В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: Россия - Великобритания: трудный путь сотрудничества Назад
Вагиф Гусейнов: Россия - Великобритания: трудный путь сотрудничества
В течение последних четырех-пяти лет автору этой статьи не раз довелось принимать участие совместно с британскими коллегами в работе различных конференций, круглых столов, деловых встреч - как многосторонних, так и двусторонних (в последний раз - на недавнем Валдайском форуме в Казани и Москве). В ходе таких встреч у нас с моим давним знакомым Эндрю Моноганом родилась идея написать о сегодняшних отношениях Великобритании и России. Написать без излишней предвзятости, чем нередко грешат публикации обеих сторон, не умалчивая об их ошибках и перегибах, не скрывая, но и не выпячивая чрезмерно трудностей в этих отношениях. Словом, попытаться максимально объективно осветить всю палитру современных российско-британских отношений - в политике, экономике, военной сфере. Как нам представлялось, этим целям наилучшим образом послужил бы сборник статей британских и российских авторов - экспертов, политологов, специалистов из различных отраслей двустороннего сотрудничества.
Этот сборник выходит в ближайшее время, и данная статья в более расширенном варианте также представлена в нем.
Нужно признать, что реализация идеи пришлась на непростой период в российско-британских отношениях, когда показания политического барометра под влиянием как объективных, так и порождаемых обеими сторонами субъективных факторов довольно резко пошли вниз.
В июне 2007 г. с поста премьер-министра Великобритании ушел Тони Блэр, которого сменил его коллега по партии лейбористов Гордон Браун, сформировавший новое правительство. И едва ли не первыми его шагами во внешней политике стали решительные и жесткие меры на российском направлении, официальным поводом для принятия которых стало уголовное дело в связи с гибелью бывшего российского гражданина А.Литвиненко.
Нельзя сказать, что именно смена кабинета министров и его главы сразу же резко сказалась на ужесточении политического курса, который проводила Великобритания в отношении России в последние годы. Начавшись с мажорной ноты, которая была задана визитом Тони Блэра в Россию (Санкт-Петербург) в 2000 г., российско-британские отношения поначалу развивались довольно продуктивно не только в экономической (что в общем-то было ожидаемым), но и в политической области, что вселяло определенные надежды многим представителям российской политической элиты. Заметное охлаждение отношений началось после того, как Россия выступила против войны в Ираке, хотя она была далеко не одинока в неприятии этой непродуманной акции. В последующие годы градус российско-британских отношений, особенно в политической области, все более понижался. На первый план в критическом многоголосье, звучавшем из Лондона в адрес Москвы, помимо ряда острых международных проблем, все больше выдвигалась политика и особенно энергетическая политика Кремля.
Но все же, на мой взгляд, корни ухудшения двусторонних отношений, поставившие их к середине 2007 года на грань кризиса, лежат значительно глубже, чем простое недовольство политического класса Великобритании и ее руководства нарушениями демократических норм в России или якобы агрессивной энергетической политикой Кремля. Можно и нужно критиковать продолжающуюся однобокую сырьевую ориентацию экономики страны, медлительность и нерешительность в проведении курса на развитие высокотехнологических отраслей, в борьбе с коррупцией.
И все же, как бы ни критиковали внутреннюю политику, которую проводил Президент В. Путин, ее нельзя сравнивать с политикой первых лет независимости России. Позорнейшая и кровавая страница в новейшей истории России - расстрел законно избранного парламента из танковых орудий осенью 1993 года - был благосклонно встречен политической элитой Великобритании (впрочем, как и других западных стран). Респектабельная британская газета Financial Times писала в те дни, что "интересы Запада неизбежно совпадут с интересами Ельцина".
Не намерен защищать ни одну из сторон тогдашнего внутрироссийского противостояния, скажу только, что ни одна из них не была "белой и пушистой". Их совместными действиями страна была поставлена на грань гражданской войны, хотя варианты бескровного разрешения политического кризиса, безусловно, были. Расстрел российского парламента в 1993 году стал возможным только "при поддержке западного общественного мнения и правительств цивилизованных стран", заявил один из лидеров оппозиции Ельцину, профессор Р.Хасбулатов, занимавший в то время пост председателя Верховного Совета РФ, выступая на международной конференции "Американский экономический опыт: его характер, эффективность, применимость" (Варшава, 22-24 октября 2004 г.). И такого мнения придерживается не только он. Ведь танки в Москве в августе 1991 года и танки осенью 1993 года - одни и те же танки, и их использование в борьбе за власть, для достижения своих политических целей - само по себе преступление. Но вот западные оценки этим преступлениям звучали диаметрально противоположные.
В.Путину, принявшему в 2000 году пост Президента России, досталось, надо признать, незавидное наследство от своего предшественника - война в Чечне, коллапс социальной инфраструктуры, стагнация промышленного производства, повсеместное разорение крестьянских хозяйств, массовое обнищание народа, дикая кадровая чехарда, наконец, дефолт 1998 года и вторжение вооруженных отрядов "независи-мой" Ичкерии в Дагестан летом 1999 года, положившее начало т.н. второй чеченской кампании. Тем не менее пресса Великобритании, как, впрочем, и других западных стран, довольно лояльно относилась к российским руководителям того времени. А вот политика В.Путина по "собиранию" страны, по существу, находившейся на грани распада, принимаемые им меры по усилению роли государства в управлении страной, по наведению порядка в налоговой сфере, по укреплению практически развалившейся к 2000 году армии, других силовых структур и правоохранительных органов, административная реформа (безусловно, необходимая, но далеко не бесспорная как по своему замыслу, так и особенно по практическому исполнению), причем политика, поддерживаемая подавляющим большинством населения России, вызвала волну острейшей критики в западных, в том числе в британских, СМИ, хотя, надо сказать, довольно нелицеприятно отзывалась о них и российская оппозиционная пресса.

Вестник аналитики
No4-2007

Док. 452886
Опублик.: 19.06.08
Число обращений: 200

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``