В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Журнал `Российская федерация`, Nо 18, 1996 год, раздел `Местное самоуправление`, Тамара Александрова. Непраздные прогулки по Переславлю-Залесскому.Реальные идеи или Нью-Васюки? Назад
Журнал `Российская федерация`, Nо 18, 1996 год, раздел `Местное самоуправление`, Тамара Александрова. Непраздные прогулки по Переславлю-Залесскому.Реальные идеи или Нью-Васюки?
Все время слышу об А.К.Айламазяне, директоре Института программных систем РАН, председателе Попечительского совета университета и председателе Совета переславских директоров -- видно, течение здешней жизни без него уже не представить. Чужие оценки не всегда стыковались (мужик башковитый, могучий -- энергия, как у трех паровозов, острый, мастный, нетерпимый, демократичный, доступный...), а встретиться самой с Альфредом Карловичем все не удавалось. В институте отвечали: был рано утром, уехал в Москву, ищите завтра в университете. Ищу, но говорят, он вчера, вернувшись из Москвы, работал тут допоздна. Позвонила ему домой, ближе к полуночи (его коллеги заверили, что это удобно) -- в трубке усталый голос с хрипотцой. "Здравствуйте! -- обрадовалась. -- Вы, оказывается, не миф". "Может, и миф..." -- засмеялся. Сразу назначил время: "Пришлю машину -- до нас добираться сложно..."

Машина сворачивает с главной городской магистрали у стрелки "Ботик Петра I" -- вспомнила, мне объясняли: институт около музея-усадьбы "Ботик". Дорога идет вдоль Плещеева озера. Слева, на крутизне, внушительные кубы строящихся институтских корпусов. Миновав деревню Веськово, приостановились у ворог, привратник впустил на территорию, напоминающую подмосковный ведомственный дачный поселок. Только воздух не подмосковный -- незнакомо-упоительный, и тишина такая, что невольно говоришь шепотом. Наверное, и думается здесь иначе, чем в столичной суете, от которой никакие стены не защитят... Директор с виду не могуч. Говорить с ним легко -- не комплексуешь из-за дилетантизма. Об институте, проблемах, которыми он занимается, рассказывает доступно. Здесь в нем, наверное, проявляется не только доктор технических наук, но и профессор Айламазян, умеющий держать аудиторию.

Институт создан по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1983 году. Ставилась задача развития вычислительной техники и всех тех направлений науки и технологии, которые связаны с компьютерами. Сначала это был филиал Института проблем кибернетики, а уже с 1986 года -- ИПС.

А как обживалась академическая наука в провинциальном городке? Начиналось все с маленькой комнатушки в Москве, где Айламазян набирал кадры (выпускников вузов и аспирантур -- МГУ, МФТИ, МИФИ), проводил мини-семинары, и двух домов барачного типа в Переславле. (По этому поводу острили: институту неслыханно повезло -- в бараках традиционно начинались передовые области советской науки.) Городское начальство встретило его без энтузиазма. Секретарь горкома сразу спросил, почему он уезжает из Москвы, и при нем стал звонить в парторганизацию НПО "Поиск" -- место предыдущей работы Альфреда Карловича, -- выяснять, кто такой этот велеречивый ученый. Айламазян говорил о гуманизме, о возрождении центра России за счет привлечения интеллектуальной прослойки, о перспективах, которые откроются перед городом в связи с появлением института, а секретарю, как потом выяснилось, больше всего запомнились... красные носки пришельца.

- Ну, о покровительстве Велихова вы, вероятно, наслышаны? -- спрашивает Альфред Карлович. - Дача под Переславлем, желание создать карманный институт под боком и всякое прочее... Слово "покровительство" тут можно употреблять лишь в одном смысле -- забота, помощь. Думаю, что Евгений Павлович прежде всего шел от идеи создать научный городок по типу Гарварда, Кембриджа, идея вписалась в Переславль и оказалась жизнеспособной. Появись мы в Москве, стали бы очередным, рядовым, малозаметным институтом, существующим, как все сегодня, на голодном пайке. Здесь же, получив самостоятельность, создали инфраструктуру, наша деятельность неотделима от жизнедеятельности города, района. Это многое дает и нам, и региону...

ИПС сегодня, рассказывает Айламазян, -- несколько достаточно самостоятельных научных центров, профиль которых определен основными направлениями работы института.

- Мы не создаем машин -- разрабатываем их идеологию, логику вычислений. Арифметическая задача, скажем, решается последовательно, и машина так же работает. Но в жизни множество сложнейших параллельных процессов, и надо делать вычисления, соответствующие их совокупности. Появилась необходимость параллельных вычислительных машин. Для них нужны новые математические программы. Их разработка стала одним из наших направлений.

Еще одно направление связано с проблемами искусственного интеллекта. Искусственный интеллект -- компьютер, работающий на комплексе знаний, который может сразу соединить знания, опыт ста, тысячи профессионалов, экспертов в той или иной области, выдать несколько возможных решений задачи, а выбор за человеком... В медицине это важно для диагностики. Работаем с медиками. И с рыбниками, с Северным, с Каспийским регионами. Прежде чем отправить флотилию в тот или иной отведенный для лова квадрат -- она ведь может вернуться и пустой, дорогая прогулка по нынешним временам, -- надо определить с учетом массы информации вероятность рыбы в этом месте. Подобные программы нужны в горном деле, в нефтедобывающей промышленности, в образовании...

Третье направление диктуется экологическими проблемами. Жизнь не остановишь -- строятся заводы, дома, поселения, но как при этом не загубить природу?.. Такую задачу пытаемся решать, создавая математические эколого-экономические модели территорий, которыми надо руководствоваться при реализации тех или иных проектов. Благодаря этому направлению, нашему теоретическому, методологическому заделу появилась возможность создать в Переславле еще один институт -- Российский НИИ региональных проблем, и мы работаем в одной связке, что удобно и с научной, и с финансовой стороны...

И наконец, современные средства телекоммуникаций, развитие региональной телекоммуникационной инфраструктуры. Переславль давно уже включен во всемирную компьютерную сеть Интернет. Мы с первых шагов поняли: если закроемся в маленьком городке, не наладим внешних связей, то, родившись, быстро зачахнем. Установили контакты с зарубежными коллегами -- американскими, французскими, испанскими... Обмен мнениями, проверка идей... В 1988 году впервые удалось организовать компьютерную связь с американцами. А сегодня весь мир наш -- у нас своя космическая антенна, свои каналы, и мы активно живем в Интернете. Ученые, студенты университета могут не только получить всю нужную информацию, но и в случае отсутствия своей техники, сидя здесь, в лаборатории, решать задачи на машинах, которые находятся в Афинах, в Триесте.

- А город, -- спрашиваю, -- предприятия, администрация подключены к Интернету? Ведь это дает возможность для поиска партнеров, заказчиков и возможность заявить о себе.

- Несколько предприятий подключились, Национальный парк, гороно... А в принципе, необходимо подключиться каждой школе, имеющей компьютеры. Интернет -- окно в мир. Хочешь посмотреть Ватиканский музей, Лувр, Прадо -- пожалуйста. Хочешь побывать в Библиотеке конгресса США, заказать какую-то книгу -- найди, Васенька, закажи... Пока "окно" используется очень слабо.

- Вероятно, из-за финансовых трудностей?

- Наш центр, в который входит лаборатория телекоммуникаций "Ботик", работает на некоммерческой основе, абонентская плата идет лишь на содержание системы телекоммуникаций. Полное подключение к Интернету -- электронная почта, работа со всемирной информационной паутиной и так далее -- обходится от 54 тысяч рублей в месяц (это цена для школ) до 162 тысяч -- для коммерческих предприятий. Так что тут вопрос ментальнсти среды, непонимания, что такое информационные технологии сегодня, хотя мы много об этом пишем в газете "Переславские вести", которую основал институт и сейчас выпускает вместе с районной администрацией. Вот новое дело -- городское самоуправление, которому еще учиться и учиться. Неужели неинтересно отыскать в Интернете те города, что сравнимы с Переславлем, и посмотреть, как они управляются? Но администрация не выражает желания подключиться к сети. В Интернете сейчас есть полная информация о наших институтах, есть страничка о Переславле-Залесском, мы ее подготовили, как могли. Она, конечно, неполная. И тем не менее вскоре после ее появления приехали американцы с гуманитарной помощью, хотят помогать нашему детскому дому... Они нашли нас в Интернете!

- Альфред Карлович, вот вы говорили об эколого-экономических моделях развития регионов. Казалось бы, Переславль, входящий в природно-исторический Национальный парк, больше других нуждается в такой модели. Судя по опубликованным работам, ученые провели немало исследований в городе и районе, создали базу данных. А модель разрабатывается?

- Делаем попытки, но не встречаем ответного импульса. Выполняем заказы других регионов, Миннауки, участвуем в крупных международных проектах, а в своем отечестве пророка нет. Старались наладить тесное сотрудничество -- с советской властью и с постсоветской и не достигли успехов. Беда здешних руководителей -- сиюминутность и популизм, которые не дают гарантий на будущее, в том числе и на долгое пребывание на высоком посту. Сколько отцов города сменилось на моих глазах!..

- Значит, вы существуете здесь достаточно автономно? И Айламазяна знают как полпреда автономии?

- Это не так. Конечно, я экстраверт, легко иду на любые контакты. Но то, что меня избрали председателем совета директоров -- не дань каким-то моим личным свойствам. Скорее, осознание роли ИПС в городе, его значения для Переславля. Ответ на вопрос, что дает институт городу, зачастую хотят получить в рублях, в каком-то материальном выражении. Когда мы создавались, нам выделили огромные деньги из федерального бюджета. Институт построил жилгородок -- не типовики, уродующие всякий город, а прекрасные дома с квартирами улучшенной планировки -- разрешения на них надо было добиться. Половина жилья досталась городу, его жителям. Но не это главное. Благодаря появлению института, благодаря его специалистам компьютеризовано все школьное образование, и дело поставлено на высоком уровне. Учителя, ученики уже начинают иначе мыслить, иначе смотреть на мир. Создан детский международный компьютерный лагерь. Ребята отдыхают в прекрасных условиях при очень насыщенной интеллектуальной жизни. Общаются с учеными, со своими зарубежными сверстниками -- могучий заряд. Путевка в лагерь стоит два с лишним миллиона, а мы не можем удовлетворить и малой части желающих. За рубежом уже знают Переславль-Залесский как город, где находится международный компьютерный лагерь. Такой известностью надо пользоваться! И наконец, рождается университет...

- К университету у жителей разное отношение. От гордости до скепсиса: "Лапша на уши! Университет в малом городе, да еще платный, нужен только ученым -- самоутверждение, звания, дополнительный заработок..."

- Я и про Нью-Васюки слышу. Моим коллегам не надо самоутверждаться. Среди наших докторов, кандидатов наук немало специалистов мирового класса. Работы Владимира Гурмана издаются в Штатах, Лондоне, Финляндии. Анатолий Цирлин пишет книгу на деньги Брюсселя. Сергей Дужин сейчас читает лекции в Японии и одновременно ведет занятия с переславскими студентами по электронной почте... Да, университет необходим нашим научным институтам, но отнюдь не для выпендривания. Сейчас все стонут от отсутствия заказов, а я остро ощущаю нехватку кадров. Недавно вышли на нас немцы с выгодным предложением. Не хочу отказываться, объясняя, что людей нет, и веду себя как капризная девочка: "Пожалуй, это интересно. Пришлите... Посмотрю..." Костяк института за десять с лишним лет успел постареть, наши недавние мальчики стали мужами. А науке всегда нужны молодые силы, не только для преемственности. Приглашать специалистов из столиц? Надо их обеспечивать жильем. С местными кадрами все проще. Конечно, когда выпускники обзаведутся семьями, будем им помогать, но не в пожарном порядке. Это одно. И второе. Наиболее способная молодежь едет учиться в большие города и там остается. Кто-то по личным обстоятельствам. Кому-то кажется, что в крупном городе скорее состоишься как гражданин, как специалист, как личность. Обманчивое ощущение. Так что университет необходим городу для умножения интеллектуального потенциала, влияния на ментальность молодых. Это поняли в области, Губернатор поддержал. Поддержали переславские директора и продолжают поддерживать, оплачивая обучение многих студентов. Городская администрация помогла нам на старте, выделив хорошее здание бывшей гимназии... - Можно ли говорить об университете малого города как о вузе особого типа? -- Думаю, да. Университет маленький, это дает возможность создать совершенно иной, чем в столичном вузе, климат, тесные неформальные, благодатные отношения "преподаватель -- студент". Выпускникам будет легче потом преодолевать тернии самоутверждения в научной среде. Я, например, всегда пью чай с первокурсниками -- уже традиция. Боже упаси, не читаю нотаций "надо учиться!", говорим о чем угодно -- о древних мифах, о Платоне... больше я, к сожалению. Наши ребята, в отличие от зарубежных сверстников, скованы, не умеют общаться, а здесь учатся. Постоянные контакты с преподавателями -- они видят их не только на лекциях -- влияют на разные стороны личности. Я своих студентов уже по внешнему виду на улице отличу -- нет налета вульгарности, местечковости. Провинциализм и местечковость -- вещи разные... Студенты влияют на среду в целом, прежде всего на своих мам и пап. Когда они видят, что их отпрыск через год пребывания в университете свободно владеет иностранным языком, слушает лекции зарубежных ученых на английском, -- это меняет представления о жизни. Вот такое наше проникновение в город я считаю самым важным.

- Многие говорят, что ученые живут довольно обособленно. Их интегрирующая роль неощутима... Мне доводилось бывать в городках, где интеллигенция активна, не вся, конечно. Но появляются восемь -- десять человек с интересными идеями, объединяются, начинают какое-то дело, "давят" на власть, и жизнь заметно оживляется.

- Мы пытались устраивать вечера классической музыки. Вместе с Домом творчества художников -- выставки в институте... Большого отклика это не получило. Наш историко-художественный музей, по идее, должен бы стать консолидирующим началом. Но у меня был случай убедиться, что люди там достаточно инертны. У института появилась возможность -- средства -- издать каталог. Написал письмо в музей -- подготовьте! Трижды писал -- не подготовили, и я даже ответа не получил. Не хочу обижать людей -- у нас в Переславле есть прекрасные врачи, яркие, интересные учителя. Но в целом, большинство замкнуто на бытовых проблемах. Это относится и к городским управленцам. Во всяком случае, новшества прививаются туго. На моей памяти Совет директоров (я еще не был председателем) делал администрации немало предложений: давайте создадим это, разработаем проект, вложим небольшие средства, получим прибыль... Не складывалось партнерства. И сейчас мы решили преобразовать Совет в общественную организацию со своим уставом, счетом. Будем помогать школам, детским садам, но адресно и не деньгами -- деньги всегда на что-то уходят. Будем поддерживать и друг друга: нужен какому-то предприятию станок- - скинемся, в следующий раз помощь получат другие. Есть планы насчет совместных программ. Предложим администрации скооперироваться. Не согласится -- попросим как-то учесть наши проекты. Нас интересует, например, развитие туризма. Здесь небольшие конкретные шаги могут быстро принести деньги. Вот, скажем, строится дорога в международный компьютерный лагерь, и главный строитель мне говорит: "Слушай, напиши в губернию, пусть эту дорогу отдадут мне в эксплуатацию. Построю платные стоянки, магазинчики..." "Слишком много заработаешь", - отвечаю. "Но ведь и в бюджет отдам много!" Это проект. Таких проектов в Переславле может быть пруд пруди. Проблема малых городов, уверен, не столько в недостатке финансирования, сколько в управленческих кадрах.

- У вас же есть и грандиозный проект -- технопарк. Читала ваш научный сборник о методологии формирования технопарков в малых городах, но -- минус моей неучености -- не смогла точно уяснить, что же это такое. Модель развития города, толчок интеграционным процессам?

- Технопарк, или научный парк, -- прежде всего некая территория. И она уже складывается.

Айламазян рисует на листе бумаги сложную фигуру.

- Вот здесь Федоровский монастырь, где разместился Институт региональных проблем. Через дорогу, за Горицким монастырем, новая площадка ИПС, куда мы вскоре переедем, и вот этот зеленый оазис, где мы сейчас с вами находимся. Его мы передадим университету.

- Но почему непременно территория, границы?

- Когда формируются такие комплексы, объединяющие науку, образование, производство, возникают определенные экономические отношения -- налогообложение, плата за аренду помещений, за землю. Так как маленькие предприятия, связанные с научными разработками, рисковые (берутся за те задачи, которые еще никто не решал), нужны благоприятные условия. Такие условия и устанавливаются на территории. При фиаско катастрофы не происходит: финансово ты поддерживаешься всем технопарком. Если дела пошли в гору, растет прибыль, ты должен уйти с благоприятной территории и жить по общим правилам. У нас появлялись такие предприятия, мы их отпочковывали от себя. И это уже конкретный вклад в общее развитие региона. Научный парк повышает интенсивность жизни образовательных структур, включенных в его территорию. Университетские студенты уже с третьего курса работают в наших лабораториях -- учеба связывается с практической деятельностью. Связь будет еще теснее, когда они переселятся в научный центр. Здесь мы намерены создать студенческий кампус с библиотекой, спортивными площадками. Ребята смогут общаться с учеными не только в часы занятий. Возникнет особый психологический климат...

Слушаю профессора Айламазяна и думаю, не такая уж это и маниловщина -- гарварды и кембриджи в малых российских городах. Может, просто от лени, которую всегда с горечью отмечали в российской провинции великие классики, мы отмахиваемся от смелых идей?

г. Переславль-Залесский.
Ярославская область.

Пока верстали номер. Решением городской Думы Альфреду Карловичу Айламазяну, Антонине Сергеевне Агриковой, заслуженной, старейшей переславской учительнице, и Павлу Васильевичу Соболеву, бывшему директору фабрики "Красное эхо ", страстному краеведу, было присвоено звание "Почетный гражданин города Переславля-Залесского". Теперь это звание носят восемь человек, внесших особый вклад в жизнь города.

http://skif.pereslavl.ru/~abram/share/CD-ROM-final/psi/aka/papers.html#i
06,06,1996

Док. 452535
Перв. публик.: 06.06.96
Последн. ред.: 17.06.08
Число обращений: 332

  • Айламазян Альфред Карлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``