В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: О некоторых аспектах каспийской проблемы Назад
Вагиф Гусейнов: О некоторых аспектах каспийской проблемы
I. Экологические проблемы. Как сохранить биоресурсы?
Интенсивная разработка минеральных ресурсов в Каспийском регионе, особенно на шельфе Каспийского моря, неизбежно влечет за собой серьезные экологические и технологические угрозы. Их предотвращение имеет поистине судьбоносное значение для всех прикаспийских государств. Не случайно, например, что на региональном совещании, проведенном председателем правительства России М. Касьяновым 19-20 апреля 2001 года в Астрахани (это выездное заседание состоялось по решению прошедшего накануне заседания Совета Безопасности Российской Федерации, посвященного проблемам Каспия), едва ли не половина обсуждавшихся вопросов была связана с экологическими проблемами, а в итоговом Протоколе совещания 8 из 22 пунктов посвящены экологическим проблемам Каспия .
Одна из главных проблем - постоянное повышение уровня загрязнения моря и участков нефтепроводов из-за резкого увеличения нефтегазодобычи. Согласно мировой статистике, только при перевозке нефти морем теряется около 0,02 - 0,03% нефти. Для Российской Федерации, которая ежегодно транспортирует около 130 - 150 млн. т нефти, причем в основном морем, это означает, что от 4 до 20 тыс. тонн нефти будет попадать в море . Конечно, конкретно для Каспия эта величина будет намного меньше. Но при этом надо учитывать, что уже 10 граммов нефти, попавших в море, превращают один кубометр воды в высокоядовитую среду для всего живого.
При загрязнении моря остро встает вопрос о сохранении ценных промысловых рыб Каспия, где в начале ХХ века добывалось 60% всей рыбы в Российской империи. Каспий с впадающими в него реками содержит мировой генофонд каспийской белуги, русского осетра, севрюги, шипа (до 90% мирового улова) и является единственной в мире кладовой видового разнообразия этих древнейших на земле рыб . А это значит, что выработка согласованных позиций по освоению нефтяных месторождений Каспийского моря должна быть увязана с задачей разрешения межгосударственных противоречий и определением приоритетов в использовании различных видов ресурсов моря - живых и минеральных, с определением целого комплекса долговременных, основанных на современных достижениях науки природоохранных мероприятий.
Однако нефтяные компании в стремлении к быстрой выгоде уклоняются от проведения расширенной экологической экспертизы. У правительственных ведомств России, отвечающих за состояние природной среды, на это нет средств, что же касается частных экспертиз, то по причинам конъюнктурного характера им доверять нельзя.
Каспийское море - основной бассейн обитания осетровых рыб. Здесь сосредоточено 80% мировых запасов осетровых рыб. Он дает на мировые рынки до 90% черной икры. Ее главными экспортерами были СССР (занимавший доминирующие позиции) и Иран. После распада СССР главным поставщиком стал Иран, а также Россия и Азербайджан.
В 1980-1981 годах Россия вылавливала 25 тыс. тонн осетровых в год, черной икры добывалось примерно 1000 тонн в год. В 2000 году черной икры добыто только 60 тонн, поставлено на мировой рынок 40 тонн - в 2,5 раза меньше, чем в 1999 году. В начале 90-х годов Россия только за черную икру получала около 40 млн. долларов ежегодно. Но уже в 1999 году Россия выловила всего 630 тонн осетровых. В 2000 году улов осетровых на Каспии еще более сократился. Так, квота России на вылов осетровых в 2000 году составила 560 тонн (примерно в два раза меньше, чем в 1998 году), но и она не была использована полностью: по данным Госкомрыболовства России выловлено лишь 460 тонн . На заседании четырехсторонней Комиссии по водным биоресурсам общедопустимые уловы осетровых на 2001 год для четырех государств СНГ, составившие всего 891 тонну, были распределены так: Россия - 450 тонн, Казахстан - 275, Азербайджан - 97 тонн, Туркменистан - 69 тонн . А квота 2001 года на экспорт осетровой икры для России составила около 45 тонн, для Азербайджана - всего 9,11 тонны .
Биологические ресурсы Каспия, по разным оценкам, в ежегодном "рыночном" выражении оцениваются примерно в 6 и более млрд. долларов. Эта величина не идет ни в какое сравнение с ожидаемыми доходами от нефти (для сравнения: оптовая цена 1 тонны черной икры в зависимости от вида осетровых на мировом рынке, по разным оценкам, на середину 2001 года колебалась в пределах от 500 до 700 тыс. долларов , а по другим данным, ее цена на рынках США составляла от 1,5 до 3 млн. долл. , а тонна нефти, по ценам на середину 2001 года, стоила 140-180 долл. По расчетам ученых, при условии сохранения осетрового промысла он окупил бы недополученную нефтяную прибыль всего за 5 лет . При этом надо учитывать, считают специалисты рыбного хозяйства, что выявленных запасов каспийской нефти хватит лет на 40-50, после чего на Каспии останутся лишь ржавые остовы нефтяной инфраструктуры и, возможно, мертвое море. А рыбы хватит на многие столетия.
Однако биологическими ресурсами Каспия воспользовались в первую очередь браконьеры, а не прикаспийские государства. Осетровые стремительно превратились в выгодный товар, продукт рыночных манипуляций. По данным Федеральной пограничной службы России, стоимость контрабандной икры осетровых составляла ежегодно не менее 125 млн. долл. В 2000 году изъято почти 19 тысяч незаконных орудий лова, конфисковано более 70 тонн рыбы, в том числе 35 тонн осетровых пород . И это лишь небольшая часть браконьерского улова. В том же 1999 году пограничники и рыбоохрана изъяли у браконьеров 33 тонны икры - далеко не всю, добытую незаконно. В печати, со ссылкой на экспертов Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КаспНИИРХ), приводились такие цифры: в России только 3% общего улова осетровых производится государственными предприятиями. В 2000 году браконьерами России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении добыто не менее 12-14 тыс. тонн осетровых и реализовано свыше 1,2 тыс. тонн черной икры .
По оценкам российских ученых, запасы осетровых на Каспии за последние годы сократились примерно в 10 раз. Их воспроизводство полностью нарушено и не исключается, что через несколько лет осетровые в Каспии могут исчезнуть. Специалисты оценивают ежегодный ущерб суммой до 2,5 млрд. долл. . Первопричина - строительство Волжской ГЭС, в результате которого площадь нерестилищ осетровых сократилась на 80%. Но в Советском Союзе были приняты масштабные меры по созданию управляемого осетрового хозяйства и единой системы комплексного экологического мониторинга, охватывающего 95% площади Каспия. Это позволило уже к 70-м годам прошлого века достичь уровня отлова в 20-25 тыс. тонн в год и поддерживать его в течение почти 15 лет .
Сегодня основными причинами резкого сокращения осетровых являются: во-первых, загрязнение морских и речных вод и прибрежной суши продуктами хозяйственной деятельности, особенно нефтегазового комплекса, сбросом в речную сеть и непосредственно в морские воды неочищенных промышленных и коммунально-бытовых стоков; во-вторых, массовое браконьерство, приобретшее во всех прикаспийских государствах СНГ немыслимый гигантский размах, полный беспредел, творящийся в рыбодобыче, где расцвел черный рынок; в-третьих, сокращение рыбоохранных мероприятий.
В особо тяжелом положении оказалась фауна Каспийского моря. Каспий благодаря хозяйственной деятельности стоит перед угрозой гибели своего крупнейшего в мире промыслового стада осетровых (доля вылова Россией осетровых составляет 70%). Более того, неизбежное увеличение масштабов нефте- и газодобычи, по мнению ученых и практиков рыбной промышленности, уже через 10-15 лет может привести к полному вымиранию каспийского осетра и к экологической катастрофе. С 1987 года в Каспийском море было официально зарегистрировано 17 крупных моров рыбы. В 1988 году выловлено 5800 тонн мертвых осетровых, в 1989 - более 5000 тонн . В результате только за 1991-1995 годы масштабы воспроизводства осетровых уменьшились с 12,4 тыс. тонн до 1,5 тыс. тонн. Практически исчезла каспийская сельдь.
Кстати сказать, геологическая изученность Каспия неравномерна. Наиболее исследованы южная и восточная части моря, прилегающие к берегам Азербайджана, Туркмении, Казахстана. Менее изучена северо-западная часть, прилегающая к берегам России. Причина в том, что разведочные работы у берегов России и части казахстанского побережья не велись потому, что там с 1975 года находится заповедная зона нерестилищ ценных рыб . Но теперь и в этой части моря Россия и Казахстан в 1999 - 2000 годах начали бурение скважин, что неизбежно приведет к загрязнению нерестилищ.
А между тем северная часть Каспийского моря является наиболее продуктивной. Российский ученый Н. Книпович еще в 1938 году называл северную часть Каспия "лучшей частью лучшего из наших промышленных водоемов" . И не только наиболее продуктивной, но и наиболее уязвимой, так как является мелководной (объем водной массы Северного Каспия не превышает 400 куб. км, в то время как общий водный объем Каспия - около 80 тыс. куб. км. ) и его легко умертвить.

No3-2002

Док. 452860
Опублик.: 19.06.08
Число обращений: 217

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``