В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Мандрыкин, `Почта России`: Льготы при подписке на периодические издания в 2008 году сохранятся Назад
Игорь Мандрыкин, `Почта России`: Льготы при подписке на периодические издания в 2008 году сохранятся
Подписной сезон 2007 года стал причиной многих споров и обсуждений. После его окончания разговоры о состоянии дел в этой области несколько приутихли, однако, сейчас, по мере приближения новой подписной кампании, разгораются с новой силой. Реформирование института подписки вызывает самый живой интерес, много вопросов и нареканий. Комментарии по этому вопросу - в интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС заместителя генерального директора ФГУП "Почта России" Игоря Мандрыкина.

Вопрос: В прошлом году "Почта России" изменила подходы к тарификации услуг по подписке на периодические здания. Каковы на сегодня результаты этого реформирования, оправдало ли оно себя?

Игорь Мандрыкин: Однозначно оправдало. В настоящее время все поэтапные преобразования по реформированию института подписки /это четкое разделение функций между издателями, подписными агентствами и почтой, разработка и внедрение единой системы тарифообразовани/ дали первые положительные результаты. "Почтой России" переломлена многолетняя тенденция падения подписных тиражей.

Во 2-м полугодии 2006 года рост подписных тиражей составил 0,4 проц. А подписной тираж, собранный почтовой отраслью в 1-ом полугодии 2007 года увеличился уже на 4,1 проц в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. Предварительные итоги подписной кампании на 2-е полугодие 2007 года показывают, что тенденция увеличения тиражей сохранилась.

Обращаю внимание, что все реформаторские шаги в услуге подписка согласовываются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации. В 2006 году по поручению первого заместителя председателя правительства РФ Д.А. Медведева Федеральная антимонопольная служба России /ФАС/ провела детальный анализ системы тарификации, используемой "Почтой России".

По результатам этого анализа, в июле 2006 года Федеральная антимонопольная служба и Министерство информационных технологий и связи подготовили и запротоколировали совместные предложения по внесению изменений в действующий порядок ценообразования на услугу по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов, согласованные с Федеральным агентством связи РФ, Национальной ассоциацией издателей, подписными агентствами, ведущими издательствами.

Разработанные изменения были предложены к реализации, как в краткосрочной перспективе, а именно с первого полугодия 2007 года, так и на будущие подписные периоды.

Так, при организации подписки на первое полугодие 2007 года, ФГУП "Почта России" было предложено внести следующие изменения в порядок тарификации: сохранить действующий в 2006 году порядок расчета подписных цен, проиндексировав тарифы в соответствие с темпом инфляции; сократить количество тарифных зон с четырнадцати до пяти.

Данные рекомендации были реализованы нашим предприятием при установлении тарифов по приему заказов по подписке и доставке газет и журналов на первое полугодие 2007 года. Со второго полугодия 2007 года, в соответствии с предложениями издателей, был также изменен до 12,5 г "весовой шаг" при применении тарифов, что согласно ГОСТу, соответствует формату самой распространенной газеты А3 объемом 4 полосы.

Вопрос: Будет ли система тарификации услуг по подписке совершенствоваться в дальнейшем? Получала ли почта какие-либо рекомендации или предложения?

Игорь Мандрыкин: Да, несомненно. В 2008 году ФГУП "Почта России" продолжит поэтапную реализацию рекомендаций Федеральной антимонопольной службы. В связи с тем, что существование разных тарифов на подписку для центральных и районных изданий технологически и экономически не обосновано, "Почта России" должна установить единый тариф для всех категорий изданий.

Понимая, однако, что одномоментный переход к единому тарифу будет означать резкое увеличение стоимости услуг по подписке для всех изданий, подписная стоимость которых рассчитывается с применением пониженного тарифа, "Почтой России" совместно с Федеральной антимонопольной службой был разработан порядок поэтапного перехода к единому тарифу для всех категорий изданий. В соответствии с ним, в течение 2008-2009 годов /четырех подписных кампаний/ будет производиться постепенное сокращение разницы между двумя уровнями тарифов, и ко второму полугодию 2009 года тарифы почты на подписку будут одинаковы, как для федеральной и региональной прессы, так и для районных и городских изданий.

Данное решение обусловлено тем фактом, что затраты почты на предоставление услуг по подписке одинаковы для всех категорий изданий и обусловлены комплексом работ, обеспечивающим только доставку периодических печатных изданий от газетного узла до потребителя. Все работы, производимые почтой до газетного узла, в подписной тариф не включаются.

В 1-м полугодии 2008 года будет реализован первый этап перехода, о котором я говорил. В нем величина разницы двухуровневых тарифов будет сокращена с 35 проц до 25 проц. Дополнительно будет произведена индексация действующих тарифов в соответствие с уровнем инфляции.

Вопрос: Будут ли предоставляться тарифные льготы при подписке на какие-то издания?

Игорь Мандрыкин: Да. ФГУП "Почта России" при внедрении единой системы тарификации еще в 1-м полугодии 2006 года предусмотрело предоставление скидок, как подписчикам изданий федерального уровня с очень большими тиражами, так и самых популярных изданий в регионах. В связи с тем, что Федеральная антимонопольная служба признала критерии предоставления скидок подписчикам областных, краевых и республиканских изданий необоснованными, мы были вынуждены их отменить.

Со 2-го полугодия 2006 года в целях осуществления поддержки единого информационного пространства страны за счет предоставления льгот подписчикам самых массовых изданий и с учетом рекомендаций антимонопольной службы мы внедрили скидку в зависимости от объема тиража издания по РФ, которая предоставлялась изданиям, разовый подписной тираж которых превысил 240 тыс экземпляров.

Вместе с тем, такой подход, справедливый для федеральной прессы, делал невозможным получение скидок для региональной прессы, поскольку такие подписные тиражи в границах отдельно взятого субъекта федерации для них в обозримом будущем недостижимы.

В целях установления равных условий для получения скидок изданиями всех уровней ФАС России, проанализировав данные обо всех подписных тиражах, установила критерий для предоставления скидок, позволяющий стимулировать издания к росту подписных тиражей. Было определено, что ко 2-му полугодию 2009 года пороговые значения разовых подписных тиражей, начиная с которых будут предоставляться скидки, составят: для изданий федерального уровня 200 000 экз, для изданий регионального уровня 15 500 экз, для изданий районного уровня 5 500 экз. Данный подход предоставляет равные возможности получения скидок для изданий всех уровней.

Вопрос: Так кто же получит скидки с началом 2008 года?

Игорь Мандрыкин: ФГУП "Почта России" выпущено распоряжение, согласованное с Федеральной антимонопольной службой, согласно которому наше предприятие с 1-го полугодия 2008 года внедряет недискриминационную систему скидок подписчикам всех категорий изданий.

Согласно этому документу, в 1-м полугодии 2008 года скидки на услуги по подписке, в дополнение к подписчикам федеральных изданий с разовым подписным тиражом более 230 000 экз, получат подписчики республиканских, краевых и областных изданий, разовый подписной тираж которых превышает 15 500 экз. Кроме того, в 1-м полугодии 2008 года, учитывая порядок унификации подписных тарифов для всех категорий изданий, скидка будет предоставлена всем районным и городским изданиям. В дальнейшем мы осуществим полный переход к системе предоставления скидок согласно критериям, о которых говорилось выше.

Вопрос: Неоднократно поднимался вопрос, насколько все же рентабельна для почты реализация услуг по подписке? Стали ли эти услуги экономически выгодными после введения новой системы тарификации?

Игорь Мандрыкин: По поручению первого заместителя председателя правительства РФ Д.А. Медведева Федеральная антимонопольная служба в течение всего прошедшего года тщательно проверяла обоснованность подписных тарифов, установленных почтой. Было определено, что существующие почтовые тарифы на прием заказов по подписке и доставке газет и журналов не покрывают затрат "Почты России" на оказание этих услуг.

И действительно, для почты отрицательная рентабельность тарифов в 2007 году составляет 22 проц, а предоставляемая скидка для районных и городских изданий снижает уровень рентабельности до минус 50 проц.

К сожалению, отрицательное значение рентабельности услуг по подписке в 2008 году, даже с учетом индексации тарифов в размере уровня инфляции, составит 33,5 проц. Понятно, что в таких условиях необходимо решать вопрос, за счет каких источников должны покрываться убытки почты от оказания этих услуг.

На сегодняшний день не исключена возможность отнесения услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий к услугам связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. В случае принятия решения о государственном регулировании подписных тарифов должен быть рассмотрен вопрос о компенсации затрат для "Почты России" за счет федерального или региональных бюджетов.

Мы понимаем, что это вопрос сложный и может быть реализован только после тщательного и всестороннего обсуждения и анализа, но, несомненно, положительный момент состоит уже в том, что на подписку обратили внимание на высоком государственном уровне.

Вопрос: Подписная кампания на 1-е полугодие 2008 года скоро начнется. Каковы прогнозы развития этих услуг в дальнейшем?

Игорь Мандрыкин: В настоящее время еще рано обнародовать окончательные итоги подписной кампании 2-го полугодия 2007 г. Эти данные будут опубликованы 20 июля 2007 г.

Что касается перспектив развития услуг, то можно с уверенностью говорить, что все дальнейшие преобразования института подписки будут проводиться почтой в тесном взаимодействии со всеми участниками подписного рынка.

Не позднее 2-го полугодия 2008 года будут издаваться подписные каталоги с конечными подписными ценами. Издание таких каталогов позитивно скажется на эффективности работы всех участников подписного рынка, предоставит возможность повысить уровень сервиса потребителям услуг подписки, что также будет способствовать продвижению института подписки в целом.

Конечно же, будут продолжаться Всероссийские декады подписчика, так успешно стартовавшие в этом году.

Наш прогноз - рынок подписки "выздоравливает", тенденция роста тиражей будет усиливаться. Если государство решит поддержать этот рынок, то темпы роста могут быть еще более впечатляющими.

11.07.2007
http://www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=200&id=50773

Док. 452999
Перв. публик.: 11.07.07
Последн. ред.: 19.06.08
Число обращений: 287

  • Мандрыкин Игорь Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``