В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Мартином Шаккумом. Земельные отношения в РФ должны регулироваться не ведомственными инструкциями, а федеральными законами Назад
Интервью с Мартином Шаккумом. Земельные отношения в РФ должны регулироваться не ведомственными инструкциями, а федеральными законами
Рустам Арифджанов
ведущий

Мартин Шаккум
председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям

Рустам Арифджанов: Ну что ж, после того как вы послушали достаточно большой выпуск новостей, есть время перейти от дел сегодняшних, может быть, немножко суетных, к вопросам вечным. Правда, некоторые считают, что вечный вопрос для России - это дураки и дороги. Я подхожу к этому более романтично - что вечный вопрос для России - это все-таки земля и воля. В гостях у нас Мартин Люцианович Шаккум, председатель комитета по строительству и земельным отношениям Государственной думы. Здравствуйте, Мартин Люцианович!

Мартин Шаккум: Здравствуйте.

Р.А.: Рады вас приветствовать. Ну вот, земля, первая составная часть. Какие, на ваш взгляд, сегодня наиболее болевые, наиболее уязвимые точки в сегодняшнем земельном кодексе, которые требуют оперативного вмешательства и изменений?

М.Ш.: Вы знаете, земельный кодекс мы приняли в 2001 году, а в 2004 приняли новую редакцию градостроительного кодекса. Эта новая редакция была направлена на то, чтобы мы строили быстрее, лучше, чтобы было как можно меньше административных барьеров. Но сегодня в основном застройщики упираются в процедуру предоставления и оформления земельных участков. Вот это сегодня самый бич. Собственники земельных участков упираются в проблемы межевания, в проблемы раздела земельных участков, в проблемы оформления прав аренды, собственности - вот эти проблемы сегодня являются, скажем так, наиболее болевыми.

Р.А.: Мартин Люцианович, вот вы сказали - выделение земельных участков под строительство. Наши слушатели - это большинство горожане, и многие из них живут в больших городах. И наверное, давайте попробуем на этот аспект вопроса обратить внимание - а разве здесь не все прозрачно? Есть хозяин города - это муниципалитет, назовем его таким общим словом, в разных по-разному называется - городской округ, просто город. Муниципалитет - ему принадлежит земля в городе. Вы улыбаетесь - значит, я что-то не прав.

М.Ш.: Не совсем так, конечно. Во-первых, не вся земля является муниципальной, в городе колоссальное количество федеральных земель. И мы, кстати, работаем сейчас над совершенствованием законодательства в части упрощения вовлечения в хозяйственный оборот федеральных земель. Если перевести на более простой язык - это вовлечение этих участков в оборот с целью их застройки. Вот это важно. А потом и сама процедура даже предоставления непосредственно муниципальной земли конкретному застройщику - это есть определенная процедура.

Р.А.: Тендер.

М.Ш.: Да дело не в этом. Понимаете, до тендера участок необходимо сформировать.

Р.А.: Это что такое, Мартин Люцианович?

М.Ш.: А это значит - провести его межевание, поставить его на кадастровый учет. Если это участок большой и он требует, скажем так, комплексного освоения, то этот участок надо разделить на отдельные участки для строительства отдельных объектов. Вот эти процедуры, к сожалению, у нас очень забюрократизированы, и положения градостроительного кодекса не во всем увязаны с положениями кодекса земельного. Сейчас наша задача это сделать. Ситуация осложнялась еще и тем, что в самой Государственной думе проблемы земельных отношений, проблематика земельных отношений и законопроекты по земельным отношениям проходили через четыре различных комитета. И только в новом созыве, по инициативе фракции "Единая Россия" был создан новый комитет - по строительству и земельным отношениям. И теперь мы имеем возможность, скажем так, занимать некую единую позицию, проводить единую политику в части совершенствования земельных отношений.

Р.А.: Ну и узко профилировали все-таки свою деятельность.

М.Ш.: Ну естественно.

Р.А.: Мартин Люцианович, а что нужно, чтобы все-таки эти отношения были прозрачными? Хотя федеральные земли - они же в основном в Москве? Ну, может быть, еще в ряде крупных городов - нет?

М.Ш.: Да нет, ну что вы. Вообще у нас по всей России огромное количество федеральных земель, их гораздо больше, чем муниципальных.

Р.А.: Хотелось бы, чем нужно.

М.Ш.: Их действительно больше чем нужно. Колоссальное количество земель имеет министерство обороны. Честно говоря, по сегодняшней военной доктрине это количество земель уже не соответствует нынешней земельной доктрине.

Р.А.: А кто у них может отнять?

М.Ш.: Ну что значит - отнять? Сейчас мы готовим, пока концептуально, законопроект о передаче этих земель в отдельных случаях муниципалитету, о возможности их, скажем так, продажи через соответствующий уполномоченный федеральный орган. То есть мы над этим работаем. Уже по сельхозземлям, скажем так, первые подобные шаги сделаны.

Р.А.: А где легче - в городах решать вопросы с собственниками, или с унификацией собственников, или в сельской местности?

М.Ш.: Ну вы знаете, законодательство как бы является универсальным.

Р.А.: То есть не делите на городское и сельское население?

М.Ш.: По закону у нас Москва - это городской округ, в принципе. Конечно, обладает еще и полномочиями субъекта федерации, но в принципе, в основном с точки зрения земельного градостроительного законодательства это городской округ.

Р.А.: Мартин Люцианович, а можно ли назвать несколько простых ходов, простых решений, для того чтобы землепользование, выделение земельных участков под ту или иную хозяйственную деятельность или под строительство не было таким забюрократизированным процессом? Я недавно слово услышал - коррупционноемким, и так далее. Или простых решений нет?

М.Ш.: Совершенно верно вы сказали. Решение есть, я его озвучу. В принципе оно будет звучать достаточно просто, но это путь, скажем так, все равно не близкий. Первый главный путь - это регулировать земельные отношения не ведомственными инструкциями, как сейчас делается во многом. Такие организации, как "Роснедвижимость", "Росрегистрация" - они в основном свою деятельность - скажем так, их деятельность основывается на их же ведомственных инструкциях. То есть они сами себе пишут инструкции - в каких случаях они приостанавливают работы по межеванию, по постановке на кадастровый учет, в каких возобновляют, какие основания для отказа - то есть это все в ведомственных инструкциях. Самый главный кардинальный путь - это все регулировать федеральными законами прямого действия. То есть в законах должны быть перечислены все эти основания. И по этому пути мы сейчас идем. Законы становятся больше по объему, но есть основания для того, чтобы гражданам обращаться в суд в случае нарушения их прав. И чиновник не сам для себя пишет инструкцию, как ему действовать, а все это обсуждается Государственной думой и подписывается президентом. Вот это самый прямой и радикальный путь борьбы с административными барьерами.

Р.А.: Я представляю, какие на вас сейчас разновекторные лоббистские усилия направлены. Вы перечислили организации, которые просто костьми готовы лечь, и не допустить, чтобы все это регулировалось простым законом.

М.Ш.: Естественно, не без этого. Вообще сам процесс - скажем так, законотворчески он тоже не быстрый. Но мы стараемся работать быстрее, и в комитете уже достаточно много подготовлено законопроектов, которые мы в ближайшее время будем принимать. Они в первую очередь касаются совершенствования процедур выделения земельных участков, совершенствования процедур раздела, объединения, распределения земельных участков. Касаются вопросов перехода прав на земельные участки, особенности госрегистрации мы будем прописывать для регистрации земельных участков, с тем, чтобы все как можно больше было в законе непосредственно.

Р.А.: Ну, все объять невозможно. Может быть, остановимся только на одной теме, которая, наверное, радиослушателей тоже волнует - выделение земельных участков. Как это происходит сейчас? Вот условно - я маленькая или средняя какая-нибудь строительная фирма. Я хорошо строю, мне, чтобы зарабатывать, и создавать хорошие условия для жителей, выполнять свой патриотический долг, нужно строить дома, жилье. Мне нужно для этого участок - в Москве, в Нижнем Новгороде - не важно, где. Что я делаю? Я обращаюсь в мэрию этого города и говорю, что я готов построить - или как это происходит? Вот как выделяется земля?

М.Ш.: На сегодняшний день из права, скажем так, вообще заниматься градостроительной деятельностью, градостроительным кодексом вменена обязанность муниципалитетам, городским округам - вменена обязанность заниматься градостроительной деятельностью. Что это подразумевает под собой? Во-первых, все муниципальные образования до 1 января 2010 года должны выпустить документы территориального планирования, то есть свои территориальные планы с точным указанием всех объектов, которые должны быть построены в данном муниципальном округе. Далее, по тем объектам точеной застройки или комплексного освоения, которые планируются, должны последовательно - во-первых, должно быть муниципалитетами за свой счет проведено межевание, подготовка этих участков, и определены параметры разрешенного строительства. И последовательно эти участки должны выставляться на аукцион. Существует только одна форма выделения участков под коммерческое жилищное строительство - это аукцион. То есть сегодня в городе Москва постоянно проводятся, и об этом в соответствующих средствах массовой информации есть извещения - проводятся аукционы на точечную застройку и на комплексное освоение различных участков. Так же это происходит сейчас в других городах и муниципальных образованиях. Если происходит как-то по-другому, то это нарушение закона. Исключение сделано для ряда случаев - в частности, например, когда строится социальное жилье. Когда строится социальное жилье, здесь уже не будет необходимости проводить аукцион.

Р.А.: Социальное - это и жилой дом тоже может быть?

М.Ш.: Имеется в виду жилье для очередников - то есть когда муниципалитет строит, по сути дела, вот такое социальное некоммерческое жилье.

Р.А.: Мартин Люцианович, но вы же только что абсолютно простую и стройную схему объяснили - что там менять-то? А вы говорите, что надо менять.

М.Ш.: Нет, во-первых, эта схема - ну как бы еще документы территориального планирования, к сожалению, выпущены не во всех муниципальных образованиях, даже далеко не во всех. Они сейчас находятся в стадии подготовки. Во-вторых, я рассказал, скажем так, об идеологии, которая должна быть. Но идеология включает в себя массу деталей. Для муниципалитета тоже также непросто сегодня провести межевание, оформить права на эти участки.

Р.А.: А почему непросто? Просто все запутано?

М.Ш.: Потому что сегодня не муниципалитеты выдают, скажем так, соответствующие разрешения и ставят на соответствующий учет участки, а территориальные органы уполномоченных федеральных органов.

Р.А.: То есть в Москве мэрия не хозяин, а хозяин - какое-то федеральное ведомство территориального управления?

М.Ш.: Нет, право распоряжения за Москвой, но ставит на кадастровый учет, то есть, скажем так, осуществляет некую абсолютно необходимую техническую работу территориальный орган "Роснедвижимости". Регистрацию производит территориальный орган "Росрегистрации" по городу Москве. То есть сегодня в России единый учет, единая база, и занимается всем этим территориальные органы. Есть претензии к работе этих территориальных органов. Ну, я сейчас бы сильно, может быть, собак не вешал. Недавно совсем сменилось руководство, даже "Роснедвижимость" временно прекратила приемку документов. Сегодня из-под министерства экономического развития это ведомство, "Роснедвижимость", передано под юрисдикцию Минюста, и мы надеемся, что там произойдут позитивные изменения.

Р.А.: Мартин Люцианович, а для чего так сделано? Я просто не знаю, как правильно -
для чего так сделано, что этим занимаются федеральные органы власти - ну, пусть территориальное управление - а не собственно муниципалитет того или иного города?

М.Ш.: В общем-то это правильно, потому что мы должны обеспечить, во-первых, единую политику, единый учет, единую учетную политику в этой области, единый доступ к базам данных. Все эти базы данных по большей части должны быть открытыми, и мы последовательно идем к этому. Все это идет одновременно с развитием, скажем так, вообще говоря, нашей компьютерной культуры.

Р.А.: И культуры вообще.

М.Ш.: Развитие доступа в интернет, совершенствование базы данных, совершенствование аппаратных комплексов, которые могут работать с большими массивами информации. Появление, скажем так, значительного числа провайдеров, и так далее. С расширением доступа в интернет - то есть это всякие Wi-Fi, все современные виды доступа, выделенные сети, и так далее, которые дают возможность качественного доступа в интернет, а не по обычным телефонным линиям, которые, к сожалению, не являются скоростными.

Р.А.: Не могу не остановиться на проблеме, связанной с олимпийскими играми в Сочи. Хотя бы потому, что сегодня Дмитрий Козак выступал в рамках правительственного часа в Госдуме, там обсуждались вопросы подготовки олимпиады 2014 года. И говорил о необходимости вырабатывания общих принципов федеральной инвестиционной политики, и говорил об инвесторах, которые будут принимать участие в возведении олимпийских объектов. Ну естественно, говорил и о земле. В Сочи ситуация непростая, и президент Путин еще полгода назад, несколько месяцев назад говорил об этом - что нужно очень тщательно подходить к владельцам земельных участков в Сочи, когда их забирают под строительство олимпийских объектов. Но для Сочи приняты особые поправки к закону, причем которые действуют до 2014 года, которые как бы предполагают некое упрощенное отношение с владельцем земли. По среднерыночной цене эта земля выкупается, или предоставляется другое жилье, равнозначное. Ну, не буду говорить, справедливо это или несправедливо. Олимпийские игры - случай исключительный. Но ряд других городских округов, прежде всего в том числе и московское правительство, и видимо, руководители других городов, ссылаясь на прецедент Сочи, говорят - но почему такие же поправки в законодательство не принять и в наших городах? Потому что я понимаю в данном случае Юрия Михайловича Лужкова, ему нужно много чего строить в Москве, в том числе и социальные объекты. А есть собственник - это не всегда частное лицо, это может быть, действительно, какое-нибудь ведомство. И они говорят - не отдаем мы эту землю, или отдаем за такую цену, за которую, можно сказать, что не продают. То есть то, что стоит сто тысяч, называется в миллион - кто же купит. И конечно, получаются такие преткновения. И вот с одной стороны есть необходимость города и городская целесообразность, с другой стороны есть собственник, а с третьей стороны есть гражданское общество, и в частности, адвокат Анатолий Кучерена, который защищал жителей Южного Бутова, и говорит, что если поправки будут приняты, это приведет к прецеденту Южного Бутова. Городские власти будут говорить - вот это стоит столько, или вот такое жилье мы даем в обмен, а не хотите - тогда в суд, и суд вас все равно победит. Это же имеет отношение к земельным отношениям - как из этой ситуации выходить?

М.Ш.: На сегодняшний день земельный кодекс предполагает изъятие исключительно для объектов линейных. То есть это объекты инфраструктуры, это объекты инженерной инфраструктуры.

Р.А.: Ну то есть дорога, кабель проложить.

М.Ш.: Ну да, дороги, сеть электрогазоснабжения, и так далее. И на сегодняшний день концепцию этого закона на федеральном уровне мы менять пока не собираемся. Мы в курсе, что есть такая инициатива. Я не думаю, что эта инициатива будет поддержана.

Р.А.: А на муниципальном уровне изменение невозможно? Федеральный закон действует у нас...

М.Ш.: Ну естественно, у нас примат федерального законодательства над законодательством региональным, и существует такая вот концепция, существует сегодня такая позиция. Я не могу сказать, что она там как-то не изменится никогда, но по крайней мере, зная сегодня настроения в правительстве, в администрации президента, вы должны понять, что Государственная дума не по собственному только усмотрению принимает законы. Естественно, мы имеем официальные заключения правительства на каждый законопроект, мы имеем официальное заключение главного правового управления, и в своей работе мы не можем не учитывать - более того, на каждый более-менее важный закон свои замечания или свое мнение пишет лично президент. Естественно, поскольку президент подписывает данный законопроект, мы не можем не учитывать, скажем так, его мнение.

Р.А.: Ну хотя бы для того, чтобы он не вернул этот закон потом.

М.Ш.: Да. Позиция правительства и президента на сегодняшний день такая, как есть в земельном кодексе. Исключения были сделаны для города Сочи. Кстати, город Сочи, хочу напомнить, является городом федерального значения, у него особый статус. Ну и в целом я бы сказал, что процедура изъятия сегодня существует, но только исключительно, скажем, по договоренности с жильцами.

Р.А.: С жильцами, с собственниками. Ну, знаете, Мартин Люцианович - мы, наверное, сейчас сделали очень большое дело - мы успокоили очень многих москвичей и жителей других городов. Для других городов, может быть, это менее актуально, хотя нас очень внимательно слушают в Краснодарском крае тоже. Наверное, часть наших радиослушателей успокоили, и за это большое спасибо. Есть у нас еще минут пятнадцать до окончания разговора - к сожалению, время проходит достаточно быстро. Есть у меня еще две темы - во всяком случае, важные. Первая тема касается загородного строительства, дачных участков и распределения земли и строительства в этой сфере. Вы сказали, что нужно навести порядок и в узаконивании, если можно так сказать, уже принадлежащих гражданам участков. Они сталкиваются с большими проблемами, когда им приходится - ну, "легализовать" плохое слово, потому что они как бы выделялись предприятиями.

М.Ш.: Все правильно, правильное слово - легализовать, то есть привести в соответствие с действующим законодательством.

Р.А.: Так вот, есть ли здесь для законотворчества еще какие-то перспективы, резервы? Или уже законом все определено, и просто это волокита на местах?

М.Ш.: Нет, есть еще большой простор для законотворчества. Во-первых, был принят закон о поправках в ряд федеральных законов - так называемая дачная амнистия, в соответствии с которым процедура оформления собственности участков значительно и серьезно упростилась. В то же время мы считаем, этого недостаточно. Сегодня в комитете находятся поправки к закону о садоводческих товариществах, в которых содержатся сегодня, в данной редакции, противоречия с земельным кодексом, противоречия с градостроительным кодексом. И наша задача - упростить, вообще говоря, процедуру оформления участков, которые де факто принадлежат гражданам в этих садоводческих товариществах. И главное - упростить процедуры, по которым оформляются эти участки. Ну, это как бы еще не все. В Государственной думе находится закон о малоэтажном строительстве - но, к сожалению, он не в нашем комитете, хотя по названию вроде бы соответствует. Он об определенных правовых формах объединения граждан, и о выделении им земельных участков для, скажем так, совместного освоения и строительства малоэтажного жилья. Такой закон будет, по крайней мере, в этом году, я могу гарантировать, что он будет принят. И там и процедура объединения, правовые формы объединения граждан, и порядок выделения им земельных участков для строительства.

Р.А.: Это то, что раньше называлось садовыми товариществами?

М.Ш.: Нет, это несколько другое. Речь идет не о садовых товарищества, речь идет о строительстве, скажем так, жилья, которое будет являться не только вторым, а может быть, даже основным жильем.

Р.А.: Ну, это вот коттеджные поселки. То, что мы прикрывали словами "садовое товарищество" - хотя, по сути, там же тоже стояли вполне нормальные дома, а не только же сарайчики.

М.Ш.: Ну, по-разному было.

Р.А.: И как скоро?

М.Ш.: Это в ближайшее время будет, я думаю. То, что этой весной - это совершенно точно, будет принят этот закон. Сейчас мы еще работаем над законом о совершенствовании процедуры выдела земельных участков в счет земельных долей. Вот это, вообще говоря, важнейшая тема. Неурегулированность этой темы позволила очень многим так называемым рейдерам приватизировать вместе с руководством сельхозпредприятий различные земли.

Р.А.: Рузскую Швейцарию чуть не создали в Рузском районе.

М.Ш.: Да-да. Но, к сожалению, у нас примеров по России гораздо больше - это вся русская Швейцария. Сейчас мы будем этот вопрос решать - как непосредственно владелец земельной доли может в натуре получить свой пай.

Р.А.: Ну, это по сути закон о защите крестьянства.

М.Ш.: Да.

Р.А.: Потому что земельная доля выделяется сельским жителям, которые некоторые плохие горожане приходят и обманным путем отнимают.

М.Ш.: Вот видите, к сожалению, это все происходит тогда, когда уже большая часть земли приватизирована и находится в руках крупных частных землевладельцев.

Р.А.: Латифундистов, как их называют.

М.Ш.: Это мягко сказано.

Р.А.: Если в первой части разговора я подчеркнул в названии комитета земельные отношения, то сейчас подчеркну вторую составляющую часть - по строительству. Мартин Люцианович, четыре национальных проекта - на заседании госсовета Владимир Владимирович сказал, что все четыре были достаточно успешными - во всяком случае, очень подчеркнул, что увеличивает доверие населения к власти. Тем не менее, выделяя среди всех этих четырех проектов проект по доступному жилью, могу сказать, что по тому, как к нам обращаются наши радиослушатели, это самый сложный проект, и тот проект, который вызывает больше всего нареканий. Никто не говорит, что ничего не сделано - сделано, сделано много, мы же видим. Когда-то в начале 90-х Марк Анатольевич Захаров, известный наш режиссер - мы разговаривали с тогдашним министром финансов, с Борисом Федоровым, в кабинете втроем, и Захаров говорит - вот я тогда поверю, что страна начала развиваться, когда из окна буду видеть несколько строительных кранов. Тогда, в начале 90-х - 91-й, может быть, 92-й год - вообще никаких кранов-то не было. Сейчас из каждого окна можно видеть один или два строительных крана. Но удовлетворения нет, потому что по таким ценам жилье. И проект доступного жилья превратился - да, жилье, да, у нас его много, да, его строят, да, оно, может быть, лучше строится, чем строилось когда-то. Но вот висит груша, а нельзя скушать, как по русской пословице. Почему так произошло?

М.Ш.: Вы знаете, проект действительно самый сложный, и проблемы самые сложные. Давайте начнем с того, что она сложная не только у нас в России, она сложная целиком в мире. За последние 10-12 лет, во всем мире, во всех развитых странах мира, особенно в крупных городах, жилье выросло примерно в десять раз по стоимости - можете себе представить? В десять раз - колоссальный рост. В результате этого мы видим, сейчас образовался ипотечный кризис. Поскольку такая стоимость жилья, банки первоначально не заложились на это, и просто были вынуждены либо изменять, скажем так, условия кредитования, либо те, кто плохо составлял договоры, не в пользу банка - они просто обанкротились. Ряд крупных банков понесли колоссальные убытки в десятки миллиардов долларов. Видите, как падают индексы на мировых рынках? Это в целом очень серьезная проблема. Что мы сделали? Ну во-первых, мы серьезно усовершенствовали законодательство, что позволило нам - буквально где-то за три года мы увеличили сейчас в полтора раза объемы строительства. Это уже хорошо. Больше строим - значит, в конечном счете дешевле не будет, но не будет так дорожать. В этом году в Москве и Московской области цены относительно стабилизировались. То есть нет того безудержного роста, который был по прошлому году, и если что-то растет, то это такой самый-самый элитный сегмент. Да, он продолжат расти, но это естественно, к сожалению - площадок под элитное жилье действительно очень и очень мало. Где основные направления, по которым мы все-таки собираемся решать эту проблему? Во-первых, развитие ипотечного кредитования. Оно сейчас упирается, к сожалению, в незапланированный рост инфляции. Все-таки инфляция была больше, и ставка, естественно, тоже растет. Кризис ликвидности, вызванный кризисом на международных финансовых рынках. То есть проблема существует. Но тем не менее, объем ипотечного кредитования за последние три года вырос примерно в десять раз - то есть объемы растут. Увеличиваются сроки кредитования. ВТБ уже декларирует и 30, и даже, кажется 50 лет срок кредитования - ВТБ-24. Это тоже хорошо. Рассматриваем мы на правительстве постоянно вопросы развития базы стройиндустрии. Ну и совершенствуем вот эти вот земельные, строительные отношения, чтобы сокращать сроки строительства - что тоже влияет, безусловно, на стоимость.

Р.А.: А может быть, дело еще и в том, Мартин Люцианович, что у нас как-то психологически сразу после 90-го года сложилось, что всем захотелось иметь жилье в собственности. А государство, или власти, муниципальные, уже не знаю, какие, очень мало строят того, что раньше называлось доходными домами. Но не каждый же человек должен иметь жилье в собственности. Из-за этого и возникают проблемы. Собственность на жилье - это большая роскошь, на самом-то деле. Потому что иногда звонит бабушка, и говорит - я такая бедная-несчастная. Бабушка, а сколько у вас комнат? - Три. Три комнаты в Москве - это зашкаливает уже за полмиллиона долларов. Бедная бабушка. Может быть, для молодежи есть смысл строить какие-то доходные дома?

М.Ш.: Есть смысл - частнику никто не мешает, как говорится, дома, которые он строит, не продавать, а сдавать в аренду. Здесь никаких препонов нет. Что касается городской программы строительства домов - ну, Москва, наверное, может потянуть. Если какие-то есть препоны в законодательстве - мы готовы снять по доходным домам. В целом по стране, конечно, муниципалитеты сегодня стеснены в финансовых ресурсах.

Р.А.: И это, наверное, главная проблема, да?

М.Ш.: Это основная проблема.

Р.А.: Как ни обидно, Мартин Люцианович, но вот, время на разговоры действительно подошло к концу, осталась одна минута. Вот главная работа, которую ваш комитет будет делать в этот месяц?

М.Ш.: Ну, вы знаете, она не столько касается той темы, о которой мы говорили. У нас сейчас важнейший закон об ограничении участия иностранных инвесторов в стратегических российских предприятиях. У нас пятнадцать лет бесконтрольно можно было покупать все, что хочу, любые предприятия. И мы поимели массу проблем в оборонном комплексе, где были просто за копейки, особенно в начале 90-х, скуплены крупные, скажем так, наши промышленные активы. И вот буквально в считанные недели мы примем закон, который ограничит не только участие в стратегических предприятиях, но и участие в разработке недр, участие в средствах массовой информации, в печатных, по крайней мере, которая занимает доминирующее положение на рынке. То есть мы приведем в соответствие наше законодательство.

http://www.rusnovosti.ru/program_reports/74041/
05.03.2008

Док. 453300
Перв. публик.: 05.03.08
Последн. ред.: 23.06.08
Число обращений: 209

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``