В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Потяева: Для меня каждый год - Год ребенка Назад
Татьяна Потяева: Для меня каждый год - Год ребенка
Следующий год объявлен в столице Годом ребенка. Сможет ли громкая акция московской мэрии сделать город "удобным и радостным" для детей, как декларируется в ее программе, или останется одним из нереализованных благих намерений, как это часто бывает с социальными программами? О подробностях "детского" начинания заместитель председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Татьяна ПОТЯЕВА рассказала корреспонденту "Москвы" Ирине Фроловой.

- Если обычный москвич попытается понять, что именно даст его семье объявленный мэрией Год ребенка, то скорее всего обнаружит, что детская акция не имеет к нему и его детям практически никакого отношения. Вы согласны с этим?

- С одной стороны, это мнение имеет право на существование - акция задумана как средство привлечь внимание к самым острым детским проблемам. Поэтому в первую очередь она касается социально незащищенных и малообеспеченных семей. Это разумно - городской бюджет не безразмерен, и все прорехи с его помощью заткнуть нельзя, поэтому надо попытаться сделать максимально много для самых обделенных. С другой стороны, программа не обходит вниманием и детей из благополучных семей - например, они, так же как и их малообеспеченные одноклассники, получат "паспорта здоровья" и бесплатные билеты в театры или музеи.

- "Паспорт здоровья" - это то, что раньше называлось диспансеризацией?

- Это очень интересная программа, суть которой в постоянном мониторинге здоровья детей. Сейчас в Москве в каждом округе есть так называемые школы здоровья - но ведь здоровые дети должны учиться не только в них. Если вовремя заметить тенденцию к ухудшению состояния ребенка, можно предупредить многие серьезные заболевания. Для этого в школах будет проводиться трехуровневая паспортизация. На первом этапе дети будут вести специальные тетради по наблюдению за здоровьем - писать что-то вроде небольшого проекта о себе. На втором нечто подобное будут делать родители - они помогут учителям и врачам найти лучшие пути к улучшению здоровья ребенка. И, наконец, детей будут наблюдать самые разные врачи-специалисты - контролировать зрение, слух, давление, работу сердца и так далее, - которые станут регулярно выдавать рекомендации родителям и учителям. Разумеется, паспортизация не сможет радикально оздоровить все детское население Москвы - но профилактическое значение этой программы трудно переоценить.

- Какое из направлений программы Года ребенка вы оценили бы как имеющее наибольшие шансы на успех?

- Все, что касается обучения детей правилам дорожного движения. В школы уже сейчас систематически приходят инспектора дорожно-патрульной службы, проводят занятия, приносят информационные материалы, возле каждой школы укладываются "лежачие полицейские".

- На программу выделяется из бюджета дополнительно 10 млрд рублей. Есть ли шанс с помощью этих средств снять с родителей вечную "головную боль" по оплате школьной охраны?

- К сожалению, в рамках Года ребенка эта проблема никак не решается. Город много делает для обеспечения безопасности школ - во многих образовательных учреждениях установлены тревожные кнопки и прочные, капитальные ограждения. Это очень важно. Однако нажимать кнопки или следить за калиткой в заборе должен человек - охранник. В сфере организации охраны школ сосредоточено огромное количество проблем, главная из которых - государственные образовательные учреждения охраняются за счет частных - в основном родительских - средств. Я считаю, это в корне неправильно. Хорошо, если в школе учатся дети обеспеченных людей, которые в состоянии потратить на охрану солидную сумму, - в таких учреждениях работают квалифицированные, надежные компании. Но это скорее исключение - как правило, родители не могут платить много, поэтому администрация нанимает иногородних - из Ростовской, Липецкой, Тамбовской областей. Они работают вахтенным методом, живут в школе, получают мизерную зарплату. Иногда их обманывают, выплачивая зарплату меньше обещанной, люди бросают работу, приходят новые... Как можно говорить о качественной охране в таких условиях? Я везде поднимаю этот вопрос, но пока денег в бюджете на это не предусмотрено. В этом смысле бюджет 2007 года ничем не будет отличаться от бюджета 2004 или 2005 года. Я уверена, что, пока безопасность детей финансируется из родительских средств, охрана будет оставаться некачественной.

- Еще один аспект, касающийся безопасности детей, - пожарная безопасность. Во многих регионах России 1 сентября не открылись десятки школ из-за того, что пожарные инспекторы не подписали акты готовности к учебному году. В Москве таких случаев не было. Значит ли это, что в столице с противопожарными мерами в школах все в порядке?

- Действительно, в Москве все школы получили разрешение открыть двери 1 сентября. Но очень многие из них - под гарантийные письма департамента образования, то есть под обещание поставить пожарную сигнализацию. Что мы видим сейчас? В бюджете снова нет денет на установку этого оборудования - к слову, очень дорогого. Что может произойти в будущем году? Московские пожарные, увидев, что федералы позволили себе закрыть целый ряд школ, повторят подобное в Москве, поскольку денег нет, так же как и надежды на улучшение ситуации в этой области.

- В программе декларируется, что город должен стать для детей "удобным и радостным". Не слишком ли это идеалистично звучит?

- На самом деле, это уже происходит. Во многих школах сооружаются замечательные спортивные залы и бассейны. Преобразились дворовые площадки, спортивные сооружения, создано много межшкольных стадионов. Создаются прекрасные сооружения с беговыми дорожками, тренажерами, местами для занятий легкой атлетикой, волейболом, баскетболом. Я сама по дороге на работу проезжаю два отличных стадиона. Правда, анализируя бюджет 2007 года, мы обнаружили, что в нем не предусмотрено денег на содержание в порядке этих замечательных спортивных сооружений, но этот вопрос также можно урегулировать.

- Недавно город одобрил большую и довольно дорогую программу сооружения на ВВЦ "Города науки и технологий". Вам не кажется, что это непозволительная роскошь в условиях, когда есть гораздо более насущные проблемы?

- Когда эта идея обсуждалась, у меня возникла масса вопросов. При том, что "город технологий" может действительно стать очень интересным и познавательным местом, это абсолютно коммерческий проект. Он наверняка будет очень дорогостоящим, и я не уверена, что входные билеты будут дешевыми. Это будет платно и достаточно дорого - учитывая, сколько сейчас стоят самые простые детские аттракционы. Конечно, это необходимо, чтобы ребята росли на новейших технологиях. То, что состоятельные родители будут водить туда своих детей, у меня не вызывает ни малейшего сомнения. Но хотелось бы, чтобы это место, когда появится, стало массовым и доступным.

- Год ребенка не напоминает вам праздник 8 Марта - когда один день в году женщин превозносят, а все остальные 364 дня - забывают об элементарной вежливости?

- Нет. Объявленный президентом нацпроект "Образование" сыграл свою роль - к проблемам детей привлечено очень большое внимание. И хотя для меня, как педагога, и моих коллег не только каждый год, а каждый день - день ребенка, для других людей Год ребенка может стать поводом вспомнить о больших проблемах наших маленьких граждан.

Ирина Фролова
Известия, 19 октября 2006 г.

Док. 451902
Перв. публик.: 19.10.06
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 328

  • Потяева Татьяна Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``