В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке и ее воздействие на Средиземноморско-Черноморский регион Назад
Вагиф Гусейнов: Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке и ее воздействие на Средиземноморско-Черноморский регион
Процессы, которые происходят на Ближнем и Среднем Востоке, оказывают непосредственное влияние на стабильность и безопасность стран Средиземноморско-Черноморского региона (СЧР), являются для них источником многих угроз, поставщиком неприемлемых для цивилизованного мира радикальных течений и идеологий. Непосредственно затрагивает интересы стран СЧР и та политика, которая проводится на Ближнем и Среднем Востоке ведущими мировыми державами.
Не случайно на последнем саммите "восьмерки" (июнь 2004 г.) одной из ключевых стала проблема т. н. Большого Ближнего Востока (ББВ), простирающегося от Пакистана до Марокко. Некоторые политологи включают в ББВ территории Балкан (бывшей Югославии), Центральной Азии и Закавказья. Такой подход подкрепляется и реальной политикой, проводимой в регионе США и их союзниками. Все это лишний раз подтверждает тесную связь процессов в ББВ и СЧР и обоснованность методологического подхода к их совместному анализу.
СЧР отводится неоднозначная роль в политике США: некоторые страны региона рассматриваются как объекты модернизации (государства Южного Кавказа и образовавшиеся на территории б. СФРЮ), нуждающиеся в демократических преобразованиях, как испытательный полигон для отработки методов такой модернизации, которые могли бы быть применены в странах ББВ и как основной геополитический плацдарм, опорная территория, которая будет использоваться в интересах реализации планов в отношении ББВ. В последнем качестве играет роль стратегически важное расположение СЧР, тем более что политика демократических преобразований, проводимая Вашингтоном, зачастую опирается на военную силу.
Можно отметить следующие особенности ББВ, в наибольшей степени затрагивающие интересы стран граничащего с ним СЧР.
Первое. Большой Ближний Восток по своим геополитическим, геостратегическим, геоэкономическим, даже геокриминальным характеристикам является сегодня тем регионом, где, без преувеличения, решаются судьбы мира. От исхода развернувшейся здесь борьбы зависит, по какому пути пойдет мировое развитие: либо оно выльется в "войну цивилизаций" - со всеми негативными для глобальной и региональной стабильности последствиями, либо все же удастся стабилизировать обстановку в этом регионе и помочь его модернизировать. Соответственно, СЧР может стать либо фронтовой зоной, либо регионом сотрудничества, связующим звеном между Севером и Югом.
Второе. Большинство стран ББВ относятся к исламской цивилизации, которая, к сожалению, в силу целого ряда причин отстала от общемировых динамичных и все убыстряющихся процессов конца XIX, ХХ и начала ХХI веков, что породило в этих странах многие проблемы. Эти проблемы особенно обострились в условиях глобализации, информационной и культурной экспансии США и других развитых стран.
Ислам широко распространен и в странах СЧР. Следовательно, все трудности, которые испытывают народы ББВ, не могут не затрагивать внешние и внутренние интересы соседних стран СЧР, включая Россию.
Третье. Трудноразрешаемые социальные, экономические, гуманитарные проблемы многих стран ББВ способствуют росту в этом регионе радикальных и экстремистских настроений, создают питательную почву для криминала, терроризма, этнической и религиозной ксенофобии и оказывают возрастающее давление на страны СЧР, увеличивают неконтролируемую миграцию, опасность социальной и политической нестабильности, межэтнических столкновений.
Четвертое. ББВ является основным рассадником терроризма - главной глобальной угрозы современного мира и своего рода движителем дестабилизирующих процессов в других регионах мира, в том числе в СЧР и прилегающих областях (в том числе и на российском Северном Кавказе), где наблюдается повышенная активность международных террористических организаций, центры которых базируются в ближневосточных странах.
Пятое. Главным игроком в этом регионе являются США. ББВ становится основным центром приложения усилий Вашингтона по выстраиванию нового мирового порядка по собственным геополитическим лекалам, а его модернизация является для США главной внешнеполитической задачей ближайшей исторической перспективы. Цели модернизации, которые декларировались президентом Бушем на саммите "восьмерки", носят актуальный и даже благородный характер: изменить к лучшему облик этого проблемного региона, подорвать глобальную систему международного терроризма и интерпреступности, прежде всего наркобизнеса. Достижение этих целей - в интересах и Европы, и России, и всего мирового сообщества и в их решении готовы принять участие все нормальные государства.
И все же инициатива США по реформированию ББВ встречена без большого энтузиазма как членами "восьмерки", так и арабским миром. Их опасения вызваны не только тем, что США начнут насаждать (порой принудительно) демократические ценности американского образца в чуждом им мире, не считаясь с его вековыми традициями, менталитетом народов, сложившимся социальным, культурным, религиозным укладом, пренебрегая мнением других членов мирового сообщества. Как союзники, так и противники Вашингтона хорошо понимают, что главным побудительным мотивом политики США в регионе ББВ является его энергоресурсный потенциал, прежде всего нефть. От ситуации на Ближнем Востоке зависят бесперебойные, стабильные и во всевозрастающих объемах поставки энергоресурсов мировым потребителям, главным из которых являются США.
Некоторые цифры, подтверждающие приоритет энергоресурсного фактора в модернизационных планах США. Доказанных запасов нефти в мире (1148 млрд. Баррелей) хватит на 41 год (это данные BP Statistical Review of World Energy на июнь 2004 г.). При этом в странах ББВ, включая прикаспийские, сосредоточено около 63% разведанных запасов.
По оценкам экспертов, к 2020 году в США потребление нефти возрастет на 33%, природного газа - на 50%, электричества - на 45%. Такой спрос на энергоресурсы значительно превышает существующие возможности страны. В докладе комиссии под руководством вице-президента США Чейни (май 2001 г.), которой было поручено определить условия надежной энергетической безопасности США и рекомендации которой были положены в основу новой энергетической стратегии страны, признавалось, что "США вступили в полосу энергетического кризиса". В докладе говорилось о пропасти, возникающей между разведанными запасами нефти на планете и неуемным потреблением США: страна единолично поглощает три четверти добываемой в мире нефти. Уже сегодня доля импортируемой нефти в суммарном ее потреблении в США составляет 55%. К 2020 году США будут импортировать 66% нефти. Поэтому, говорилось в докладе, следует сделать нефть "приоритетом внешней и торговой политики,... уделить особое внимание России, Центральной Азии, Каспию, странам Залива, а также Западной Африки". Как видно, идея модернизации Большого Ближнего Востока напрямую вытекает из доклада комиссии Чейни и из новой энергетической стратегии США.
В преддверии предсказываемого многими аналитиками истощения мировых запасов энергоресурсов монопольный контроль над регионом ББВ и его месторождениями нефти - надежная гарантия монополизма в будущем новом мировом порядке, гарантия того, что Вашингтон сможет диктовать условия всему миру, в том числе основным конкурентам из числа промышленно развитых стран, притормаживать процессы роста Китая, Индии, которые могут стать их основными геополитическими конкурентами. Но такой контроль немыслим без стабилизации обстановки в регионе, без нейтрализации действующих здесь международных террористических организаций и без насаждения лояльных Вашингтону политических режимов в нефтедобывающих и транзитных государствах. Поэтому борьба с международным терроризмом в этом регионе является всего лишь средством достижения основной цели, которая лежит в сфере глобальной нефтяной политики Соединенных Штатов.
Что касается роли и места СЧР в планах Вашингтона по модернизации ББВ, то здесь надо обратить внимание на следующее.
Во-первых, развитие ситуации на Балканах впервые показало, в каком направлении и с использованием какого комплекса средств Соединенные Штаты, занимающие сегодня лидирующее положение в мире, стремятся закрепить свое лидерство на долгосрочную перспективу и перекроить в своих интересах мир. Их политика направлена на то, чтобы играть ключевую роль в наиболее важных регионах мира, к числу которых относятся и ББВ, и СЧР, и, в конечном счете, обеспечить себе главенствующую роль в очередном переделе мира и складывающемся новом мировом порядке.
Во-вторых, в СЧР (а конкретнее, на территории бывшей Югославии) впервые были апробированы планы модернизации и замены тех режимов, политика которых не отличалась лояльностью Вашингтону и не укладывалась в предначертанные рамки переустройства мира. И в целом эти планы можно признать в известной мере реализованными - в меньшей степени в Сербии (хотя бы из-за проблемы Косово), в большей - в Македонии. Именно на Балканах был создан прецедент более или менее успешной демократизации тоталитарных режимов.
Можно предположить что этот, пусть относительный, успех подвинул США на то, чтобы применить югославский опыт для модернизации ББВ и создать здесь аналогичный прецедент на примере одного из проблемных государств региона - Ирака. Первичная, военная фаза этих планов сложилась для США удачно. Но их последующее политическое воплощение фактически зашло в тупик. Как отмечалось в иностранных СМИ, "экспорт демократии, просматривавшийся в американских военных планах относительно Ирака, обернулся экспортом геополитической нестабильности". Иракский опыт сыграл скорее прямо противоположную, чем рассчитывали в Вашингтоне, роль в планах реформирования ББВ. Сегодня положение дел складывается так, что провал политики США в Ираке будет означать провал их планов по модернизации ББВ, ослабит их позиции в других регионах мира, включая СЧР.
В-третьих, особая роль в нефтяных, модернизационных и антитеррористических планах отводится государствам Южного Кавказа. Этот район наряду с Центральной Азией становится ареной борьбы за энергоресурсы Каспия. В этой борьбе участвуют не только ЕС и мировые державы - США, Россия, Китай. В нее вовлечены и региональные страны - Турция, Иран, Пакистан, Индия, Украина. Неоспорима и двоякая военно-стратегическая важность Южного Кавказа: как удобного плацдарма на случай силового воздействия на "строптивые" режимы ББВ и как форпоста по сдерживанию "российской экспансии" и влияния Москвы в южном направлении.
Но Южный Кавказ вместе с примыкающими к нему северокавказскими субъектами РФ пока является наиболее конфликтогенной зоной в пределах СЧР. Без улаживания этих конфликтов и стабилизации обстановки здесь государства Южного Кавказа не смогут выполнить предначертанные им энергетические и военно-стратегические функции. Думается, что именно с этим связана активизация действий США, Евросоюза и НАТО на Южном Кавказе.
В заключение хотелось бы отметить, что ББВ и СЧР связывает не только декларируемая и уже проводимая Вашингтоном политика модернизации. Еще более очевидна эта связь через призму нефтяных интересов США. Регион Средиземноморья и Причерноморья призван нести многофункциональную нагрузку: как транзитная территория для ближневосточных и каспийских ресурсов на мировые рынки и как важный геополитический и стратегический плацдарм, используемым для проведения политики в отношении ББВ. СЧР является также ключевым для Объединенной Европы, он может стать основным регионом сотрудничества между Севером и Югом, но может стать и фронтовой зоной между ними. СЧР является также ключевым в конкурентном соревновании основных глобальных центров силы, прежде всего США и Объединенной Европы, за Евразийский континент, его рынки сбыта.

Материалы международной конференции в ИЕ РАН, Москва, 2005

Док. 452895
Опублик.: 19.06.08
Число обращений: 223

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``