В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Чуров: `Парламентские выборы в регионах страны: явка, голосование, наблюдатели` Назад
Владимир Чуров: `Парламентские выборы в регионах страны: явка, голосование, наблюдатели`
Рустам Арифджанов
ведущий

Виктор Игнатенко
председатель избирательной комиссии Иркутской области

Исмаил Байханов
председатель избирательной комиссии Чеченской республики

Владимир Чуров
председатель Центральной избирательной комиссии РФ

Рустам Арифджанов: В студии Рустам Арифджанов, вы услышали уже знакомую мелодию, и, несмотря на то, что выборы закончились, "Команда Ч", как и Центральная избирательная комиссия, работает всегда. В гостях у нас руководитель Центральной избирательной комиссии и руководитель программы "Команда Ч", Владимир Евгеньевич Чуров - здравствуйте, Владимир Евгеньевич!

Владимир Чуров: Добрый вечер, уважаемые радиослушатели и уважаемый Рустам.

Р.А.: Здравствуйте, здравствуйте. Владимир Евгеньевич, как всегда, пришел с гостями. У нас в гостях гости издалека. Виктор Васильевич Игнатенко приехал из Иркутской области, он председатель избирательной комиссии Иркутской области - здравствуйте!

Виктор Игнатенко: Добрый вечер.

Р.А.: И Исмаил Баутдинович Байханов, председатель избирательной комиссии Чеченской республики - здравствуйте, Исмаил Баутдинович!

Исмаил Байханов: Добрый вечер.

Р.А.: Чеченская республика, по-моему, чемпион по явке избирателей - да, Владимир Евгеньевич?

В.Ч.: Да. Безусловный лидер.

Р.А.: Безусловный лидер. И мы понимаем, как в трудных условиях - ну, достаточно непростых условиях удалось обеспечить явку избирателей. Может быть, мы сразу Исмаилу Баутдиновичу и зададим этот вопрос?

В.Ч.: Рустам, а я сразу возражу. На мой взгляд, в Чечне явка тем выше, чем проще условия для голосования. То есть эта республика много пережила за последние семнадцать лет. И то, что в этом году там состоялись, по сути, первые спокойные, обычные, скажем так, ординарные выборы в Государственную думу Российской Федерации - без выстрелов, взрывов, похищений, и так далее. Без закрытия избирательных участков - все избирательные участки работали. Как и все граждане Российской Федерации, они получили по два приглашения - сверить себя в списке и прийти на выборы. Была такая же, как по всей России, агитация партий. Поэтому я и говорю, что чем обычнее, рутиннее выборы в Чеченской республике, тем выше должна быть явка. Это мое мнение. Может быть, Исмаил Баутдинович не согласится с этим.

И.Б.: Я полностью согласен с Владимиром Евгеньевичем. Дело в том, что на самом деле для нас эта явка, скажем, абсолютно ожидаемая. И я не считаю, что сегодня выборы в Чеченской республике проходили в каких-то особых условиях. Выборы проходили, как и в других субъектах. Каких-то особых мер для безопасности не было принято - как и в других субъектах, такие же меры. Поэтому, естественно, явка высокая. То есть это ожидаемая явка, потому что мы прошли военную кампанию, была разрушена вся республика. Но сегодня у нас все наоборот, сегодня вопрос безопасности, можно сказать, вообще отошел на последний план. Восстановлена вся инфраструктура республики, возродилась жизнь.

В.Ч.: Связь работала без перебоев в день выборов.

И.Б.: Даже можно здесь добавить, что мы сегодня, как и другие субъекты, все протоколы избирательной комиссии Чеченской республики вошли в систему выборов прямо через пять-шесть часов, то есть фактически на второй день мы все закрыли, и не было ни одного повторного протокола. То есть ничего особенного, и никаких трудностей для проведения выборов на территории Чеченской республики не было. А явка, действительно - если то, что мы пережили, и то, через что прошли наши граждане, наши избиратели - я думаю, что такая явка была бы и в других субъектах. Потому что просто мы поняли, что происходит, когда живем без закона, без конституции, без законодательного поля Российской Федерации. Это мы на себе испытали. Поэтому я считаю это вполне ожидаемой явкой, предсказуемой.

Р.А.: Ну и просто люди поняли, и хотят жить в России, в составе России и с Россией - наверное, с этим связано.

И.Б.: Люди всегда хотели жить в России, это естественно для народа. То есть были какие-то политики, но в 2003 году прошел всенародный референдум, на референдуме тогда приняли участие 87%, и ответили, что да, хотят жить в составе России, быть субъектом Российской Федерации. И здесь можно добавить, что если тогда у нас на референдуме было 87% - у нас, опять же, Чеченская республика - это единственный субъект, где конституция была принята на референдуме, и конституция республики была проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации тоже путем референдума. То сегодня за внесение изменений в конституцию на референдуме проголосовало 99,5%. То есть это показывает, что люди поняли, что все, что сегодня делается в республике, делается для народа - поэтому это все и вышло.

В.Ч.: Вот маленькая справка.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, можно - у нас очень рекламоемкая передача, ваша "Команда Ч". Мы прервемся на рекламу буквально меньше, чем на минуту, а потом маленькая справка.

В.Ч.: Справка - такой у нас жанр теперь появляется. Итак, наш собеседник - председатель Избирательной комиссии Чеченской республики, Байханов Исмаил Баутдинович. 1967 года рождения, образование высшее юридическое, кандидат политических наук. Возглавляет избирательную комиссию Чеченской республики с июня 2005 года. Но уже с 2000 года принимал участие в различного уровня выборах в составе избирательных комиссий. До избрания на должность председателя Избирательной комиссии являлся помощником заместителя председателя правительства, руководителем аппарата президента и правительства Чеченской республики.

Р.А.: У нас в гостях, Владимир Евгеньевич, еще же и Виктор Васильевич Игнатенко. И не случайно именно и Виктор Васильевич, и Исмаил Баутдинович вместе с вами пришли к нам сюда - можно сказать, что практически сразу после того, как вы встречались с президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, ездили сегодня в Ново-Огарево. Это была встреча по итогам выборов в Государственную думу. Может быть, Виктор Васильевич расскажет - Владимир Евгеньевич, как вы считаете?

В.Ч.: Конечно, расскажет. Тем более что в составе нашей сегодняшней команды он единственный настоящий профессор, доктор юридических наук, и я горжусь, что столь высокое лицо в науке возглавляет Избирательную комиссию Иркутской области с марта 1997 года - то есть он уже десять лет возглавляет Иркутскую избирательную комиссию, и имеет более 180 научных публикаций. И здесь очень важно, что сегодня мы были приглашены президентом Владимиром Владимировичем Путиным на встречу по итогам работы избирательных комиссий. Нас было шестеро - ваш покорный слуга и пять председателей субъектов федерации.

Р.А.: Я знаю, что были из Костромы.

В.Ч.: Елена Викторовна Шебаршина из республики Коми - это был самый западный из выборных субъектов.

Р.А.: И самый северный одновременно.

В.Ч.: Сергей Владимирович Юсов из Ростова - один из самых известных у нас изобретателей информационных материалов для избирателя. Одна из лучших информационных кампаний была в его регионе. Был Владимир Владимирович Смирнов - это костромской председатель избирательной комиссии Костромы - наверное, один из лучших организаторов работы с политическими партиями, которые участвовали в выборах. И присутствующие здесь Виктор Васильевич Игнатенко и Исмаил Баутдинович Байханов, которые также каждый имел возможность коротко рассказать нашему президенту о том, чем особенно отличалась избирательная кампания в каждом субъекте из представленных.

Р.А.: Виктор Васильевич, а вы о чем рассказали президенту?

В.И.: Встреча была действительно интересная. Я высказал несколько слов, свою позицию по ряду вопросов, отметил три обстоятельства, которые, на мой взгляд, характерны для прошедшей думской избирательной кампании. Первый момент, который был отмечен - эти выборы характеризовала слаженная работа федеральных органов, администрации, органов местного самоуправления, для обеспечения условий для голосования. Это - обследовать избирательные участки, обеспечить и проверить транспорт, применение авиации, например, что характерно для Иркутской области. Я работаю чуть больше десяти лет председателем избирательной комиссии, и я могу сравнивать. Мне довелось провести очень много выборов - конечно, в рамках Иркутской области. Действительно, на этот раз органы исполнительной власти работали слаженно, организованно. Второй момент - на мой взгляд, о нем не так много говорят. Ведь на этих выборах было беспрецедентно большое количество наблюдателей. Только в Иркутской области у нас наблюдателей было семь тысяч.

Р.А.: Это от партий?

В.И.: Ото всех одиннадцати политических партий, которые принимали участие в думских выборах. При этом на аналогичных выборах в 2003 году у нас наблюдателей было в два с половиной раза меньше. И от всех семи тысяч наблюдателей в день голосования - скажем, в сутки голосования и подведения итогов - нами было получена всего одна жалоба. Чем это не серьезный фактор, скажем?

В.Ч.: А международные наблюдатели у вас были?

В.И.: Международные наблюдатели у нас были от Парламентской ассамблеи Совета Европы. Они так же проводили брифинг, высказали оценку - замечаний с их стороны в наш адрес высказано не было.

Р.А.: Это на территории Иркутской области не было, а когда они уехали за пределы Российской Федерации - говорили, наверное, все что им хочется.

В.Ч.: Рустам, я могу сказать, что мы сейчас проанализировали по иностранным источникам высказывания наблюдателей, кто счел необходимым выступить публично. И вы знаете, у нас очень странная статистика. За исключением тех двадцати трех, может, чуть больше на одного-двух человек, которые якобы разделили позицию того известного одиозного заявления о том, что выборы были такими-то и сякими-то, и так далее - остальные двести пятьдесят с лишним наблюдателей отметили очень высокую организацию выборов, отметили позитивную сторону голосования, массовость, энтузиазм, я еще раз говорю - хорошую организацию. В качестве недостатков отмечали следующее - где это было видно - голосование, не заходя в кабины, и голосование, когда иногда по двое заходили в кабину, а участковые комиссии не всегда это предотвращали. Вот самые серьезные замечания из тех, которые нам известны.

Р.А.: Это привычка наших людей, к сожалению, еще в коммунистические времена нас приучили к этому.

В.Ч.: Но мы поняли, что большинство наблюдателей из всех миссий, включая и миссию Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентскую ассамблею Совета Европы, положительно оценили наши выборы. И многие официально заявили о том, что их мнение не было учтено при составлении этого письма двадцати трех. Вот что интересно. И более того - сейчас, когда идут отчеты Евросоюза какие-то, там цитируют наши документы - правда, не совсем точно. Скажем, мы же впервые в жизни, в истории России сами вели мониторинг прессы. Мы сами обнаружили общий для всех европейских государств перекос в информационном поле так называемый, или преимущества в информационном поле тех партий, которые представлены в предыдущем парламенте. Это везде так - это в Германии, это во Франции - партия, представленная в парламенте, имеет информационное преимущество перед партией, в парламенте не представленной.

Р.А.: Потому что есть действующие депутаты, по разным поводам задают им вопросы.

В.Ч.: Есть действующие депутаты, совершенно верно, которые по закону обязаны информировать избирателей о своих делах, и так далее, и так далее. И это везде так - и в Британии, и везде. И вот это мы обнаружили - что мы такие же, как остальная Европа. У нас тоже парламентские партии имеют в информационном поле очевидное преимущество. И мы об этом сказали. Теперь они нас цитируют с искажениями, что якобы у нас не свобода слова. Да где у них видано, чтобы все партии имели в центральных газетах - таких, как "Известия", как "Российская газета" - это вовсе не оппозиционная газета - как "Комсомольская правда", полосы в предвыборной кампании, как оплаченные, так и не оплаченные. Почему - как можно сделать не оплаченную полосу? Информационный повод - и пожалуйста. Вспомните знаменитую серию публикаций "Известий" "Есть такая партия". Или наша с вами программа "Команда Ч". Правда, я здесь воздерживался от названий партий, вы знаете.

Р.А.: Ну и ваши коллеги тоже воздерживались, потому что мы в основном говорили про избирательный процесс, про выборы. Но в других передачах и программах у нас выступили практически все партии.

В.Ч.: Конечно - и вы, и радиостанция "Маяк". И впервые в истории России было столь широкое и равномерное освещение деятельности всех политических партий. И вот мои коллеги - Виктор Васильевич, у вас, наверное, в регионе тоже такое? Все партии имели доступ к средствам массовой информации?

В.И.: Все без исключения.

Р.А.: В студии Рустам Арифджанов. Не буду представлять вам Владимира Евгеньевича Чурова, председателя Центральной избирательной комиссии - вы его все знаете, и надеюсь, уважаете. А вот гостей, которые с ним пришли, представлю, потому что они в первый раз в нашей студии. Исмаил Баутдинович Байханов, председатель избирательной комиссии Чеченской республики, и Виктор Васильевич Игнатенко, председатель Избирательной комиссии Иркутской области. Перед тем, как уйти на перерыв, мы, Виктор Васильевич, говорили об участии различных партий выборах и их равномерном доступе к прессе, к средствам массовой информации, в частности, в Иркутской области. Как это происходило?

В.И.: Если я скажу, что у нас никаких проблем по этому вопросу не было, я ничего не скажу. Я приведу один интересный момент. У нас наши основные теле- и радиокомпании искали отдельные партии для того, чтобы обеспечить им достойное место в медийном пространстве, в нашем информационном эфире.

Р.А.: Чтобы потом не говорили, что они не были представлены.

В.И..: У нас из одиннадцати политических партий, которые в стране принимали участие в выборах, медийную активность проявляли на этих выборах восемь политических партий. Из них такую устойчивую активность - пять, а остальных, я сажу, иногда нам просто звонили и говорили - ну помогите найти представителей партии, мы им даем эфир. И мы изрядную долю времени тратили, для того чтоб найти представителей политических партий. Такой проблемы просто не стояло. Второй момент - мы издаем свою газету, Избирательная комиссия Иркутской области, уже два года. Мы всем политическим партиям предоставили по одной полосе, причем не только в период избирательной кампании, но и до избирательной кампании. У нас просто этой проблемы не было, у нас само это действие отлаженное.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, но, кстати, это, по-моему, интересно - когда избирательная комиссия издает свою газету.

В.Ч.: Мы в Центральной избирательной комиссии издаем свой журнал, и в нем, сейчас, по крайней мере, после того как я стал председателем Центризбиркома России, печатаются статьи известных экспертов, критически настроенных по отношению к Центральной избирательной комиссии, критикующие нас - свободно печатаются, без цензуры.

Р.А.: У нас есть правило, я знаю, Владимир Евгеньевич, что Центральную избирательную комиссию хвалить нельзя.

В.Ч.: Да, нельзя.

Р.А.: Но, тем не менее, это когда у вас там, в Центризбиркоме, встречи проходят. А вот Ново-Огарево, у Путина, когда проходила встреча - это я у Исмаил Баутдиновича спрашиваю - Владимир Владимирович хвалил, или как-то оценивал работу избирательной комиссии, и сказал ли тогда Владимир Евгеньевич - не надо нас хвалить, нельзя?

В.Ч.: Воздержался - я же был в гостях.

Р.А.: Да, Исмаил Баутдинович?

И.Б.: Действительно, российский президент очень высоко оценил избирательную кампанию по выборам в Государственную думу Российской Федерации. Он поблагодарил Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, комиссии субьектов, он поблагодарил всех участников этого избирательного процесса. Это было очень нам приятно. Я считаю, что хотя Владимир Евгеньевич говорил, что не надо хвалить Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, но я и мои коллеги придерживаемся другого мнения. Надо отметить - действительно, огромную работу провела Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, было много новшеств, и действительно, эти нововведения очень пригодились, и именно это даже сказалось и на явке избирателей. Впервые наши избиратели получили два приглашения. То есть одно - это извещение, что каждый избиратель может прийти на избирательный участок, сверить со списком, есть он или нет. Второе - это приглашение, когда с 26 по 28 ноября, то есть прийти на выборы. На самом деле, было очень много новшеств именно в информировании избирателя. И также было много работы. То есть практически все субъектовые комиссии получили все, что касается выборов, из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - настолько все было расписано. Я бы даже отметил блокнот участковой комиссии - хотя это был объемный большой документ, но вот, изучив этот блокнот, практически невозможно было ошибиться. И я бы сказал, что практически не было, очень мало было повторных протоколов по всей Российской Федерации. У нас не было ни одного, потому что мы уже по этому блокноту провели несколько.

В.Ч.: Автор этого блокнота - вернее, главный автор-составитель, главный его разработчик - это секретарь Центральной избирательной комиссии, мой коллега, Николай Евгеньевич Конкин.

Р.А.: Который отметил, по-моему, в день выборов свой день рождения.

В.Ч.: Да, второго декабря у него был день рождения.

Р.А.: Вот так совпало у него, что он отметил свой день рождения.

В.Ч.: А Виктор Васильевич сегодня тоже - мы некоторые сувениры президенту оставили на память, Виктор Васильевич, прежде всего.

Р.А.: Тоже какой-то сувенир президенту оставили?

В.И.: Нет, я не сувенир оставил, я Владимиру Владимировичу подарил свою последнюю книгу, "Испытание временем" она называется, подзаголовок "Субъективные заметки". Это публицистическая книга. Он у меня спросил - а о чем эта книга? Я говорю - это об острых социальных и других политических вопросах нашего времени и российского прошлого. Но мои коллеги тоже - вот председатель Ростовской избирательной комиссии, Юсов, подарил специальный диск - они интересную игру сделали.

Р.А.: Какую - избирательную игру?

В.И.: Да, обучающую. Обучение замдемократии. Я знаю, что Владимир Евгеньевич изучал эту игру.

В.Ч.: Это история демократии в России - такая компьютерная игра.

Р.А.: Бродилка?

В.Ч.: Вроде бы так. Я, по крайней мере, не сумел в нее доиграть - не сумел выиграть в нее. Это было тоже очень интересно, потому что Сергей Владимирович Юсов у нас, я уже говорил - один из наиболее заинтересованных председателей Центральной избирательной комиссии.

Р.А.: Инновационный такой.

В.Ч.: Да, инновационный. У него там и изобретатель есть, с машиной для голосования, у него и самые интересные телевизионные ролики всегда, как правило. Тем более что сейчас - сегодня была встреча, но уже два дня мы работаем с председателями комиссий субъектов федерации по подготовке выборов президента Российской Федерации.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, об этом после короткого выпуска новостей.

Р.А.: В студии Рустам Арифджанов, вместе с нами, со мной и Владимиром Евгеньевичем Чуровым, Исмаил Байханов, председатель избирательной комиссии Чеченской республики, и Виктор Игнатенко, председатель Избирательной комиссии Иркутской области. Мы тут все не очень молодые люди, но правда, и не очень старые, но тем не менее у Виктора Васильевича Игнатенко побольше, чем у нас, стаж работы в избирательных комиссиях. Виктор Васильевич, я хочу у вас спросить - вы ведь и в президентских кампаниях работали в избирательной комиссии?

В.И.: Да.

Р.А.: И в думской вот работали.

В.И.: Да, и в думских, не в одной.

Р.А.: А есть разница между выборами президента и выборами в Государственную думу? Для человека, который возглавляет, или работает в избирательной комиссии?

В.И.: Есть разница, конечно. Скажем, и состязательное политическое поле отличается, здесь очень много политических партий участвуют в выборах.

Р.А.: В Госдуму, вы имеете в виду?

В.И.: В Госдуму, да. И что касается выборов президента, то там есть тоже специфика. Хотя для нас, в общем-то, для избирательных комиссий, задачи и в той избирательной кампании, и в той - они примерно одинаковые. Наша задача - всем партиям обеспечить необходимые условия для проведения агитации, создать условия для деятельности избирательных комиссий, для реализации избирателями своих избирательных прав. Мы осуществляем активную информационно-разъяснительную работу. Но я должен сказать по опыту, для меня самые тяжелые были выборы - это выборы губернатора. Это самые тяжелые. И с точки зрения конфликтности, с точки зрения конфликта интересов, с точки зрения финансирования. Затем я бы сказал, что по сложности идут выборы депутатов Законодательного собрания, областного. Здесь тоже много жалоб, конфликтов, местные интересы. Уровень, может быть, даже политической культуры не очень высокий. Затем я бы поставил выборы депутатов Государственной думы - вот такое вот. И я бы выше всех поставил выборы президента Российской Федерации. Вообще на федеральных выборах в последние годы никаких проблем нет - ни с финансированием. Работа систем избирательных комиссий работает четко. И легче всего организационно, по моему опыту, избирательным комиссиям проводить выборы президента. Кандидатов меньше, жалоб меньше, основная нагрузка идет на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Р.А.: Ну вот, да, погрустнел Владимир Евгеньевич.

В.И.: Вся нагрузка на них идет.

В.Ч.: Бросил правым глазом взгляд на большую синюю папку с заявлениями о самовыдвижении, которая все пухнет и пухнет.

Р.А.: Ну, Владимир Евгеньевич, самовыдвижение - это, в принципе, ничто. Любой человек может написать заявление, да? - хочу стать президентом.

В.Ч.: Да.

Р.А.: И даже с четырнадцатью орфографическими ошибками.

В.Ч.: Как вот здесь один такой экземпляр есть. Но дальше он должен попытаться собрать не менее пятисот своих сторонников.

Р.А.: Причем не подписи, а собрать их на собрание.

В.Ч.: Собрать их физически, в одном зале, зарегистрировать каждого у нотариуса, пригласить на это собрание представителя Избиркома субъекта федерации или Центральной избирательной комиссии. И затем собрать два миллиона подписей - уже после этого собрания, после того, как мы зарегистрируем в Центральной избирательной комиссии эту группу поддержки, пятьсот человек, или чуть больше.

Р.А.: Можно я задам вопрос, Владимир Евгеньевич?

В.Ч.: Но я хотел бы напомнить избирателям, что выборы президента Российской Федерации состоятся второго марта 2008 года.

Р.А.: И каждый день надо об этом говорить.

В.Ч.: Помните, благодаря тому, что мы в каждой нашей передаче говорили о том, когда состоятся выборы депутатов Государственной думы пятого созыва - явка составила почти 64% на этих выборах. Поэтому нам надо, чтобы явка на выборах президента российской Федерации второго марта 2008 года была не ниже - постараться сделать это. Это нелегко, но мы вместе с коллегами все сделаем для того, чтобы явка была высокой, чтобы обеспечить конституционное право каждого - я об этом постоянно говорю - иметь возможность проголосовать.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, просто я хотел задать вопрос - возвращаясь к двум миллионам подписей - а они могут быть из одного субъекта?

В.Ч.: Нет.

Р.А.: Я понимаю, что в Чечне двух миллионов населения избирателей нет, наверное, Исмаил Баутдинович? Но есть же у нас в Москве.

В.Ч.: Нет, там обязаны из разных субъектов собирать, не более пятидесяти тысяч, кажется, в оном субъекте.

В.И.: Там градация идет. Норматив установлен по каждому субъекту федерации, в зависимости от численности. Поэтому в одном большом не соберешь. Это надо иметь мощную сильную команду, и характер представительности уже должен быть со стадии выдвижения кандидатов в президенты. И в совокупности это должно быть два миллиона подписей.

В.Ч.: То есть на самом деле Виктор Васильевич совершено прав - вся процедура, даже самовыдвижения кандидатов в президенты, ориентирована на то, чтобы в дальнейшем, если он станет президентом, обеспечить ему полную легитимность. Что у него были возможности и заручиться поддержкой у сторонников на первом этапе, и что у него была возможность и команда, позволяющая ему заручиться поддержкой не менее двух миллионов избирателей до регистрации, и возможность правильно составить все документы, все сведения подать, чтобы его зарегистрировали вместе с этими подписями, и наконец, чтобы у него была возможность и команда, чтобы эффективно провести агитационный период.

Р.А.: Ну что ж, у нас еще десять минут времени передачи "Команда Ч". Владимир Евгеньевич, завтра, по-моему, уже и начинаются первые съезды партий по выдвижению? По-моему, 13 числа, кажется, завтра у ЛДПР съезд, 15 - коммунисты собираются, 17 - "Единая Россия". Я перечисляю партии, которые прошли в Государственную думу, и это те самые партии, которые, если выдвинут своих кандидатов, не должны собирать двух миллионов подписей, потому что они - парламентские партии.

В.Ч.: Да, парламентская льгота для партий, допущенных к распределению мандатов в Государственной думе пятого созыва. Теперь уже официально известно, что это четыре партии. Фракции будут сформированы уже в ближайшее время, потому что 14 числа мы планируем выдать мандаты тем кандидатам, ставшим депутатами, кто не откажется от своего права получить мандат.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, а вот депутаты как определяются? Есть какая-то сложная схема, или просто партии на съезде или на пленуме решают, кто будет депутатом?

В.Ч.: Нет, это сложная схема, причем на этом этапе партия не участвует в распределении мандатов. Она участвовала в этом вопросе, формируя списки региональной группы. Есть компьютерная программа в Центральной избирательной комиссии, все происходит абсолютно без вмешательства человека. Заводятся данные о числе голосов, полученном данной региональной группой, о числе кандидатов в этой региональной группе, о числе в общефедеральной части списка, о числе голосов, полученных на тех территориях, где не было выдвинуто региональных групп кандидатов. Машина считает по довольно сложной - ну, для машины несложной программе.

Р.А.: Составить ее сложно.

В.Ч.: При том что алгоритм прописан непосредственно в законе. В данном случае это норма прямого действия, никакие не инструкции Центризбиркома. Это норма прямого действия - как распределяются мандаты между партиями, прошедшими в Государственную думу. И точно так же, если кто-то отказывается от мандата - то есть, например, отказаться от мандата можно двумя способами. Можно подать заявление, что я не беру мандат, либо просто не представить в пятидневный срок документацию, информацию о том, что ты сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата - вот два способа. В этом случае мы вводим эту информацию тоже в компьютер, и компьютер проводит перераспределение мандатов, то есть кого-то подвигает вверх на освободившийся мандат. Я еще раз подчеркну - без малейшего участия в данном случае партии, и вообще, даже человека из Центризбиркома, все делает компьютерная программа. Мы соответствующую распечатку предоставляем партии, уже с фамилиями, и публикуем. Вот мы уже опубликовали первую распечатку в "Российской газете" 11 числа, и вторую распечатку опубликуем уже 14 числа.

Р.А.: И получается, нельзя таким образом управлять, сколько женщин, сколько молодежи, какой национальности и вероисповедания.

В.Ч.: Нет, только место в региональной группе и количество голосов, набранное избирателям по региональной группе.

Р.А.: То есть я даже не могу сейчас спросить у Исмаила Баутдиновича, сколько человек от Чечни будут депутатами?

В.Ч.: Можете спросить, это уже известно.

Р.А.: Так сколько будет? При ваших результатах явки на голосование - от числа избирателей, или от числа проголосовавших?

И.Б.: Чеченская республика будет представлена в Государственной думе Российской Федерации пятого созыва четырьмя депутатами. У нас никогда от Чеченской республики не было столько представителей.

В.Ч.: Да, четыре депутата.

И.Б.: То есть работа была проведена огромная, и результат работы есть.

В.Ч.: Да, это небывало высокое.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, и Исмаил Баутдинович, а это от чего зависит? От количества избирателей, или от количества проголосовавших?

И.Б.: Конечно, и от количества избирателей, но и от количества проголосовавших за ту или иную политическую партию.

В.Ч.: При распределении мандатов внутри партийной фракции - от числа проголосовавших в этом субъекте.

Р.А.: Потому что у вас там под 90 с чем-то процентов избирателей.

И.Б.: 99.

В.Ч.: Нет, от абсолютного числа, не от процента. Вот я приведу просто цифры. Скажем, по "Единой России" - у меня просто первая таблица.

Р.А.: Ну, партия, победившая на выборах.

В.Ч.: Самые крупные группы: Башкортостан - 15 мандатов, Дагестан - 8 мандатов.

Р.А.: Там Татарстан, наверное, много мандатов.

В.Ч.: Татарстан - 14 мандатов.

Р.А.: Ну и москвичей, наверное, и петербуржцев.

В.Ч.: Краснодарский край - 11 мандатов, Кемеровская область - 9 мандатов, Московская область - 14 мандатов, Ростовская область - 11 мандатов, город Москва - 15 мандатов, Санкт-Петербург - 7 мандатов.

Р.А.: 7 мандатов в Санкт-Петербурге - меньше, чем в Башкортостане?

В.Ч.: Да.

Р.А.: Ну вы чрезвычайно объективный человек. Нет, наверное, это машина такая.

В.Ч.: Это машина, компьютер.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, зная вашу любовь к родному городу - это точно машина.

В.Ч.: Компьютер. Я еще раз подчеркну - здесь невозможно ничего сделать. Нажимаешь Enter, и он тебе выдает.

В.И.: Там математические формулы работают.

В.Ч.: Да, потому что это норма закона прямого действия. Там прописано все с точностью до запятой.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, может быть, последний вопрос. Я так и не понял, вот представители четырех партий, двух парламентских и двух, неплохо себя проявивших - потому что "Аграрная партия" заняла пятое место, а "Гражданская сила", партия, которая существовала всего полгода, меньше, чем полгода...

В.Ч.: Да, и добившаяся очень неплохого результата, чем многие гораздо более старые партии этого крыла.

Р.А.: Вот они определились со своим кандидатом. Теперь как - они каждая на своем съезде выдвигает кандидата, или как это будет?

В.Ч.: Нет, здесь действует двойная норма. С одной стороны, каждая партия на своем съезде, парламентская она или не парламентская, может выдвинуть только одного кандидата. Это раз. С другой стороны, вторая норма - кандидат может дать согласие на выдвижение только от одной партии. То есть таким образом вот эти две нормы не дают возможности четырем партиям выдвинуть одного и того же человека. Значит, соответственно, он будет выдвинут на одном съезде.

Р.А.: А остальные могут поддержать?

В.Ч.: А остальные могут поддержать, в том числе и при проведении агитационной работы, и при финансировании кампании. Они тоже могут формировать свои избирательные фонды.

Р.А.: Исмаил Баутдинович, Виктор Васильевич, вы у нас, к сожалению, редкие гости - просто расстояние и до Грозного достаточно большое, и до Иркутска лететь и лететь. Поэтому спасибо, что вы к нам пришли сюда в гости. Я очень рад за вас, что состоялась встреча с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.

В.Ч.: Во-первых, всех наших слушателей надо поздравить с Днем Конституции, на основе которой мы проводим выборы. И между прочим, встреча в Ново-Огарево сегодня началась именно со взаимных поздравлений с Днем Конституции, на основе которой и проводятся выборы в Российской Федерации. А во-вторых, я думаю, что нам нужно всячески добиваться, чтобы и в Чеченской республике, и в Иркутской области Русская служба новостей по крайней мере вещала. Вот не знаю, в Чеченской республике вещает?

И.Б.: Вещает.

В.И.: Вещает - у меня дома на рабочем столе.

В.Ч.: А вот в Петербурге до сих пор нет.

Р.А.: Владимир Евгеньевич, мы, когда закончится острая полоса выборов, после марта 2008 года - давайте займемся, чтобы наши санкт-петербургские слушатели тоже могли нас слышать постоянно, а не только через интернет, и не только когда они приезжают в Москву и слушают Русскую службу новостей.

В.Ч.: А благодарность еще раз всем трем миллионам активистов, в том числе активистам одиннадцати партий, которые готовили выборы в Государственную думу. И я думаю, что немногим меньшее число людей будет готовить президентские выборы. День голосования, еще раз напомню - второго марта 2008 года

Р.А.: Ну что ж, перефразирую - выборы закончились, но выборы продолжаются. Поэтому всех вас с победой - это победа избирательных комиссий, такой результат на выборах в Государственную думу. И всем вам новых побед и новых честных, справедливых и успешных выборов президента Российской Федерации, и вообще в дальнейшей вашей работе. Потому что, как говорит Владимир Евгеньевич Чуров, выборы происходят всегда. Спасибо, и всего доброго. До свидания.

В.Ч.: И как можно меньше пробок на дорогах.

http://www.rusnovosti.ru/program_reports/42643/
12.12.2007

Док. 453323
Перв. публик.: 12.12.07
Последн. ред.: 23.06.08
Число обращений: 84

  • Чуров Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``