В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как избавить госзакупки от коррупции? Назад
Как избавить госзакупки от коррупции?
Контрольная госзакупка
Законодательство о госзакупках должно стать антикоррупционным

Законодательная и исполнительная власти готовятся нанести очередной удар по коррупции в госзакупках. Какие меры необходимо принять в связи с этим, правительственные чиновники, парламентарии и эксперты обсудили вчера на круглом столе в Госдуме.

Консолидированный объем государственных и муниципальных закупок в прошлом году составил более 2 трлн рублей. При этом, по данным Федеральной антимонопольной службы, в 2005 году только около 1% конкурсов, проведенных в рамках процесса госзакупок, можно было отнести к честным.

Гособоронзаказ в среднесрочном плане

11 октября правительство рассмотрит проект гособоронзаказа на 2008-2010 годы.

"Мы впервые переходим на такую форму гособоронзаказа вслед за федеральным бюджетом", - заявил первый вице-премьер Сергей Иванов.

Основными отличиями проекта гособронзаказа должны стать увеличение доли долгосрочных контрактов, установление жестко фиксированных цен на продукцию и дополнительные требования к госзаказчикам по раскрытию всех выполняемых мероприятий, в том числе по срокам заключения контрактов. По словам Сергея Иванова, некоторые организации оборонно-промышленного комплекса еще не готовы разделить с госзаказчиками риски выполнения таких контрактов.

Первый вице-премьер также сообщил, что разработаны проекты новых постановлений правительства, которые устанавливают порядок ведения реестра поставщиков российского вооружения и военной техники, которые не имеют аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, а также порядок формирования цен на такую продукцию.

Антикоррупционным барьером при госзакупках должен был стать вступивший в силу с 1 января 2006 года закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд". По нему распределение госзаказа должно проводиться исключительно через аукционы. Кроме того, в законе содержатся жесткие критерии отбора конкурсных заявок, которые раньше устанавливали заказчики (что должно препятствовать практике отсечения "не своих" компаний). Установлена также обязанность участников торгов размещать информацию на официальных сайтах, что делает ее доступной для участников рынка.

В июле 2007 года президент подписал еще один блок поправок в законодательство о госзакупках, согласно которым с 2010 года всю информацию о госзаказе предполагается размещать на едином интернет-сайте.

Тем не менее пока сфера госзакупок по-прежнему остается достаточной закрытой и непрозрачной. Хотя, как признали участники круглого стола, положительная динамика в этом процессе все-таки присутствует. В частности, если в 2005 году Счетная палата выявила финансовые нарушения в сфере госзакупок на 1 млрд рублей, то в 2006 году ущерб от нарушений в сфере госзакупок, по словам председателя комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаила Гришанкова (фракция "Единая Россия"), составил уже только 300 млн рублей. При этом общий объем контрактов растет. "В 2006 году он составил 2,3 трлн рублей, а к концу 2007 года достигнет 3 трлн рублей", - прогнозирует Михаил Гришанков.

По словам председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума (фракция "Единая Россия"), экономия бюджетных средств в результате применения закона о госзакупках в 2006 году составила около 100 млрд рублей. А только за первую половину этого года она достигла уже более 70 млрд рублей. Вместе с тем Шаккум признал, что работа над законодательством о госзакупках далека от завершения, а уверенности, что все хорошо, лично у него нет.

Между тем коррупция при госзакупках становится все более изощренной. По словам аудитора Счетной палаты Александра Назарова, проверки аудиторов показали, что и в новом законодательстве есть пробелы, которыми ловко пользуются заинтересованные лица. В частности, к злоупотреблениям приводит отсутствие внятного механизма определения победителей конкурса. С точки зрения Счетной палаты, для победы над коррупцией необходимо ужесточать наказания для зарвавшихся чиновников. "В действующем законодательстве отсутствуют реальные санкции за нарушение законодательства как при размещении заказа, так и при исполнении контрактов. Суммы административного взыскания слишком малы. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, максимум 20 тысяч рублей. Когда идет речь о многомиллионных сделках, это выглядит по меньшей мере наивно", - считает Назаров.

Свою лепту в дело совершенствования законодательства о госзакупках намерена внести и Генпрокуратура. Замгенпрокурора Евгений Забарчук предложил депутатам включить в закон о госзакупках положение о том, что участниками конкурса могут быть только поставщики, которые имеют производственные мощности, необходимые для реализации контракта. Кроме того, Генпрокуратура предлагает внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, наделяющий прокуроров правом обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительными контрактов, заключенных с нарушением законодательства.

http://www.ofdp.ru/news/_news120907at120708/full.shtml
11 Сентября 2007г

Док. 452960
Перв. публик.: 11.09.07
Последн. ред.: 19.06.08
Число обращений: 266

  • Назаров Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``