В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Яновский: Для снижения цен на бензин нет никаких предпосылок Назад
Анатолий Яновский: Для снижения цен на бензин нет никаких предпосылок
Ряд законопроектов, направленных на уменьшение зависимости российских цен на бензин от роста мировых цен на нефтепродукты, разработан Министерством промышленности и энергетики и в сентябре текущего года будет направлен для рассмотрения в Правительство РФ. Об этом рассказал 11 августа директор Департамента топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Минпромэнерго Анатолий Яновский на пресс-конференции, состоявшейся в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Анатолия Яновского, беспрецедентный рост цен на нефть на мировом рынке оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономику России. С одной стороны это создает профицит федерального бюджета, вся доходная часть которого по сути зависит от торговли топливно-энергетическими ресурсами, но в то же время вслед за ценами мирового рынка растут и внутренние цены на нефть и нефтепродукты. В частности, по данным Минпромэнерго, за 7 месяцев истекшего года цены производителей на бензин выросли на 3,1%, а на дизельное топливо около 10%. В рознице цены на низкооктановый бензин выросли на 4%, на высокооктановый - 5%, на 95-й бензин - 6%, на дизтопливо - 6,2%. При этом, несмотря на то, что рост инфляции составил за это время 8,3%, это не дает оснований для оптимизма, поскольку динамика роста цен показывает обратное - за все эти годы рост цен на нефтепродукты стабильно превышал уровень инфляции (за исключением периодов 1998 и 2001 года, обусловленных дефолтом и резким падением цен на нефть на мировом рынке).

Выходом из создавшегося положения, по мнению директора Департамента ТЭК, может стать комплекс мер, разработанных специальной рабочей группой, созданной в прошлом году с участием представителей Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минфина и Федеральной антимонопольной службы: "Комплекс мер охватывает несколько направлений. Во-первых, это налоговое и таможенное регулирование нефтедобычи, во-вторых это антимонопольное регулирование, а также меры, носящие институциональный характер и связанные непосредственно с рынком нефтепродуктов".

"Летом этого года был принят федеральный закон о внесении изменений в 22 главу Налогового кодекса, который предусматривает стабилизацию ставки акцизов на нефтепродукты в 2006 году на уровне ставок акцизов 2005 года, а также введение ненулевой ставки акциза на прямогонный бензин и установки ее на уровне аналогичной ставки на низкооктановый бензин, что позволит нам стабилизировать цены на внутреннем рынке и повысить качество бензина, использующегося в автомобильной промышленности, - рассказал Анатолий Яновский. - За этот же период подготовлено и принято Постановление Правительства РФ по дифференциации ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Начиная с марта 2005 года установлен новый порядок определения ставок, который предусматривает дифференциацию ставок на светлые и темные нефтепродукты, при которой темные имеют пониженную ставку по сравнению со светлыми".

По данным Минпромэнерго, налоговая составляющая цены на бензин в настоящее время достигает 50% и складывается из: налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) - 8%, налога на прибыль - 10%, НДС - 15% и акциза - 17,5%. При этом ставка НДПИ устанавливается в прямой зависимости от цен мирового рынка, то есть при любом их росте автоматически происходит рост цен внутри страны и нефть, поступающая на российские нефтеперерабатывающие заводы, уже сама по себе становится достаточно дорогой.

"Чтобы этого избежать были созданы несколько групп. Первая группа была создана в Российском агентстве по энергетике, в которую вошли все представители всех нефтяных компаний и на протяжении 9 месяцев они пытались сделать аналитические расчеты, позволяющие оценивать влияние различных факторов на величину этого налога. Кроме этого, действовали рабочие группы в Министерстве финансов и в Министерстве экономического развития и торговли, - рассказал Анатолий Яновский. - В настоящее время работы завершаются и можно сказать, что представители всех министерств и нефтяных компаний приходят к общему пониманию как должен выглядеть этот налог и как он должен быть сконструирован. Я думаю, что в сентябре согласованные предложения будут направлены в Правительство РФ, что создаст экономические предпосылки к тому, чтобы после принятия соответствующих изменений в налоговом законодательстве цена на нефть на внутреннем рынке была не столь зависима от цен мирового рынка".

Перейдя к теме акцизов, директор Департамента ТЭК рассказал, что в настоящее время готовится технический регламент качества топлив и смазочных материалов, который предусматривает постепенный переход на стандарты качества европейского уровня, так называемые Евро-3 и Евро-4. В связи с этим в Департаменте готовятся предложения по внесению изменений в акцизное законодательство, когда величина акцизной ставки будет привязана не к октановому числу, а к качественным показателям бензинов. "Тем самым будет стимулироваться производство на наших нефтеперерабатывающих заводах топлив высокого качества, поскольку эта ставка будет дифференцирована: на более качественный товар акцизы будут меньше, на менее качественный - больше", - пояснил Яновский.

Говоря о совершенствовании антимонопольного законодательства, он рассказал, что летом этого года прошел первое чтение в Госдуме проект федерального закона "О защите конкуренции", который предусматривает совершенствование правового регулирования, предупреждения и пресечения монополистической деятельности на рынке нефтепродуктов. Кроме того, на рассмотрение Правительства РФ был внесен законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а именно увеличение размера штрафов до 4-5% от оборота компании-нарушителя.

"Отдельная тема наших коллег из Федеральной антимонопольной службы - это реализация предложений по созданию биржи нефтепродуктов, поскольку очевидно, что введение биржевых механизмов создаст прозрачную среду в торговле нефтепродуктами, до настоящего времени являющейся закрытой сетью, созданной вертикально интегрированными компаниями, которое не позволяет обеспечить прозрачность ценообразования, - заявил Анатолий Яновский. - Еще один аспект, над которым мы работаем, это деятельность субъектов естественных монополий - РАО ЕЭС, Газпрома и Транснефти". Он пояснил, что речь идет о введении конкурсных процедур, которые должны оказать влияние как на уровень цен поставщиков нефти, так и на розничные цены на топливо для конечного потребителя: "В настоящее время в Минэкономразвития подготовлены изменения в закон о естественных монополиях. Если эти нормы будут приняты, то естественные монополии будут обязаны производить закупки только на конкурсной основе, а не бесконкурсно по прямым договорам, как это делается сейчас".

Тем не менее, подводя итоги, Анатолий Яновский не смог пообещать снижения цен на бензин в обозримом будущем: "Трудно ожидать, что цены на нефтепродукты внутри страны будут резко падать. Думаю, что этого происходить не будет, для этого нет никаких по существу предпосылок. Наша задача - принять все меры для стабилизации этих цен, чтобы они как можно больше отставали от темпов инфляции. В этом году это удается пока сделать".

www.regnum.ru/news/496436.html
12.08.2005

Док. 452109
Перв. публик.: 12.08.05
Последн. ред.: 11.06.08
Число обращений: 300

  • Яновский Анатолий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``