Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Темная сторона культуры Назад
Темная сторона культуры
В Вильнюсе решили встретиться с прекрасным ночью

В самую короткую ночь года в Вильнюсе прошел культурный супермарафон. Кино, концерты, открытые галереи, музеи, показы концептуальной моды, уроки танцев, уличные инсталляции, плавно переходящие в дискотеки, – все это можно было увидеть в городе вплоть до шести часов утра. Похоже, культура лучше всего усваивается молодежью именно в ночные часы – оттого и возникают подобные проекты. Когда мрачноватое и навевающее тоску высоколобое искусствоведение трансформируется в настоящий праздник, хочешь не хочешь, а выйдешь ночью в город. Хотя бы просто погулять.

На Западе в последние годы стали чрезвычайно популярными ночи музеев. В Москве подобная ночь тоже случалась, причем уже дважды. Но одно дело, когда твой ночной маршрут состоит из перемещения из одного музея в другой, и совсем другое – когда вокруг открытых музеев творится почти карнавал. Вильнюс решил пойти по пути культурных народных гуляний. Городские власти пытались придумать что-то необычное: видимо, по той причине, что Вильнюс станет официальной столицей европейской культуры 2009 года. А Европу в Литве искренне хотят удивить.

Вильнюсская ночь включала в себя около полусотни мероприятий, что для 500-тысячного города более чем достаточно. В нескольких костелах литовской столицы были перформансы. В Бернардинском костеле – одном из самых популярных в городе, в том числе у молодежи, программа состояла из христианских представлений. Это, однако, не помешало провести там премьеру "Божий бедняк" местного молодежного театра. Девушка на входе русским не владела (вообще, двое из троих вильнюсцев вполне сносно говорят по-русски), но на английском любезно объяснила, что попасть в костел после начала сеанса никак невозможно: тишина во время действа – это святое.

Опоздание на спектакль никому не портит настроения. Рядом – трехметровые куклы из различных спектаклей местного театра "Мираклис" инсценируют путешествие в город повелительницы ночи Луны. В одном из городских парков обосновались лагерем скауты со своими атрибутами – от поделок из природных материалов до ритуальных танцев. Здесь же рядом, на берегу, показывают "шорты" – концептуальное короткометражное кино прямо под открытым небом.

Вильнюсская картинная галерея после полуночи буквально кишела людьми. Народ пришел не только посмотреть на живопись, но и вкусить чего-нибудь необычного – тут устроили нечто вроде турнира поэтов. Лирика, понятное дело, на литовском, зато фортепианное сопровождение, состоящее по большей части из произведений Шопена, в переводе не нуждалось. В числе прочих до утра работала и небольшая Русская галерея. Если некоторые точки в городе сократили свою программу, то здесь было все четко по плану. И чаепитие с самоваром и баранками, и русские романсы в исполнении москвички Татьяны Тарасовой (когда программа романсов оказалась исчерпанной, Татьяну попросили спеть и собственные произведения), и, конечно, весьма бойко (как, впрочем, и во всем мире) шли продажи русского искусства. "Сначала мы пытались считать посетителей, но когда их число перевалило за тысячу, перестали", – поделилась с "НИ" одна из смотрительниц Русской галереи, площадь которой меньше, чем стандартная двухкомнатная квартира, и добавила: "У поляков то же самое". Польская галерея находится в этом же здании, только за углом. Если у русских атмосфера душевно-домашняя, то у них – скорее креативно-творческая. Мастера на глазах у публики делают небольшие скульптурки лошадей, а поскольку процесс лепки, клейки и раскраски – дело небыстрое, посетители коротают время за разговорами, байками и анекдотами. Байки на литовском, поэтому их, в отличие от текстов русских романсов, привести будет затруднительно.

Самое удивительное, что на всех массовых мероприятиях почти не видно было полиции. В лучшем случае секьюрити проверяли посетителей на входе на рок-концерты. Да и то не всех, а так, через одного, в основном тех, кто пришел сюда с большими сумками. И ведь нельзя сказать, что львиная доля ночного искусства была академической. Вот, например, возле одной из крупных городских автостоянок в "спальном" районе выступал "театр псиликона "Наколотый и обворованный". Этакий балтийский арт-шансон (сочетание само по себе довольно парадоксальное) основан на реальных фактах криминальной хроники, анекдотах и поэтических текстах. Главный герой аудиовизуального шоу, проецирующегося прямо на одну из стен многоэтажки, – механизатор, которому не хватило алкоголя. Он вышел в местный магазин и по дороге ввязался в преступные истории. Плачевно.

В столице Литвы есть совершенно уникальный район, сам по себе являющийся арт-объектом. Для русского уха его название звучит не слишком благозвучно – "Ужупис", но в переводе довольно мило – "Заречье". По типу крымского фестиваля "Казантип" Ужупис в шутку объявил себя независимой республикой, причем городские власти совершенно не сопротивлялись тому, что на въезде на мост через речку Вильна появилась вывеска – дорожный знак "Республика Ужупис" (на литовском, русском, белорусском, польском языках и почему-то на идиш). В Ужуписе есть своя конституция (в ней такие статьи, как "Каждый имеет право умереть, но не обязан", "Собака имеет право быть собакой", "Каждый имеет право не иметь никаких прав"), президент и даже деньги. Короче говоря, там живут абсолютно творческие и креативные люди. И, как правило, основные андеграундные события города происходят именно там. Так вот, каково же было удивление корреспондента "НИ", когда выяснилось, что в столь бурную творческую ночь Ужупис... спал. Видимо, альтернатива в Вильнюсе проявляется абсолютно во всем.

Возможны ли такие праздники, в которых высокая культура была бы совмещена с массовыми гуляниями, у нас? Наверное, да. Но в Москве пока идет слишком большое разделение, условно говоря, на "классику" и "пиво". Почему-то считается, что человек не может одновременно любить Рахманинова и дискотечный транс. А зря. Если праздник объединяет все культурные направления, значит, он непременно объединит и людей.

http://www.newizv.ru/news/2008-06-24/92519/



Док. 453499
Опублик.: 24.06.08
Число обращений: 68


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``