В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: Геополитическая роль Средиземноморско-Каспийского региона Назад
Вагиф Гусейнов: Геополитическая роль Средиземноморско-Каспийского региона
Конец ХХ века принес заметное потепление международного климата, исчезновение или ослабление ряда глобальных угроз (ядерная война, вооруженное противостояние двух систем, истощавшее ресурсы земной цивилизации и др.). Однако начало нового тысячелетия показало, что надеждам о наступлении "золотого века" пока не суждено сбыться. XXI век поставил человечество перед новыми вызовами и потребовал решения труднейших задач. Эти вызовы уже выходят за рамки тривиальной борьбы с международным терроризмом, трансграничной преступностью и т.п. Все чаще речь уже идет о таких угрозах, как "война цивилизаций", "столкновение конфессий", об угрозах, связанных с истощением природных ресурсов, прежде всего энергетических, и с обостряющейся год от года борьбой за быстро тающие энергетические ресурсы планеты и природные ископаемые. Иной масштаб буквально в последние годы приобретают экологические и техногенные угрозы планетарного или регионального масштаба. Можно, наверное, говорить и о таких относительно новых явлениях, как "информационный империализм", и о тех еще мало изученных угрозах, которые несет в себе пока еще не реализованное, но возможное единоличное глобальное лидерство одной сверхдержавы, и т.п.
Разумеется, не все так плохо в наступившем веке, и мы можем наблюдать немало позитивного в том, что несет в себе глобальное политическое потепление, сменившее полувековой период бескомпромиссной "холодной войны". Это расширение мирохозяйственных, экономических, культурных связей, более широкий доступ к знаниям, бурное развитие массовых коммуникаций, систем транспорта и связи, более свободное перемещение трудовых ресурсов и капиталов, позволяющее нивелировать многие негативные процессы, снижающие уровень жизни людей в отдельных странах и целых регионах. Это развитие и укрепление демократий, и, следовательно, вовлечение все большего круга граждан в принятие государственных решений. Это, наконец, усиливающееся чувство общности человечества и его ответственности за судьбы цивилизации и пусть пока еще не очень заметное, но все же уже обозначившееся понимание необходимости более справедливого распределения материальных ресурсов и социальных благ, преодоления опасного разрыва между богатыми и бедными странами планеты и т.д.
Рассматриваемый регион в этом отношении, пожалуй, наиболее показательный. В нем как в зеркале отражаются как негативные, так и позитивные сдвиги, присущие нынешнему этапу мирового развития. И в этом ценность и практическая полезность исследований проблем региона.
Региональная безопасность: факторы геополитики и геоэкономики
Геополитическая роль Средиземноморско-Каспийского региона действительно уникальна - как по его потенциалу, так и по географическому расположению. Он расположен между двумя наиболее подверженными перестройке, хотя и в разной степени и направленности, регионами мира.
С севера - это территория Центральной Европы и бывшего Советского Союза, на которой в последние 15 лет произошли и продолжают происходить перемены, связанные с коренной перестройкой всех политических, экономических, военных, идеологических систем и социальных укладов. Да и сам Средиземноморско-Каспийский регион является неотъемлемой южной частью этого огромного модернизируемого субрегиона Большой Европы.
С юга к нему примыкает так называемый регион Большого Ближнего Востока, модернизация и реформирование которого, в силу целого ряда причин, является на сегодня одной из главных и труднейших задач всего мирового сообщества. Это кипящий котел, который оказывает все большее давление по многим направлениям, и прежде всего на европейские страны. Убедительным подтверждением сказанного стал вспыхнувший в июле 2006 года конфликт на Ближнем Востоке, в ходе которого израильская армия предприняла масштабную, но малорезультативную операцию против шиитской группировки "Хезболла". Конфликтом были косвенно затронуты другие районы Восточного Средиземноморья, куда хлынули потоки беженцев из Ливана.
Поэтому первое, что хотелось бы отметить, говоря о геополитической роли Средиземноморско-Каспийского региона, - это его роль своеобразного "бандажа", пояса из стран, относящих себя к западной цивилизации и в целом лояльно настроенных к политике, проводимой лидерами западного мира, в том числе Соединенными Штатами. И в то же время, в силу значительной части мусульманского населения, страны этого пояса находятся в более тесных отношениях с мусульманскими странами Большого Ближнего Востока. Такое промежуточное положение Средиземноморско-Каспийского региона предоставляет ему уникальные возможности как в реализации планов модернизации Большого Ближнего Востока (ББВ), так и в налаживании конструктивного диалога Большой Европы со странами мусульманского мира.
Надо также учесть, что мусульманские страны, ранее входившие в СФРЮ и Советский Союз, - это светские государства, намного более близкие по своему "государственному менталитету" к западным странам, чем их южные соседи. Население этих стран далеко не так религиозно, как население многих стран Ближнего и Среднего Востока, ближе приобщено к европейской культуре и европейским ценностям, и поэтому они могут в какой-то мере ослаблять влияние религиозного фанатизма и экстремизма, исходящих из южных стран региона, препятствовать распространению исламского фундаментализма и в конечном счете внести весомый вклад в модернизацию стран ББВ, в реализацию этого геополитического проекта глобальной значимости.

В сборнике ИЕ РАН "Средиземноморье-Черноморье-Каспий:между Большой Европой и Большим Ближним Востоком".
Москва,2006

Док. 452896
Опублик.: 19.06.08
Число обращений: 206

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``