В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Портнова: Дитя без глазу Назад
Татьяна Портнова: Дитя без глазу
Комиссий Московской городской Думы по социальной политике в очередной раз рассматривала вопрос о состоянии преступности среди несовершеннолетних в столице. В работе этой комиссии участвовала депутат Татьяна ПОРТНОВА. Наш корреспондент попросил ее ответить на ряд вопросов.

- Татьяна Арториджевна, рост преступности среди несовершеннолетних давно нас всех тревожит. А как складывается ситуация в атом году, есть ли какие-то сдвиги в положительную сторону?

- К сожалению, никаких позитивных сдвигов не произошло. Картина в сфере подростковой преступности по-прежнему безотрадная. По статистике, за 9 месяцев этого года и без того высокая подростковая преступность выросла еще на 5 процентов, а ее доля во взрослой преступности достигла 4 процентов.

Особое беспокойство вызывает рост тяжких и особо тяжких преступлений, корыстно-насильственных преступлений, преступлений против личности - грабежей, разбоев, убийств. Подростки сколачиваются в банды, нападают на граждан, действуют бессмысленно и жестоко. Так что у отпетых уголовников, как говорится, растет достойная смена.

- Почему же из года в год эта проблема не только не решается, но и становится острее? Почему количество малолетних преступников растет на глазах?

- Причин, конечно, много. Все они хорошо известны. Но главное, на мой взгляд, заключается в том, что с детьми никто не работает. Они у нас брошены на произвол судьбы - предоставлены сами себе. В свое время у нас активно работали комиссии по делам несовершеннолетних. А теперь они чем занимаются? Да по сути ничем. Напомню, что еще по положению 1967 года, которое никто не отменял, в каждой комиссии должен быть ответственный секретарь, который занимается только работой с несовершеннолетними. В конце 90-х годов были попытки увеличить штат комиссий. Даже норматив установили: один сотрудник на пять тысяч детей в районе. Но не нашли ни денег, ни кадров.

Правда, кроме этих комиссий у нас есть и другие организации, призванные работать с подростками, - школы, учреждения профессионального образования. Но и у них дела идут, мягко говоря, не блестяще.

Количество преступлений, совершаемых только учащимися, выросло на 6 процентов. Во многих учреждениях профессионального образования вообще никто не занимается работой по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. И это при том, что контингент учащихся учреждений начального профессионального образования, как правило, составляют "трудные" подростки и дети из социально незащищенных семей. Бытовая неустроенность, ненадлежащее семейное и общественное воспитание, слабая профилактическая работа - все это способствует росту числа правонарушений и преступлений среди этой категории подростков уже на протяжении многих лет. По данным Московской городской прокуратуры, каждый второй подросток вообще не учится и не работает.

Следует отметить, что у организаций, призванных работать с несовершеннолетними, есть не только организационные проблемы. Они, например, не имеют права вмешиваться, если у подростка возникли серьезные трудности в семье. Нет и никакого механизма принудительного исполнения решений комиссий по делам несовершеннолетних. А ведь по сути эти комиссии - российская модель ювенальной юстиции, орган, сродни суду.

Какие-то более или менее внятные полномочия вмешиваться в жизнь подростков имеет только милиция. Однако и она не торопится заниматься профилактической работой. По словам заместителя прокурора города Москвы Никонова, материалы прокурорского надзора говорят о "низкой эффективности, деятельности органов внутренних дел города по предупреждению преступности".

- Сегодня у нас кто только не занимается несовершеннолетними. Существует множество различных государственных и общественных организаций, руководители которых красиво говорят, составляют убедительные отчеты, а эффективности практически никакой; В чем, на ваш взгляд, одна из главных причин?

- Главная беда в том; что отсутствует какая-либо координация в работе с несовершеннолетними. Даже статистика по неблагополучным семьям у каждого ведомства своя! Департамент образования насчитал 1100 таких семей, прокуратура - 5730, а Департамент социальной защиты населения - 25 000 (!), причем последняя цифра, как ни печально, ближе всего к реальности. Не пора ли сегодня всем, кто занимается делами несовершеннолетних, наладить наконец координацию в своей работе? Меня могут спросить: а кто вообще должен координировать работу всех органов образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел? Я считаю - комиссии по делам несовершеннолетних. Пока они находятся в составе муниципалитетов, но сейчас речь идет о том, чтобы передать их в состав органов городской власти - управ районов.

Виктор Дмитриев
Тверская, 13, 1 февраля 2005 г.

Док. 451886
Перв. публик.: 01.02.05
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 219

  • Портнова Татьяна Арториджевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``