В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: О политике и журнале, о министре и Достоевском Назад
Вагиф Гусейнов: О политике и журнале, о министре и Достоевском
В уходящем году было немало разных событий. Некоторые из них и сейчас на слуху, бередят душу, заставляют с тревогой думать о завтрашнем дне.
Все больше нерешенных проблем сгребается в дальний временной угол, все меньше желающих за эти завалы отвечать. Новые проблемы путаются под ногами - их некому решать, все заняты старыми.
Раздражает вранье официальных лиц по поводу и без повода. Огорчают различного рода международные рейтинги и оценки - все-таки хочется, чтобы страну твою уважали.
Во всех смыслах приходится, к сожалению, признать, что в общем-то ничего, увы, не случилось из того, чего нельзя было бы предвидеть год назад. Многое, если не все, было следствием ранее проявившихся процессов и тенденций, инициированных властными структурами или же, напротив, не удержанных в привычном русле.
Создается впечатление, что едва сдвинутые с места почти одновременно долгодумные реформы также одновременно завязли на полдороге, где и будут, очевидно, дожидаться судьбоносного 2008 года.
Но об этом - чуть позже.

В "Вестнике аналитики" мы стараемся отдавать предпочтение наиболее актуальным и злободневным темам, некоторые из которых практически не сходят с повестки дня едва ли с незапамятных времен. В новых условиях они мутируют в острейшие проблемы.
Редакция не занимается тенденциозным подбором статей - многие из них были предложены самими авторами, и это были "живые" проблемы, сложность которых, на мой взгляд, более чем что-либо другое объясняет и трудность, и долговременность их разрешения, особенно в условиях переходного периода. Отсюда и различия в точках зрения аналитиков, которые, понятно, отражают разность их подходов и занимаемых политических позиций. Важно при этом подчеркнуть, что заочные, но под одной обложкой, дискуссии ведутся не столько о ценностях, сколько о путях и способах решения конкретных проблем жизнедеятельности государства, общества и человека.
В будущем году исполняется пятилетие выпуска "Вестника аналитики", и у нас будет хороший повод сказать о тех, кто помогал нам своим пером, добрым словом и нужным советом и в не самые лучшие времена
Пользуюсь случаем поздравить с 80-летием нашего друга и постоянного автора журнала, замечательного российского историка и писателя Роя Александровича Медведева. Его жизнь, без сомнения, - яркий пример мужественного и стойкого служения своему делу и Отечеству.

Призрак судьбоносного 2008 года уже бродит по России, заметно повышая градус политической жизни в стране.
Становится понятнее, что беспокоиться есть о чем - вспомнилось весеннее предупреждение руководителя президентской администрации о возможности "резкого изменения вектора развития страны" и необходимости консолидировать элиту для предотвращения "чудовищных последствий" - дестабилизации общественной жизни из-за масштабной драки при неизбежном в таких случаях переделе собственности.
Осенью, спустя полгода, вдруг заговорили о том, что стране нужны новая элита и новые лидеры, которые ставят интересы страны выше собственных, способны выдвинуть консолидирующую национальную идею и повести за собой людей.
Судя по синхронности публикаций разных авторов, эта проблема все более овладевает сознанием политиков и не только их. Растет понимание того, что сегодняшняя элита, во многом коррумпированная, вороватая и трусливая, не только не способна озаботиться судьбой страны, но и удержать в своих руках власть вряд ли сможет без использования всего административного ресурса.
Президента замучили вопросами о его будущем. Его ответы не отличались разнообразием - Конституция не позволяет избираться в третий раз. Но, несомненно, произвело впечатление его заявление на встрече с голландскими журналистами накануне визита о том, что он, президент, не допустит дестабилизации ни во время выборов, ни после них.
Вскоре последовали неожиданные кадровые перестановки во властных структурах, которые почти однозначно были восприняты как начало операции "Преемник", т.е. как подготовка общественного мнения к возможным выборам президента по имеющемуся прецеденту.
Казалось бы, такое обычное и понятное предприятие, как пересадка чиновников с одних мест на другие, а словно ткнули пальцем в нервный узел...
Забавно, что даже тот факт, что новый вице-премьер посидел какое-то время в "большом кожаном кресле" премьера во время первого созванного им совещания, был воспринят как некое веское свидетельство его начинающегося возвышения.
Развернувшиеся дискуссии вскрыли целый пласт самых разнообразных суждений и мнений, отражающих таившуюся в недрах общества общую неудовлетворенность как ситуацией в стране, так и способами решения многих животрепещущих проблем. Люди весьма остро реагируют на попытки властей ограничить их право собственного выбора тех или иных альтернатив и тем более зачистить избирательное поле до полной стерильности.
Как отмечал в свое время Столыпин, в тех странах, где еще не выработаны определенные правовые нормы, центр тяжести лежит не в установлениях, а в людях.
Мы знаем это по своему опыту. И уже говорили о том, что именно элита была повинна едва ли не во всех случавшихся в нашей истории общественных катаклизмах.
Сегодня она удобно устроилась в жизни, сосредоточив в своих руках все ресурсы и безраздельно управляя ими в своих интересах, и вовсе не настроена сменяться - ей есть что терять и кроме собственности.
"Социальный и моральный облик российского чиновника, с точки зрения народа, просто ужасен, - пишет директор Института социологии РАН Михаил Горшков. - Народ почувствовал жесткую обособленность этого слоя. Понял, что чиновники стали замкнутым сословием, настоящей кастой. Чего в России не было полтора-два десятка лет назад. Это серьезный сигнал для власти".
Смена элит - это, прежде всего, разрешение накопившихся противоречий и переоценка ценностей. Иначе еще это называется революцией. Или по более щадящей чувства терминологии - "резкими изменениями вектора развития". Но рядом сразу же всплывает и другая пугающая мысль, которую, на наш взгляд, достаточно ясно выразил Александр Сокуров: "Когда общество доходит до определенной степени разложения, когда начинается необратимый процесс гибели народа, превращения его в толпу - вот тогда появляются Ленины и Гитлеры: они из той же толпы".
Несомненно, это - большая и важная тема для серьезного и длительного разговора. И мы отложим его для последующих номеров журнала.
А в заключение позволю себе небольшую реплику по случаю и в связи.

Случай этот достаточно курьезный, однако и примечательный, поскольку произошел он на благотворительном концерте "Подари мне жизнь", где собирали деньги на поддержку детей, больных лейкозом.
Цитирую по заметке в газете: "Отличился министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, который сказал, что общество, по словам Достоевского, должно быть основано на "чуде, тайне и авторитете". Министр процитировал слова Великого инквизитора, полагая, что Достоевский был с ним солидарен. Олег Табаков и Марк Рудинштейн принесли в конверте деньги".
Автору заметки не откажешь в сарказме.
Сюжет сей не имел продолжения и не получил заметного общественного резонанса - ну, ляпнул что-то министр, с кем не случается... Обиднее, что денег не дал - все-таки его епархия, а значит, и его головная боль - как обеспечить надлежащее лечение больных детей...
Я не был там лично и не знаю, в каком контексте прозвучала эта мысль.
Очевидно, там было много разных добрых и нужных слов и, конечно же, что-то о слезинке ребенка, и о милосердии, и об обязанности взрослых заботиться о детях.
Только вот чудо, тайна и авторитет, которые почему-то М. Зурабов, ссылаясь на Достоевского, решил положить в основание общества, были совсем из другой оперы. И связаны они со стремлением Великого инквизитора "хоть сколько-нибудь устроить в сносном порядке малосильных бунтовщиков, "недоделанных пробных существ, созданных в насмешку", с его программой мироустройства "осчастливленных рабством людей", которыми будут управлять "сто тысяч избранных, страдальцев, взявших на себя познанье добра и зла".
Правда, о чем-то уж очень знакомом вдруг повеяло от этих зловещих слов?
Многое может почудиться, когда начнешь размышлять в этом ключе... И, думаю, не случайно всплыл в памяти этот, казалось бы, незначительный казус полугодичной давности, случившийся с самым социальным из министров нашего правительства.
Недоброжелатель, возможно, и спросил бы: а не оговорка ли это по Фрейду?
Но мы, естественно, этого не скажем, напомним лишь мудрый совет опытного оратора: "Выступая, помни о том, что в зале всегда найдется пара-другая людей с высшим образованием".
Но еще лучше - читать книги классиков, а не выковыривать бездумно цитаты из их книг.

(Вестник аналитики, No4(22), 2005)

Док. 453541
Опублик.: 24.06.08
Число обращений: 181

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``