В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Яковлева: Одна высоко-технологичная помощь не решит все проблемы детского здравоохранения Назад
Татьяна Яковлева: Одна высоко-технологичная помощь не решит все проблемы детского здравоохранения
                                                                                           

Одна высоко-технологичная помощь не решит все проблемы детского здравоохраненияОдна высоко-технологичная помощь не решит все проблемы детского здравоохранения

24 июня в Москве состоялась школа-семинар по вопросам охраны здоровья детей. Выступая перед участниками мероприятия, член бюро Высшего совета Партии, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", член Комитета ГД по охране здоровья, доктор медицинских наук Татьяна Яковлева отметила:

- 3,5 года назад, на защите докторской диссертации своё выступление я начинала словами: "Ситуация в области отечественного детского здравоохранения крайне не проста, если не тревожна. Следующая триада причин позволяет дать такую оценку: недоступность для значительной части российских детей высоких медицинских технологий, неблагоприятный уровень важнейших показателей состояния здоровья детского населения, крайне низкий уровень финансирования службы". Что же изменилось на сегодняшний день?

Надо признать, что за последний год предприняты решительные меры по изменению ситуации по улучшению здоровья детей (это и принятие ФЦП "Дети России" до 2010 года, мероприятия нацпроекта "Здоровье" по оснащению первичного звена и введению дополнительного скрининга новорожденных, введение программы "родового сертификата", расширение национального календаря прививок за счет вакцинации против гепатита В и гриппа, расширение набора социальных услуг за счет включения средств медицинского назначения и лечебных продуктов питания для детей-инвалидов, и т.д.). Начато строительство федеральных центров высоко-технологичной медицины, в которых 10% коек отводится для оказания помощи детям, теперь "детские" квоты прописываются отдельной строкой.

Однако только высоко-технологичная помощь не решит все проблемы детского здравоохранения. По-прежнему показатели заболеваемости детей очень высоки, на фоне снижения цифр младенческой смертности, темпы снижения детской смертности (1-14 лет) – не высоки, а подростковая смертность даже возросла. Проанализировав причины смертности детей в различных возрастных категориях, пришли к выводу, что имеется только одна, общая характерная для всей страны проблема – это проблема травм и отравлений (смертность от которых составляет до 45% в детском и до 80% в подростковом возрасте). Все остальные программы и законодательная база в субъектах должны разрабатываться и реализовываться только для конкретного региона, с учетом всех факторов, определяющих его специфику.

Надо сказать, что, к сожалению, субъекты не реализуют предоставленные Конституцией Российской Федерации полномочия по решению проблем детства. Как показал проведенный анализ более 3 000 документов, ни в одном субъекте РФ не принят закон, главной целью которого явилась бы охрана здоровья детского населения. Законы "О правах ребенка" приняты в 14 субъектах, "Об охране материнства и детства" в 9 субъектах. Но главным их недостатком является несоответствие главному принципу здравоохранительной деятельности в области охраны здоровья детей — принципу приоритетности мер профилактики. Более того, в некоторых региональных законах (республика Башкортостан, Челябинская обл., Воронежская обл.) нормы, касающиеся профилактики, не обеспечивают необходимый объем этой работы, зафиксированный в федеральном законодательстве.


Первый пример. В законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан" установлено, что "в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения детям гарантируется предоставление бесплатной, доступной и квалифицированной помощи в случае заболевания", и далее констатируется – "а также при необходимости проведение профилактических мер, включая вакцинопрофилактику и медицинскую реабилитацию". В данном случае следует указать, что в современной педиатрической практике профилактика болезней являются главным принципом и основой охраны здоровья детей, поэтому вопроса о необходимости профилактических мер просто не существует.

Второй пример. В законе "Об охране и защите прав детей в Челябинской области" указано, что "система государственного здравоохранения обеспечивает детям бесплатную доступную и квалифицированную медицинскую помощь в случае заболевания, а также диспансерное наблюдение, профилактические мероприятия, включая вакцинопрофилактику, медицинскую реабилитацию, медико-социальную помощь в порядке, установленном действующим законодательством". В данном контексте диспансерное наблюдение, профилактические мероприятия и т.д. отделены от права детей на бесплатную доступную медицинскую помощь, и их осуществление регулируется, как следует из текста статьи, иным "действующим законодательством". Данная констатация в региональном законе, по объему предоставляемых детям прав, не достигает более полной нормы федерального закона и не исключает коммерциализации профилактических медицинских услуг детям и поэтому менее благоприятна для детей.

Третий пример. В законе Воронежской области установлено право ребенка на "диспансерное наблюдение и бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях системы здравоохранения" (ст. 9 "Право на охрану здоровья ребенка"). В данном случае, как и в двух предыдущих, диспансерное наблюдение по смыслу формулировки статьи фактически выведено из сферы бесплатных услуг.

При разработке региональных законов в субъектах упускается возможность, во первых, право принимать законы, конкретизирующие федеральные законы, но с учетом местных экологических, климатических, социально-экономических, демографических и др. особенностей, и на основании этого более полно содействующих реализации прав ребенка (в том числе и на охрану его здоровья) и, во-вторых, устанавливать конкретные дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, в том числе в области охраны здоровья и медицинской помощи им. Федеральный закон, федеральная целевая программа не может учесть всех особенностей регионов, поэтому на местах надо шире использовать свои права.

Хотела бы отметить, что основой решения проблем является законодательное регулирование, но необходимо добиваться нормального достаточного финансирования детского здравоохранения. А для этого нужен расчет реальной потребности в финансовых средствах, необходимых для обеспечения установленных государственных гарантий в сфере охраны здоровья и организации медицинской помощи детям.

И еще один немаловажный факт. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ, он лишь на 10-15 % связан с медициной, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека, в том числе и питание.

Вопрос школьного питания выделен в отдельные пилотные проекты, которые уже реализуются в 5 субъектах. Что же касается питания населения в остальных возрастных группах, то в Государственной Думе месяц назад мы приняли техрегламент о молоке, причем именно депутаты фракции "Единая Россия" настояли на принятии ряда очень важных поправок, суть которых сводится к увеличению возрастного критерия детей на использование "последующих смесей", т.е. продуктов на основе молока сельско-хозяйственных животных, и о необходимости нанесения предупреждающей надписи, что для питания детей раннего возраста предпочтительнее грудное вскармливание.

Был рассмотрен проект "Технический регламент на соки и соковую продукцию из фруктов и овощей". И так же депутатами фракции дополнен законопроект рядом поправок, например, что в определении соковой продукции для детского питания исключены слова "от рождения", как вводящие потребителя в заблуждение. К тому же при маркировке соковой продукции для детей первого года жизни не допускается указание возраста ранее трех месяцев. Всего же на рассмотрении в Думе сейчас находится 8 техрегламентов, направленных на обеспечение должного качества продуктов питания.

Качество воды, как питьевой, так и используемой в быту является важным фактором здоровья населения, особенно важно это, как думаю все сидящие в этом зале понимают, для здоровья детей. С прошлого года "Единая Россия" активно занимается реализацией проекта "Чистая вода", который сейчас уже на принципах софинансирования реализуется в 33 регионах, и который, как мы надеемся, будет трансформирован в федеральную целевую программу. Министерство по чрезвычайным ситуациям предоставило информацию, о том, что в регионах, где имеется загрязнение бытовых вод, особенно солями тяжелых металлов, наблюдается значительное увеличение числа онкологических больных и, наоборот, продолжительность жизни при употреблении чистой воды, и это доказано учёными, увеличивается на 5-7 лет.

Очень надеемся на поддержку врачей, врачей-педиатров инициатив нашей партии, которые направлены прежде всего на предупреждение заболеваемости. Ведь как известно, профилактика – 90% успеха в борьбе за здоровье нового поколения. От вашей работы, от ваших консультаций, пропагандирующих правильный образ жизни и здоровое питание, от вашей чуткости и профессионализма зависит будущее страны, здоровье нации. Поэтому хочу пожелать собравшимся эффективной работы, конструктивных дискуссий, активного обмена мнениями.

 

http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=132774



Док. 453825
Перв. публик.: 24.06.08
Последн. ред.: 25.06.08
Число обращений: 175

  • Яковлева Татьяна Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``