В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: О некоторых тенденциях в развитии общеевропейской безопасности и сотрудничества Назад
Вагиф Гусейнов: О некоторых тенденциях в развитии общеевропейской безопасности и сотрудничества
I
События последних месяцев 2001 года, начало которым положили беспрецедентные по своей жестокости и масштабу террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне, со всей убедительностью показали, что в глобальной политике назрели глубокие перемены. И прежде всего, трагические события 11 сентября дали сильнейший импульс для пересмотра важнейших мировоззренческих понятий в области коллективной и национальной безопасности. Они сыграли и свою консолидирующую роль в объединении усилий мирового сообщества в противодействии новым угрозам. Мировое сообщество прочувствовало, что мир, в котором мы живем, хрупок, и начало понимать, что с общей опасностью необходимо бороться сообща.
Настоятельная необходимость кардинальных перемен во внешней политике государств, их двусторонних отношениях и особенно в области безопасности с особой остротой проявилась в Европе. Большинство ответственных и трезвомыслящих политиков континента, как и общественное мнение европейских народов, все острее осознают серьезность проблем, которые предстоит решать перед лицом новых угроз со стороны общего противника, которым является сегодня международный терроризм.
В принципе, можно утверждать, что для Европы наступает новый этап сотрудничества и развития системы общеевропейской системы безопасности, которая может прийти на смену системе безопасности "постхолодного" периода. И Европа, похоже, осознанно вступает в этот новый этап.
Правомерность такого вывода обосновывается рядом причин.
Во-первых, Европа (в широком смысле этого слова, то есть пространство, охватывающее территории всех европейских и центральноазиатских государств - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) находится в непосредственной близости от основных центров международного терроризма. Более того, очаги конфликтов различной интенсивности, в которых активно действуют международные террористические организации, уже не один год существуют внутри этого общеевропейского пространства. Это - Балканы, Кавказ, Центральная Азия. За десятилетие, прошедшее со времени завершения периода холодной войны и начала серьезнейших геополитических перемен в мире в целом и на Европейском континенте в частности, кардинальных изменений к лучшему в общеевропейской "конфликтогенной карте" не достигнуто, хотя к этому прилагались большие усилия как по линии ООН и общеевропейских организаций (ОБСЕ, Евросоюза, НАТО и других организаций), так и со стороны ведущих государств континента.
Но этого мало. По сообщению ряда СМИ, первой целью международных террористических организаций летом 2001 года могла стать Европа. Удары "невиданных масштабов" должны были быть нанесены по объектам (местам массовых скоплений населения, высотным зданиям и т. п.) в шести странах Европы. При этом речь шла о синхронизированных ударах нескольких организаций (среди которых была и "Аль-Каида") - своего рода сети террористических организаций и групп самых разных направлений и идеологий, объединенных общей целью свержения (ни много, ни мало!) существующего мирового порядка . Спецслужбам Европы проведением совместной антитеррористической операции удалось предотвратить эти планы.
Во-вторых, "старая", Западная Европа, безусловно, заинтересована в сохранении и упрочении мира и стабильности на всем обширном общеевропейском пространстве, в том числе и в новых независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, которые связаны с нею довольно тесными отношениями - и политическими, и торгово-экономическими, и в других сферах. В частности, в экономику этих новых государств уже вложены значительные средства западных инвесторов. К тому же благополучие и промышленное развитие самой Западной Европы в значительной степени зависит от поставок энерго- и сырьевых ресурсов из восточной части региона и прилегающих к нему районов.
В-третьих, если не принять своевременных и эффективных коллективных мер, Европа может обзавестись на длительную перспективу собственным "поясом нестабильности", протянувшимся от Балкан до границ с Китаем. Контуры такого пояса уже начали обозначаться. Этот "пояс нестабильности" одновременно грозит стать своего рода "черной дырой", которая будет поглощать огромные средства и требовать от благополучных государств Европы привлечения значительных сил, материальных и финансовых средств. При этом по мере усиления "синдрома нестабильности" на общеевропейском пространстве и в его окрестностях реальная отдача от этих вложений будет уменьшаться, а надежды на достижение здесь требуемого уровня стабильности угасать.
В-четвертых, странам Европы все больше приходится учитывать влияние т. н. исламского фактора на состояние стабильности и безопасности на континенте. В силу разного рода причин основные районы нестабильности приходятся как раз на исламские государства, граничащие с "расширенной" Европой. Нарастают потоки вынужденной миграции в Европу из нестабильных районов, в том числе неконтролируемой. Во многих, прежде всего, в наиболее развитых странах Европы довольно многочисленны мусульманские общины и землячества. Они не только оказывают значительное влияние на социальный климат в стране проживания, но и играют все более ощутимую роль в экономике многих европейских стран (в той же Германии, например).
Россия раньше других европейских стран непосредственно столкнулась с проявлениями международного терроризма в современном его виде и к настоящему времени пережила целый ряд жестоких террористических актов, многие из которых осуществлялись в невиданных ранее масштабах, с захватом городов и даже целых районов соседних с очагами конфликтов субъектов Российской Федерации, больниц и родильных домов, массовыми подрывами многоквартирных жилых домов. Это были даже не теракты, а своего рода террористические операции, хорошо спланированные и подготовленные. Нечто подобное имело место и в ряде конфликтов на территории бывшей Югославии (Босния и Герцеговина, Косово, Македония), где, по имеющейся информации, также обозначился след экстремистских организаций, которые связаны с международным терроризмом.
Таким образом, сегодня на европейском континенте возникает необходимость не только в существенной корректировке нынешних подходов к общеконтинентальной безопасности с учетом складывающихся на сегодняшний день геополитических, геоэкономических и геостратегических условий, угроз и вызовов безопасности XXI века, но и в определении новых подходов к обеспечению безопасности на пространстве "расширенной" Европы.
Сравнительный анализ общеевропейских, блоковых (НАТО) и национальных документов в части определения ими таких новых угроз миру и стабильности показывает близость подходов к их оценке как в общерегиональном, так и в национальном масштабах.
Применительно к России перечень таких угроз определен в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики, Военной доктрине, утвержденных Президентом России В. Путиным в 2000 году, и ряде других документов. Так, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. В этом документе подчеркивается, что "международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России". А практика показывает, что международные террористические организации, в том числе и пресловутая "Аль-Каида", деятельность которой проявилась на территории России в связи с чеченским кризисом, ставят перед собой даже более амбициозные цели, угрожая даже уничтожить правительство России .
Североатлантический альянс привел перечень беспокоящих его угроз в своей новой Стратегической концепции, принятой на саммите альянса в Вашингтоне в 1999 году. В ней к основным угрозам членам альянса отнесен, среди прочих, и международный терроризм, этнические и территориальные конфликты. При этом в документе отмечено, что угрозы стабильности в Евроатлантическом регионе могут исходить и из-за его пределов.
Терроризм отнесен к одной из главных угроз интересам и безопасности также и руководством Соединенных Штатов. Об этом, например, было отмечено в обнародованном в начале 2000 года докладе Белого дома, озаглавленном "Национальная стратегия для нового столетия", почти за два года до 11 сентября 2001 года, когда этот, тогда еще для США в известной мере теоретический, постулат нашел самое ужасное практическое подтверждение .
Проблема международного терроризма давно стоит и в центре внимания ООН и ее Совета Безопасности. В докладе на 54-й сессии Генеральной ассамблеи ООН ("Ассамблея тысячелетия") подчеркнуто, что "терроризм порождает сомнения в стабильности систем правления" и что мировое сообщество еще не адаптировало свои мировые институты к этой новой реальности.
Угрозу для общеконтинентальной стабильности и прогресса для Европы, как и для многих других важных регионов мира, представляют, по преобладающему мнению, этнические конфликты и действия организаций, попирающих международные правовые нормы и общепринятые в человеческом обществе нормы морали, распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и других видов оружия, наркобизнес и иные проявления международной преступности.
Но все же главной угрозой глобального характера является сегодня международный терроризм.
К сожалению, международным терроризмом перечень угроз нового времени не ограничивается. К таким угрозам, непосредственно связанным с террором, межэтническими и иными конфликтами, можно отнести также вызываемый ими экологический ущерб, неконтролируемую миграцию беженцев, угрожающий рост преступности, возникновение массовых инфекционных заболеваний и др.
К тому же все эти угрозы проявляются на фоне таких нарастающих общемировых проблем, как истощение запасов природных ресурсов, резкий рост народонаселения при одновременном снижении природных и воспроизводимых ресурсов для обеспечения его сносного существования и целый ряд других. Так, например, все острее встает такая проблема, как нехватка продуктов питания или доброкачественной питьевой воды (хотя для Европы эти проблемы пока, может быть, менее острые по сравнению с другими континентами).

Вестник аналитики
No1-2002

Док. 452835
Опублик.: 18.06.08
Число обращений: 195

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``