В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Владимиром Бланком. За 10 месяцев этого года в России построено на 30% больше жилья, чем в прошлом году. И, наверняка, все это жилье комфортно Назад
Интервью с Владимиром Бланком. За 10 месяцев этого года в России построено на 30% больше жилья, чем в прошлом году. И, наверняка, все это жилье комфортно
Владимир Карпов
ведущий

Владимир Бланк
Исполняющий обязанности главы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству


Владимир Карпов: Добрый вечер. В эфире на Русской службе новостей продолжаются "107 минут". Спасибо Андрею Доброву, место у микрофона занимает Владимир Карпов, и в нашей студии мы встречаем Владимира Викторовича Бланка, исполняющего обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Добрый вечер, Владимир Викторович!

Владимир Бланк: Добрый вечер, Владимир, добрый вечер, москвичи.

В.К.: И радиослушатели по всей необъятной России.

В.Б.: И радиослушатели по всей России.

В.К.: Владимир Викторович, самый обсуждаемый проект 2007 года, на который многие надеялись - это проект "Жилища". Все со скептицизмом, конечно, не без него, но все-таки с надеждой смотрели - а вдруг заработает. На ваш взгляд, проект "Жилища" заработал или нет?

В.Б.: Он не просто "Жилища", а проект называется "Доступное и комфортное жилье". Обратите внимание, целых две характеристики. Хотелось бы, чтобы жилье было доступно, и хотелось, чтобы оно было комфортно. Если верить формальным цифрам статистики, то конечно же, проект развивается нормально. В этом году - по крайней мере, по данным за десять месяцев - жилья построено примерно на 30% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Но мы с вами по-честному должны сказать, что наверняка это жилье комфортно, но вряд ли оно так уж доступно.

В.К.: Соглашусь с вами, тем более что вопросов относительно доступности жилья продолжают задавать много, и немногие верят в то, что вообще, когда этот проект будет завершен - его вообще можно завершить? Ну, сроки у него есть, конечно, я понимаю.

В.Б.: Ну, вся история человечества состоит в том, что все мужчины, в том числе и те, которые нас сейчас слушают, всю свою жизнь боролись, а) - за внимание женщин, б) - за то место, где они с этими женщинами живут, и за того коня, на котором они едут. Поэтому это извечная проблема, она меняется в зависимости от развития общества. Но для нашей страны есть особенность - мы не строили в течение длительного времени, и вот сейчас благодаря улучшению экономической ситуации страна стала больше строить, больше покупать жилья. И я думаю, что мы постепенно движемся в ту сторону, когда жилье из категории абсолютно недоступной - вспомним середину 90-х годов - разве мог десять лет назад кто-нибудь из нас подумать, что он сможет купить жилье? Это было чем-то страшным, особенно тем, кому не повезло с работой. Сегодня в обществе, в государстве формируется соответствующий механизм. Я думаю, что это реально. Вы можете спросить - что реально? Что доступно?

В.К.: Реально, что доступно, или комфортно? Да, вот здесь очень важный момент.

В.Б.: Реально доступное и комфортное. Здесь не должно быть излишнего оптимизма - во всем мире жилье стоит дорого, и затраты на жилье составляют значительную часть расходов любой семьи. Посмотрите, пожалуйста, среднюю статистику - в течение какого времени, скажем, в Западной Европе средний горожанин, средний гражданин оплачивает жилье? Много лет.

В.К.: Десятки лет.

В.Б.: Вопрос только в том механизме, который бы позволил воспользоваться жильем сейчас, с тем, чтобы пожить уже сегодня в нормальных человеческих комфортных условиях, и работая, расплачиваться за него в течение пусть даже длительного времени.

В.К.: Вот те условия, которые сейчас, наверное, только формируются - возьмем ипотечное кредитование, масса каких-то подпрограмм существует - но так или иначе, у многих вызывает сомнение. То есть люди, у которых, может быть, и есть деньги, но их не так много - они сидят сейчас и думают, например - может быть, я подожду лет пять еще, когда окончательно что-то утрясется, когда уже не будет таких процентов за ипотеку. И потом, лет через пять, пожалуй, все-таки куплю себе что-нибудь подходящее. Совет специалиста здесь, наверное, будет нужен - что бы вы им посоветовали? Подождать - или все-таки не будет сильного улучшения?

В.Б.: Знаете, всегда есть личный выбор. Всегда есть люди осторожные - те, которые считают, что надо немножко подождать, и вот завтра начнется самая что ни на есть комфортная жизнь. Есть люди более активные, менее осторожные, которые считают, что жить нужно именно сейчас. Это личный выбор.

В.К.: Но сформирован уже механизм окончательно?

В.Б.: Мне кажется, что сейчас для значительной части наших сограждан - тех, кто имеет устойчивую работу, имеет устойчивые доходы - имеет смысл упираться. Имеет смысл покупать, улучшать свои жилищные условия, создавать для себя свое самое что ни на есть доступное и комфортное настоящее.

В.К.: Если говорить об итоговых цифрах 2007 года, насколько можно назвать их успешными?

В.Б.: Согласно ФЦП - федерально-целевой программе "Жилища", которая реализуется в рамках нацпроекта - подчеркиваю, национальный проект, его выполняет не только государственный орган, это нечто более широкое - а для нас как для государственного учреждения, государственного органа, руководящим документом является соответствующая ФЦП. Вот планка 2007 года - это около 56 миллионов квадратных метров жилья. В прошлом году это было около 50 миллионов квадратных метров жилья. Пока, по итогам десяти месяцев, мы построили на 30% больше, чем в 2006 году. Окончательные итоги будут понятны через месяц.

В.К.: Сейчас мы прервемся на короткую паузу, а потом сразу вернемся в нашу студию.

В.К.: Специально для тех, кто только что подключился к нашему разговору, я напомню, что в студии Русской службы новостей работает Владимир Карпов, и в нашей студии мы встречаем Владимира Викторовича Бланка, исполняющего обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Перед паузой Владимир Викторович рассказал о метраже жилья, построенного в 2007 году, и там я неоднократно в разных источниках видел цифру - порядка 60 миллионов квадратных метров жилья должно быть построено в этом году. Эта цифра соответствует действительности?

В.Б.: По данным десяти месяцев, в 2007 году построено на 30% больше, чем в 2006.

В.К.: То есть в метрах пока мерить не будем?

В.Б.: Да, в метрах пока мерить не будем, темпы совершенно нормальные, мы считаем, что общий объем будет выполнен.

В.К.: Многие, опять же, не очень доверяют цифрам статистики, и говорят о том, что какое жилье строится-то? Комфортное - возможно, доступное - в меньшей степени. Здесь есть какие-то цифры относительно того, насколько действительно из этих 60 миллионов - ну хорошо, не будем - из этих миллионов квадратных метров жилья - жилье, которое действительно может купить средний класс?

В.Б.: Мы можем только весьма приблизительно оценить - в нашем разговоре, безусловно, после обработки соответствующей отчетной информации это будут точные цифры. Но в нашем разговоре мы сейчас можем весьма приблизительно оценить, какая доля из этого жилья может считаться доступной. При этом я хотел бы обратить ваше внимание на то обстоятельство, что мы с вами, когда вообще говорим о проблемах недвижимости, о любой недвижимости - коммерческой недвижимости, жилой недвижимости, производственного назначения - надо всегда представлять себе то обстоятельство, что недвижимость всегда где-то находится. В отличие от компьютера, который можно с собой увезти, от мобильного телефона - она очень четко привязана к месту. К сожалению, мы привыкли пока стоимость недвижимости измерять в долларах, хотя, может быть, будет и в ближайшее время запрещено. Стоимость недвижимости в Москве, то, что кажется здесь скромными цифрами - что все воспринимают как счастье, скажем, несколько тысяч долларов очень недалеко отсюда, в 200-300 километрах - может казаться запредельно большой. Поэтому дифференциация по рынку в первую очередь жилья может быть настолько велика, что говорить общими фразами совершенно не стоит.

В.К.: Но та же самая дифференциация и относительно зарплат. И стоимость жилья в Туле или в Твери может быть значительно ниже, но там значительно ниже и заработная плата. Поэтому я, честно говоря, рассчитывал, что есть какая-то цифра относительно элитного жилья - сколько из них квадратных метров элитного жилья построено, а сколько реально жилья строилось.

В.Б.: А что вы называете элитным жильем?

В.К.: Элитным жильем я называю такие нескромные квартиры метражом где-то порядка ста метров.

В.Б.: На человека?

В.К.: Ну зачем же сразу на человека? Я не беру общежитие, где сто квадратных метров может быть этаж. Я имею в виду именно квартиры - такие скромненькие, двух-трехкомнатные, которые предназначены все-таки для людей состоятельных - вот это я имел в виду. И есть многоквартирные многоэтажки.

В.Б.: Если мерить по метражу - доля того, что можно отнести к элитному жилью, составляет 10-15%, в зависимости от региона. Бизнес-класс - еще примерно 20-30%. Все остальное - это то, то можно считать массовым жильем. Но по разным регионам очень велика дифференциация. В крупных городах, где значительно большая доля состоятельных людей, и сам по себе размер рынка больше - конечно же, доля дорогого жилья значительно выше. В Москве чрезвычайно тяжело найти недорогую квартиру.

В.К.: В этом году старательно пытались подключить регионы к реализации этой программы - ну, и в прошлом, и в этом - чтобы они активнее включались, пытались разрабатывать какие-то механизмы, искать какие-то пути, для того чтобы строить у себя больше, больше и больше. Удалась эта политика по раскачиванию?

В.Б.: Да, конечно. Если посмотреть, то во многом благодаря тому, что реализуется национальный проект, региональные власти очень серьезно обратили внимание на эту проблему. И региональные бюджеты вкладывают соответствующие деньги в развитие инфраструктуры, оказывается федеральная поддержка. Но при этом я все-таки хотел бы обратить ваше внимание на очень забавное обстоятельство - как бы мы ни говорили о скоротечности времени, тем не менее все это строится какое-то время, и в общем, очень заметно - а нам хочется результатов прямо сейчас.

В.К.: Не скрою, всем хочется результатов. А цифра - 150 миллионов квадратных метров жилья - ну, скажем так, по метру на человека ежегодно чтобы строилось - она реальна или нет?

В.Б.: Ну, прежде чем ответить на этот вопрос, давайте порассуждаем немножко. Для всех присутствующих в студии - какая страна, на ваш взгляд, для нас образец для подражания? С точки зрения комфорта, качества жизни?

В.К.: Ну, согласно всем статистическим выкладкам, это должна быть Норвегия.

В.Б.: Норвегия. Ну, Норвегия в этом отношении не чемпион. Может быть, меня статисты поправят, но в Норвегии, и вообще в Скандинавии норма жилищной обеспеченности в районе 30 квадратных метров на человека. У нас с вами в стране она около 20. То есть если мы с вами исходим их того, что качество жизни с точки зрения обеспеченности жильем меряется квадратными метрами - я подчеркну, вот это обстоятельство - предположим - то получается, что у нас разница, ну скажем, в 10 квадратных метров. Это исходя из предположения, что у нас не будет меняться население - мы можем посчитать, сколько жилья нам нужно построить. Нам с вами нужно на 150 миллионов человек построить еще по 10 квадратных метров, то есть 1,5 миллиарда квадратных метров. Итого десять лет страна должна строить по 150 миллионов, для того чтобы выйти на ту же самую норму обеспеченности. Я не говорю только о качестве, я говорю об объемных показателях.

В.К.: Нам еще этой цифры нужно достичь просто. И эта цифра, 150 миллионов ставилась как некая цель, цифра, на которую нужно только выйти. Вот я и спрашивал, такой темп - он вообще реален или нет, при всех тех проблемах, которые у нас сейчас имеются? При всем при том, что строители жалуются на нехватку или дороговизну строительных материалов, при всем при том, что в городах жалуются на постоянную нехватку земель...

В.Б.: Давайте по порядку разберемся.

В.К.: Давайте.

В.Б.: То есть если мы считаем, что мы с вами хотим жить как в Норвегии - это ваше предложение, я все-таки предпочитаю жить в России.

В.К.: Я не говорил, что я хочу жить в Норвегии.

В.Б.: Хорошо. Если мы исходим из того, что мы хотим жить как в этой гипотетической стране для нас, то разница в размерах жилого фонда, приходящаяся на одного человека - она понятна. Если мы хотим эту задачу реализовать, положим, за десять лет, то понятно обоснование цифры 150 миллионов. Но надо признать, что вся Европа, в то время, когда мы с вами строили подводные лодки, делали самые большие танковые армии, делали огромное количество нужных и не нужных вертолетов, доказывали и кормили полмира зерном - вся Европа в это время занималась собственными дорогами, жильем и всем остальным. Собственно говоря, жизнь послевоенной Европы во многом этому была посвящена. Поэтому можно прикинуть тот срок, в течение которого эти страны, которые мы сегодня берем за образец качества жизни, шли. Все зависит от того, как быстро мы хотим достигнуть этого благосостояния.

В.К.: Были рывки, помнится.

В.Б.: Технические возможности у страны совершенно точно имеются. Есть ограничения, связанные с реальной экономической ситуацией, но в принципе, эти цифры достижимы.

В.К.: Сейчас мы прервемся на еще одну короткую паузу, и снова вернемся в нашу студию.

В.К.: Продолжается программа "107 минут", в эфире на Русской службе новостей мы в нашей студии приветствуем Владимира Викторовича Бланка, исполняющего обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. У микрофона работает Владимир Карпов. Только что мы поговорили о том, что хотелось бы, конечно, жить в России, но при этом не хуже, чем в Норвегии, и поговорили о том, что темпы строительства - конечно, хорошо бы выйти на 150 миллионов квадратных метров в год - цифра, которая неоднократно звучала, называлась. Хотя, в принципе, по мнению Владимира Викторовича, насколько я понял, это не есть панацея. Нужно просто целенаправленно работать, работать и работать. Я правильно вас понял?

В.Б.: Да. Но цифры, которые обозначены - они вполне реальны, вопрос только в экономических возможностях для того, чтобы все это оплатить. Потому что мы с вами должны понимать, что мы сможем построить 150 миллионов квадратных метров, когда мы сможем заработать на 150 миллионов квадратных метров. И здесь, конечно же, та экономическая ситуация, которая складывается в стране, и достаточно длительный подъем, который, как мы надеемся, будет поддерживаться в ближайшие годы, является необходимым гарантом. Если будет рынок - строители смогут построить и больше.

В.К.: Со строительными материалами ситуация выправляется? Потому что слышал неоднократно о ряде крупных инвест-проектов, когда строительные компании, производители стройматериалов к нам приходят и что-то пытаются производить. Эта ситуация, насколько я понимаю, исправляется.

В.Б.: Да, безусловно. И я хотел бы просто обратить ваше внимание на то, как развивается рынок вообще. Вспомним с вами историю, как страна ела колбасу. То есть, вначале мы с вами очень любили немецкую, финскую, французскую, и все остальное, и вся еда привозилась из-за кордона.

В.К.: А потом поняли, что это дрянь, да?

В.Б.: Прошло какое-то время, и Россия обросла собственными производителями, которые восстановились после приснопамятных 90-х годов, и у нас появился собственный, и в общем, такой остроты на сегодня мы не чувствуем. То есть, заходя в магазин, мы в общем думаем, что после посещения любого нормального магазина сегодня никто бы не стал смеяться фразе Задорнова: "Захожу, а там тридцать сортов колбасы".

В.К.: Не смешная уже, да.

В.Б.: Вот то, что я говорю - двадцать лет назад мы бы все смеялись, а сегодня все бы сказали - почему только тридцать? То же самое со строительными материалами. Огромный растущий рынок обосновал инвестиции для бизнеса, и уже сейчас мы видим большое количество строящихся заводов - вы знаете об альянсах, в том числе и глобальных альянсах, которые возникают, по строительству, в частности, цементных заводов, производящих конструкционные материалы, облицовочные материалы, кровельные, и так далее. Я думаю, что пусть не быстро, но за два-три года проблему, связанная с обеспечением строительными материалами - бизнес эту проблему решит - безусловно, с помощью государства и в рамках нацпроекта и соответствующих комиссий, которые существуют. Это подробно обсуждается, вырабатываются конкретные меры. Упрощается доступ к месторождениям, решаются вопросы, связанные с обеспечением энергетическими ресурсами, решаются корпоративные конфликты. Хотя сложностей здесь более чем достаточно. Но уверен, что будет как и с колбасой.

В.К.: То есть довольно четко и чутко отреагировали но то, что рынок может легко и непринужденно их приподнять.

В.Б.: Да, и мы видим на сегодняшний момент, что даже компании, которые раньше не работали на рынке строительных материалов, активно в него инвестируют и активно расширяют для себя новые сферы деятельности, открывают для себя новые сферы деятельности.

В.К.: Что касается того, как мы строим - здесь ли у нас все в порядке, или продолжаются все-таки те старые проблемы? Много вспоминаю о тех частях наших доблестных строительных войск, которые приезжали и строили целые микрорайоны в различных городах. Никто не обращал внимания на то, как они это делают - ну да, какие-то, естественно, обращали внимание на статистику несчастных случаев. Что у нас сейчас с этим происходит?

В.Б.: Наверное, не все очень здорово. И это как раз то, что сегодня беспокоит федеральные власти, и мы чрезвычайно обеспокоены безопасностью строительства. Здесь я хотел бы поговорить о таком важном понятии, как гражданская ответственность. Давайте не будем его смешивать с модным и реализуемым сегодня таким политическим термином, как социальная ответственность, а именно поговорить о гражданской ответственности. Идет стройка - упал кран на соседний дом. Идет стройка - упал кирпич на проезжающую рядом машину. И так далее. Причинен конкретный ущерб, и к сожалению, надо признать, иногда гибнут люди. И здесь должны существовать механизмы ответственности строительных компаний за ведение бизнеса.

В.К.: Давайте об ответственности поговорим после небольшой паузы, когда вернемся в нашу студию.

В.К.: Продолжается программа "107 минут" на Русской службе новостей. И продолжается разговор с исполняющим обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимиром Бланком. Только что мы говорили о том, за что же должны отвечать строительные компании. Наверное, не только за то, что они строят, но и за то, как они это делают. Вы говорили об их мере ответственности - с этим какие-то проблемы?

В.Б.: Да, конечно. Я хотел бы привести несколько забавных примеров. Сегодня доля государства в строительстве за последние три года упала с 8% до 5%. Это объем строительно-монтажных работ, который оплачивает государство из всех видов источников. При этом доля страховых резервов такова, что 99% страховых резервов - то есть это денег из всех источников, которые идут на покрытие ущерба - находятся у государства, а у бизнеса только 1%. И в итоге, когда у нас падает "Трансвааль-парк" - я не знаю точно, кто оплачивал все эти расходы, но я абсолютно уверен, что никак не строители. И я, с одной стороны, по долгу службы должен как бы защищать в этой ситуации бизнес, но я хотел бы подчеркнуть такой очень забавный тезис - о том, что у нас слишком много у государства в сфере ответственности, и в итоге за все отвечает бюджет. А в силу особенностей бюджетных процедур - во-первых, это даже не совсем его функция, и реально страдает человек, который оказался рядом с неправильной стройкой, в неправильно построенном здании. Вы знаете все эти случаи лучше меня. Каков здесь выход? История человечества ничего лучше не придумала, как механизмы страхования как раз для таких ситуаций, когда надо распределять риски между всеми участниками рынка. И мы считаем, что необходимо принятие в России законодательства, которое регламентировало бы страхование гражданской ответственности строительных компаний и компаний, эксплуатирующих здания и сооружения перед третьими лицами. Перед соседями со строительной площадкой, перед жильцами, которые въезжают в соответствующий дом.

В.К.: Получается, что у нас пока компании ни за что не отвечают во время стройки?

В.Б.: На сегодняшний момент большинство ущербов покрывает бюджет. Выплачивает компенсации бюджет, соответствующие муниципальные власти или власти субъектов федерации компенсируют все эти чрезвычайные ситуации. Сегодня положение дел именно таково. И необходимо введение обязательного института страхования - либо вмененного, либо обязательного - в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений, с тем, чтобы каждое лицо, которому причинен ущерб, выясняло отношения уже после того, как оно получит компенсацию этого ущерба, а не так, как это происходит сейчас. Попробуйте посудиться с компанией, которая структурирована так, что застройщиком является одно акционерное общество, подрядчиком - другое, снабжающим - третье, а инвестором - четвертое, на строительной площадке. Это действительно большая проблема, и необходимо привести к очень простой конструкции - что любая стройка должна быть обеспечена соответствующей страховой защитой, и всякий, кто пострадал, должен получать компенсацию. А это уже дело страховой компании и строительной компании - разбираться, кто там виноват. Если вам упал кирпич на крышу вашего автомобиля, который проезжал мимо стройки, то вас не интересует, кто там виноват - вы должны получить компенсацию ущерба, а уж дальше профессионалы пусть разбираются.

В.К.: Но почему у нас это не делалось до сих пор? Насколько я понимаю, проблема же не новая? Или этот вопрос в принципе не поднимался, потому что всем было выгодно такое отношение?

В.Б.: Безусловно, здесь есть определенная выгода, но и, собственно говоря, рынок должен был созреть. Обратите внимание - страхование гражданской ответственности, как бы там его ни критиковали, является таким системообразующим фактором на рынке. И мы сегодня, критикуя эту систему, тем не менее не должны забывать совершенно ужасного состояния, когда, скажем, десять лет назад вам в борт автомашины кто-либо въехал, и потом вы выясняете, что это зарегистрировано на бабушке-одуванчике, которая знать не знает, и вообще абсолютно не в состоянии что-либо оплатить. То есть все, кто сталкивались с этими ситуациями со своими автомобилями ранее, понимают, что нынешнее положение, которое имеет свои недостатки, и система нуждается в совершенствовании - она тем не менее на порядок лучше. В строительстве ситуация еще сложнее, потому что вы имеете дело с гораздо более технически сложными, многофакторными ситуациями, где большее количество лиц участвует. Гражданину, чьи права нарушены, кому нанесен ущерб, наверное, все равно должно быть до того, кому принадлежит кран, кто является подрядчиком на участке, и в общем-то интересует, чтобы нанесенный ему ущерб был компенсирован.

В.К.: Вы знаете, как у нас любят - принимают какой-то законопроект, вроде благо для людей стараются сделать. Вот относительно страховых случаев на стройке - там краны падают, кирпичи. А потом в итоге это сказывается на том, что строители пытаются компенсировать эти затраты за счет покупателей того же самого жилья. То есть не скажется ли это на стоимости его?

В.Б.: Отвечаю на этот вопрос очень просто. Скажите, пожалуйста, ваша оценка - каков рост стоимости жилья - ну скажем, нового жилья в Москве за этот год? В зависимости от класса жилья мы должны говорить о десятках процента за этот год. Стоимость страхования, того, о котором мы говорим, по мировому опыту, колеблется в диапазоне 0,3%-1%. Это - вещи абсолютно несравнимые. Безусловно, здесь можно говорить о том, что мы пытаемся простым методом решить очень сложную проблему. Здесь абсолютно нет такого стремления. Просто совершенно очевидно, что отсутствует один их основных институтов рынка - отсутствует финансовая ответственность за нарушение правил эксплуатации, за нарушение технологий строительства, за ущерб. Сегодня эта ответственность не структурирована, она недостаточно хорошо прописана в законодательстве.

В.К.: Вернемся в нашу студию после небольшой паузы.

В.К.: Продолжаются "107 минут" на Русской службе новостей, у микрофона работает Владимир Карпов, в нашей студии исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Бланк. Перед паузой Владимир Викторович рассказал о том, что есть идея создать некоторую схему, чтобы строительные компании отвечали за то, как они строят свое жилье. То есть мера их ответственности распространялась бы уже на строительные площадки, за то, что они творят. Это проект, который уже реализуется? Есть ли конкретные документы?

В.Б.: Сейчас подготовлены проекты нормативных актов, они будут рассмотрены в установленном порядке. Я извиняюсь за столь скучную фразу, но она включает в себя ту длинную процедуру, которую очень не любят, но каждый день выполняют чиновники.

В.К.: Любимая тема для всех - жилищно-коммунальное хозяйство. Многие надеялись на приход частного бизнеса - возможно, это как-то где-то и получилось, но, насколько я знаю, это пока не очень привлекательный бизнес для серьезных людей, которые считают деньги. Что с этим делать?

В.Б.: Вы знаете, на эту тему - можно, я расскажу один анекдот?

В.К.: С удовольствием.

В.Б.: Я его сегодня уже трижды рассказывал. Представим стандартную ситуацию - англичанин, американец и среднестатистический россиянин выходят утром на площадку из собственной квартиры, и на лестнице не горит лампочка. Действия - англичанин звонит консьержу или управдому и говорит о том, что не горит лампочка, берет фонарик, который у него заботливо заготовлен, и спускается по лестнице. Американец - выходит, смотрит, возвращается в квартиру, берет лестницу, лампочку, вкручивает лампочку, лампочку укладывает в пакетик, подходит к столу консьержа и оставляет с запиской: "Это Джон, заплати мне за лампочку, я ее поменял. В следующий раз будь внимательнее". Русский - выходит, смотрит, поднимает глаза, опускает глаза, поднимает, опускает, после этого говорит - что у нас за губернатор? И идет на работу. На самом деле, иногда он может сказать круче - что у нас за мэр?

В.К.: Президент, мэр.

В.Б.: Президент - это сказали вы. Он может сказать все что угодно, но это на самом деле подчеркивает глубину проблемы. То есть мы, к сожалению, так устроены и так живем, что очень многие вопросы, по нашему мнению, должны решаться централизованно. Хотя и наш с вами собственный опыт - всех, кто жил когда-либо в коммунальной квартире и в общежитии - и опыт других стран показывает, что это та сфера, которая лучше всего управляется самими гражданами. Именно поэтому в рамках национального проекта уделяется такое внимание внедрению новых форм управления жилищным фондом.

В.К.: Товарищество собственников жилья.

В.Б.: Это все выглядит скучно, у всех от этого сводит скулы, но правда жизни именно в этом и состоит. Это как раз та сфера, в которой, с одной стороны, мы никого не готовы туда пускать, потому что это наш с вами дом, и наши с вами любимые носочки, трусочки и все остальное лежит по тем местам, которые мы с вами определили - и это правильно. То есть мы никого туда не хотим пускать. С другой стороны, мы очень часто забываем о том, что кроме нас никто этого сделать не может. Поэтому в этой сфере первое, что должно произойти институционально - это передача ответственности собственникам.

В.К.: Хорошо, вот сморите - дом, товарищество собственников жилья. Есть, предположим, инициативный человек, который говорит - я готов заниматься хозяйством по дому, там они как-то договариваются. Куда он идет - он идет в тот же самый ДЭЗ, ЖЭК, ЖРЭУ, где его встречают все те же люди.

В.Б.: Какая сытная аббревиатура.

В.К.: Но его те же люди, в любом случае, сытная она или не сытная, но его встречают. Я говорил прежде всего о том, что частный бизнес пока не очень рвется, и его не очень-то и пускают в эту сферу. Не рвется, потому что известно, в каком состоянии, в принципе, находятся все коммуникации, а не очень пускают, потому что куда девать людей из тех же самых ДЭЗов, ЖЭКов и сытной фразы ЖРЭУ?

В.Б.: Вы, надеюсь, живете в многоквартирном доме?

В.К.: Конечно.

В.Б.: И каждое утро, спускаясь в лифте, видите объявление: "Товарищи жильцы! Пожалуйста, придите на собрание, решите свои собственные проблемы!"

В.К.: То есть создавать свое собственное предприятие, которое бы брало на себя ответственность за обслуживание этого дома?

В.Б.: Нет, на самом деле, я, конечно, преувеличиваю. Но первое, что, наверное, очень важно - что это как раз та сфера, в которой проблемы жильцов, кроме самих жильцов, решить никто не сможет. Государство - и в этом его основная функция - состоит в том, чтобы создать для этого условия. Условие первое, понятно, состоит в том, чтобы была правовая база. Она постепенно формируется, и на сегодняшний момент у всех имеется возможность выбрать ту или иную форму управления, которую они сами для себя предпочитают. Хотят - нанимают муниципальную организацию, хотят - создают ТСЖ, хотят - управляют непосредственно. Но самая большая беда здесь состоит не в том, что выбирается удачная или неудачная форма управления. Самая большая беда здесь состоит в том, что мы все действуем как в том анекдоте, который я рассказывал - что кто-то виноват, а то, что меня не волнует, как я живу...

В.К.: Но я, может быть, с удовольствием обратился бы к какой-то другой организации, кроме муниципальной, которая бы мне, я не знаю, починила трубопровод. Но ведь нет. Не привлекателен пока этот бизнес для частных инвестиций.

В.Б.: Я не соглашусь с вами. Что на сегодняшний момент там нет крупных масштабных инвестиций - это безусловно. Но то, что в этом бизнесе работают реальные люди, которые выполняют реальные услуги...

В.К.: Нет, я их видел, серьезно, они есть.

В.Б.: Да, иногда они плохо пахнут, иногда они выглядят очень замечательно.

В.К.: Нет, я говорю именно о тех людях, которые организуют этот бизнес. Я их видел, действительно, они есть, но их пока очень мало, к сожалению, поэтому выбор небогат. Что же касается проблемы решения - то есть, может быть, он бы и стал привлекательнее, если бы, как многие любят подчеркивать, если бы коммуникации, которые гнили двадцать-тридцать лет, взяло бы государство и поменяло. Будет это вообще когда-то, или нет?

В.Б.: Вы знаете, что на сегодняшний момент то, что касается аварийных домов и домов с высокой степенью износа, президентом было принято решение, оно было озвучено во время ежегодного послания. Сейчас создана государственная корпорация, Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства, и это у него поставлено основной задачей. Но это касается не специфической, но достаточно понятной, четко очерченной законно группы жилья, части жилья, которая находится в аварийном состоянии. Это одна история. То, что при приватизации жилого фонда повсеместно не были выполнены положения законодательства, и жилищный фонд передавался от ведомств к муниципалитетам без соответствующего ремонта - это тоже правда. Правда то, что этим никто не занимался двадцать-тридцать лет. Давайте теперь порассуждаем.

В.К.: У нас остается буквально одна минута на рассуждения.

В.Б.: Всю правду мы сказали. Государством предусмотрено финансирование целого ряда этих программ, мы это осуществляем в рамках национального проекта через программу "Жилища", занимаясь модернизацией жилищно-коммунального хозяйства. Такие же аналогичные ассигнования предусмотрены в бюджетах субъектов федерации. Но все это скучно. Правда начинается с другого. Весь этот рынок жилищно-коммунального хозяйства появится только тогда, когда там появится заказчик. А заказчиком может быть не государство, даже не муниципалитет, который очень недалеко. Заказчиком может быть только гражданин, живущий в квартире. У меня есть очень хороший собственный пример - даже находясь на госслужбе, я не совсем за эту сферу отвечаю, но близко к этому - живя всего в 15-квартирном доме, мы не смогли договориться об образовании жилищно-коммунального хозяйства, об образовании ТСЖ. Но это было несколько лет назад, и я уверен, что сейчас ситуация поменяется, потому что все почувствуют, что в этой части - то есть заказывать услуги для себя - мы можем только сами, но никак не царь-батюшка.

В.К.: Значит, будем надеяться только на самих себя. Я напомню, что у нас в гостях был исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Викторович Бланк. Спасибо огромное за то, что пришли к нам.

В.Б.: Спасибо. Всех с Новым годом.

В.К.: До свидания.

21.12.2007
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/46329/

Док. 453947
Перв. публик.: 21.12.07
Последн. ред.: 26.06.08
Число обращений: 223

  • Бланк Владимир Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``