В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вагиф Гусейнов: Расширение НАТО: укрепление общеевропейской безопасности или экспансия блока? Назад
Вагиф Гусейнов: Расширение НАТО: укрепление общеевропейской безопасности или экспансия блока?
На юбилейном "историческом" саммите НАТО 23-25 апреля 1999 года в Вашингтоне был сделан принципиальный поворот в истории альянса, коренным образом меняющий не только концептуальные основы блоковой стратегии, но и его географические рамки, направленность дальнейшего развития, организационную структуру, принципы взаимоотношений с ООН и другими международными организациями и даже его правовую базу.
Процесс глубоких преобразований блока, одним из главных направлений которого стало усиление военной составляющей, начался не вчера. Вначале к военной организации блока присоединились Франция (которая покинула эту структуру еще при де Голле) и Испания. Затем, в 1990 году, НАТО поглотила ГДР с её хорошо подготовленными и оснащенными вооруженными силами, развитыми военной инфраструктурой и военно-промышленным комплексом.
После роспуска Организации Варшавского договора и распада СССР исчезла т.н. "советская военная угроза" - главный фактор, хоть как-то оправдывавший существование Североатлантического альянса и те огромные средства, которые тратились его членами на раскручивание гонки вооружений. Исчезли и все другие сколько-нибудь объективные предпосылки дальнейшего существования на континенте столь мощного военного образования. Прекратила свое существование Советская Армия, претерпевшая в течение менее пяти лет ряд сокрушительных ударов: потерю всех союзников по Варшавскому договору; глубочайшие и стремительные сокращения ядерных и особенно обычных вооружений; не подготовленный и похожий скорее на бегство вывод наиболее боеспособных группировок войск из стран Центральной и Восточной Европы (Западной, Центральной, Южной и Северной групп войск); с распадом СССР - потерю шести наиболее подготовленных и укомплектованных приграничных военных округов и основных пунктов базирования ВМФ, существенное ослабление боеспособности Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии, глубокие организационные и кадровые потрясения. Образовавшаяся на этих руинах Российская армия несопоставима с Советской ни по боевой мощи, ни по уровню подготовки, обеспеченности, социальной поддержки - не говоря уже о принципиально иной идеологической базе оборонной политики России.
В результате блок НАТО, сумевший в эти же годы нарастить свои боевые возможности и территориально расширить политическое и военное влияние, лишившись единственного сопоставимого с ним по силе военного противника и угроз, вытекающих из военного, политического и идеологического противостояния, оказался в вакууме. Но тем не менее все эти исторические перемены глобального масштаба ничуть не поколебали решимость военно-политического руководства блока сохранить альянс - причем именно как превалирующую на континенте военную силу. Встал лишь вопрос - как оправдать существование альянса в принципиально иных условиях, приспособить его к реалиям изменившейся Европы, к решению новых, более или менее правдоподобных задач (которые, правда, предстояло еще сформулировать). Надо было также определить, какое место в политике НАТО в изменившихся условиях должны занять новые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР, - и прежде всего Россия.
Главенствующую роль в сохранении и усилении НАТО, его коренном преобразовании сыграли Соединенные Штаты. Их интерес понятен. США всегда рассматривали блок как основной инструмент своего доминирования на евроатлантическом пространстве, а в новых условиях, примерно с середины 90-х годов, когда США приступили к реализации идеи монополюсного миропорядка, - и как важный инструмент обеспечения Соединенным Штатам статуса единственной супердержавы, сохранения их абсолютного глобального лидерства в будущем. Поэтому, если исходить из интересов США, их видения перспектив мирового развития и своей роли в этом процессе, задачи и функции НАТО после "холодной войны" действительно усложнились и расширились.
Вспомним, как начиналась трансформация НАТО. На саммите блока в Лондоне (5 - 6 июля 1990 года) была принята "Декларация о преобразовании Североатлантического Союза". Она буквально пестрит благими намерениями, суть которых - сотрудничество, "новое партнерство", "преодоление наследия десятилетий подозрительности", готовность ограничить военные потребности и т.п. А статья 5 этого документа провозглашает: "Мы будем оставаться оборонительным союзом и впредь обеспечивать оборону территорий всех наших членов. У нас нет никаких агрессивных намерений, и мы привержены мирному урегулированию всех конфликтов. Мы никогда, ни при каких обстоятельствах, не станем применять силу первыми". Искренность таких деклараций показала война, развязанная этим "миролюбивым" блоком в Югославии спустя всего несколько лет.
Поворотную роль в выборе стратегического направления дальнейшего развития блока сыграли решения саммита НАТО в Риме 7-8 ноября 1991 года. Показательно, что он был проведен в дни одного из наиболее важных государственных праздников СССР, который доживал свои последние дни. Этот саммит стал своего рода "слётом победителей" в "холодной войне".
В итоговом документе Римского саммита, носящем название "Новая стратегическая концепция Союза", обращают на себя внимание два, на первый взгляд парадоксальных, но принципиально важных для дальнейшей судьбы блока и изменения направленности его военной политики, вывода.
Первый: обстановка в Европе и в мире в целом принципиально изменилась, однако это не меняет ни цели Союза, ни его функции обеспечения безопасности, более того - подтверждает их обоснованность.
Второй: "новое окружение" и изменение обстановки предоставляет альянсу благоприятные возможности проводить свою стратегию "в рамках широкого подхода к безопасности".
В полном соответствии с объявленным "широким" подходом к собственной безопасности началось совершенствование организационной структуры блока, приспособление ее к новым условиям и задачам. Одновременно создавались "дочерние" организации альянса, имеющие целью не столько сотрудничество с восточными соседями, сколько осуществление патронажа над ними, помощь в формировании их новой международной и военной политики, канализацию их внешнеполитических усилий в нужном для блока направлении.
В начале 1992 года был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), впоследствии переименованный в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). В него, помимо стран НАТО, вошли члены бывшего Варшавского договора из Центральной и Восточной Европы и новые государства, образовавшиеся после распада СССР.
Альянсом была принята (10 января 1994 года) и начала активно разворачиваться Программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), которая охватила не только членов СЕАП, но и почти все нейтральные и неприсоединившиеся страны Европы.
В 1994 году Советом НАТО принимается принципиальное решение о дальнейшем продвижении блока на Восток и называются кандидаты "первой волны". Этот этап завершился принятием в блок в 1999 году Польши, Венгрии и Чехии.
На Вашингтонском саммите НАТО 1999 г. принимается ряд важных документов. В их числе - "Стратегическая концепция Североатлантического союза". И если Римский саммит НАТО положил начало преобразованию блока в глобальную военную силу, "мирового жандарма", то Вашингтонский саммит и войну, развязанную блоком против суверенной Югославии, можно считать завершением этапа окончательной трансформации блока в сугубо наступательный, планомерно наращивающий свою боевую мощь и усиливающий политическое и военное влияние не только на всем евроатлантическом пространстве, но и в глобальном масштабе, неуклонно расширяющийся территориально.
Одновременно НАТО в этот период развернула интенсивную деятельность по вовлечению в орбиту сотрудничества восточно-европейских стран и государств, образовавшихся на территории бывшего СССР. Особое внимание альянсом было уделено России и Украине. Результатом явилось подписание летом 1997 года в Париже Основополагающего акта Россия - НАТО и образование Совместного постоянного совета Россия - НАТО. С Украиной в том же году на саммите НАТО в Мадриде была подписана Хартия о сотрудничестве и образована постоянно действующая Комиссия НАТО - Украина.

II

Таким образом, с весны 1999 года НАТО вступила в новый этап своего развития, одной из характерных черт которого является многовекторный характер политической и военной экспансии блока, распространение его интересов и влияния не только на территорию бывшего СССР (которая, конечно же, остается предметом главного внимания блока), но и на Юго-Восточную Европу, Средиземноморье, Северную Африку.
Так, статья 38 новой "Стратегической концепции НАТО" определяет Средиземноморье как "область особого интереса для альянса" и подчеркивает, что безопасность в Европе "тесно связана с безопасностью и стабильностью в Средиземноморье". В 1994 году Советом НАТО была утверждена так называемая "Средиземноморская инициатива" (или "Средиземноморский диалог"). Сейчас в этом постоянно действующем форуме, помимо стран НАТО, участвуют семь стран Ближнего Востока и Северной Африки: Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис, а с марта 2000 года к ним присоединился Алжир. Альянс ведет с этими странами диалог в военно-политической области, конечная цель которого - склонить страны Южного Средиземноморья к совместной деятельности по обеспечению безопасности в регионе со всеми вытекающими отсюда обязательствами (т.е. совместные учения, маневры, подготовка военных кадров для этих стран, а главное - беспрепятственное использование блоком, если возникнет необходимость, воздушного и морского пространства этих стран, их военной инфраструктуры).
На Вашингтонском саммите 1999 г. обозначилось создание еще одного органа - консультативного форума по проблемам безопасности в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ), в который вошли члены НАТО и страны этого региона: Албания, Болгария, Македония, Румыния, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия. Позднее он трансформировался в т.н. "Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе" (SEECP - South-East Europe Cooperation Process). Его 3-я конференция на уровне глав правительств состоялась в Бухаресте 12 февраля 2000 года, на которую даже не пригласили Югославию. В мае 2000 года в Словении состоялась международная конференция, посвященная отношениям Североатлантического альянса и Юго-Восточной Европы, в которой принял участие генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон. Раскручивание этого "процесса сотрудничества" позволяет непосредственно включить страны ЮВЕ в сферу влияния блока и поставить этот регион под полный военно-стратегический контроль НАТО. Это - один из наиболее важных итогов войны НАТО против Югославии.
В октябре 2000 года в Греции прошла очередная, 5-ая конференция министров обороны 10 стран ЮВЕ, в работе которой принял деятельное участие У.Коэн, глава военного ведомства США в администрации Б.Клинтона. Значительное влияние США и их соратники по Североатлантическому альянсу оказывают и в т.н. "Пакте стабильности для Юго-Восточной Европы", реализуемом в настоящее время под эгидой Евросоюза.
Интерес НАТО к ЮВЕ понятен. Выступая 6 апреля 1999 года в Институте Брукингса, М.Олбрайт заявила, что США считают этот регион главным связующим звеном между Европой, Азией и Ближним Востоком, "стабильность которого непосредственно затрагивает безопасность наших союзников, Греции, Турции - к югу, и наших новых союзников - Венгрии, Польши и Чешской Республики - к северу".
Наконец, надо упомянуть и о ряде существующих межгосударственных региональных объединений, например, ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) или планируемых (вроде предложенного Турцией и поддержанного руководителями Грузии и Азербайджана "Пакта стабильности для Кавказского региона"), над которыми НАТО стремится установить свой контроль или, по крайней мере, патронаж.
Одновременно Североатлантический альянс проводит реформу своих вооруженных сил, которая включает три основных компонента:
1) наличие мобильных сил, содержащихся в постоянной готовности к переброске в зону любого конфликта;
2) наличие резерва для усиления мобильных сил на случай продолжительной операции;
3) традиционный коллективный "оборонный щит" на случай внешней агрессии и возможных действий по 5-й статье Вашингтонского договора.
То есть, основные усилия в военном строительстве блока сосредотачиваются отныне на мобильной составляющей объединенных вооруженных сил, способных действовать в течение достаточно длительного времени за пределами территории блока. Предусматривается, что объединенные вооруженные силы должны быть способны одновременно вести две крупные операции по урегулированию конфликтов силами армейского корпуса.
Особое внимание НАТО уделяет взаимоотношениям в области безопасности и обороны с Евросоюзом (ЕС), а также Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Взаимоотношения с Евросоюзом - приоритет No1 для Североатлантического альянса. Тем более что большинство членов НАТО являются одновременно и членами ЕС (кроме Турции, Норвегии и Исландии, трех "новобранцев" - Польши, Венгрии, Чехии, а также США и Канады).
Война НАТО в Югославии, нанесшая большой урон не только этой стране, но и всей Европе в целом, дала дополнительный импульс стремлению европейских стран к большей самостоятельности в области обороны. На саммите ЕС 10-11 декабря 1999 года в Хельсинки был принят документ "Военные органы планирования и проведения операций силами Европейского союза", инициаторами которого стали Германия и Франция.
В настоящее время в рамках ЕС осуществляется формирование собственных военно-политических органов союза, которые должны заменить прежний Западноевропейский союз (ЗЕС). Так, в течение первого полугодия 2000 года в Брюсселе были созданы и начали функционировать Военный комитет ЕС, Комитет ЕС по политике и безопасности. Начал формироваться штаб "сил быстрого реагирования" Евросоюза, численность которых предполагается довести в ближайшие годы до 60 тысяч человек. Кроме того, планируется создание полицейских сил ЕС численностью до 5 тысяч человек, которые будут привлекаться для выполнения миротворческих операций ООН и ОБСЕ, поддержания правопорядка в районах кризисных ситуаций.
США, обеспокоенные стремлением ЕС к "чрезмерной" самостоятельности в области обороны и безопасности и перспективой ослабления собственного влияния не только в Западной Европе, но и в восточных областях евроатлантического пространства, не намерены уступать западноевропейцам инициативу в военных вопросах в Европе. Поэтому в концептуальных документах НАТО, принятых в Вашингтоне в 1999 году, отношениям между НАТО и ЕС в этой сфере уделено первоочередное внимание. Кроме того, США сделали все, чтобы на должность верховного представителя ЕС по внешней политике и вопросам безопасности был назначен завоевавший у них большое доверие бывший генеральный секретарь НАТО Х.Солана, который вступил в эту должность 1 ноября 1999 года. На смену ему пришел также верный Вашингтону человек, бывший министр обороны Великобритании Дж.Робертсон, один из "ветеранов" войны в Югославии, занимавший в этом конфликте наиболее жесткие позиции. Его кредо: "Сильный блок НАТО - значит более сильная Европа". Он убежден, что деятельность Евросоюза в военной области будет максимально прозрачной (понятно, что для НАТО) и вестись в тесной координации с альянсом. Х.Солана, со своей стороны, обещает, что военная организация ЕС не только не будет соперничать с НАТО, а наоборот, станет структурой, "вполне ее дополняющей". Действительно, тесное сотрудничество между НАТО и ЕС позволяет привлечь к силовым операциям блока вооруженные силы нейтральных стран - членов ЕС (Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария) и тем самым еще более усилить военный потенциал альянса.
Таким образом, США только этими двумя кадровыми назначениями на руководящие посты в НАТО и ЕС в значительной мере нейтрализовали стремление лидеров Евросоюза к большей самостоятельности в военной сфере.

Вестник аналитики
No1-2001


Док. 452830
Опублик.: 18.06.08
Число обращений: 257

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``