В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: Борьба за раздел Каспия: конфликт экономических и политических стратегий Назад
Вагиф Гусейнов: Борьба за раздел Каспия: конфликт экономических и политических стратегий
1. Виражи политики вокруг Каспия и политические последствия передела морской акватории и сфер влияния в Каспийском регионе

Пожалуй, ничто так наглядно не демонстрирует конфликтогенные последствия развала СССР, "приватизационного" подхода к его наследию, как нескончаемые споры вокруг Каспия между бывшими союзными республиками, а ныне самостоятельными прикаспийскими государствами. Вопросы пользования Каспием, его ресурсами и морскими пространствами изначально стали острой проблемой во взаимоотношениях новообразованных государств. Проблема эта многогранна, многолика и многослойна. Она включает такие непростые и взаимосвязанные вопросы, как международный статус моря-озера, водные границы прилегающих государств, судоходство и использование недр водоема, рыболовство, военную и иные виды деятельности в пределах его акватории и на прилегающих территориях, наконец, изучение и сохранение уникального Каспийского бассейна, сбережение его естественных богатств, флоры и фауны.
Прежде Каспий омывал берега двух государств - СССР и Ирана. Теперь Каспий - объект притязаний и источник надежд на благосостояние уже пяти государств - России, Азербайджана, Туркмении, Казахстана и Ирана. Стало быть, и достижение каких-либо согласованных решений по любой из существующих вокруг Каспия проблем многократно усложняется, наталкиваясь нередко на взаимоисключающие интересы и позиции по одному и тому же вопросу. Это не значит, что сближения не происходит. Но происходит крайне медленно, в ущерб удовлетворению экономических интересов самих же прикаспийских стран. Достаточно сказать, что за десять лет после распада Советского Союза так до конца и не решена ни одна из многочисленных возникших проблем, по некоторым из них за это время лишь наметилось определенное движение.
В целом можно выделить целую группу причин, послуживших обострению борьбы вокруг Каспия, начавшейся после распада Советского Союза и с нарастающей активностью встретившей новый, ХХ1 век. Причем борьба вокруг Каспия еще больше осложняется тем, что заботы о его судьбе и экономические интересы прикаспийских государств тесно переплетаются с интересами политическими, порой имеющими мало общего с проблемами собственно Каспийского моря. В этой борьбе участвуют не только "пятерка" прикаспийских государств, но и удаленные от этого региона страны и межгосударственные объединения, которых, вообще говоря, в меньшей степени волнуют собственно проблемы Каспийского моря и прилегающих территорий, экономическое и социальное развитие прикаспийских государств, но в значительно большей степени - геополитические, политические, экономические, военные и другие факторы, отвечающие их национальным, союзническим или корпоративным интересам. К таким государствам относятся, прежде всего, Соединенные Штаты, проявляющие чрезвычайную заинтересованность в каспийских делах, экономические структуры которых энергично вторгаются в страны региона, ведущие страны Западной Европы и Япония, страны Персидского залива, на востоке - Пакистан, Китай, Индия.
Внушителен и перечень межгосударственных объединений и союзов, в той или иной мере принимающих достаточно близкое участие в каспийских проблемах. Это - ООН, Евросоюз, вездесущий Североатлантический альянс, ОБСЕ, Организация экономического сотрудничества (ОЭС) , Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), ГУУАМ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и, конечно, СНГ и межгосударственные объединения, в которые входят государства - члены Содружества, - Договор о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) .
Нельзя не отметить и неформальное сотрудничество государств, связанных с Каспийским регионом. В частности, эксперт Фаррух Демирмен (еще недавно работавший консультантом в известной нефтяной корпорации Royal/Dutch Shell, активно осваивающей Каспий) не без основания считает, что существует ось Турция-Азербайджан-Израиль-Грузия, хотя она и не оформлена официально . Ключевую роль здесь играет Турция, имеющая двусторонние договора со всеми тремя странами. Израиль заинтересован в нефти и газе Каспия.
События осени 2001 года, толчком для которых послужили не имеющие аналогов в мировой истории террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне, еще в большей степени повысили геополитическую, военную (прежде всего в плане антитеррористической деятельности) и иную значимость этого и прилегающих к нему регионов Центральной Азии и Кавказа, даже отодвинув на второй план такие их особенности, как запасы минеральных ресурсов, транзитный потенциал и иные геоэкономические факторы.
К числу основных причин, вызвавших обостренный интерес к Каспийскому региону государств, межгосударственных объединений и союзов, можно отнести следующие.
1) Курс на укрепление самостоятельности и независимости, интеграцию в мировое сообщество и освобождение от российского влияния, взятый новыми независимыми государствами региона и основанный на использовании своих природных ресурсов и коммуникационных возможностей. По существу брошенные на произвол судьбы после подписания в конце 1991 года Россией, Украиной и Белоруссией т. н. Беловежского соглашения и оказавшиеся в исключительно сложном экономическом положении, в условиях чрезвычайно обострившейся социальной напряженности и вспыхнувших почти сразу же острых межэтнических конфликтов, эти страны были вынуждены искать помощи и поддержки на Западе, а также у богатых стран мусульманского мира, тем более что и те, и другие были заинтересованы в том, чтобы укрепить свое влияние в этом перспективном во всех отношениях регионе.
Свою роль в прозападной ориентации прикаспийских стран сыграли и их национальные партийно-политические элиты, увидевшие в этой ситуации шанс выйти из-под жесткой опеки Москвы и стать во главе новых независимых государств. Не случайно президентами почти всех этих государств стали бывшие первые секретари центральных комитетов их компартий, сразу же показавшие себя ярыми поборниками национального и религиозного возрождения, независимости от России.
Все это сразу повысило интерес и Запада, и Востока, и Юга к этим странам и к региону в целом как к важному связующему звену, "перекрестку" мировых энергетических и товарных коммуникаций Европа - Азия и Север - Юг. Сами страны региона стали не без оснований рассматривать нефть и газ Прикаспия как эффективное орудие создания долгосрочных гарантий их независимости и будущего процветания.
2) Политическое, экономическое и военное ослабление России, ее фактический исход из региона. Реально это проявилось не только в окончательном освобождении от единых для всех республик бывшего СССР идеологических догм и не оправдавшей себя политической системы, но и, самое главное, в разрыве экономических связей, разрушении единого народно-хозяйственного комплекса, подрыве целостной общесоюзной социальной сферы, общего оборонного пространства и ликвидации военного присутствия России в регионе. Во всех этих сферах - политической, экономической, военной и др. - образовался своего рода вакуум. За наполнение этого вакуума и усиление своего влияния в регионе началась конкурентная борьба между глобальными и региональными центрами силы.
Свою негативную роль в этом сыграло и руководство России во главе с президентом Б.Ельциным, которое не то чтобы не сумело организовать сотрудничество образовавшихся на пространстве бывшего СССР независимых государств, но по сути никогда этим всерьез и по-настоящему не занималось, полностью удовлетворившись скроенным на скорую руку и малоэффективным Содружеством Независимых Государств, которое, скорее, послужило лишь успокоительным средством для разделенной росчерком пера, еще недавно единой страны.
3) Экономическая привлекательность региона и, прежде всего, его энергетическая ценность как источника энергоресурсов мирового уровня. Речь, прежде всего, идет об обнаруженных в этом регионе запасах нефти и газа. По самым последним российским данным, суммарные ресурсы всей акватории Каспийского моря составляют около 16 млрд. тонн нефтяного эквивалента (н. э.) - эти оценки сделаны ОАО "ЛУКойл", или 20 млрд. тонн н.э. - по оценкам аналитиков Минэнерго и Минприродресурсов (И. Глумов, Я. Маловицкий, Б. Сенин). Годовой уровень добычи на шельфе Каспия может составить не менее 200 млн. тонн нефти и 100-150 млрд. куб. метров газа . Но помимо углеводородного сырья Каспийский регион богат запасами цветных, редких и драгоценных металлов. В частности, в Казахстане находятся месторождения урана, серебра, хромовой руды, а также залежи фосфоритов мирового уровня (по запасам этих минеральных ресурсов республика занимает 2-е место в мире). Здесь же имеются значительные месторождения меди, свинца, никеля, вольфрама, бывшие в свое время важнейшим (а по ряду элементов единственным) источником для промышленной базы СССР. Запасы калийных солей мирового уровня, а также многих других полезных ископаемых имеет Туркменистан.
Между тем в наиболее развитых странах Западной Европы минерально-сырьевая база в значительной мере истощена. Лишены ее Япония, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Крайне неравномерное размещение месторождений полезных ископаемых по странам, резко различающимся по уровню потребления сырья и энергии, научно-техническому и социально-экономическому развитию, уже сейчас оказывает, а в будущем еще в большей степени будет оказывать влияние на мировую политическую и экономическую обстановку. Именно с этим связано стремление иностранных компаний (в частности, американских), четко проявившееся сразу же после распада СССР, утвердить свое влияние в области минерально-сырьевой политики в Каспийском регионе, во всех бывших союзных республиках, обладающих богатыми природными ресурсами. И эта экономическая экспансия национальных и транснациональных компаний активно поддерживается политическим руководством западных стран.
Показателен и такой пример. Если в 1996 году в каспийских нефтегазовых проектах участвовала примерно половина из 23 нефтяных компаний, входящих в список 500 крупнейших компаний мира (а некоторые из них входили в первую десятку), то в 2001 году уже все эти значимые компании принимали участие в каспийских проектах . Наиболее крупнейшие из них: Роял датч/Шелл (Нидерланды - Великобритания), Бритиш Петролеум (Великобритания), Эксон, Мобил, Шеврон, Амоко, Тексако, Атлант Ричфилд (все - США), ЭНИ (Италия), Эльф Акитен (Франция).

No2-2002

Док. 452859
Опублик.: 19.06.08
Число обращений: 209

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``