В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Михаилом Барщевским. 03.12.2007 Назад
Интервью с Михаилом Барщевским. 03.12.2007
Рустам Арифджанов
ведущий

Михаил Барщевский
председатель Высшего Совета ВПП "Гражданская Сила"


Рустам Арифджанов: Перейдем к следующей теме, она тоже касается выборов. Все три партии так называемого "правого блока", хотя, может быть, это не совсем точное название - точнее, может быть, "либеральные партии Российской Федерации", а к ним аналитики относят "Яблоко", "Гражданскую силу", СПС. Может быть, как-то очень условно, к ним можно добавить и "Демократическую партию России" - по-моему, она занимает чуть ли не последнее место среди всех одиннадцати партий. Так вот, все эти несколько либеральных правых партий все вместе не набрали и четырех процентов голосов. Чуть больше трех, или около трех процентов голосов. Какие уроки из этого извлекут либералы? И что это - сокрушительное поражение либеральной идеи среди людей в Российской Федерации? Или же это - знаете, как говорят: опуститься до дна, а потом, оттолкнувшись, начать подниматься вверх? Об этом мы поговорим с известным российским адвокатом, лидером партии "Гражданская сила" Михаилом Юрьевичем Барщевским. Михаил Юрьевич, добрый вечер! Рустам Арифджанов.

Михаил Барщевский: Добрый вечер, Рустам.

Р.А.: Как настроение? Как "хождение в политику"?

М.Б.: Ну, должен сказать, что, видимо, хождение за три моря все-таки полегче будет - я не ожидал, что это на столько тяжело. Физически просто тяжело. И физически, и психологически. Но я не жалею о том, что сделано.

Р.А.: Михаил Юрьевич, можно, вопрос сразу задам? Это вот Вы "сходили в политику", устали, ужаснулись, сказали: "Больше не буду связываться!", или нет?

М.Б.: Нет, нет. Я человек "упертый". И тут еще одна вещь. Понимаете, это ведь не мне нужно! Со мной - тьфу, тьфу, чтоб не сглазить - давно все в порядке. Просто мы живем в стране, это наша страна, и тут, как мне кажется, всем должно быть не безразлично, где мы будем жить через 5 лет, через 10 лет, и где будут жить наши дети и внуки. Без праволиберальных ценностей страна обречена скатиться в авторитаризм, просто обречена. И это не дело президента Путина, президента Иванова, Петрова, или Сидорова. Проблема не в фигурах, а проблема во всей этой атмосфере. Поэтому праволиберальные ценности - они гарантируют все общество от авторитаризма и от социального популизма, в конечном итоге.

Р.А.: Михаил Юрьевич, вот смотрите. Многие исследования социологические показывают, что все-таки приверженцев либеральных идей, особенно в больших, в крупных городах, которые уже почувствовали вкус рыночной экономики, значительно больше, чем вот те 3,5%, которые вы все вместе набрали.

М.Б.: Я готов ответить на этот вопрос. Значит, смотрите, что происходит. В течение, грубо говоря, 10 лет "Яблоко" и СПС занимались самоуничтожением. То есть взаимным уничтожением. Они никак не могли договориться, они все время друг на друга "наезжали", тем самым, фактически, не только переманивая друг у друга голоса, а отпугивая голоса и у той, и у другой партии. Народ уже стал реагировать по принципу "чума на оба ваши дома!". Это одна вещь. Другая вещь. "Единая Россия", партия, у которой идеологии своей нет, это даже Путин открыто признал - что идеологии нет, - но люди там не глупые совсем! И "Единая Россия" стала позиционировать себя как партия, у которой есть праволиберальное крыло. И, естественно, что избиратель, которому надоели вот эти разборки СПС и "Яблока", эмигрировал в "Единую Россию", которая вроде бы как, да? И пошли, и многие проголосовали там. Еще одна вещь, которая произошла на выборах. Многие люди, исповедующие праволиберальную идеологию, являются противниками "Единой России" - и поэтому они голосовали, будучи "правыми", как это не парадоксально, за коммунистов. Просто потому, что надо было проголосовать за оппозиционную партию.

Р.А.: Просто понимали, что коммунисты в любом случае наберут проходные голоса...

М.Б.: Да! И поэтому, как оппозиция, многие праволиберально настроенные люди проголосовали за коммунистов, как это ни парадоксально, и как это ни глупо. Появление "Гражданской силы", которая набрала, вообщем, столько же, сколько СПС и "Яблоко" (ну, чуть больше СПС, и чуть меньше "Яблока")...

Р.А.: Существуя, наверное, в многократно раз меньше, это совсем юная партия!

М.Б.: Полгода, реально - полгода. Так вот, это, конечно, для "Гражданской силы" колоссальный успех, и это индикатор востребованности праволиберальных идей, не опороченных реформами 90-х и ворчливым вечным несогласием - как другой вариант. Причем, тут же еще одна вещь. Мы же партия, которая открыто декларирует патриотизм. Раньше почему-то считалось, что ты либо либерал, либо патриот. Я, на самом деле, утверждаю, что либерал - настоящий либерал - является патриотом. А настоящий патриот - точно совершенно - является либералом. Ну, что такое патриотизм? Патриотизм - это любовь к своей Родине, и любовь к тому, чтобы на этой Родине все было в порядке. В том числе - и в первую очередь! - с правами человека, с экономикой, с судебной системой. То есть все то, что составляет суть праволиберальной платформы - оно же совсем не противоречит любви к своей Родине, а даже, наоборот, подразумевает ее.

Р.А.: Михаил Юрьевич, теперь у Вас два выхода - ну, я вижу два выхода, если Вы остаетесь в политике.

М.Б.: Нет, меня больше интересуют входы.

Р.А.: Ну хорошо, входы, да. Так вот, Михаил Юрьевич: или бороться против СПС и "Яблоко", привлекая правый либеральный электорат на свою сторону, чтобы он объединялся вокруг вашей партии, - или договариваться с СПС и "Яблоко".

М.Б.: А вот я бы хотел, чтобы Вы уточнили, Рустам. Когда Вы говорите, "договариваться с СПС и "Яблоко" - Вы имеете в виду договариваться с Немцовым, Гозманом, Баковым? То есть надо понять: если мы говорим договариваться с членами СПС и "Яблоко", с избирателями СПС и "Яблоко", - никаких проблем нет, потому что именно об этом речь и идет, именно с ними мы и пытаемся работать, именно им и показываем альтернативу.

Р.А.: А как вы будете договариваться с ними, не имея переговоров с их лидерами?

М.Б.: Нет. Есть региональные отделения, есть понимание того, что и как надо рассказывать и объяснять, о чем надо с ними разговаривать, показывать альтернативу - что мы делаем, как мы делаем. То есть, это нужно разговаривать с людьми. Для этого существуют средства массовой информации, Интернет, радио - ну, просто люди должны увидеть. И, кстати, я могу сказать, что во многих регионах региональные отделения СПС и "Яблока" уже активно беседовали, вели конструктивные переговоры с региональными отделениями "Гражданской силы". Не буду скрывать, что региональные отделения "Гражданской силы" далеко не везде "крепко стоят на ногах". Вот задача - их поставить везде, в каждом регионе. Вот в Свердловске у нас неплохая организация - данные по Свердловску, самые последние, которые я видел, были, по-моему, 3,6% по области.

Р.А.: Это в три раза больше, чем вы набрали по России.

М.Б.: Да. По Свердловской области 3,6%, по городу 5,2%.

Р.А.: Хороший результат.

М.Б.: Вот там у нас достаточно сильная региональная организация. И там результат. Так вот, очень многие региональные отделения СПС и "Яблока" - они ждали итогов этих выборов. Ну, знаете, как последняя надежда: "Ну а вдруг все-таки?". Поэтому я думаю, что сейчас объединение пойдет "снизу". Разговаривать с Явлинским, и пытаться договариваться - хотя все говорят, что это бесполезно - но я не могу этого подтвердить, поскольку не пробовал. Но я думаю, что мы можем договариваться, потому что "Яблоко" демократическая партия, и мы демократическая партия. Но она, скажем так, левоцентристская, а мы - правоцентристская. Это, все-таки, не принципиального рода расхождения, как, скажем, у Явлинского с Чубайсом, или у Явлинского с Немцовым. Поэтому я думаю, что здесь какие-то компромиссы возможны. Вообще, я вижу свою задачу в том, чтобы спровоцировать объединительный процесс между всеми праволиберальными демократическими силами, и тихо уйти на покой. То есть, вот я совсем не мечтаю в 2011 году быть лидером, понимаете?

Р.А.: Михаил Юрьевич, скажу Вам в завершении: взяли Вы на себя задачу, говоря своей роли, задачу чрезвычайно сложную. Многим лидерам праволиберального блока в России это не удалось, поэтому скоро на покой идти Вам не придется.

М.Б.: Ну, я надеюсь, что появятся более молодые, более азартные, более амбициозные, которым нужна будет лидерская функция, - мне важно дело сделать. Дайте, я один Вам пример приведу. Мы в марте опубликовали программу нашей партии. Из нее 7 пунктов исполнительная власть взяла уже на вооружение. 2 пункта "Единая Россия" приписала себе, - что это, мол, они предложили исполнительной власти. А мне все равно. Вот абсолютно. Не бью себя в грудь, не колочу в тамтамы - потому что мне не важно, кому достанутся лавры. Мне важно, чтобы делались правильные вещи. Я напоминаю, с чего я начал: это моя страна, моя! Мне в ней жить, моим детям и внукам! Мне важно, чтобы в ней было все правильно. А кто припишет себе заслуги - ну, в конце концов, какая разница? Ну, не ради же этого мы живем!

Р.А.: Спасибо, Михаил Юрьевич. Я чувствую, у Вас бойцовское настроение, поэтому думаю, что результаты выборов Вас, наоборот, вдохновили на дальнейшую работу.

М.Б.: Спасибо, Рустам.

Р.А.: Спасибо. Это был Михаил Барщевский, известный российский адвокат, лидер партии "Гражданская сила".

http://www.rusnovosti.ru/program_reports/39574/
03.12.2007

Док. 453945
Перв. публик.: 03.12.07
Последн. ред.: 26.06.08
Число обращений: 465

  • Барщевский Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``