В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Малыш Фрейндлих Назад
Малыш Фрейндлих
Если в мужской номинации редакция вплоть до подписания номера не была уверена, что может назвать лидера народного опроса, то женская номинация не претерпела изменений с первого дня голосования. Алиса Бруновна Фрейндлих обошла всех 15 номинанток в первом туре и, сохранив первое место в тройке, победила во втором.

Освободившись от директорского пиджака-бронежилета и глухого "забрала" роговых очков, примерив клетчатое платье до колен и живенько причесавшись, Людмила Прокофьевна Калугина сообщила изумленной секретарше Верочке и в ее лице всему миру: "Теперь я буду так выглядеть всегда!"

Тридцать лет назад Алиса Фрейндлих сыграла в "Служебном романе" не превращение "мымры" без пола и возраста в обворожительную кокетку, а способность любой женщины когда-нибудь вспомнить о том, что она на самом деле красавица. Не надо вспоминать все - достаточно только это. И все произойдет.

Сама Фрейндлих была красавицей всегда, мерцавший в ней огонь был неизменно чудесен и волшебно озарял ее лицо, бесконечно далекое от пошлых стандартов красоты и унылых знаний о каких-то там пропорциях. Тем хуже для этих стандартов и пропорций - пусть им поклоняются те, кто верит, что реконструкция носа, капремонт подбородка и закачанный в губы коллаген способны на что-то путное.

Ко всему прочему, Фрейндлих слишком умна, чтобы играть в такие игры. Умна - наперекор известному утверждению, что актеру голова мешает. Умна и красива многоликой красотой: трагической в "Сталкере", легкомысленной в "Соломенной шляпке", чуть чопорной в "Успехе", озорной в "Малыше и Карлсоне". В этом спектакле Театра Ленсовета она играла долго и совсем недавно на юбилейном представлении вновь вышла на сцену в шортах и рубашке Малыша. И опять нельзя было не поверить в этого шведского мальчишку, как сам он не мог не верить в упитанного мужчину с пропеллером на спине. В минувшем году Фрейндлих, вернувшись на сцену Ленсовета ради своего бенефиса, вновь преобразилась в мальчишку - в спектакле "Оскар и розовая дама". Этот театральный ребенок в паре с кинематографической старухой почти одновременно с "Розовой дамой", исполненной ею в фильме "На Верхней Масловке", обозначил границы подвластного актрисе Фрейндлих. Вернее, подтвердил, что таких границ нет.

"На Верхней Масловке"

"На Верхней Масловке"

Ее героиня в драме Константина Худякова - скульптор, ровесница века. В юности она пила кофе в парижских кафейнях с Амедео Модильяни, а в конце восьмидесятых, когда происходит действие "Масловки", доживает жизнь в неуютной мастерской-квартире, приютив у себя закомплексованного и неуспешного Петю по профессии театральный режиссер, по возрасту - в три раза ее моложе. "Анна Борисовна - уникальная в своей отваге актерская работа". Впрочем, к старухам актрисе Фрейндлих не привыкать точно так же, как к мальчишкам: она со старух начинала - причем не в кино, не в профессиональном театре и даже не в институте, а в школе, в драматическом кружке. "Я играла Феклушу и сумасшедшую барыню в "Грозе", - подтверждает Фрейндлих. - Ну и в институте среди моих дипломных работ тоже были старушки: Татьяна-скотница из "Осенней скуки" по Некрасову и Зобунова из "Егора Булычова и других..." Так что ролью Анны Борисовны я закольцевала свою актерскую судьбу". "Алиса Бруновна! - протестую я. - Мысль о кольце явно преждевременна". "Вы думаете? - улыбается она в ответ. - Ну хорошо".

Не было ли у нее такого простого, такого понятного женского страха - играть женщину в два раза старше себя? "Конечно, было страшновато", - признается она. И поясняет: "Только потому, что казалось: нет, не получится. Но потом, взявшись за роль, я вспомнила все свои "старушечьи" ужимки... Знаете, как говорят педагоги в театральных институтах: характерность - это точка зажима. Так вот, я все точки зажима, которые нужны, чтобы изобразить древнюю старуху, вспомнила, и удовольствие мне это доставило чрезвычайное. Всегда приятно нырять в неведомое". И долой мысли об опасности: она Стрелец по гороскопу, а Стрелец - тот еще авантюрист, такие приключения ему в радость.

Играя злую, ищи, где она добрая. Играя глубокую старуху - ищи, где она молода. Фрейндлих искала, тем более что "в сценарии и в повести у Дины Рубиной было достаточно посылок к тому, что играть героиню как женщину, молодою душой. Именно этот разнобой, эта несинхронность и составляют драматизм характера: душа еще готова петь-плясать и радоваться жизни, и влюбляться, а оболочка уже многое не позволяет. Но тут на помощь приходит чувство юмора - уж что-что, а это чувство у моей героини представлено в полной мере". "Как вы думаете, Алиса Бруновна, - спрашиваю я под конец, - кто на самом деле моложе: ваша Анна Борисовна или тридцатилетний Петя, герой Евгения Миронова? "Если вы имеете в виду внутреннее самочувствие, - отвечает Фрейндлих, - то моя, пожалуй, моложе".

И она знает, что говорит.

26.04.2006
Роман Азадовский
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/freyndlih_a/history.html

Док. 452316
Перв. публик.: 26.04.06
Последн. ред.: 16.06.08
Число обращений: 227

  • Фрейндлих Алиса Бруновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``