В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Герой нашего кино - человек в камуфляже Назад
Герой нашего кино - человек в камуфляже
М.АНТОНОВ: Итак, гости сегодняшней программы "Отдел кадров": Эдуард Хруцкий - писатель и сценарист. Избранное - написал сценарии к лентам "По данным уголовного розыска", "Приступить к ликвидации", "На углу у Патриарших", написал книги "Тайны уставшего города", "Зло", "Место преступления", "Москва", "Москва уголовная" и многие другие. А также в гостях Алексей Кравченко - актер и музыкант, снимался в лентах "Иди и смотри", "Мама", "Рейнджер", "Из атомной зоны", "Звезда", "Бригада", "Спецназ", "Русские амазонки" и в других фильмах. Извините, если что-то не сказал, потому что времени у нас не так много.

К.ЛАРИНА: Я бы еще добавила, что Алексей - человек, который мечтает снять с себя камуфляж, но никак ему не дают. Не дают, да.

М.АНТОНОВ: И у нас сегодня пойдет разговор о героях, о героях приключенческих фильмов или о героях боевиков - так называется жанр, в котором сейчас работают актеры и режиссеры. У нас нет приключенческого кино, у нас боевики. И небольшая "Раскадровка" по этой теме, которую я написал лично.

РАСКАДРОВКА

К.ЛАРИНА: Ну, вот эта попытка соотнести правду жизни и правду искусства прозвучала в словах Михаила Антонова. Еще раз представим, что сегодня в гостях у нас тот самый человек, герой всех времен и народов, Алексей Кравченко. Алексей, еще раз, здравствуйте.

А.КРАВЧЕНКО: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: И классик жанра - Эдуард Анатольевич Хруцкий. Здравствуйте, Эдуард Анатольевич.

Э.ХРУЦКИЙ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Ну, вот вы послушали замечательное эссе Михаила Антонова. Может быть, у вас есть свои комментарии по этому поводу. Эдуард Анатольевич, пожалуйста.

Э.ХРУЦКИЙ: Ну, знаете, где-то, в общем, надо быть ближе к правде, то, что было сказано. Вы знаете, я рос во время войны, мне было 8 лет, когда началась война. Немцы стояли практически под Москвой. И вот недалеко у нас был кинотеатр "Смена", где шли боевые киносборники. Был такой жанр - боевые киносборники.

К.ЛАРИНА: Там, где Чапаев выплывал, да.

Э.ХРУЦКИЙ: Там выплывал Чапаев, там Бог знает что творилось. Но там играли замечательные актеры, Орлова играла, Тамара Макарова играла, Крючков играл. И не только я, мальчишка, ходил, это смотрел и верил во все это. И взрослые, которые попадали на дневные сеансы, ну, у кого был пересменочек, потому что все работали в три смены, выходили оттуда, ну, так скажем, окрыленные. Они видели, что мы побеждаем немцев, и верили в то, что это случится. Поэтому, я, в общем, считаю, что у нас очень много фильмов, которые мне категорически не нравятся. Но, вот, например, фильм "Мужская работа" мне нравится. Мне нравятся фильмы, которые приближены к действительности. Хотя бы элементарно, приближены к действительности. Потому что, например, такой фильм "Честь имею" - все хорошо, играют, прыгают, убивают. Но это сказка.

К.ЛАРИНА: Эту сказку мы сегодня, кстати, подарим людям.

М.АНТОНОВ: Разыгрываем. Спасибо вам.

К.ЛАРИНА: Да.

М.АНТОНОВ: Они у нас сегодня, эти видеокассеты, в качестве приза выступают. Ну, хорошо.

К.ЛАРИНА: Леш, пожалуйста.

А.КРАВЧЕНКО: На самом деле могу сказать, что действительность и кино - это, конечно, две разные вещи. Иногда в кино нельзя показать то, как это могло бы быть в жизни. Я часто наблюдаю, когда режиссер и консультант военный просто рвут на себе волосы, спорят. Консультант говорит: "Так не может быть, так не бывает в жизни". А режиссер ему говорит: "А как я это покажу, ту же растяжку? Если я ее спрячу, как вы делаете это в жизни, зритель ее никогда не увидит". То, что касается героя на экране и то, что происходит в нашей стране, то, конечно, одно слово - действительность и кино две разные вещи. Но при этом я знаю огромное количество бойцов спецназа, я знаю, как они переживают за все, и я знаю, какая у них работа, как они отдают себя своей работе. И на самом деле всем бойцам спецназа просто честь и поклон.

К.ЛАРИНА: Они смотрят кино, которые вы делаете? Тот же "Спецназ" смотрели профессионалы?

А.КРАВЧЕНКО: Да, я имел счастье даже второй "Спецназ" вместе с ними смотреть. Сидел красный, как рак. Потому что при этом постоянно говорили: "Так, хорошо. Почему тут боец метится, а у него на предохранителе стоит автомат? А почему здесь наша ракета стреляет и попадает в наш самолет? Так не бывает". Ну, и потом они говорят: "Ну, в общем, все здорово. Но это кино, кино". И они так очень снисходительно относятся.

К.ЛАРИНА: А что это дает, вообще, зрителю - вот такая романтическая история про положительный образ спецназовца?

А.КРАВЧЕНКО: Знаете, я, наверное, отвечу...

К.ЛАРИНА: Вот война - понятно ради чего, боевые киносборники, о чем говорил Эдуард Анатольевич. А сегодня?

А.КРАВЧЕНКО: Поймите меня правильно - я еду, например, на машине, останавливается рядом тоже какая-нибудь машина, мне стучат в окно, очень вежливо говорят: "Спасибо большое. Нам безумно нравится смотреть, как вы вот весь, например, сериал "Спецназ". Я даже один раз слышал, мне постучались в окно, я открываю, мне говорят: "Давайте за наших". И как-то так до мурашек было приятно. И я понимал, что людей это вдохновляет, вдохновляет, если хотите, на дальнейшую жизнь. Хоть на йоту они спокойны. Потому что если не будет таких фильмов, про бойцов, так скажем, наверное, будет еще тяжелее, еще сумрачней, и будет на самом деле не очень хорошо.

М.АНТОНОВ: Эдуард Анатольевич, а у меня к вам вопрос. Ну, с сегодняшними событиями, с сегодняшним нашим временем все понятно - эти фильмы успокаивают. Будем говорить, как это успокоительное, пусть на йоту, мы еще больше какой-то процент доверия в наших душах к спецназу, к сотрудникам милиции. А раньше-то зачем все это было? Раньше и так милиции нашей доверяли, но мы снимали и "Следствие ведут знатоки", и "По данным уголовного розыска". Зачем тогда нужен был образ честного милиционера?

К.ЛАРИНА: Обманули, весь народ обманули. Все думали, что менты такие, как Пал Палыч, а на самом деле все оказалось не так.

Э.ХРУЦКИЙ: Совершенно точно. Ну, надо вам сказать, что милиции, милиции - исходя из своей практики - никогда не доверяли люди, никогда. Начиная, ну, я с 1917-го года, предположим, и по сегодняшний день. И вот это огромное количество фильмов о милиции - это был заказ МВД, личное указание Щелокова Николая Анисимовича, министра внутренних дел, который, значит, всячески будировал это, чтобы делались фильмы. Вот, кстати, странная вещь: когда появились "Знатоки", я спускался, я пешком спускаюсь всегда по лестнице, и вдруг слышу дикий шум. Три пацана дрались из нашего дома. Как вы думаете, за что? Они дрались за милицейский погон. Потому что у кого будет погон, тот и будет играть Пал Палыча Знаменского, понимаете? Это тогда тоже надо было сделать положительный образ милиционера, потому что не все было в Датском королевстве-то хорошо.

К.ЛАРИНА: Но тогда мало знали, согласитесь?

Э.ХРУЦКИЙ: Нет, мы мало знали. Но те, кто сталкивался с этим, а сталкивалась с этим, давайте так говорить, ну, практически половина населения страны попадала в обезьянник, забиралась на улицах, у них не принимали заявления о кражах, об избиении, об изнасиловании, О чем угодно. Была такая форма, значит, по раскрытию преступлений - план. Он был должен сдать минимум 86% по раскрытию, любой опер. Это я знаю по собственному опыту. Вот. И вот делали эти фильмы. И надо сказать, что эти фильмы очень здорово подняли авторитет милиции. В школах милиции начался конкурс. Люди, в общем, как-то полюбили своих любимых защитников. И милиция сама изменилась. Это не столько делалось для населения - как они говорят, "для населения", - не столько для людей, которые жили в стране, сколько для самих милиционеров.

К.ЛАРИНА: Неужели вы думаете, такая прямая есть зависимость?

Э.ХРУЦКИЙ: Абсолютно. Я в этом уверен, я это прослеживал просто сам.

К.ЛАРИНА: Леш, а вы считаете как?

А.КРАВЧЕНКО: На самом деле вспомните, например, лет 10 назад, я часто встречал работников, так скажем, защитников наших, работников милиции, где ботинки стоптаны, брючки коротенькие, палка...

К.ЛАРИНА: А я и сейчас таких встречаю. По разным улицам ходим.

А.КРАВЧЕНКО: Нет, сейчас договорю. Палка обвязана изолентой. И он такой стоит защитник. Как правило, если лицо знакомое, он сразу ко мне подходит и говорит: "Паспорт". Я говорю: "Ну, вот, пожалуйста, мой паспорт. А если у меня нет паспорта?" - ну, это неважно. Сейчас прошло время, посмотрите, они в основном ходят подтянутые. Конечно, есть индивидуумы. Но от этого, я думаю, что лучше, конечно, в рядах милиции не становится, от таких людей...

К.ЛАРИНА: Леш, я вот категорически с вами не согласна. Может быть, потому что действительно по разным улицам ходим. Но на самом деле и органы правоохранительные сами это признают, что сегодня колоссальный кадровый голод на младший состав офицерский. Сегодня туда идет, Бог знает кто.

Э.ХРУЦКИЙ: На рядовой.

К.ЛАРИНА: На рядовой. Простите, я по-женски говорю, я просто не знаю.

М.АНТОНОВ: Ксения сказала "на младший состав", потому что в метро заходишь, там действительно, такое ощущение, что со школьной скамьи...

К.ЛАРИНА: Это же кошмар. Они мало того, что они, понятно - одеты они, там, не одеты, меня это уже не так волнует. Одеты они ужасно. Неряшливо, некрасиво, спина у них не прямая и грудь у них не колесом. Не знаю, что уж у них там с этими жезлами. Палки они с собой разные носят - и черные дубинки, и полосатые, у кого что. Но при этом лица - это нечто. Это нечто. Я как раз сейчас вспоминаю фильм Станислава Сергеевича Говорухина, по-моему, "Так жить нельзя" - там несколько было кадров, когда он сравнивал полицию американскую и милиционеров советских того времени, вот конца 80-ых годов. Мало чем отличается. Они сегодня такие же, да еще хуже стали. А уж не говоря про все эти бесконечные уголовные дела, которые заводятся на милиционеров, ну, о чем вы говорите?

А.КРАВЧЕНКО: Нет, это присутствует, я же не спорю. Но какой-то процент роста в лучшую сторону все же есть. По крайней мере, с моего взгляда, я не отрицаю, что есть, конечно, как я уже сказал, такие индивидуумы, на которых смотреть страшно, и не хочется смотреть. Идешь где-нибудь и думаешь: "Вот если в Америке он может роды принять у женщин, то этот еще просто будет требовать паспорт в момент того, когда все начнется у женщины". Это грустно.

М.АНТОНОВ: У меня другой вопрос. Вот мы в "Раскадровке" сегодня говорили о таких Рембо. А вот Рембо были у советской милиции. И вот Алексей встречал ли таких Рембо? Ну, конечно, Рембо - это дурнинушка, мы так откровенно скажем.

К.ЛАРИНА: У нас в основном ставка делалась на высший офицерский состав - хорошие полковники, подполковники, генералы, да?

М.АНТОНОВ: Это такой Илья Муромец - один раз махнул, и взвод, полк и батальон, все лежат. Но все-таки герои были или не было?

Э.ХРУЦКИЙ: Вы имеете в виду настоящие герои?

К.ЛАРИНА: Настоящие, в том числе.

Э.ХРУЦКИЙ: Настоящих или киногероев?

М.АНТОНОВ: Нет, я имею в виду настоящих героев.

Э.ХРУЦКИЙ: Были. Ну, вот, например, Саша Добрядухин, который получил Героя Советского Союза, который первый обезвредил этих самых, захватчиков самолета, которые захватили во Внуково самолет. Был такой капитан Добрядухин, который пошел с тремя ребятами, когда не было никаких групп захвата, не было никаких специально подготовленных групп, потому что для нас захват самолета - это была, так сказать, вообще, вещь неожиданная. По-моему, это был второй. В 1953-ем году Даниленко и Скляр пытались угнать самолет, но их взяли чекисты.

М.АНТОНОВ: А эти семь Симеонов, которые... А, ну, они...

Э.ХРУЦКИЙ: Ну, семь Симеонов, там постреляли их. О чем вы говорите? Какой это захват? Это вошел и пали.

К.ЛАРИНА: Вон, кстати, у нас тут Симеон тоже есть заодно.

Э.ХРУЦКИЙ: Да. Нет, это не захват. А он захватил, он взял их. Получил за это Героя Советского Союза. Никто не пострадал.

К.ЛАРИНА: Александра Ивановича Гурова, между прочим, можно назвать тоже героем своего времени.

Э.ХРУЦКИЙ: Но он застрелил льва. Я очень люблю Сашу, мы с ним большие друзья.

К.ЛАРИНА: Ну, почему нет? А что касается его каких-то расследований мафиозных, мне кажется, он достаточно много сделал.

Э.ХРУЦКИЙ: Ну, он уже как ученый это расследовал, скажем так.

К.ЛАРИНА: Ну, не знаю, я его воспринимаю как героя. Как героя. Это вообще был отдельный... он стоял отдельно, был отдельный человек.

Э.ХРУЦКИЙ: Безусловно. Он, безусловно, был первый человек, который организовал у нас в стране подразделение, которое боролось с организованной преступностью.

М.АНТОНОВ: Леш, а вы встречали?

А.КРАВЧЕНКО: На данный момент тех людей, кого я знаю, это, конечно, офицеры. Это не младший какой-то состав, а офицеры... подтянуты... На самом деле, я считаю, что все это зависит от менталитета. Если человек приехал из глубинки, он дорвался до сержантских погон, он милиционер, это такая маленькая власть начинается. Он просто у себя царь и Бог. И от этого ужас наступает. Вот если у человека есть какое-то внтуреннее... жилка - развиваться, обучаться, образование получать. Вот посмотрите, работники ДПС сейчас появляются новые молодые ребята - подтянутые, рослые, спортивные, говорят очень вежливо.

М.АНТОНОВ: И это пугает.

А.КРАВЧЕНКО: И подходят. Нет-нет-нет, нормально. Ну, понятно, что нельзя нарушать. Мы говорим о законе, да? Но если подходит какой-нибудь гоблин, не побоюсь этого слова, залазит ко мне наполовину в машину и говорит: "Так, ну и чё у тебя тут? А чё, кондиционер хорошо работает, здорово". У меня тут недавно было, здесь на Калининском проспекте, он ко мне залез в машину и говорит: "Ах, как хорошо тут. Кондиционер!" Почему меня остановил, непонятно.

М.АНТОНОВ: Погреться.

Э.ХРУЦКИЙ: Охладиться немножко.

А.КРАВЧЕНКО: Я говорю: "Слезьте с моей двери. Почему вы на нее легли просто?" "Ой, ну, да. Ну, поезжайте" Чего остановил - я не понимаю. Но при этом, опять же скажу, глаз радуется, когда я вижу, пускай это будет строгий работник милиции или ДПС, но я буду видеть, что у него есть интеллект в глазах. Что это не какое-то, извините, быдло стоит передо мной в погонах, к сожалению. И я тогда понимаю, что хоть на йоту, но я уже могу к нему обратиться и сказать, что там, помогите, или помогите еще в чем-то, защитите. Это радует.

К.ЛАРИНА: То есть вы считаете все-таки, что - если говорить опять же, возвращаясь к кино, - что время разоблачения, оно как бы уже прошло. Вот то самое чернушное перестроечное кино, когда нам все старались рассказать про ужасных, гадких работников правоохранительных органов. Сегодня стоит говорить о каких-то позитивных образах?

А.КРАВЧЕНКО: Вспомните, все вот эти фильмы перестроечного периода. Вот навскидку я не могу вспомнить, в каком фильме есть хорошая погода. Везде, вот как сейчас на улице. Просто ужас.

К.ЛАРИНА: В деревне Гадюкино дожди, да?

А.КРАВЧЕНКО: Вот ужас, это перестроечные фильмы перестроечного периода.

К.ЛАРИНА: Да.

А.КРАВЧЕНКО: Просто. И все тогда показывалось, что все так вот...

Э.ХРУЦКИЙ: А подворотни?

К.ЛАРИНА: И подворотни.

Э.ХРУЦКИЙ: Извините меня, а секс в подворотнях?

К.ЛАРИНА: Секс в подворотнях.

Э.ХРУЦКИЙ: Обязательно.

А.КРАВЧЕНКО: Изнасилование обязательно.

Э.ХРУЦКИЙ: Да-да-да. Крысы там бегают. Я помню очень хорошо этот фильм, крупно совершенно наезжает трансфокатором камера, и они, там, простите меня, и бегут крысы. Очень впечатляет.

К.ЛАРИНА: Как-то сильно на вас это подействовало.

Э.ХРУЦКИЙ: Нет, на меня это не подействовало особенно. Но впечатлило.

К.ЛАРИНА: Ну, вот давайте мы прервемся сейчас на выпуск новостей. Потом продолжим нашу программу. И нам позволяет время, несколько телефонных звонков принять. И я думаю, что и вам, уважаемые гости, это будет интересно. Насколько вообще востребован сегодня образ положительного кого там? Спецназовца, бойца, милиционера... человека в погонах?

Э.ХРУЦКИЙ: Защитника.

К.ЛАРИНА: Защитника, человека в погонах, да? Давайте. А сейчас новости.

НОВОСТИ

ЗАСТАВКА

К.ЛАРИНА: Ну, повторим тогда, раз нас просят.

М.АНТОНОВ: Да, повторим. Эдуард Хруцкий и Алексей Кравченко - сегодня гости программы "Отдел кадров". Мы сегодня говорим - ну, современный Рембо - это не очень хорошо.

К.ЛАРИНА: Наш российский Рембо.

М.АНТОНОВ: И советский Рембо.

К.ЛАРИНА: Рембо - это же положительный пероснаж?

Э.ХРУЦКИЙ: Ну, советский - это тоже российский.

К.ЛАРИНА: Да, советский - тоже российский. Действительно. Тут я соглашусь. Итак, внимание, телефон 203-19-22. Ваше все-таки мнение, уважаемые слушатели, насколько вам сегодня интересно это кино, про нынешних защитников и ваших, и наших семей и границ. Ну, мы так назвали "Человек в камуфляже" - скорее всего, это все-таки представители спецназа, те, кто работают и в горячих точках, те, кто работают и на тех страшных событиях, свидетелями которых мы с вами являемся. Ну, здесь уже у нас прошло и про милицию, я смотрю, на пейджер, и про военных и про все. Итак, кино и жизнь, пожалуйста, ваше мнение о фильмах, которые вы успели посмотреть - фильмах нового российского времени, новой российской истории. 203-19-22 - телефон прямого эфира. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Святослав.

К.ЛАРИНА: Святослав, пожалуйста.

СВЯТОСЛАВ: Вот знаете, какие бы вы песни ни пели о нашей доблестной милиции, уж если есть в Москве пословица, придумает народ не в бровь, а в глаз. Вот услышал ее и настолько точно: "Работать не хочу, воровать не умею, пойду в милицию".

К.ЛАРИНА: Вы считаете, что это вот та самая реальность?

СВЯТОСЛАВ: Это не я считаю. Это каждый день, выходя из подъезда, идя по улице, я это все вижу.

М.АНТОНОВ: Понятно.

К.ЛАРИНА: Понятно, спасибо. Тут разнообразия ждать нечего. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это "Эхо"?

К.ЛАРИНА: Как вас зовут? Это "Эхо".

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Это Людмила Львовна меня зовут. Вы знаете, я уже очень давно к вам звонила на "Эхо" и говорила о Степанове, которого вы-то недавно открыли для себя. А я открыла именно в фильме "Гражданин начальник" о милиционере, о положительном образе милиционера.

Э.ХРУЦКИЙ: Прокурора.

ЛЮДМИЛА ЛЬВОВНА: Я все время ждала, и думала: "Господи, хоть бы какого-нибудь приличного показали нам". И показали такое очаровательное существо в таком изумительном исполнении. Я считаю, что это обязательно нужно, это необходимо, иначе мы видим все время какие-то мордовороты. Просто кошмар.

К.ЛАРИНА: Людмила Львовна, а для кого это нужнее - для вас, для зрителя или все-таки для тех самых милиционеров и прокуроров?

ЛЮДМИЛА ЛЬВОВНА: Мне, например, это необходимо. Я просто... ну, такая индивидуальность. Мне это необходимо, иначе я не могу жить на свете, понимаете?

К.ЛАРИНА: А это может изменить жизнь, как вы думаете?

ЛЮДМИЛА ЛЬВОВНА: Я не знаю, я не знаю. Мне кажется, что многим будет легче жить хотя бы. Или тот же Безруков, ну, конечно, это не то, не совсем то. Это ГУБОП, это вообще немножко другое. Но все равно.

К.ЛАРИНА: Это такой Анискин современный? Я не знаю, я не видела.

ЛЮДМИЛА ЛЬВОВНА: Да, да, да.

М.АНТОНОВ: Это мы говорим про сериал "Участок", не про "Бригаду".

ЛЮДМИЛА ЛЬВОВНА: Про "Участок".

Э.ХРУЦКИЙ: Хороший фильм.

К.ЛАРИНА: Вам понравилось?

Э.ХРУЦКИЙ: Мне очень понравилось.

ЛЮДМИЛА ЛЬВОВНА: Нет, нет, нет, не про "Бригаду". Я "Бригаду", к сожалению, не смотрела.

К.ЛАРИНА: Эдуард Анатольевич, вы же такой реалист - почему вам понравился "Участок"?

Э.ХРУЦКИЙ: Вот понравился мне "Участок".

К.ЛАРИНА: Вот "Честь имею" вам не понравилось - это сказка, а "Участок" - это быль?

Э.ХРУЦКИЙ: Ну, это не то, что сказка, понимаете, "Участок". "Участок" это о хорошем человеке. Просто это фильм о хорошем человеке. Не о милиционере, не о истопнике, не о председателе колхоза - о хорошем человеке.

К.ЛАРИНА: Нет, все-таки здесь имеет значение, что он носит форму милицейскую.

Э.ХРУЦКИЙ: Имеет, безусловно, но он хороший человек.

М.АНТОНОВ: Ну, вот понимаешь, Ксения, здесь проблема-то в том, что раньше снимали о настоящем человеке повести, а сейчас уже снимаем просто о хороших людях. Потому что то, что смотрим на экранах, в большинстве случаев это, ну, я не знаю, как это назвать - это выдумка, это что-то за гранью добра и зла, этого в жизни быть не может. А "Участок" действительно посмотрел и, может быть, где-то...

К.ЛАРИНА: Да ладно, перестаньте, опомнитесь, товарищи.

М.АНТОНОВ: А что?

К.ЛАРИНА: Вы что? Михаил, ты же молодой человек.

М.АНТОНОВ: Ну, а что? Я очень много смотрю кино, между прочим. Я очень много смотрю кино. Я хотел бы напомнить. Здесь говорили о Степанове. Кто такой - это Юрий Степанов, актер театра-студии Петра Фоменко, который блеснул в "Штрафбате". И вот мы вспомнили и "Гражданин начальник" тоже.

К.ЛАРИНА: Давайте еще пару звонков про спецназовцев на экране. Алле, здравствуйте. Ой, вас тут нет. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня Елена зовут. Мне очень трудно поверить, потому что я жила в районе Трех вокзалов, и кто там общался, тот знает. Вот сейчас, конечно, другие времена. Чтобы ночь там провести и узнать, что такое милиционер. Когда у нас соседа выпустили - он там за драку сидел, то ему сказали: "Иди в милицию. Иди к нам". А он говорит: "Я не хочу, я хочу нормально". А ему сказали: "Тогда мы тебя опять посодим".

К.ЛАРИНА: Понятно, Елена. Спасибо вам за интересный рассказ. Еще звонок, пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день, это "Эхо Москвы"?

К.ЛАРИНА: Да. "Эхо Москвы", добрый день.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я бы хотела поучаствовать в этом разговоре.

К.ЛАРИНА: Вот, вы уже в прямом эфире сразу. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Наташа. Я хотела сказать, что герои нам нужны, обязательно нужны. Недаром все наши сказки про Илью Муромца, или вот это современный наш Рембо - это "Волкодав", которого сейчас снимают, но пока еще не все видели.

М.АНТОНОВ: Это фильм Николая Лебедева, да.

НАТАША: Да, да, да. И книга, которой мы зачитывались 5 лет назад. И целый мир "Волкодава" сейчас уже есть.

М.АНТОНОВ: А как же сотрудники правоохранительных органов, спецслужб?

НАТАША: Вы знаете, наверное, сотрудники должны расти вместе со всем нашим обществом, поскольку общество у нас еще пока в младенчестве, зарождается, то и сотрудники у нас такие же. У нас ничем не лучше продавцы.

К.ЛАРИНА: Да.

Э.ХРУЦКИЙ: Депутаты.

К.ЛАРИНА: Депутаты.

НАТАША: Поэтому я считаю, что каждый из нас должен становиться лучше. И сотрудники тоже становятся лучше. А для этого нужны герои, которым нужно подражать. Вот и все.

К.ЛАРИНА: Ну, Наташа, я все-таки не могу понять, как соотносить правду и вымысел. Ну, вот скажите. Вот вы говорите. Вот все рассказывают свои частные случаи из жизни - столкновения с человеком в погонах. В основном негативный образ у нас в реальности. А в кино вы все хотите героев. Это каким-то образом изменит жизнь? Я не очень понимаю.

НАТАША: Ну, я столкнулась, к сожалению, мне пришлось столкнуться с человеком в погонах. Я была в той ситуации, когда мне очень нужна была помощь. На меня напали, меня ударили по голове, я потеряла сознание, и меня обокрали. И мне пришлось вызвать милицию. И, конечно, ко мне пришли не герои вовсе даже, а пришли очень уставшие люди, которые, тем не менее, меня выслушали, завели дело и честно мне сказали, что, конечно, его не найдут. Но что я от них могу требовать? Но, безусловно, я бы хотела, чтобы ко мне пришел Рембо и наказал, и посадил. Но, наверное, надо соотносить как бы вымысел и реальность. И свои желания и пожелания и, соответственно, то, что мы, так сказать, имеем.

К.ЛАРИНА: Спасибо, Наташа.

М.АНТОНОВ: Понятно. Имею желание купить машину, но не имею такую возможность. Хотели бы мы, чтобы к нам приходили Рембо...

Э.ХРУЦКИЙ: ...и дарили машину.

М.АНТОНОВ: Да, и дарили машины. И только по одному описанию "их было двое в черном", тут же нашли преступников и их обезвредили. Ну, в итоге подводим черту под разговором, по телефонным звонкам и...

К.ЛАРИНА: Образ негативный.

М.АНТОНОВ: И получается такое, что мы заслуживаем тех героев, которые...

К.ЛАРИНА: Нет, герои у нас как раз самые настоящие в кино, понимаешь, а в жизни как раз нам как-то не очень везет.

М.АНТОНОВ: Вот я как раз про жизнь говорю, что вот здесь же было сказано: "Какой народ, такие и герои".

К.ЛАРИНА: Потом еще все-таки удивительное свойство человеческого восприятия. Когда мы смотрим подобные фильмы про другую страну - про Америку там или про французский детектив, как-то мы это не соотносим с реальностью, а когда мы смотрим наше кино, мы все время говорим: "Ну, это кино, такого не бывает".

А.КРАВЧЕНКО: Да, это получается, что это где-то там далеко...

Э.ХРУЦКИЙ: Да к тому же мы во Франции не живем сегодня. Вы знаете, я что хочу сказать, я говорил уже, что мы бегали смотреть боевые киносборники. Была война, и нужны были герои. А сейчас, между прочим, тоже война. Мы воюем в Чечне, мы воюем с криминалом, у нас криминальная война. Еще добавилась война с терроризмом. Мы находимся, страна находится постоянно в боевой обстановке.

А.КРАВЧЕНКО: Постоянно.

Э.ХРУЦКИЙ: Вы обратите внимание, когда было, чтоб в день троих убивали? Три заказных убийства. Там, предприниматель, я не знаю, директор рынка, уголовный авторитет, у подъезда, у машины, где угодно. Просто и уже народ привык к этому. Мы, слушая радио, смотря телевидение, читая газеты с криминальными сводками, уже к этому привыкли.

К.ЛАРИНА: Понятно, о чем вы говорите. Но вы не сказали одну очень важную вещь. Вы сказали про криминал и про войну. Но то, что у нас и война, и терроризм, и криминал прочно связаны с властью, вы этого не сказали.

Э.ХРУЦКИЙ: Нет, подождите, вы же меня перебили. Поэтому я и не сказал.

К.ЛАРИНА: Ну, пожалуйста.

Э.ХРУЦКИЙ: Все связано с властью, все абсолютно связано с властью. У нас нет законов. Все говорят, вот даже эти законы могут работать. У нас до сих пор боятся принять закон о борьбе с коррупцией. На моей памяти, с 1990-го года, еще были народные депутаты, которых затаривали за это, никто не принимал, до сих пор - закон о борьбе с коррупцией.

К.ЛАРИНА: А почему, вы как думаете, Эдуард Анатольевич?

Э.ХРУЦКИЙ: А я так думаю - заряжают там хорошие бабки.

М.АНТОНОВ: Граждане, товарищи.

К.ЛАРИНА: Точно так же, почему завернули и указ пивной из Совета Федерации. Именно поэтому же. Причины те же.

Э.ХРУЦКИЙ: Возможно, но вы знаете, меня, конечно, раздражает, когда они в метро пьют. Ну, как-то, ну, пьют, пьют.

М.АНТОНОВ: Уважаемые гости, если мы сейчас не начнем играть в нашу игру, то нам самим придется смотреть кассеты с фильмом "Честь имею".

К.ЛАРИНА: А, да.

М.АНТОНОВ: Предоставленные компанией "Союз-видео", за что им огромное спасибо. Итак, сегодня в нашей киношной загадке абсолютно героическое кино. Более того, этот фильм стал, он, во-первых, косвенно, если провести логическую линию от режиссера этого фильма к Алексею Кравченко, то линия будет прямой. Это первый режиссерский опыт в кино Андрея Малюкова, который снял "Спецназ". Первым фильмом полнометражным был именно этот фильм, который мы сегодня загадываем. Картина была удостоена серебряной медали имени Довженко и государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых в 1980-ом году. И вам осталось лишь послушать песню из этой ленты и сказать название этого фильма.

ПЕСНЯ

К.ЛАРИНА: Хочу уже как-то остановить этот пропагандистский пафос, да?

М.АНТОНОВ: Хорошая песня.

К.ЛАРИНА: 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Я надеюсь, что вы узнали это бессмертное кино. Вам и за это тоже кино хорошее будет.

М.АНТОНОВ: Не факт, что бессмертное, но оно большое - оно на двух видеокассетах. Так что красивое очень издание. Нет, хорошая сказка.

К.ЛАРИНА: Сказка. Я был хотела у Леши все-таки узнать поподробнее, если, там, наверное, тоже уже секретные есть какие-то дела в подготовке к съемкам таких фильмов. А вот как актер готовится к этому, ну, помимо физической, понятно, подготовки, что еще нужно?

А.КРАВЧЕНКО: Ну, как правило, все происходит в очень большом темпе и специальная подготовка не делается.

К.ЛАРИНА: То есть вы там нормы не сдаете?

А.КРАВЧЕНКО: Нет. У меня единственный был случай перед съемками фильма "Звезда" Николая Лебедева, где нас месяц, мы просто служили, нас каждый день готовили, если так можно сказать. Это мягко будет сказано, нас гоняли просто, как начинающих бойцов. То, что касается, например, "Спецназа", нет, мы приезжали на площадку, нас одевали, мы выбирали себе костюмы, там, художники-костюмеры, и входили в кадр. И уже дальше там начиналась такая обыденная актерская работа. А вот когда бегали по скалам, там, падали, получали травмы какие-то.

К.ЛАРИНА: Сами все делаете?

А.КРАВЧЕНКО: Ну, как правило, сами все делаем. Если вдруг каскадеры наши любимые не говорят мне: "Леш, дай нам наш хлеб заработать. Не все же тебе делать. Давай, мы вон туда далеко-далеко залезем, тебя там даже видно не будет, поэтому тебе туда не надо лезть. Давай полезет вот каскадер". Ну, и тогда думаешь, смотришь, там действительно метров 200, пускай туда каскадер идет. А так в основном, конечно, все сам делаешь. Но при этом приходишь после съемок, просто падаешь.

К.ЛАРИНА: Ну, вы не устали от этого образа, Леша?

А.КРАВЧЕНКО: Ну, это уже чуть-чуть другой вопрос. Конечно, я радуюсь, когда мне предлагают, например, на НТВ был фильм "Убей меня, ну, пожалуйста" - комедия. Я играл абсолютно комедийную роль. Сейчас выйдет "Летучая мышь".

К.ЛАРИНА: Та самая?

А.КРАВЧЕНКО: Да, та самая. Я, Харатьян Дмитрий. Конечно, это совсем другое.

М.АНТОНОВ: Представляешь, Харатьян, врывается в зал в камуфляже и с автоматами.

А.КРАВЧЕНКО: Нет, Кравченко запел...

Э.ХРУЦКИЙ: И пролетают летучие мыши.

А.КРАВЧЕНКО: ...Кравченко танцует. И при этом мне есть, с чем сравнивать. Вот мы сейчас снимали картину "Мужской сезон. Бархатная революция". Опять силовые структуры...

К.ЛАРИНА: Это про что? Бархатная революция - это где?

А.КРАВЧЕНКО: Сейчас расскажу. Режиссер Олег Степченко. Мой напарник, с кем мы снимались в кино, Алексей Петрухин.

К.ЛАРИНА: Вы хотели его сегодня привести.

М.АНТОНОВ: Та команда, которая снимала фильм "Сматывай удочки". При этом фильм рассказывает... два героя, которые борются с незаконным оборотом наркотиков.

К.ЛАРИНА: Получается у них?

А.КРАВЧЕНКО: Я не буду всего рассказывать.

К.ЛАРИНА: Ну, конечно, получается.

А.КРАВЧЕНКО: Нет, вот пускай я вот так подвешу такую штучку, и все, так скажем, не поймут. Но при этом это не менее важная тема в нашей стране - наркотики, как и во всем мире. И вот два героя борются. Детективная линия есть огромная, где зритель не будет понимать до последнего, кто же все-таки плохой.

М.АНТОНОВ: Ух ты.

А.КРАВЧЕНКО: Раньше пытались сравнить эту картину со "Смертельным оружием". А, нет, это все не оттуда, потому что два героя - не друзья. Потому что уже все, в одном кадре они уже подружились, в другом кадре происходит такое, от чего волосы дыбом встают, и никто не понимает, что у вас за отношения, в вашей, так скажем, команде? Поэтому фильм выйдет в 2005-ом году, на большом экране. И как раз все увидят Алексея Петрухина.

К.ЛАРИНА: Ну, вы знаете что, вот мы в начале...

М.АНТОНОВ: Подожди, а Эдуард Анатольевич должен о своих книгах рассказать.

К.ЛАРИНА: Ну, успею я. В начале, когда мы вспоминали и про героев советского времени - и про Пал Палыча Знаменского и других персонажей, которых ты вспоминал...

М.АНТОНОВ: Майор Зорин, да.

К.ЛАРИНА: ...и Николай Еременко что сыграл в "Пиратах ХХ века"...

Э.ХРУЦКИЙ: Полковник Зорин.

М.АНТОНОВ: Полковник, да.

К.ЛАРИНА: ...и сегодняшнее. Знаете, что меня смущает и в тех, и в этих. Вот я поняла сейчас. Некая одномерность. Я не знаю, согласятся ли со мной гости - Эдуард Анатольевич Хруцкий, и Алексей Кравченко, как исполнитель этих ролей. Вот что меня смущает, почему... что-то, как говорит Жванецкий, что-то мне мешает поверить в эту латынь. Это вот ощущение абсолютно такого существа ненастоящего не потому, что такого не бывает в жизни, а потому что он сам весь из себя сделан из таких кирпичиков, которые ему искусственно построили. Там и актеру некуда бросаться. Там ни тени сомнения не может быть ни в чем. Я не знаю, что вы скажете?

Э.ХРУЦКИЙ: Я вам вы знаете, что скажу, значится, при замечательной советской власти все милицейские фильмы проходили чудовищную цензуру, особенно цензуру МВД СССР. Тогда заместителем министра был Юрий Михайлович Чурбанов. Ну, как зять Брежнева, он издал указ собственный, в котором было перечислено все, что не должен делать милиционер. Он не должен: а) изменять жене, пить водку, сухое вино...

М.АНТОНОВ: ...курить в кадре.

Э.ХРУЦКИЙ: Да.

А.КРАВЧЕНКО: Ну, курить в кадре до сих пор нельзя.

Э.ХРУЦКИЙ: Еще как можно меньше курить в кадре, ругаться ...ну, масса там. И вот по этому стандарту заставляли и писать. Вот, значит, ты написал, МВД берет и все это вычеркивает. Вот я ходил, например, к заместителю министра внутренних дел Борису Михайловичу Шумилину - замечательному человеку, который разрешил мне в повести "Осень в Сокольниках" сделать побег - раз, и второе - чтобы пришел опер уставший в ресторан, и чтобы он выпил сухого... там он у меня водку пьет - чтобы он выпил сухого вина. Это он мне лично разрешил. Понимаете, ну, какой же может получиться герой? Только с крылышками. Только с крыльями.

К.ЛАРИНА: Сегодня, на ваш взгляд, существуют какие-то ограничения официальные или неофициальные?

Э.ХРУЦКИЙ: Вы знаете, инерция. Вот самое главное ограничение - это инерция. Молодые авторы просто не знают того, о чем они пишут, практически. Авторы моего поколения - у них еще огромная инерция. Вот мы делали фильм "На углу у Патриарших", извините меня, 38 серий. Это можно было с ума сойти от этого. Делали его прямо непосредственно в отделении милиции - в 108 отделении милиции. Потому что я хотел показать не МУР, о котором все писали, не министерство, а я хотел показать землю. Потому что когда-то я сам работал на земле. И поэтому, так сказать, вот эту часть милицейской службы я знаю достаточно хорошо. И вот там у нас более-менее, более-менее получались живые люди. Ну, вот... Ну, мы их, конечно... вот Игорь Ливанов был в главной роли, так сказать. Ну, я эту роль мы писали специально, вот как бы вам сказать, чтобы он был совсем необычный милиционер, абсолютно не такой, как все. А вот Саша Берда играл обычного опера, со всеми делами, дать в морду, это самое, выпить стакан на халяву, как и положено быть оперу.

М.АНТОНОВ: Как в жизни.

А.КРАВЧЕНКО: ...и сейчас.

Э.ХРУЦКИЙ: Вы знаете, мы сейчас очень много говорим об этих самых... о оборотнях в погонах. Я вам скажу такую вещь, крамольную, возможно, я знал этих людей. Они пришли в МУР, это были замечательные сыщики.

К.ЛАРИНА: То есть среда заела, что называется?

Э.ХРУЦКИЙ: Нет, не среда. Среда в МУРе замечательная среда, кстати.

К.ЛАРИНА: А что случилось с ними?

Э.ХРУЦКИЙ: Кто лучше всех знает жизнь? Опер. Потому что он постоянно сталкивается со всей грязью. Вот об этом, кстати, написать невозможно, потому что есть другая нынче цензура. Опер об этом знает. Они все это видели. Но они были слабы. Человек слаб. Так что здесь, мы же живем в очень нездоровом обществе. О чем здесь... Не надо. И никакие герои замечательные, которых Леша играет, не спасут это общество.

К.ЛАРИНА: А что спасет?

Э.ХРУЦКИЙ: А я не политолог, я не знаю. У меня образование военное. Я догадываюсь, что может спасти.

К.ЛАРИНА: Вы - инженер человеческих душ.

Э.ХРУЦКИЙ: Ну, я - сантехник человеческих душ.

М.АНТОНОВ: Я думаю, что этого политологи тоже не знают. Леш, что вы скажете?

А.КРАВЧЕНКО: Ну, на самом деле так хочется своими словами, боюсь только, тогда цензура никакая не пропустит мои слова.

К.ЛАРИНА: Почему, у нас нет цензуры.

А.КРАВЧЕНКО: Ну, сложно сказать. Знаете, когда, коль мы заговорили о силовиках сначала, конечно, когда меня останавливает работник ДПС и откровенно говорит "Дай денег", отчего у меня просто округляются глаза, и я говорю: "Не понял", он говорит: "Дай денег. Мне деньги нужны". Я говорю ему: "Офицер. Вы понимаете, о чем говорите?" - "Ну, а чего. Ты же из шоу-бизнеса". Я говорю: "Я не из шоу-бизнеса. Я актер". "А какая мне разница?" Конечно, после этого просто сливай масло, тушите свет и дальше без комментариев. О чем я в начале говорил, что, конечно, хочется верить в то, что когда глаз выцепляет аккуратных, правильных работников, то всегда радуешься. И веришь, начинаешь заставлять себя верить в то, что все развивается, все идет к лучшему. Но, конечно, многие со мной будут спорить. А я и не отстаиваю позицию, что все идет так прям быстро к лучшему. Конечно, есть огромное количество черных пятен.

Э.ХРУЦКИЙ: Леш, вы знаете, я хочу вас огорчить. Это не сегодняшнее, я постарше вас. И езжу уже давно, скажем так. Всегда ГАИ, ОРУД тогда был, сначала был ОРУД на моей памяти, потом ГАИ - всегда враг.

К.ЛАРИНА: Даже когда машин не было, да?

Э.ХРУЦКИЙ: Даже когда машин не было. За переход улицы в неположенном месте...

К.ЛАРИНА: То есть что это такое - менталитет такой? Или что?

Э.ХРУЦКИЙ: А вы знаете, в чем дело? Полиция берет везде. И в Америке тоже.

К.ЛАРИНА: Не берут.

Э.ХРУЦКИЙ: Не надо. Я был в Америке, и был в полиции американской.

К.ЛАРИНА: Могут засудить. Опасное это дело.

А.КРАВЧЕНКО: Ну, не знаю, не знаю.

Э.ХРУЦКИЙ: Но берут. Русская полиция на этом жила.

М.АНТОНОВ: Нам удастся когда-нибудь программу оптимистически закончить?

Э.ХРУЦКИЙ: А мы сейчас закончим оптимистически программу, о чем вы говорите? Мы с Лешей пойдем и возьмем.

М.АНТОНОВ: Я хочу вам сказать спасибо огромное, Эдуард Анатольевич, и вам, Леш, спасибо большое. Дай Бог, что наступят те времена, когда...

К.ЛАРИНА: Не наступят.

М.АНТОНОВ: ...приближение милиционера к собственной тушке, вот к себе, мы будем воспринимать не с каким-то страхом - "Господи, чего это он?"...

К.ЛАРИНА: ...а с надеждой.

М.АНТОНОВ: ...и не с надеждой, а просто, может, он подошел, чтобы попросить закурить или спросить время. Потому что сейчас, когда подходит сотрудник милиции, начинаешь судорожно рыскать по карманам и пытаться вспомнить, где у тебя паспорт и есть ли у тебя 100 рублей.

К.ЛАРИНА: Ответ-то скажи.

М.АНТОНОВ: Спасибо вам огромное за то, что вы делаете. Спасибо вам большое.

К.ЛАРИНА: Ответ скажи, Миш.

М.АНТОНОВ: Ответ я скажу. "В зоне особого внимания" - так назывался этот фильм Андрея Малюкова. Это была загадка, ответ на которую вы только что услышали.

К.ЛАРИНА: (перечисление победителей). Еще раз скажем, что сегодня в нашей передаче принимали участие Эдуард Хруцкий и Алексей Кравченко. Спасибо и до встречи.

А.КРАВЧЕНКО: До свидания.

Э.ХРУЦКИЙ: Спасибо.

05.12.2004
http://www.echo.msk.ru/programs/department/33328/

Док. 452921
Перв. публик.: 05.12.04
Последн. ред.: 19.06.08
Число обращений: 256

  • Кравченко Алексей Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``