В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Вячеславом Фетисовым. Олимпийская подготовка в Сочи Назад
Интервью с Вячеславом Фетисовым. Олимпийская подготовка в Сочи
Рустам Арифджанов
ведущий

Вячеслав Фетисов
руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту

В Сочи построят самые современные объекты: спортивные базы, медицинские центры, интернат для одаренных детей

Рустам Арифджанов: Добрый день, в студии Рустам Арифджанов. Время для меня немножечко неожиданное, но у нас просто долгожданный гость, руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Александрович Фетисов. Здравствуйте, Вячеслав Александрович!

Вячеслав Фетисов: Здравствуйте.

Р.А.: Спасибо, что пришли.

В.Ф.: Спасибо, что вы пришли.

Р.А.: Я понимаю, что график у начальника российского спорта плотный. Я все время сетую - шесть лет до Сочинской олимпиады, а только и разговоров о ней. Если позволите, Вячеслав Александрович, начну не с Сочи. Завершается, по-моему, спартакиада молодежи Российской Федерации. И, к сожалению, не так уж много внимания уделяется этому большому спортивному празднику. Может быть, вы расскажете и об итогах спартакиады, и вообще - что она дает, и для чего проводится?

В.Ф.: Вообще спартакиада нам позволила систематизировать, так скажем, наш спорт высших достижений. И мы сейчас усилим статус, спартакиады будут проводится каждые два года, где мы будем смотреть все наши таланты, все наши перспективы на будущее того или иного вида спорта. И мне кажется, что эта сегодня совершенно по-другому дала нам возможность увидеть все, что у нас в стране есть. Ну для примера - в 90-х, особенно спортсмены с Дальнего Востока, Сибири, не имея возможности участвовать во всероссийских соревнованиях, так потихоньку и заканчивали. И даже не могли знать о том, что есть талантливые ребята в том или ином регионе. Сегодня эта система исключена, регионы борются за место.

Р.А.: А это между регионами соревнование, или между клубами?

В.Ф.: Да, оно проходит четырехэтапный отбор, предпоследний этап - это федеральные округа, на базе финала формируется сборная, и мы видим в итоге все то, что у нас в стране есть. Чем примечательна эта спартакиада - это, опять же, мимо чего мы никак не пройдем - что это первая спартакиада молодежи, на которой мы, по всем видам спорта, кстати, даже тем, которые у нас не имеют сегодня и базы, и традиции, но тем не менее мы хотим диверсифицировать наши будущие успехи, так скажем - не риски, а успехи - и развивать те виды спорта, которые у нас есть.

Р.А.: Которые у нас не очень популярны. Ну, шорт-трек, допустим.

В.Ф.: Да, но мы исторически завоевывали медали по четырем видам спорта, и хоккей еще пятый. А на самом деле нам сегодня, следуя всем веяниям, и обращать внимание на технические виды спорта. Спартакиада проходит очень успешно, результаты достаточно хорошие, и это вселяет оптимизм. Что еще в плане всех новых веяний и наших новых предложений, которые были рассмотрены на президентском Совете - вы знаете, совет переформатировали, и сегодня он отвечает и за развитие спорта, и за подготовку к проведению игр в Сочи, и докладывали президенту на совете комплекс мер, который был одобрен. И как пример был такой наглядный приведен - это то, что мы сейчас берем лучших спортсменов, посмотрим по разным дисциплинам, может, от шести до десяти, по всем нашим видам спорта, берем их на гособеспечение.

Р.А.: Это по итогам спартакиады?

В.Ф.: По итогам спартакиады, да - и будем их все время вести. Ну, естественно, добавлять каждый новый этап, каждые два года, более талантливых в этот список. И тем самым постараемся не потерять ни одного талантливого спортсмена, помочь тренерам, обратить внимание регионов на то, что сегодня там или здесь есть такой талантище. И тем самым создать и стимул для работы, но самое главное, спортивный принцип соблюсти - то, что сегодня может стать определяющим наших перспектив в будущем.

Р.А.: Вячеслав Александрович, вот в этой связи - вопрос от наших коллег из "Российской газеты". Они спрашивают - для того чтобы достичь заявленной цели, завоевать 14 золотых медалей, победив в командном зачете - это такая заявка на Сочи - Росспорт разработал концепцию комплексных мер по развитию спорта высших достижений, подготовке сборных команд по зимним видам спорта в Сочинской олимпиаде. Она называется "Результат", если не ошибаюсь, и входит как составная часть в федеральную целевую программу развития физической культуры и спорта на 2006-2015 годы. Началось ли уже практическое воплощение этой концепции в жизнь, и если да, то какие результаты она уже дала?

В.Ф.: Во-первых, я доложил эту концепцию и на президиуме Совета, который возглавляет премьер Виктор Алексеевич Зубков, и на следующий день на самом совете, который возглавлял президент нашей страны. Она одобрена. Завтра, кстати, я докладываю опять на президиуме. Кстати, Виктор Алексеевич проводит заседания практически в еженедельном режиме. То есть мониторинг всего, что творится вокруг, в хорошем понимании - в общем, постоянно под контролем. И завтра я докладываю, в какой стадии сегодня находится этот проект. Мы уже приступили к согласованию, нас поддержали и Минфин, и Минэкономразвития - это очень важно, потому что от них многое зависит.

Р.А.: Ну, это понятно. Можно, конечно, развивать талант, но без денег сложно.

В.Ф.: Это говорит о том, что проделана хорошая работа, мы сумели обосновать все наши цифры и притязания на бюджет. И надеюсь, что в ближайшее время - мы уже получили дополнительно пять миллиардов рублей на этот год, а порядка пятидесяти миллиардов денег мы получим дополнительно к федеральной целевой программе. Это и строительство федеральных центров по подготовке наших спортсменов, это и создание уже на базе действующих и построенных, и созданных вновь. Допустим, такой - наша школа-интернат для особо одаренных детей будет построена в районе Красной поляны. Мы надеемся, что мы сумеем найти сейчас землю там, потому что земля там сейчас расхватывается буквально в мгновение. И, тем не менее, нужно понимать, что, построив супердорогие современные объекты, мы обязаны их использовать в спортивном плане. То есть и базы для подготовки наших спортсменов - потому что в гостиницы в зимний период будет туда попасть невозможно, потому что цены будут, наверное, соответствующие. И, тем не менее, мы планируем там сегодня построить нашу базу, и создать там вновь вот эту школу-интернат для особо одаренных людей. Сегодня веяния времени, и Китай пошел по этому принципу, получил совершенно сумасшедшую динамику, и результаты говорят сами за себя. Мы возвращаемся к хорошо забытому старому в этом плане.
И здесь мы должны говорить о научно-медицинском сопровождении. Я уже сказал на примере наших юниоров, как это будет работать. На самом деле, это и новые наработки, и взаимоотношения с большой наукой, и медициной нашей, у нас уже есть контакт и взаимная заинтересованность. Без этого двигаться тяжело. Но самое главное - создание инфраструктуры.
Система соревнований - мы поможем сегодня молодым спортсменам побольше участвовать в международных соревнованиях, для того, чтобы определить свое место вообще в мире, и тем самым стимулировать и тренеров для работы, и вообще повысить статус этой категории людей. В общем, все это предусмотрено в комплексе мер, которые будут завтра, опять же, рассматриваться премьером нашей страны. Я надеюсь, с этого года уже начнет действовать.

Р.А.: Много заседаний, Вячеслав Александрович, у руководителя спортивного ведомства. Я знаю, что и вчера докладывали на правительстве, и до этого был правительственный час в Государственной думе, и много говорят о Сочи. Вы говорили о необходимости не только уделять внимание подготовке спортсменов, но говорили и о медицине. И вот я слышал, что первый объект, который чуть ли не в этом году уже будет построен - это медицинский центр в Сочи.

В.Ф.: Ну, он такое получил название вначале. На самом деле это современно здание, так скажем, гостиница и медицинский центр в одном комплексе, и что позволит нам сегодня, во-первых, создать условия для подготовки. У нас, к великому сожалению, нет практически современных баз для подготовки наших спортсменов на юге, мы их все растеряли. И в Грузии у нас были, и в Ялте в свое время - они все ушли. И мы за это время не сумели создать - просто их не было у нас, и не было возможности, не было понимания важности этого. Это будет первый комплекс, и я уверяю, что он по всем современным требованиям будет лучшим, потому что он будет одним из первых. Это поможет нам сегодня и подготовить спортсменов, реабилитировать, подводить их к стартам, и так далее. Важный такой первый шаг, знаковый. Нам удалось сохранить федеральный объект в своем ведении, хотя я думаю, если бы мы не сумели, он бы уже превратился не в стадион уже, а в какую-нибудь другую площадку. Тем более, очень привлекательный, рядом море. Тем не менее, это такой первый шаг. Мы планируем вообще в Анапе создать мощнейшую базу по подготовке спортсменов, в том числе реабилитация, медицина.

Р.А.: Ну уже, наверное, не зимних видов спорта? Или зимних видов тоже?

В.Ф.: Всех видов спорта. Потому что, поймите, спортсмены готовятся и летом к зиме, это процесс практически круглогодичный. А условия морского побережья - оно сегодня является таким важным для успешной подготовки.

Р.А.: Да, как говорят врачи, бальнеологически важным. Вячеслав Александрович, но, тем не менее, вспоминая о заседании Государственной думы - я впервые после Гватемалы услышал, кроме каких-то правильных, радостных слов, некоторых даже бравурных маршей - услышал и некое признание ошибок. Например, выступал Семен Вайншток и говорил, что с удивлением обнаружил, что многие вещи в процессе подготовки нашей программы презентации в Сочи - очень многие вещи были не учтены. И в частности, затраты могут увеличиться аж на сто миллиардов рублей.

В.Ф.: Ну, затраты - это не кому-то, скажем, в карман. Это все пойдет по-любому на благо развития региона и страны в целом. Конечно, сегодня условия большого Сочи, так скажем, не соответствуют даже каким-то общепринятым. Раньше мы не имели ничего другого, не имели возможности куда-то выезжать и сравнивать, а сегодня есть такая возможность. По-любому эти затраты не куда-то идут в никуда, а будут реализовываться именно на благо не только спорта, но и перспектив, здорового образа жизни, и вообще развития курорта. Это первое. Во-вторых, наверное, сложно было все это предусмотреть в свое время, все это готовилось на скорую руку, и проект начинался с нуля. Ну естественно, специалисты сегодня оценивают все эти возможности. К счастью, мы к этому касательства не имеем, у нас другие задачи и цели - это подготовка, это контроль всех тех спортивных сооружений, которые будут построены. Мы обещали в Гватемале всему миру, олимпийскому движению, что это будут самые современные спортивные объекты. И здесь мы как бы участвуем сегодня в согласовании всех этих планов, и в общем, какая-то ответственность в этом. Самое главное - это подготовить, это провести. Это, кстати, тоже проблема, которая была озвучена в вопросах депутатов, и их тоже это волнует. Конечно, провести в одно время пятнадцать чемпионатов мира, если так грубо говорить.

Р.А.: Ну да, за короткий срок причем.

В.Ф.: В двухнедельный срок - это вообще серьезный организационный ресурс. У нас есть структуры в Москве. Наверное, есть какие-то структуры в Питере. Но, тем не менее, это колоссальный объем специалистов. И мы готовим сегодня и наши ВУЗы, для того чтобы они могли принять активное участие. И, наверное, нам есть смысл открыть какой-то филиал сегодня непосредственно в Сочи, чтобы не возить всех людей, а готовить их на месте. Тем самым они останутся там дальше работать, потому что обслуживание этих современных спортивных сооружений требует специалистов особого уровня и подготовленности. Поэтому в этом плане тоже ведется работа, и мы заранее предусмотрели эти проблемы, и их сегодня решаем.

Р.А.: Ну что ж, мы сейчас прервемся на короткую паузу. А я хочу пригласить к разговору наших радиослушателей. Напомню, в гостях у нас Вячеслав Александрович Фетисов, руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту. Телефон прямого эфира - 223-77-55. Сейчас буквально полторы-две минуты перерыва, потом вернемся в студию и будем ждать и ваших звонков в том числе.

Р.А.: Я просто знаю, что то, за что вы лично так много и усердно боролись, и очень много приложили для этого сил, вроде начинает осуществляться - у нас появляется Международная хоккейная лига вместо чемпионата России.

В.Ф.: Это, я думаю, своевременный проект во всех отношениях, и возможность переформатировать взаимоотношения внутри, убрать посредников из хоккея, которые влияют на результат, убрать весь негатив, который накопился в этот переходный период. Ну и сами результаты говорят за себя - то есть мы уже откатились на пятое место в рейтинге, мы не выигрываем чемпионат мира уже шестнадцать лет. Конечно, это объективный такой критерий оценки.

Р.А.: Как бы хорошо здесь ни играли наши хоккеисты, но результат есть результат.

В.Ф.: Ну хорошо, как бы ни играли - а вот говорят, что любая игра - это интрига, да? Но это говорит о качестве. Если говорить о перспективах, то ее по большому счету и нет. Специалисты, которые смотрят наш нынешних хоккей - при всем старании наших ребят, он не того уровня, который должен быть, по всем нашим сегодняшним затратам. Тем не менее, мы сегодня тратим очень много. И здесь мы сумели убедить и тех, кто сегодня платит, в том, что так дальше жить нельзя. И я считаю, что проделан колоссальный объем работы. И здесь благодарность и Сергею Евгеньевичу Нарышкину, который, получив поручение, достаточно системно подошел, и мы уже продвинулись достаточно далеко. Я был тут совсем недавно на заседании рабочей группы, поприсутствовал, послушал отчет специалистов, и хочу сказать, что все мне понравилось, уже просматривается, проявляется картинка, которая дает нам надежу на то, что перспектива хоккея на ближайшее время будет совершено другая, это без сомнения. Плюс это международный проект.

Р.А.: Вячеслав Александрович, вот вы сказали - проглядывается картинка - ну поделитесь этим, что это будет, как это будет выглядеть, как будет работать.

В.Ф.: Во-первых, пропишутся взаимоотношения внутри. То есть эта бестолковая текучка, 70% игроков меняют команду - это никому не нужно. Ни игрокам - они еще не понимают этого, ни тренерам, ни болельщикам, никому. Ни самому, допустим, тому же медиа-пространству, которое не успевает следить за перемещениями. Плюс это взаимоотношения с внешним миром. То есть мы сможем защитить сегодня наши клубы от такого...

Р.А.: То есть игрок будет привязан к клубу на какой-то период времени?

В.Ф.: Конечно, до 28 лет, примерно сейчас такой срок - он, подписав контракт, понимает, что это его обязанность сегодня - хорошо играть в каждой игре, тренироваться, вести себя, режимить, так, грубо говоря, для того чтобы сохранить место в составе. То есть будет создана совершенно прозрачная система. Хорошо поиграл, 28 лет - пожалуйста, езжай в НХЛ, без компенсации, без всего, ты отработал свое. И многие моменты, которые связаны. Тренеры, которые должны понимать, что от бюджета не зависит результат. Есть равные условия, есть потолок и нижняя планка, в которых ты должен проявить свое мастерство, умение, талант, и так далее. В общем, выбираем посредников для достижения результата. Тех же агентов. Мне было предложение такое высказано - что первый контракт будет заключаться со спортсменами по тому рейтингу, который будет составляться специалистами, и не нужен ему будет здесь никто для того, чтобы помочь ему и забрать у него эти 10%. А в двадцать лет, когда ты уже состоялся, ты понимаешь, нужен ли тебе будет посредник или нет, ты уже сам примешь решение. Пример есть - Овечкин подписал самый дорогой контракт за всю историю хоккея, не имея агента. То есть сама его игра, сам его талант вывел на эти цифры.
Ну и многие моменты, которые связаны с перспективой, так скажем. Прописать компенсацию детскому тренеру, который воспитал игрока - то есть, ну, для примера. Если мы создаем систему драфта - все-таки мы сумели убедить специалистов, что система драфта - это совершенно другой путь к эволюции, так скажем. А не уповать на воспитанников своей школы. Потому что мы провели исследование - по большому счету, таких суперталантливых ребят, которые воспитались в конкретном клубе - их, по сути дела, нет в том клубе, они где-то играют в других местах. Поэтому смысл сохранить спортивные принципы, дать возможность клубам получить игрока. Если он местный - это здорово. Может, какой-то на первый момент предусмотреть приоритет тех, кто вложился, для того чтобы он остался у себя. А на самом деле, это возможность заплатить за этого игрока деньги на рынке - есть они, вертятся, крутятся, только уходят к кому-то, непонятно. А здесь тренер воспитал, школа получила за того игрока, который попал в клуб, компенсацию, и ты, грубо говоря, тренер, тоже. Если оперировать какими-то цифрами - ну, грубо говоря, пятьсот тысяч долларов за игрока в первой двадцатке - небольшие деньги. Сегодня тратятся огромные деньги за иностранцев, которые никому не нужны. У нас значительно выше в детской спортивной школе. И грубо говоря, 10-20% тренеру - то есть от пятидесяти тысяч человек за свою десятилетнюю работу может получить. Тем самым он будет стремиться не брать блатных ребят себе в команду и получать какие-то вознаграждения от пап, а наоборот, искать талантливых и воспитывать их. И потом у него есть перспектива в фан-клубы перейти, и в дальнейшем в большую команду. То есть он будет иметь перспективы перед собой, куда двигаться. И прозрачная система - ни один пацан, который сегодня есть, не выпадет из поля зрения. Потому что это будет взаимный интерес - повышать уровень лиги. И где он воспитан, где он играет - в Казахстане если - здесь тоже вопрос, связанный с лимитом легионеров, так скажем. Если это международная лига, то может так оказаться, что все 23 игрока, или 25 россиян будут играть в Риге, или в Казахстане, а там какая-то часть ребят будет играть. То есть рынок сам сформирует. И те же вопросы, допустим, с вратарями. Просто так сейчас взять и обрубить тем самым - если их не было, то откуда они возьмутся?

Р.А.: Да, на пустом месте не появляется человек.

В.Ф.: Да, конечно, там лимитировать каким-то образом нужно, но со временем все будут заинтересованы, чтобы растить вратарей. То есть они будут соответствовать всем международным стандартам. В Финляндии же не просто так они появились. Появились школы тренеров, школы вратарей. В каждой команде, в каждом клубе есть специалист, который отвечает за подготовку вратарей. То есть со временем у нас все это обязательно появится, новые супервратари, потому что надо работать системно. Но самое главное, что не будет этих штрейкбрехеров так называемых, которые приезжают в Россию перебиться. Если ты подписал контракт в 23 года, значит, ты до 28 лет будешь играть за тот клуб, в который ты попал. Ну и со временем можешь получить российской гражданство, и играть за сборную нашей страны. Поэтому здесь совершенно другая перспектива, и самое главное - будут понятные взаимоотношения как внутри лиги, контракт будет гарантирован лигой, коллективное соглашение между профсоюзом игроков и хозяевами лиг поможет защитить наших игроков от такого беспардонного, так скажем, вывоза из страны. А когда будет такой механизм создан, то и бизнес придет, и реклама будет совершенно другая, и перспектива развития хоккея будет на уровне того, что есть в Северной Америке, безусловно.

Р.А.: Мы продолжим этот разговор, но буквально минуты через две - сейчас у нас выпуск новостей, а дальше мы вернемся в студию.
продолжение следует

06.03.2008
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/74485/

Док. 453350
Перв. публик.: 06.03.08
Последн. ред.: 23.06.08
Число обращений: 182

  • Фетисов Вячеслав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``