В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: Гуманитарная интервенция как элемент нового миропорядка? Назад
Вагиф Гусейнов: Гуманитарная интервенция как элемент нового миропорядка?
Поводом для написания любой статьи всегда служат какие-то события. В данном случае события произошли вокруг Косово. Но толчком, как правило, могут послужить и определенные частные обстоятельства. В январе 2001 года Совет по внешней и оборонной политике и Общество германской внешней политики с участием Шведского института внешней политики проводили в Москве очередное заседание "Форума Россия - ЕС по проблемам внешней политики и безопасности". Обсуждался вопрос: "Россия - ЕС: как строить процесс сближения?". В заседании приняли участие весьма влиятельные европейские политики: от России - первый заместитель министра иностранных дел Александр Авдеев; от ЕС - генеральный секретарь Совета ЕС - высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана, член Комиссии ЕС, ответственный за внешнеполитические связи Кристофер Паттен; от Швеции - министр иностранных дел Анна Линд. Накануне все участники встречи встретились в посольстве Швеции - страны председательствующей в ЕС. Моё внимание тогда привлекла беседа А.Пушкова (пожалуй, лучшего ведущего аналитической программы) с Хавьером Соланой. Тема как-то плавно и незаметно перешла в плоскость обсуждения проблем гуманитарных интервенций. И речь шла не столько о предыстории, а больше о целесообразности гуманитарных интервенций, будет ли такая форма миротворческих акций впредь служить непременным атрибутом и инструментом НАТО. Хавьер Солана, как всегда, в мягкой уклончивой манере, с улыбкой в бородку, твердил, что это скорее единичное явление и не может быть постоянным инструментом. И вместе с тем на утреннем заседании "Форума Россия-ЕС" в ходе своего выступления он затронул тему создания отдельных европейских сил в составе 60-тысячного корпуса, с бронетанковыми силами и огласил тезисы о возможных совместных действиях "сил быстрого реагирования" ЕС и объединенных вооруженных сил НАТО.
Все это заставило меня глубже вникнуть в проблему и натолкнуло на мысль попытаться изложить собственные соображения относительно миротворческих акций в форме гуманитарных интервенций, которые, по-видимому, становятся непременным атрибутом складывающегося сегодня нового миропорядка и к которым всерьез готовятся как НАТО, так и ЕС.


I. Определение гуманитарной интервенции в современной интерпретации

Глобализация как общемировой процесс, доминирующий фактор современного развития, затрагивает все без исключения сферы человеческой деятельности, включая и гуманитарную.
Одним из проявлений глобализации в политической и гуманитарной сферах и фактическим элементом нового мирового порядка является и "узаконенное" вмешательство во внутренние дела суверенных государств по гуманитарным поводам, т.е. так называемая "гуманитарная интервенция" (другие термины: "гуманитарное вмешательство", "гуманитарная война").
Последний по времени всплеск интереса к этой проблеме был вызван агрессией, развязанной блоком НАТО против суверенной Югославии, формальным поводом для которой послужил острый гуманитарный кризис в югославской провинции Косово. Не вдаваясь в анализ глубинных причин и давних исторических корней этого затяжного кризиса, отметим лишь, что, постепенно разгораясь, причем не без влияний извне, он в конце концов привел к резкому обострению отношений между сербским и албанским населением провинции, многочисленным террористическим актам, массовым нарушениям прав человека, огромному потоку беженцев.
За урегулирование этого кризиса, оттеснив на второй план Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), взялся Североатлантический альянс во главе с США. Однако очень скоро, далеко не исчерпав всех политических, дипломатических и иных мирных средств разрешения кризиса, этот блок использовал против Сербии, которую он определил не только главным, но и единственным виновником кризиса, самый "убедительный" свой аргумент - массированные ракетно-бомбовые удары по объектам страны и военной инфраструктуры, группировкам войск. Эта война, которая, по убеждению аналитиков, "отбросила мир в новое политическое измерение" , многое прояснила в отношении проблемы гуманитарного вмешательства на современном этапе в трактовке ведущих западных стран.
Проблема гуманитарной интервенции (гуманитарного вмешательства) сама по себе не нова и исследуется давно. Споры вокруг нее не утихают уже не одно десятилетие. Однако именно операцией, проведенной Североатлантическим альянсом в Югославии, было в основном завершено формирование принципиально нового вида силового интернационального гуманитарного вмешательства, именно эта операция привела к появлению в международном лексиконе нового, более чем парадоксального термина - "гуманитарная война".
Прошло два года после завершения этой "гуманитарной войны", и острота полемики вокруг нее несколько притупилась. Но, безусловно, проблема гуманитарного вмешательства остается актуальной и сегодня. Есть все основания считать, что гуманитарное вмешательство может стать своеобразной "философией интернационализма" XXI века и одним из существенных элементов складывающегося сегодня нового миропорядка. И если это будет миропорядок, в котором право силы будет превалировать над силой права, правила поведения, в том числе и во внутренней политике суверенных государств, будут диктоваться единственной супердержавой - Соединенными Штатами, а призывать "неподчиняющихся" к порядку и наказывать "виновных" будет "мировой жандарм" - переродившийся Североатлантический альянс образца XXI века, то мир уже в ближайшей перспективе может ожидать очередных "гуманитарных войн" в различных районах земного шара по образцу и подобию войны НАТО в Югославии.
Определений гуманитарной интервенции за все время исследований этой проблемы было предложено немало. Так, Т.Бордачев считает наиболее удачным определение, предложенное Кристофером Гринвудом (со ссылкой на статью этого автора "Есть ли право Гуманитарной интервенции?" в журнале World Today в феврале 1993 года): "Гуманитарная интервенция есть военная интервенция в стране, осуществляемая вне зависимости от согласия ее правительства, имеющая своей целью предотвратить широкомасштабное страдание и гибель населения".
Однако это и другие определения гуманитарной интервенции были даны до 1999 года. Года, который, можно утверждать, стал переломным в подходах к "традиционному" гуманитарному вмешательству, принципы которого были разработаны ООН и которые эта Всемирная организация использовала в своей миротворческой деятельности все последние десятилетия. 1999 год начался с нанесения ракетных ударов авиацией США и Великобритании в Ираке, которые явились продолжением совместной операции этих стран, проведенной в середине декабря 1998 года. 21 марта Совет НАТО принимает решение о начале "гуманитарной" агрессии НАТО против Югославии, продолжавшейся до 20 июня 1999 года. В сентябре открылась очередная, 54-я сессия Генеральной ассамблеи ООН, на которой выступления представителей западных стран - лидеров НАТО синхронно звучали как "реквием по миропорядку последних более чем пяти десятилетий". А Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе на Генеральной ассамблее призвал к выработке более эффективной политики международного сообщества в проведении гуманитарных интервенций, которая, по его словам, должна охватывать широкий ряд мер реагирования - от дипломатии до применения вооруженных сил. Немного позднее эта тема была развита им в докладе, подготовленном к "Саммиту тысячелетия" ООН.
Все эти события позволяют утверждать, что сегодня подходы к решению проблемы гуманитарного вмешательства значительно изменились.
С учетом накопленного позитивного и негативного опыта его осуществления в различных условиях и странах можно дать следующее определение "гуманитарной интервенции". По своей сути "гуманитарная интервенция" есть не что иное, как силовое вмешательство во внутренние дела суверенного государства с объявленными целями: предотвращение или прекращение геноцида части населения страны, массовых нарушений прав человека, других гуманитарных катастроф и последующее поддержание стабильности и мира в таких районах, способствующее установлению в них демократических норм и принципов.
Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет именно об объявленных (декларируемых) целях таких акций, так как новейшая мировая история уже успела доказать, что объявленные и истинные цели такого вмешательства зачастую не совпадают.
Так, Президент РФ В.Путин, в выступлении 8 июля 2000 г., представляя Федеральному Собранию Российской Федерации свое первое Послание, подчеркнул, что в наше время под видом "гуманитарной интервенции" зачастую скрываются "попытки ущемления суверенных прав государств", что, по его убеждению, есть не что иное, как последствия холодной войны.

Вестник аналитики
No3-2001

Док. 452832
Опублик.: 18.06.08
Число обращений: 283

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``