В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Потяева: Москвичи, к сожалению, редко решаются на усыновление Назад
Татьяна Потяева: Москвичи, к сожалению, редко решаются на усыновление

Решение проблем социального сиротства и его последствий для детей возможно только при условии развития семейных форм воспитания. Депутат Мосгордумы Татьяна Потяева рассказала корреспонденту "Москвы" Ксении Величко о существующей системе опеки и попечительства и перспективах ее развития.




- В эти дни обсуждается проект федерального закона "Об опеке и попечительстве". Как вы его оцениваете?

- Мы обсудили законопроект 21 мая на комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы и приняли решение его поддержать. В законопроекте сформулирован понятийный аппарат. Определено, что опека - это форма устройства детей, не достигших 14 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства опекун является законным представителем ребенка.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних с 14 до 18 лет, а также совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности. Патронаж - форма охраны интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые в силу состояния здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права.

- Кроме разъяснения существующих терминов, есть ли новшества?

- Да, и очень важные. Например, появился новый вид устройства детей в семью - предварительная опека. Речь идет о том, что должна быть создана система, позволяющая органам опеки и попечительства очень быстро, в экстренном режиме принять под опеку ребенка на короткий срок. Бывают обстоятельства, когда ребенок лишь на время, на несколько месяцев, остается без семьи. И чтобы не отправлять его в детское учреждение, целесообразно на этот срок подобрать для него семью.

Прописана система защиты имущественных прав подопечных. Очень важная новация: возможность для родителей при их жизни выбрать опекунов своим детям, обозначить условия пользования имуществом и т.д. Конечно, и сегодня в трагических обстоятельствах, когда родитель понимает, что его ребенок скоро осиротеет, он может с кем-то договориться о его дальнейшей судьбе. Но теперь отец или мать получает возможность юридически закрепить договоренность и поставить об этом в известность государственные органы.

- Много ли сейчас детей, оставшихся без попечения родителей?

- Согласно официальной статистике, в Российской Федерации насчитывается около 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Почти 70 из них воспитываются в семьях под опекой или попечительством, в приемных семьях или усыновлены. Оставшиеся 30% растут в государственных и негосударственных учреждениях. В Москве ежегодно выявляется порядка 4 тысяч детей, по тем или иным причинам потерявших семью. Большинство из них направляется под опеку близких родственников, несколько сотен попадает в различные сиротские учреждения - их в городе около 80, несколько десятков идут на усыновление, в основном за рубеж. Москвичи, к. сожалению, редко решаются на усыновление.

- Похоже, государство потеряло надежду подвигнуть граждан на усыновление, поэтому пытается стимулировать "облегченные" формы заботы о таких детях. Вы согласны?

- С усыновлением не все просто. Усыновленного ребенка нельзя вернуть в детский дом, он полностью получает все права родного ребенка. Понимая это, нужно дать взрослым возможность совершить гуманный поступок без особых "жертв". Например, развивать форму патронатного воспитания, как это делается в детском доме No 19. Я давно наблюдаю за его работой, там больше 4 - 5 детей одновременно не находятся. Сотрудники детского дома работают с семьями, готовыми принять детей не на усыновление, а на патронат, то есть как бы на совместное с детским домом воспитание. Но самая распространенная форма устройства детей-сирот - это опека и попечительство. Поэтому отсутствие закона создавало проблему.

- Неужели законопроект лишен недостатков?

- Конечно, он требует доработки. Например, статья 12 предусматривает, что для временного назначения опекуном, на срок до 1 месяца, гражданин может ограничиться предоставлением всего двух документов - удостоверения личности и акта обследования жилищных условий органом - опеки. Не прописаны достаточные основания - для применения предварительной опеки. Еще одна проблема: в статье 10 допускается назначение нескольких опекунов одному подопечному. По-нашему мнению, в данной статье изначально заложен "конфликт интересов" опекунов, поэтому целесообразно более детально прописать все условия взаимодействия сторон. Есть и противоречия. В той же статье 10 (часть 4) сказано, что одно лицо может быть опекуном только одного гражданина. В этой же статье, часть 6, говорится, что при необходимости органы опеки могут назначить одно лицо опекуном нескольких подопечных. При этом основания для такого решения не прописаны.

- Помимо упорядочивания системы опекунства, развития других его форм, имеются ли материальные стимулы?

В Москве действуют нормы, которые пусть не решают всех материальных проблем, но финансовыми "крохами" их тоже не назовешь. Опекуну на содержание подопечного, не достигшего 18 лет и обучающегося в государственном общеобразовательном учреждении, город выплачивает ежемесячно по 6 тысяч рублей. Выделяется денежная компенсация за коммунальные расходы и телефон в размере 700 рублей, предоставляется ряд льгот. По достижении подопечным 18 лет, то есть при прекращении попечительства, ребенок получает единовременно 17 тысяч рублей. Московским правительством предусмотрена материальная помощь семьям и при усыновлении. Так, при усыновлении первого ребенка единовременная выплата составляет 5 прожиточных минимумов, 7 - при усыновлении второго, 10 - при усыновлении третьего и последующих. Ежемесячное пособие на усыновленного ребенка составляет 300 рублей, а для одиноких отцов и одиноких матерей - 750 рублей. Мы очень надеемся, что этот федеральный закон будет способствовать более продуктивной работе органов опеки и попечительства, облегчению жизни детей, оставшихся без попечения родителей, а также явится стимулом для российских граждан в вопросе усыновления, опекунства и патронажа. Мы стремимся к тому, чтобы каждая законотворческая инициатива становилась шагом к обществу, основанному на принципах добра и справедливости.

Известия - Москва, 1 июня 2007 г.

Док. 451896
Перв. публик.: 01.06.07
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 304

  • Потяева Татьяна Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``