет объем этого налога, в процентах? Сейчас это можно назвать или еще пока нет?



Р.А.: Спасибо, Владимир, вы далеко заглядываете вперед.



А.Д.: Во-первых, пока нельзя говорить о том, что НДС будет заменен налогом с продаж, это пока только наше предложение, которое поддерживается многими экспертами и ведомствами, но еще не является официальной позицией ни администрации, ни правительства, ни кого бы то ни было. Наше предположение состоит в следующем: ставка налога с продаж должна составить не более 10 процентов. Напомню, сегодня ставка НДС составляет 18 процентов для большинства товаров и услуг. Для части товаров и услуг эта ставка составляет 10 процентов. Мы считаем, что ставка 10 процентов будет вполне комфортной для бизнеса, особенно с учетом снижения издержек на администрирование.



Р.А.: Спасибо, 7429042 9561741 Я напоминаю телефоны прямого эфира, но одна просьба, Аркадий Владимирович, к сожалению, нечастый гость у нас, поэтому хотелось бы за этот час разговора объять как можно больше проблем, поэтому не только на эту тему. Вот у меня, например, есть такой вопрос к Аркадию Владимировичу Дворковичу: Президент ведь не подписал еще трехлетний бюджет. Это техническая какая-то заминка, просто дел много или что-то там, действительно, такое таится, что будет исправляться? Или президент попросит исправить?



А.Д.: Бюджет... Закон о бюджете это один из самых больших по объему документов, который президентом подписывается в течение года. И текст требует тщательной выверки, вычитки до каждой буквы с тем, чтобы не было никаких ошибок и неточностей.



Р.А.: В том числе и специалистами экспертного, вашего управления?



А.Д.: Нет. Мы уже на стадии принятия бюджета этот текст проработали и все было согласовано, но именно перед подписанием, последняя, техническая вычитка и сверка всегда делаются, это обязательный процесс. Я думаю, что задержка вызвана исключительно этим фактором. И я подчеркну, что у нас впервые принят трехлетний бюджет. Это дополнительная ответственность на всех лиц, принимающих решения.



Р.А.: И, может быть, так рано еще, да?



А.Д.: И впервые так рано. Это было сделано, очевидно, в связи с предвыборной кампанией, чтобы процесс принятия бюджета не был политизирован. И даже чтобы технически не возникало сложностей у депутатов с ведением предвыборной кампании.



Р.А.: Знаете, Аркадий Владимирович, некоторые наши коллеги все-таки политизируют и одна из газет сегодня написала... Написав о том, что так еще и не подписал еще президент трехлетний бюджет, да еще и написала, что несмотря на победные реляции... почти цитирую... Александра Дмитриевича Жукова, он, кстати, был несколько дней назад в нашей студии, ваш начальник. Но, начальник ваш по шахматной федерации. Я скажу просто, что Аркадий Владимирович первый заместитель председателя шахматной федерации России, а Александр Дмитриевич - председатель, да, не ошибся в должностях и званиях?



А.Д.: Немножко по-другому они называются, но, по сути, верно.



Р.А.: По сути, да. Руководитель и первый зам. Так вот, и написали о том, что Жуков докладывал президенту о рекордном росте ВВП, а президент, тем не менее отметил, что некоторые макроэкономические показатели не очень ему нравятся и структура госрасходов даже может подвергнуться корректировке. Насколько это правда, написанное коллегами, насколько не очень?



А.Д.: Очевидно, что темпы роста экономики всем нравятся. Почти 8 процентов это хороший показатель для российской экономики и один из лучших, не лучший, сразу скажу, но один из лучших показателей в мире.



Р.А.: По-моему, почти как у китайцев, да?



А.Д.: Ниже, чем у китайцев, Китайцы больше одиннадцати процентов в этом году, пока что, за первые месяцы этого года показатели. Но мы точно входим в двадцатку, скажем так, по темпам роста, что хорошо. Из крупных экономик, мы, безусловно, входим в тройку после Китая, прежде всего. Не нравится, очевидно, инфляция. Пока что темпы роста цен в этом году превышают те, что были спрогнозированы и показатель полугодия лишь немногим ниже той цифры, которая была в прошлом году - примерно на пол процентных пункта. Подчеркну. Все-таки ниже, чем в прошлом году. За первые 23 дня июля эта цифра пока еще не объявлялась официально, предварительная оценка Росстата составляет 0.8%. Это выше, чем в прошлом году за тот же период, это означает, что мы вплотную подобрались к показателям прошлого года. В чем причина? Прежде всего, если смотреть на рост цен на отдельные товары, это плодоовощная продукция, и хлеб.



Р.А.: Но плодоовощная продукция. Она, как бы, сезонная?



А.Д.: И да, и нет. Эта тема обсуждалась очень подробно на совещании у президента несколько дней назад. И по плодоовощной продукции наложилось несколько фактов: поздний урожай в России, трудности с поставками плодоовощной продукции из стран СНГ, в том числе в связи с принятием жестких мер по регулированию рынков в России, отмена пониженных сезонных пошлин именно в этот период. Были приняты решения, которые позволят в ближайшие недели снять эти проблемы. Что касается хлеба, эта ситуация характерна для всего мира. Во всем мире сейчас растут быстро цены на пшеницу, зерно и хлеб. И Россия не стала исключением. Мы в том числе, также, в связи и с климатическими условиями этого года, и как можно быстрее должно быть объявлено решение об осуществлении отдельных мер регулирования, в том числе, вероятно, зерновых интервенциях...



Р.А.: Знаете, мы до вашего прихода как раз и говорили на эту тему и посчитали, что, собственно, стоимость зерна составляет, если средняя цена на хлеб 26 рублей, то составляет 6 рублей, если заложена в цену хлеба. И мы понимаем, что все остальное - это логистика, транспортные расходы. Это много других расходов, но еще это...



А.Д.: Посредники...



Р.А.: ...Попытка увеличить рентабельность предприятий, занятых в хлебобулочном бизнесе, скажем так.



А.Д.:Безусловно, когда происходят такие события, которые могут быть вполне объективными и фундаментальными, конечно, рынок этим пользуется. Это нормально также для всего мира. Здесь вопрос в оперативности действий властей, действий правительства по снижению этой конъюнктурной составляющей, во многом спекулятивной.



Р.А.: Понимаете, Аркадий Владимирович, пока мы не действуем, действуют некоторые политические силы в стране, и вот я прочитал, что в Ангарске, Иркутской области, даже митинг состоялся, и коммунисты требуют введения карточек. То есть от того, как государство отреагирует на это, да, как быстро государство отреагирует на это, тем более вы сами сказали о зерновых интервенциях, да, зависит от того, как это будет использовано против государства.



А.Д.:У нас, к сожалению, действительно, многие меры, многие шаги, которые являются правильными, осуществляются позже, чем нужно. И это снижает их эффективность. Надеюсь, что в этом случае этого не произойдет и меры будут приняты быстро. Но если говорить о карточках серьезно, все должны понимать - любые меры по жесткому фиксированию цен на государственном уровне, введение карточек или других подобных механизмов, означает дефицит, очереди. А в конечном итоге - не снижение цен, а повышение цен через некоторый период, еще большее, чем оно будет сейчас... а в течение короткого периода времени. И тоже самое по любому другому товару. Поэтому все эти предложения, к сожалению, являются абсолютно деструктивными и не ведущими к решению проблем.



Р.А.: Единственное где они могут являться, на мой взгляд, может быть не такого уж и хорошего экономиста как вы, конструктивными, это если ввести карточки на проезд в центр Москвы и ряд других уголков столицы нашей родины.



Р.А.: В студии Рустам Арифджанов и у нас гость, Аркадий Владимирович Дворкович, руководитель экспертного управления Президента Российской Федерации. Напомню телефоны: 742- 90-42, 956-17-41. И у нас уже есть звонки. Сергей, добрый вечер. Слушаем Вас.



Р.: Добрый вечер! Господин Дворкович, Вы знаете, 14-15 января каждого года в Советском союзе публиковались итоговые статистические данные о развити народного хозяйства, где можно было понять, сколько выпустили самолетов, тракторов и прочее. Вот скажите, теперь все-таки будут опубликованы когда-нибудь какие-нибудь статистические данные о состоянии и развитии нашего народного хозяйства? Спасибо.



Р.А.: Вам спасибо за звонок.



А.Д.: Спасибо за вопрос, Сергей, добрый вечер. Такие данные публикуются. Они публикуются в оперативном порядке с задержкой примерно в месяц. Это данные российского статистического агентства. Они есть в интернете на сайте этого агентства. Можно попасть туда на прямую либо через сайт правительства - www. government.gov.ru. И там все эти цифры есть. Есть цифры в целом по экономике, есть цифры по отдельным отраслям промышленности и по отдельным товарам, которые Вы сейчас упомянули. Не думаю, что там есть данные по количеству произведенных самолетов, все-таки специальная статистика. Но что касается тракторов, автомобилей, хлеба, бензина и так далее - все эти данные там есть. А также инфляция, уровень заработной платы, в том числе по регионам, уровень дохода населения. Все эти данные публикуются. А годовая статистика публикуется с задержкой примерно в полгода, но более глубоко и детально проработанная.



Р.А.: Аркадий Владимирович, говорили о хлебе только что, буквально до звонка. До того как мы рассказали о пробках на дорогах и до звонка нашего радиослушателя. Я бы хотел затронуть еще одну тему - тему детского питания, скорее даже школьного питания. Питания в школах. Эта та область деятельности, которая целиком зависит от государства, а не от частников.



А.Д.: Да, действительно так. Этот вопрос именно ко мне неслучайно, поскольку мне было поручено этим заниматься в рамках совета по приоритетным национальны проектам, который курирует Дмитрий Анатольевич Медведев. И мы, проведя анализ в этой сфыере и поняв, что состояние в этой сфере действительно тяжелое, есть хорошие примеры, есть очень плохие примеры, в среднем плохо, мы приняли решение провести пилотные проекты в нескольких регионах, и такой конкурс будет в течение нескольких дней объявлен правительством и документы соответствующие выпустит министерство по образованию и науки. Мы рассчитываем, что в этих регионах, особенно крупных городах, в течение двух лет мы сможем внедрить наиболее современные перспективные модели организации школьного питания. Это будет такое питание, которое будет нравится школьникам, детям.



Р.А.: Пожалуй, это самое главное.



А.Д.: Которое будет удовлетворять родителей, и которое не будет стоить намного дороже, чем есть сейчас, если брать полную стоимость питания, которая включает все: зарплату работникам столовой, электричество и так далее. Главное - правильно организовать процесс, и мы этим займемся. Надеюсь, что регионы примут активное участие в этом процессе, а те, кто не выиграют этот конкурс, тем не менее у себя будут делать то же самое и внедрять те самые современные модели школьного питания. Интерес к этой теме даже до объявления конкурса уже огромен. К нам приходят многочисленные письма из регионов, из муниципалитетов, которые хотят этим заняться.



Р.А.: Это "107 минут". В студии Рустам Арифджанов. В гостях у меня Аркадий Дворкович, руководитель экспертного управления президента РФ. Еще раз напомню телефоны: 742-90-42, 956-17-41. Мы говорим о том, как страна будет развиваться в будущем, о том, что с ней происходит сейчас. Общая тема развоворов. Сегодня проходит заседание Совета безопасности, которым руководит президент. Причем, как правило, эти заседания проходят по субботам. Такие наблюдательные журналисты заметили. Сегодня оно проходит в середине недели. Обсуждают чрезвычайно важную тему: информационную стратегию развития РФ. Может, я не точен в названии. Собирались обсуждать достаточно давно, а вот именно сегодня решили обсуждать. Что происходит: у нас действительно сложная ситуация с этим вопросом или дотянули до того, что вчера надо было обсуждать?



А.Д.: Все-таки по субботам проходит совещание президента с членами Совбеза по оперативным вопросам, а заседания Совета безопасности как таковые проходят примерно раз в квартал и посвящены крупным, а не оперативным вопросам. Сегодняшнее заседание было посвящено стратегии развития информационного общества в РФ до 2015 года, то есть это такой долгосрочный перспективный вопрос. Стратегия готовилась примерно два года. И те, кто выступал сегодня на заседании Совета безопасности, говорили, что мы, конечно, затянули с этим вопрос. Почему? Потому что мир уходит вперед. В мире информатизация происходит намного быстрее. Количество людей, которые пользуются Интернетом, которые пользуются современными средствами коммуникации, то, как в других странах, государственные органы пользуются информационными технологиями - в этих вопросах мы отстали. Сегодня, по оценкам международных экспертов, мы находимся на 52 месте по рейтингу развития информационного общества. Что было решено, что было одобрено: были одобрены меры, которые позволят нам войти в ближайшие годы в 20 стран по этим показателям. Какие это показатели? Очень понятные и очевидные для всех людей. Это доля семей, которые пользуются современными средствами коммуникации, Интернетом. Эта доля должна дойти по крайней мере до 75% за эти годы. Сегодня эта доля пока еще меньше 20%, хотя растет. Те меры, которые сейчас принимаются, например, по обеспечению школ широкополосным доступом к Интернету, и до конца года эта программа должна быть завершена, - это серьезное увеличение этой доли. Дети, приходящие из школы, будут упрашивать родителей.



Р.А.: Купить им компьютер и подсоединить к Интернету.



А.Д.: Да, купить компьютер и подсоединить к Интернету. У нас доля семей, которые сегодня пользуются интернетом, около 30%, в США как раз те 75%. За эти годы мы должны обеспечить этот показатель. У нас сегодня даже не все населенные пункты обеспечены обычными телефонами. Эта задача должна быть окончательно решена в 2009 году. Все населенные пункты России будут телефонизированы, и будет обеспечен хотя бы коллективный доступ к интернету и к другим видам связи, базовым видам связи. Это также возможность получать услуги и информацию от госорганов не путем прихода и стояния в очереди и даже не посылки писем и ожидания ответа в течение тридцати дней, как это положено по закону, а путем общения через информационные средства, в том числе через интернет. Большинство услуг госорганов могут оказываться именно таким образом. Большинство всяких разрешений, справок и так далее и так далее можно будет получать именно таким образом. Я уж не говорю об оплате за жилищно-коммунальные услуги, за услуги связи и другие подобные вещи. И, наконец, все, что касается образования, исследований и научно-исследовательских разработок на уровне компаний и предприятий. Конечно, это просто смешно в нынешнем мире, без информационных технологий это просто невозможно. Общество должно измениться за счет реализации этой стратегии, и мы рассчитываем, что в 2015 году мы будем входить в число передовых обществ в целом в мировой экономике в этой части.



Р.А.: Мне можно даже будет на работу не ходить, Аркадий Владимирович, потому что я вот знаю, я был в Германии, изучал, как коллеги работают на некоторых радиостанциях. Они просто сидят дома, готовят свои программы по телевидению и просто сбрасывают ответы.



А.Д.: И журналистам поможем.



Р.А.: Хорошо, сейчас поможем радиослушателям. 742-90-42, 956-17-41 - номера наших телефонов. Вот какой вопрос. Заговорили о 2015 годе. Я знаю о том, что то министерство, в котором вы раньше работали в качестве одного из руководителей - министерство экономического развития и торговли, любит заглядывать, кому как не этому министерству положено заглядывать далеко вперед и строить далеко идущие планы. У нас даже есть цитата по этому поводу. Цитата, как вы понимаете, принадлежит Герману Грефу: "Все условия для прорыва у нас в стране сложились. Ожидание прорыва присутствует у всех. Я имею в виду прорыва в области экономики и, как следствие, в сфере потребления". Но цитата еще не все, у меня есть еще и цифра дня по этому поводу: "Почти в полтора раза, на 144%, возрастут реальные доходы населения России в 2020 году по оптимистическому инновационному сценарию развития экономики страны. Аркадий Владимирович, я знаю, что существует три варианта сценариев, да? Сырьевой, или, может, он там как-то по-другому называется, но условно сырьевой, инерционный и инновационный. И в зависимости от того, какой из сценариев будет претворен в жизнь или жизнь будет диктовать свои условия, какой нам придется осуществлять, так и будет развиваться общество в 2020 году. Вы за какой сценарий?



А.Д.: Из названия уже очевидно, что два сценария тупиковые, а один является предпочтительным.



Р.А.: Вы думаете сырьевой - тупиковый?



А.Д.: Безусловно, тупиковый. Если мы будем рассчитывать только на сырье, только на экспорт сырья, прежде всего сырья без переработки, даже первичной, то российская экономика будет уже через небольшой период времени расти темпами 2-3% в год. Другого варианта не будет. А это темпы роста, которые будут усугублять отставание России от других стран по уровню жизни, по качеству жизни. И будут и дальше дифференцировать все российское общество по уровню доходов, будут продолжать ввергать в упадок одни российские регионы, в то время как лишь небольшая часть регионов будет процветать на производстве природных ресурсов. Это путь в никуда. И единственным вариантом успешного развития является формирование экономики, которая прежде всего получает доход от использования знаний. В том числе знаний, как добывать природные ресурсы, безусловно, как одна из составляющих, но не как единственная составляющая. И именно поэтому, сегодня делаются опережающие вложения в образование, причем замечу, их делает не только государство, государство их делает гораздо в большем объеме, чем раньше, но и сами люди, понимая, что только знания в современном обществе могут принести успех. Сегодня вложения наших людей, самих семей в образование, составляют почти половину от общих расходов, которые на образование идут в нашей стране. Это означает, что люди готовы инвестировать в будущее своих детей, прежде всего. И я замечу еще важную разницу между этими сценариями. Они различны по такому показателю, как число людей, которые будут жить в России к 2020 году. Сегодня почти по всем радиостанциям идет новость, что население России уменьшится на 5 млн. человек к 2020 году по оптимистичному прогнозу минэкономразвития. Это, видимо, как раз в том самом инновационном сценарии. Так вот, мы можем говорить, что достигли успеха в 20 году, только если мы придем к этому времени с числом граждан, которое будет не ниже, чем сейчас.



Р.А.: Последний вопрос, который бы я хотел задать в сегодняшнем эфире Аркадию Дворковичу. Аркадий Владимирович, все-таки разница в развитии регионов в России существует, уж слишком большая страна, да и исторически она развивалась, в общем, не сбалансировано, не одновременно разные регионы. Мы сейчас немого заглядываем в будущее, говорим об инновационном пути развития, но все больше говорим про отрасли экономики. Ну и говорим о том, как мы будем жить хорошо и счастливо в 2020 году, а может, и чуть позже, получать по пятьдесят тысяч рублей зарплаты в месяц, если говорить в среднем, да, догоним Китай, Японию, Соединенные Штаты, а может, еще и Индию, а может, и еще кого-нибудь.



А.Д.: От Китая мы пока не отстаем все-таки. Надеюсь, что не придется догонять.



Р.А.: Станем хотя бы в десятке или в пятерке стран мира, но, тем не менее, а вот внутри России как будут развиваться регионы? Выровняется ли эта ситуация в каком-то обозримом будущем?



А.Д.: Единственный рецепт для выравнивания регионов, значит, и людей, которые живут в разных регионах, выравнивания возможностей людей, прежде всего, - это инвестиции. Как частные, так и государственные. Государственные, естественно, в образование, в здравоохранение, в дороги частные, в новые производства, в новые рабочие места. И сегодня, что хорошо, обострилась, не знаю, правильно ли это слово или нет, конкуренция между регионами за инвестиции. Сегодня губернаторы ездят по России, ездят по миру и рекламируют себя как место приложения капиталов, место приложения инвестиций. Это очень здоровый и хороший процесс.



Р.А.: У Александра Ткачева лучше всех в мире это получается. Вот олимпиаду выиграли.



А.Д.: Наверное. Я всех поздравляю с победой в этом всемирном конкурсе, это принесет пользу и этому региону, и стране в целом, поскольку это станет рекламой всей России. Рекламой России как места для инвестиций. Но еще один важный фактор - это отношение к предпринимателям. Отношение к предпринимателям как к людям, которые приносят пользу. Пока это отношение другое и страны, граждан обычных, и государства тоже. Пока предпринимателей воспринимают зачастую, как и в 90-е годы, как людей, которые побыстрей стараются заработать, в том числе неблаговидными методами и унести или увести куда-то, ничего не изменится. Я думаю, что то решение, которое принял президент по упрощенному декларированию доходов, которое сейчас идет (я всем напомню, каждый может задекларировать свои средства, не боясь преследования налоговых или правоохранительных органов, в упрощенном порядке, призываю всех воспользоваться этой возможностью) - это как раз сигнал о меняющемся отношении. Надеюсь, что и в целом это отношение изменится, и государство будет и к предпринимателям, и к людям вообще относиться по-другому.



Р.А.: Спасибо большое, спасибо, что пришли. А мы почувствовали, что Вашими словами, или, как говорят, Вашими устами, с нами разговаривало государство. Поэтому спасибо. В гостях у нас был Аркадий Дворкович, который возглавляет экспертное управление президента РФ.

25.07.2007
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/28089/

Док. 453990
Перв. публик.: 25.07.07
Последн. ред.: 26.06.08
Число обращений: 151

  • Дворкович Аркадий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``