В канун своего юбилея Алиса Фрейндлих опять "перешла Фонтанку". Она репетирует по давно знакомому адресу - в театре на Владимирском. Герой необычной пьесы - безнадежно больной мальчик. За двенадцать дней до смерти он умудряется прожить все этапы взросления и старения. Перенести страдания ему помогает Розовая дама - экстравагантная сиделка, научившая Оскара писать письма к Богу... Во Франции пьесу играет Даниэль Дарье - легенда французского кино. У нас полноценно рассказать эту историю может, кажется, только Алиса Фрейндлих.
В своем творчестве она, собственно, только тем и занята, что, кажется, напрямую общается с Небесами. И ролями своими возвышает зрителей, учит главному. Любить, не бояться жизни, учит терпеть и верить.
Свои послания наверх она отправляла, будучи и шекспировской Катариной, и Малышом в коротких шортиках из сказки про Карлсона. Алиса избегала понятий "подтекст" и "надтекст", но текстом ни одна ее роль не исчерпывалась. В трагических партиях она искала гротескные ноты, в комических персонажах - драматизм.
Не случайно, когда ей, ведущей актрисе, можно сказать - корифею БДТ, предложили дважды игранную ею (в Ленсовете и "Современнике") роль Раневской, она выбрала Шарлотту. Здесь было, где развернуться, покуролесить и подурачить окружающих.
В БДТ Фрейндлих пришла, как она сама выражается, "вскочив в последний вагон". Позднему Товстоногову было не с руки заниматься новой артисткой. Он привык заниматься Театром. Попытался использовать в эпизоде - не получилось. Нашел для "дебютантки" пьесу Володина, не срослось. В какой-то миг "сердце успокоилось" на малой сцене БДТ, где в спектакле Вениамина Фильштинского "Барменша из дискотеки" Алиса сыграла парафраз на тему "Варшавской мелодии"... Большой успех выпал на долю "Последнего пылкого влюбленного" - дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика был блестящим. Но ей ли удивлять мастерством перевоплощения?.. Да и для великого режиссера это была проходная работа. Хотя, если б не было того спектакля, вряд ли бы состоялся дуэт с Олегом Басилашвили в "Калифорнийской сюите", ставшей для БДТ настоящим шлягером.
На том берегу Фонтанки актриса начала поговаривать о закате карьеры: "Я уже из тех, кто едет не на ярмарку, а с ярмарки". Роли со временем нашлись, и вполне завидные - в "Стеклянном зверинце", "На дне", "Коварстве и любви", "Макбете". Однако "разговор с Богом" становился более прерывистым и менее горячим. Молиться за душу леди Макбет, согласитесь, труднее, чем за какую-нибудь простушку, вроде Альдонсы.
Может быть, сама актриса без новых ролей и не сильно тосковала. Но зритель! Без Алисы Фрейндлих питерская афиша - сирота. И когда в прошлом сезоне Григорий Дитятковский выпустил шекспировскую "Двенадцатую ночь", главной сенсацией стала Алиса в роли Шута. Спектакль бранили и воспевали, находили в нем тонны смысла и не обнаруживали юмора. Спорным было, и вправду, многое. Кроме Шута. Это был апофеоз театра, музыки, игры, импровизации. И - женственности. Она объясняется в любви Театру и Музыке - двум главным своим богам.
А в дни юбилея никто не скажет про актрису, что она "едет с ярмарки": успеть бы навестить оба берега Фонтанки. На одном состоится премьера "Оскара и Розовой дамы", а на другом юбиляршу будут чествовать после "Калифорнийской сюиты".
21.11.2007
Елена Алексеева
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/freyndlih_a/history1.html