В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Игорем Артемьевым Назад
Интервью с Игорем Артемьевым
Добров Андрей
ведущий

Игорь Артемьев
Руководитель Федеральной антимонопольной службы

По закону об использовании пивных брэндов во время матчей, часть средств будет отчисляться на детский спорт

Андрей Добров: В гостях руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Юрьевич Артемьев. У нас сегодня много разных тем, но начнем с одной из последних. В понедельник пресс-служба кабинета министров сообщила, что правительство утвердило состав межведомственной рабочей группы, которая должна подготовить программу снижения темпа роста потребительских цен. В нее вошли главы ключевых министерств и ведомств, и, в частности, вы. Вы об этом знаете?

Игорь Артемьев: Знаю, конечно, не случайно, наверное.

А.Д.: Чем это объясняется?

И.А.: Наша точка зрения в том, что, несмотря на то, что в конечном итоге все факторы инфляции носят монетарный характер - т.е. так или иначе связаны с ростом цен, то причина у этого роста цен могут быть самые разнообразные. В том секторе, в котором мы работаем, это три причины, которые в России, к сожалению, очень сильно выражены и по нашим оценкам, дают не меньше четверти всей российской инфляции. Во-первых, это злоупотребление доминирующим положением - это произвол монополистов на разных рынках, которые для того, чтобы забраться в наш карман, без всяких на то причин повышают цены. Это особенно проявляется. Второе направление в сфере естественных монополий, где сегодня в области энергетики, связи и особенно газового хозяйства тарифы растут, как на дрожжах. Третье направление для нашей страны достаточно новое - создание картелей - ценовых сговоров, которые сейчас заключаются многими российскими компаниями, по нашему мнению, что дает без всяких оснований очень существенный рост цен в самых разных сферах. Мы это наблюдали в сфере производства молока, мы думаем, что это может быть бензиновый картель национальный, когда два года назад росли цены неуправляемо на нефтепродукты. Все это вместе обеспечивает наше присутствие и должно обеспечивать с нашей стороны действенные меры, чтобы снижать эти показатели, чтобы привлекать нарушителей к ответственности.

А.Д.: У меня ощущение, что сама механика рынка, особенно современные тенденции, наоборот, ведут к тому, чтобы устанавливать сговоры по поводу цен, повышать их. У меня ощущение, что большинство продуктов питания, не только питания, а вообще продукты - непонятно вообще на чем они построили свои цены. Как может человек продавать компакт-диск за 500 рублей? Я понять не могу, что там за 500 рублей есть? Мне говорят - там исполнитель, свои права. Я знаю, что исполнитель получает 5 копеек с каждого диска. А большинство - получают непонятные мне люди. У меня ощущение, что мы живем в эпоху слишком завышенных цен...

И.А.: Мы, действительно, живем в эпоху слишком завышенных цен. Я убежден, что тарифы естественных монополий - т.е. все коммунальные услуги в нашей стране уже давно завышены. И все разговоры, что население платит меньше 100 %, это 100 % вообще ни от чего. Тоже самое в вашем примере - скорее всего, мы имеем дело с недобросовестной конкуренцией, когда нарушаются авторские права и устанавливаются Бог знает какие цены по принципу, как в природе мимикрирование существует - летит бабочка, а другая бабочка очень похожа на нее, но совсем другая. А на самом деле она и выглядит не так. Если говорить о дисках - то и качество другое, а стоимость все равно очень высокая. Или у нас некоторые экономисты очень любят такую теорию, и всерьез ее обсуждают в СМИ, она звучит примерно так: если мировые цены на любой товар, который производит Россия, 200 единиц, а у нас они были 100 единиц, то они вообще должны сравняться с мировыми. Такой бред иногда приходится слышать! С какой стати? Что у нас - зарплата такая же? Все это большое вранье. Эти монополистические структуры, естественные монополии, доминирующие компании, ценовые сговоры, которые в Европе только за последние два года были раскрыты примерно в тридцати случаях. И самый маленький штраф на картель был наложен в размере 150 млн евро.

А.Д.: У нас самой большой?

И.А.: 10 млн долларов, который был наложен нами на компанию Евроцемент. Правда, с той поры, спасибо парламенту и президенту, поменялось законодательство. Теперь мы имеем штрафы с 13 мая прошлого года от 1 до 15 % с оборота, и мы их будем сейчас очень активно применять, дела уже в судах: вы услышите о штрафах в сотни миллионов рублей, и даже миллиардов рублей. Раньше все это было примерно так - 15 лет антимонопольная служба работала, находила доказательства сговоров, находила у монополистов нарушения.

А.Д.: Но мы не слышали ничего.

И.А.: А что слышать? Штраф максимальный по закону был 500 тысяч рублей. Что такое 500 тысяч рублей для Газпрома? Надо было организацию просто закрывать, потому что она как барабан, вхолостую крутилось. Что касается Газпрома - это национальное достояние, как нам все время рассказывают, его нельзя закрывать, а урезать его аппетиты нужно, это надо делать обязательно.

А.Д.: По поводу самой насущной проблемы правительства мы начнем. Сегодня запретили, ограничили ввоз пшеницы в Белоруссию и Казахстан, поскольку сейчас есть практически запретительные пошлины на экспорт зерна, я много лет слежу за ситуацией на зерновом рынке, она очень интересная. У меня полное впечатление, что существует сговор, что у нас люди, которые закупают и перепродают зерно, они действуют совершенно бесконтрольно. Из-за этого страна очень часто лишается того количества зерна, которое позволяет поддерживать цены на определенном не очень высоком уровне, так это?

И.А.: Я бы сказал, что ситуация даже, на мой взгляд, несколько хуже. насколько знаю, правда, это трудно признать, что мы обладаем доказательствами, как Федеральная антимонопольная служба, как и в других сферах, наверное, здесь еще имеет место сговор между бизнесом и властью. Но на высоком правительственном уровне этого нет. Когда обсуждались вопросы, связанные с введением заградительных пошлин, а у нас в этом году профицит зерна, слава Богу, наши крестьяне и трейдеры смогли обеспечить большее количество зерна, чем нам нужно для внутреннего потребления. Возник вопрос - сколько можно вывозить на фоне стремительно растущих цен в Европе, Северной Америке? Все понимали, что если мы вовремя не остановим вывоз зерна, то это привело бы к тому, что уже весной был бы новый скачок цен. Потому что зерно - это не просто хлеб, это также фуражное зерно для скота, никак мы не могли ввести эти заградительные пошлины. Мы начали орать благим матом в ноябре, как Федеральная антимонопольная служба, потому что мы входим в комитет по защитным мерам, в эту комиссию. Предпринимал усилия министр сельского хозяйства, министерство экономики... Но почему-то это случилось реально через несколько месяцев, когда 12 млн тонн зерна уже оказались за рубежом. Это, конечно, меня очень печалит, потому что погодные условия по озимым, хотя я не специалист, были плохие, часть зерна погибла. Я плохо представляю, с чем мы выходим по балансу. Слава Богу, у нас было плюс 16-12 млн тонн вывезено. Не знаю, сколько погибло по озимым, но все равно мы должны были себя более надежно защитить от колебания цен.
А.Д.: Мы выходим, как обычно, с сознанием того, что, возможно, придется устраивать интервенции зерна на внутреннем рынке, вытаскивать их из закромов.

И.А.: Я надеюсь, что у нас еще эти 4 млн тонн, которые остались в профиците, они нас защитят от роста цен, но при этом я помню, что мы еще считаем вполне по-советски эти объемы и этого я сильно боюсь. Потому что как считали раньше объемы зерна мы все знаем. Я очень боюсь, что если эта методика не изменилась за эти годы, то у нас не плюс 4, а плюс 3.

А.Д.: С одной стороны, эксперты говорили, что у нас после выборов президента начнется скачок цен, с другой стороны, правительство заявляет, что скачка цен не будет и все будет нормально. Какие меры собираются предпринимать, чтобы этого скачка не было?

И.А.: Там целый план разработан. Во-первых, впервые в истории российского государства появился пункт, который мы попросили включить, спасибо председателю правительства Виктору Зубкову, он появился. Это создание организационных и законодательных основ борьбы с картелями. Картель является не просто правонарушением, создание картелей - сговора является преступлением, т.е. действием, которое уже карается Уголовным кодексом. Добрые люди в 2002 году в 178 статью Уголовного кодекса внесли такую поправку, после которой эта статья не могла быть применена ни разу. Добрые люди разработали законопроект, который полностью уничтожил уголовное наказание за картель. Сейчас мы с министерством экономики и МВД разработали новый закон, он сейчас вносится в правительство, мы будем с помощью генпрокуратуры и МВД настаивать, в случае картелей, на то, чтобы люди отправлялись в тюрьму, поскольку создание картелей это разновидность мошенничества. Другая важная вещь в том, что мы довольно скоро, может, с середины этого года приступим к широкомасштабным проверкам компаний. При этом будем стараться это делать очень деликатно, чтобы не было привычных для нашего глаза маски-шоу и развлечения, связанные с тем, что вламываются в офис со страшными криками, потом уносят от туда одну перечницу и две скрепки... Этого не будет. Мы будем вместе с МВД искать только нужные нам экономические документы, записи, которые тихо будем потом складывать. Если сложим в столбик так, что получится картель, тогда будет уголовное и административное очень жесткое правонарушение установлено. И штраф будет измеряться сотнями миллионов рублей. Это то, что мы должны сделать, но таких дел не должно быть много, они должны носить заградительный характер, мы должны провести несколько таких крупных дел, чтобы остальных профилактировать.

А.Д.: Фактически вы говорите, что вы должны провести показательные кампании?

И.А.: Кто попадется - мы пойдем с рейдом, кто нам попадется - мы никого не отпустим, показательно - это когда 20 нарушили, одного взяли...

А.Д.: Даже 20 взяли - все равно, мне кажется, нужно устроить показательную экзекуцию, чтобы те, которые дальше захотят нарушить опомнились.

И.А.: Мы все равно и в этом случае исходим из принципа, что за экономические правонарушения должны быть, прежде всего, экономическая ответственность, поэтому скорее всего мы очень сильные большие штрафы наложим на сами компании, а в отношении должностных лиц компаний, которые это осуществляют, мы не будем кровожадными, не будем настаивать. Мы попросим, чтобы их тоже оштрафовали в рамках Уголовного кодекса, а кто попадется во второй раз, тот пускай отдохнет в тюрьме.

А.Д.: Какие сроки предусмотрены?

И.А.: По первой части, о которой мы сейчас говорим, когда нет рецидивов, а отсчет после принятия этой новой статьи начнется сначала - срок до 2 лет. В основном, это условное наказание будет на первых порах. Если нет тяжких последствий. Но если параллельно с этим шли уже другие действия, связанные с прямым вымогательством либо нанесением ущерба имуществу компании и т.д., то это могут быть сроки - самая большая статья, связанная с тем, когда параллельно идет и рэкет, и картель, она может достигать 7 лет лишения свободы.

А.Д.: Мне кажется, что большие сговоры, когда повышаются резко цены на лекарства, несет это ущерб здоровью и жизни людей по первому разу? Ведь несет! Некоторые даже умирают от этого!

И.А.: Ужасные вещи происходят. Я приводил пример, что в Европе за последние годы было открыто около 30 мощнейших картелей и штрафы достигали там до 1,5 млрд евро. Но витаминный картель был оштрафован на 800 млн евро. Все компании покаялись, заплатили, менеджеры сели в тюрьмы. Цены не росли, в ряде стран они были зафиксированы, как в Германии, на одном и том же уровне - они уже много лет, не смотря на то, что там тоже есть инфляция, эти цены стоят. Что происходит у нас? Первый вопрос - верите ли вы, что те же самые компании, которые всю Европу держали под картелем, что они так не работают у нас?

А.Д.: Не верю.

И.А.: Я тоже не верю. Они перекочевали к нам, потому что у нас не работает уголовная статья, мы не вполне готовы были, как антимонопольный орган, с точки зрения оперативных функций. Это же сговор! Они же не подписывают документов, не оставляют улик, поэтому надо с помощью МВД обычными методами оперативной разработки находить их, так как находят мошенников, бандитов, убийц. Но мы не силовая структура и не претендуем на это. Поэтому генерал Нургалиев вместе с нами в 2004 году подписал совместный приказ и создал спецподразделение в ВМД. Почему вы о нем не слышите? Потому что мы не устраиваем маски-шоу. Это не значит, что ряд картелей не были вскрыты. Известный национальный картель - большой мобильной тройки операторов это же было вскрыто. Или сейчас в Ставрополе очередной бензиновой картель или мы открыли картель на Камчатке тоже бензиновый, что наводит на размышления. На финансовых рынках сейчас мы имеем около 15 явок с повинной - когда банки и страховые компании приходят и сдаются нам.

А.Д.: А что - банки и страховые компании тоже устраивают сговоры по поводу цен? Годовые они придумывают?

И.А.: Совершенно верно. Здесь очень простая технология: банк объявляет в рекламе, когда к нему приходит клиент, что у него можно получить кредит под 15 % годовых, при этом банк оговаривает, что единственная страховая компания, у которой можно застраховать кредит, это часто закрытый, узкий список. Туда идет клиент, и там ему накручивают 40-процентный тариф страховой: 40 плюс 14 в итоге 55. Естественно, это никак не связано с издержками банка или страховой компании. Мы проводили специальное очень широкомасштабное расследование на этом рынке весь прошлый год и пришли к выводу, что есть в России примерно 50 таких пулов. Параллельно мы понимали, что сбор доказательств такой противоправной деятельности трудная штука во всем мире, чтобы выявить такие доказательства, необходимо помимо активной работы антимонопольных органов, ввести "линенси программ", которая существует в Европе уже 30 лет. Это программа смягчения, она означает, когда антимонопольный орган начинает атаковать компанию и компания чувствует, что она может попасть под гигантские штрафы или даже уголовную ответственность, она приходит и сдается. И пишет, что - да, я принимала участие в картелях, ограничивающих конкуренцию соглашениях, но в связи с тем, что она сама сдалась, а не ее за руку привели, она полностью освобождается от штрафов и от уголовного преследования. Мы понимали, что для нас важно не столько это наказание, гигантский штраф, сколько очистка рынка в интересах потребителя от этих противоправных соглашений. Мы сказали всем банкам и страховым компаниям - приходите и сдавайтесь, если придет, то вам ничего за это не будет, но вы никогда не должны применять эти соглашения. Уже 15 сдач мы приняли - крупнейшие банки - ВТБ-24, Росбанк, Росгосстрах... Все это вы прочитаете на нашем сайте, они осуществили явки с повинной. Для того, чтобы определить, кто из них будет освобождаться полностью, они приходили, взявшись за руки, в одно и то же мгновение, чтобы нельзя было определить - кто первый, кто второй. Потому что из законодательства следует, что мы не обязаны всех освобождать, когда все кругом, хороводом, как в саду детки, когда они так приходили, то мы эти компании все освободим от административной ответственности, мы не будем им выписывать штраф от 1 до 15 % с оборота, мы в каком-то смысле им даже благодарны, что они таким современным образом действуют. Такие сдачи происходят в Европе. Но те банки и страховые компании, кто не пришли, если мы докажем в ближайшие полгода, что они действуют примерно таким образом, это будет уже уголовная ответственность, это будет 15 % с оборота вплоть до разорения некоторых банков. Мы не заинтересованы в разорениях, просто так получится. Посмотрим, сейчас у нас есть данные по целому ряду групп, которые еще к нам не пришли. Мы уже никого ни к чему не призываем. Не хотят сдаваться - не надо. Мы будем делать свою работу. Дали такую возможность, мы готовы всем такую возможность предоставить.
Вот закончилось дело по выставочному бизнесу - там тоже был сговор. Координация предпринимательской деятельности, когда 80 с лишним компаний - весь рынок выставочных компаний - заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию.

А.Д.: Еще сейчас мелкий бизнес кричит просто, они страдают от сетевых компаний. Невозможно ничего продать, если ты не в сети. Сейчас что-то идет по поводу сетевых компаний?

И.А.: Не просто идет, уже подготовлен федеральный закон. Сейчас сетевые компании активно сопротивляются этому закону, выступают в СМИ. Одни говорят, что самое главное, чтобы ФАС и МЭРТ могли поработать еще с ними, другие говорят, что мы сошли с ума и т.д. В чем суть? Сегодня сельхозпроизводители, желая продать через товаропроизводяющую сеть, через крупные сетевые компании свои товары, не могут это делать часто по той простой причине, что им выставляют колоссальные дискриминационные пункты. Сама договорная практика сетей, которые понимают, что продать им больше негде, такова, что их просто обирают до нитки и эти пункты, на которые ссылаются сетевые компании, носят откровенно дискриминационный характер. В чем пока сетевым компаниям везло? Мы работаем только против нарушений монополистов, если компания на рынке имеет долю меньше, чем 35 %, то мы вообще ничего сделать не можем. Закон предусматривает, что наши действия в отношении сетевых компаний начнутся с 15 %. Как только она имеет долю на рынке в границах муниципального образования или субъекта Федерации - тогда мы возьмемся за эту договорную практику. Я сейчас им говорю: друзья, мы не раз собирались - там умные, серьезные ребята сидят во главе этих компаний, небедные, мы говорим - не надо быть жадными, просто откажитесь от дискриминационных договоров, сделайте, как в Великобритании. Там в конце 80-х собрались и написали кодекс наилучших договорных практик и выбросили оттуда все пункты дискриминации. Тогда антимонопольный регулятор Великобритании сказал - я не буду вас преследовать. Не хотят они этого делать. Поэтому нам приходится идти через федеральный закон, потом это будут довольно жесткие санкции против них же.

А.Д.: А вообще сильное давление сетей?

И.А.: У нас вся работа, что мы без давления скучаем. Понятно, что, про нас иногда говорят - что с них взять, они же ничего не производят - ни токарных станков, ни добывают нефть, ни пекут хлеб, они только ходят со своим надзором и всем нервы портят. Мы, действительно, ходим и нервы портим, в том числе и торговым сетям, а они в свою очередь говорят примерно так же - что такие меры, которые предлагают сегодня министерство экономики, ФАС - это остановка бизнеса, что не будет больше светлых магазинов, что наступит черный день, но при этом они перебирают. Мне кажется, что рассказа о том, что какая-то норма 35 изменится на 15 в законе, это не атомная война. Все-таки все мы будем живы, здоровы и будем работать вместе с торговыми сетями.

А.Д.: Я так понимаю, эта информация еще не появилась в эфире, мы будем первыми, что за закон, который инициировал Мутко, председатель Российского футбольного союза.

И.А.: Виталий Мутко написал сейчас закон и внес его в Госдуму, согласно которому будет ликвидирован запрет, который ранее был, два года назад введен в законе о рекламе. Сейчас запрещено на спортивных мероприятиях использовать бренды пивных компаний. Скажем, "Хайнекен" нельзя написать во время футбольного матча на рекламном стенде, потому что его название совпадает с тем же шрифтом, написанном на пивной банке. Мы долго - два года, мы не хотели двигаться по разрешению этого дела. В конечном итоге Мутко, Третьяк и другие наши замечательные спортсмены убедили нас и убедили сегодня значительную часть правительства и администрации президента, что это можно разрешить, то есть рекламу пива как таковую нельзя разрешать, что там будут разливать пиво, продавать его, это противоречило бы очень многим важным принципам, заложенным в закон о рекламе. А почему мы дискриминируем бренд компании "Балтика" или другой - это не вполне понятно. Единственная страна, которая так дискриминирует бренды - это Франция. А во всем мире принят более мягкий вариант, который предполагается принять здесь. Мы идем на это потому, что мы убедили разработчиков закона значительную часть средств отчислять на детский спорт. Это будет источником, который оценивается от 20 до 40 млн долларов. Благодаря этой цели, думаю, можно это сделать, не говоря о том, что у нас впереди Олимпиада, где этот вопрос надо решать. Еще нас ждет финал кубка Чемпионов по футболу. Поэтому, может, этот законопроект Виталия Мутко не ждет легкая жизнь, но мы со своей стороны, как регулятор в области рекламы, поддерживаем этот законопроект, потому что считаем, что плюсы и минусы здесь взвешены, и плюсы перевешивают минусы.

А.Д.: Я знаю, что уже два года существует управление, которое занимается монопольными областями - здравоохранением, образованием, чем еще оно занимается?

И.А.: Всей социальной сферой, туризмом. Все, что касается гуманитарной сферы - этим данное управление занимается. Первое время, когда они появлялись в министерстве образования, считалось, что они как лунатики прилетели с другой планеты, потому что долгое время наша классическая теория в области конкурентного права вообще не подразумевала каких-то серьезных наблюдений и санкций в этой сфере. Оказалось, что это самая замонополизированная сфера у нас, когда чиновничьими решениями выбираются определенные компании, которые оказывают услуги без всякого конкурса.

А.Д.: История - мы сейчас ей занимаемся - с удивлением обнаружил, что школы должны пользоваться услугами охраны после трагедии в Беслане это уже фактически закон. И с удивлением обнаружил, что, например, школы Центрального округа - здесь 107 школ - не имеют право нанимать охранные структуры Северо-Западного округа. Они должны нанимать только те структуры, которые определены здесь по тендеру в Центральном округе. Хотя, казалось бы, один и тот же город, но в центре - понимаете, сколько стоит охранная структура, их всего 10 штук. А здесь можно было бы взять подешевле людей, но нельзя, иначе чуть ли не лицензии лишают школу. Нормально?

И.А.: Это точно наши клиенты, если говорить официальным языком. То, что вы рассказываете, содержит явные признаки правонарушений антимонопольного законодательства. Мы это вообще высказывание оценим, как заявление о том, что надо посмотреть. Речь идет о территориальном разделе рынка, это грубейшее нарушение, которое тоже восходит к картельной практике, но инициатором, я не сомневаюсь, является определенные чиновники, которые выпустили соответствующие инструкции.

А.Д.: А зачем это чиновникам? Наверное, они получают процент с суммы.

И.А.: Этот случай мы не исследовали, но обычно движущий механизм такой - либо это делается по глупости, когда мне кажется, что эта компания хорошая, а чаще всего в основе лежит коррупция, когда чиновник, имеющий право что-либо ограничивать, издает такую инструкцию, согласно которой к вам может прийти только эта компания или подбирает критерии таким образом, оценивая, что только эта компания может прийти. Эта компания получает огромный рынок, большую прибыль, и частью прибыли делится с этими чиновниками. Это криминал, коррупция, превышение служебных полномочий, но часть криминальную должны доказывать не мы. Мы в этом случае, выявляя это соглашение, оспариваем в суде, отменяем, даем возможность бизнесу дышать нормально и конкурировать на равных условиях. И наказываем чиновникам, пока не очень большим штрафом, но мы всегда это делаем.

А.Д.: Насколько часто у вас встречаются дела, в которых идут сговоры между компаниями и чиновниками?

И.А.: Парадокс РФ, который мы должны знать - мы сильно отличаемся от всех стран мира. У нас 50 % всех нарушений это сговор бизнеса и власти. Власть фигурирует в антиконкурентных соглашениях. Власть сама принимает решения, которые ограничивают конкуренцию. Нигде в мире практически этого нет.

А.Д.: На каком уровне?

И.А.: Уровень разный, чаще всего - среднего звена. Самый "кормительный" уровень - уровень начальников департаментов, управлений, которые сидят близко к земле и видят эту проблему.

А.Д.: Т.е. город, область, район?

И.А.: Да. Как правило, бывают и крупные начальники. Чего стоит приказ в Иркутской области о запрете вывоза продовольствия в другие регионы. Что это такое с точки зрения конституции? У нас есть доказательства. Что такой акт издавался, и что администрация, таким образом, ограничивала вывоз продовольствия, когда цены росли на продукты питания. Это грубейшее антимонопольное правонарушение. И мы привлечем к ответственности администрацию и тех лиц, которые издавали. Больше всего меня огорчает то, что сами государственные чиновники нарушают антимонопольное законодательство чаще, чем компании. Если мы про компании говорим, что там, естественно, мошенники, картели, такие же слова мы к недобросовестной части чиновников должны применять еще в большей степени, потому что они используют мощь государства, чтобы обогатиться.

А.Д.: Когда вы узнаете про такой случай, что вы делаете?

И.А.: Могу привести дело томского мэра - началось все с нас, мы проверили, как распределялись земельные участки, поскольку у нас есть поручение президента этим заниматься, а они распределялись без аукциона - нарушение конкурентных процедур. Дальше по приказу соответствующие службы МВД подключились, которые хорошо знаю свое дело - и вы дальше все знаете сами.

А.Д.: Вы собираетесь расширяться как-то? Судя по тому, что у вас сейчас больше полномочий, у вас штраф становятся больше, возможности больше и фронт работ огромный, по большому счет ФАС должны быть одной из самых сильных структур.

И.А.: Чем человек отличается от других животных, что у него голова должны быть большая, а необязательно мышцы. если наоборот, тогда никакие мышцы не спасут. Нужно будет спасать общество от этой структуры. Мы не только расширяемся, чтобы мы вообще могли всеми заниматься этими сферами, в том числе новыми, а еще есть энергетика, где нам отдали контроль только что, еще есть закон о государственных закупках в РФ, где мы осуществляем контроль и где сэкономлено 250 млрд рублей за два года. Фантастическая цифра - мы ею гордимся. Чтобы это делать, мы поняли, что мы не должны контролировать малый и средний бизнес вообще, поэтому были приняты поправки в начале 2005, если раньше мы контролировали 90 % бизнеса, а 10 % - совсем маленьких - мы уже не контролировали. Мы отпустили на волю от самих себя малый и средний бизнес, потому что они никакой монополизации не несут. Мы занимаемся 10 % крупняка самыми сильными, которые умеют себя защищать, у которых самые лучшие адвокаты. Когда мы 90 % наших сил переключили на эту работу, перестав заниматься мелочевкой, мы сняли административные барьеры, коим мы сами были в отношении малого бизнеса. Нам они очень благодарны. Они в первый раз увидели ведомство, которое вдруг отказалось от функции контроля над ними.

А.Д.: Вопрос по бензину, вы два раза уже упомянули сговор по бензину. Большинство россиян живут со странным вопросом в душе - почему Россия, которая добывает нефть, мы платим больше, чем в Штатах, которые ее покупают у нас?

И.А.: Сейчас примерно цены такие же, как в США, которые тоже добывают, кстати, примерно столько же, сколько мы, и примерно в два раза ниже наши цены, чем в Великобритании. В прошлом году цены не росли, они росли только на инфляцию, сейчас они находятся в пределах инфляции, хотя уже есть желающие создать картели, как мы сейчас зафиксировали в Ставрополе, кризис на Камчатке, который мы сейчас проверяем. Мы там тоже открыли картель, я вчера говорил с нашим руководителем по Камчатскому краю, мы это будем выявлять. Все знают, что если картель будет на национальном уровне выявлен, то штрафы будут измеряться сотнями миллионов долларов на каждую компанию. Таково сегодня законодательство. Когда говорят, что правительство регулирует все это дело, вступая в диалог с компаниями, может, там что-то и обсуждают разные коллеги, но все должны помнить, что 135 федеральный закон ввел драконовские нормы именно против нефтяных компаний на случай неуправляемого повышения цен. Мы оправдаем свое имя ФАС как только рост цен превысит инфляцию, если это будет экономическими причинами не обусловлено.

А.Д.: Читаю сегодняшнюю новость "Федеральная антимонопольная служба хочет иметь ценовой ориентир на рынке цветных металлов, может потребовать создания биржи цветных металлов в случае создания объединения компаний "Русал" и "Норильский никель". Так это?

И.А.: Есть очень большой ответ на этот вопрос. Я совсем коротко. Да, действительно так, также как мы настаивали, чтобы на пользование лесом были лесные аукционы, земельные аукционы, рыбные аукционы и т.д. Смысл такой. По значительной части продукции все экспортные контракты должны продаваться за российские рубли здесь. Здесь должны оставаться налоги, сюда должны приходить трейдеры. Мы здесь должны это делать и торговать нашими сырьевыми ресурсами, а не так как сейчас: рыбу выловили или краба камчатского, уехали в Пусан и там все продали. А нам осталась дырка от бублика. Вот тоже самое нужно делать для развития ценовых индикаторов. Это дает налоги сразу, это дает возможность получить деньги, которые мы теряем за рубежом при неразумной реализации экспортных контрактов. Поэтому мы считаем, что должно быть порядка 7-9 электронных площадок и бирж, где все сырьевые компоненты силой государства и его законодательным обеспечением должны продаваться здесь в России.

А.Д.: Спасибо большое, Игорь Юрьевич. Я раньше относился к Федеральной антимонопольной службе с большим опасением, потому что видел, что признаков сговора много, а действий мало. Вот вы мне сейчас объяснили, что 500 тыс. рублей это не то оружие, с которым идут на гиганта. Хочу пожелать вам успеха, потому что приходиться бороться с огромными массивами, наработанными здесь в России. У вас коллегия еще состоится на этой неделе?

И.А.: У нас будет коллегия, где мы будем обсуждать практику наложения оборотных штрафов, т.е. самых больших штрафов, и будут приняты решения, которые не порадуют нарушителей. Мы уже примерно представляем, что будет принято. А второе, впервые в истории антимонопольных органов, а может даже всех исполнительных органов власти, мы заслушаем два доклада общественных структур, которые проводили социологические исследования граждан о роли Федеральной антимонопольной службы. Доклад со стороны граждан, что граждане думают о нас нелицеприятнейший, мы в глазах общества представляем собой дурную структуру, хотя есть некоторые улучшения в последнее время. Мы позвали независимых специалистов, которые сделают для всей коллегии доклад "Кто вы". Вы не думайте, что вы такие хорошие, вы еще ого-го какие.

А.Д.: А что за ужасное решение ожидается на коллегии по поводу оборотных штрафов?

И.А.: Мы собираем изменить методику начисления штрафов, что будет эквивалентно повышению штрафов в два раза.

А.Д.: Спасибо большое. У нас в гостях был Юрьевич Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы России.


http://www.rusnovosti.ru/program_reports/68550/
20.02.2008

Док. 453939
Перв. публик.: 20.02.08
Последн. ред.: 26.06.08
Число обращений: 154

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``