В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Портнова: Ведомств много, а грамотной работы нет Назад
Татьяна Портнова: Ведомств много, а грамотной работы нет
О проблемах подростковой преступности в Москве с нашим корреспондентом беседует заместитель председателя Комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна ПОРТНОВА.

Родилась 5 ноября 1951года. Русская. Имеет два высших образования. Кандидат политических наук.

1969-1971 - работа в Смоленском горкоме комсомола.
1971-1975 - студентка факультета истории Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ.
1976-1978 - инструктор районного комитета партии г. Спасск-Дальний.
1978-1980 - научный сотрудник, заведующая Музеем им. В.И. Ленина на Дальнем Востоке, старший инструктор отдела по работе с моряками загранплавания ВО "Дальрыба".
1980-1986 - старший инструктор Управления загранплавания Министерства морского флота СССР.
1987-1989 - преподаватель советской школы в Эфиопии, куда во время военного конфликта был откомандирован муж.
1989-1995 - главный бухгалтер, директор МП "ВНПОРТ", книгоиздатель.
1996,1998 и 2001 год - помощник заместителя председателя Государственной думы Российской Федерации Бооса Г.В.
1998-2000 - заместитель генерального директора НПСТП "Светосервис".
2000-2001 - начальник организационно-аналитического управления префектуры СВАО г. Москвы.
2001-2004 - депутат Московской городской думы.
Председатель Комиссии Московской городской думы по этике.
Заместитель председателя Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению.
Заместитель руководителя фракции "Единая Россия".
Член президиума и политсовета Московской городской организации партии "Единая Россия".
Председатель Московского совета по делам женщин, семьи и молодежи.
Награждена медалью "В память 850-летия Москвы.

- Татьяна Арториджевна, по статистике за 9 месяцев прошлого года подростковая преступность выросла на 5%. Ее доля в преступности взрослой достигла 4%. Почему год от года эта проблема становится все острее?

- А с детьми никто не работает. Они брошены на произвол судьбы, предоставлены самим себе.

- А чем же тогда занимаются комиссии по делам несовершеннолетних?

- Напомню, что согласно Положению 1967 года, которое пока никто не отменял, в каждой комиссии должен быть ответственный секретарь, который занимается только работой с несовершеннолетними. В конце 90-х были попытки увеличить штат таких комиссий. Даже норматив установили - один сотрудник на пять тысяч детей в районе. Но тогда не нашли ни денег, ни кадров. Поэтому сегодня далеко не в каждом муниципальном образовании есть хотя бы один человек, который напрямую работал бы с детьми и подростками.

- Но кроме комиссий по делам несовершеннолетних, в столице есть и другие организации, призванные работать с подростками, - школы, учреждения профессионального образования...

- Дела здесь тоже идут не блестяще. Количество преступлений, совершаемых только учащимися, выросло на 6%. Во многих учреждениях профессионального образования вообще не ведется работа по предупреждению правонарушений. И это при том, что, как правило, контингент учреждений начального профессионального образования - это "трудные" подростки и дети из социально незащищенных семей. Бытовая неустроенность, плохое семейное и общественное воспитание, слабая профилактическая работа уже на протяжении многих лет не позволяют снизить число правонарушений и преступлений среди этой категории подростков.

- Какие еще проблемы существуют у учреждений, призванных работать с несовершеннолетними?

- Они, например, не имеют права вмешаться, даже если у подростка серьезные трудности в семье. Нет и механизма принудительного исполнения решений комиссий по делам несовершеннолетних. А ведь по сути комиссии сродни суду - это российская модель ювенальной юстиции. В итоге какие-то более-менее внятные полномочия по вмешательству в жизнь подростков имеет только милиция. Однако и она не торопится заниматься профилактической деятельностью. Материалы прокурорского надзора говорят о "низкой эффективности деятельности органов внутренних дел города по предупреждению преступности". Впрочем, то же самое прокуратура отметила и в отношении ряда других служб и ведомств, действующих в этой сфере.

Так что работа с несовершеннолетними не только организована крайне слабо. Отсутствует всякая ее координация. Вместо того, чтобы каждый из органов занимался своим участком и в то же время действовал в связке с другими, последовательно решая общую задачу, - полная несогласованность и разобщенность. Даже статистика по неблагополучным семьям у каждого ведомства своя. Департамент образования насчитал 1100 таких семей, прокуратура - 5730, а Департамент социальной защиты населения - 25 000. Я считаю, что последняя цифра, как это ни печально, ближе всего к реальности.

- А кто, по-вашему, должен координировать работу органов образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел?

- Считаю, что этим должны заниматься комиссии по делам несовершеннолетних. Пока что они находятся в составе муниципалитетов. Но сейчас речь идет о том, чтобы передать их в состав органов городской власти - управ районов. Правильно это или нет - вопрос, который можно и нужно обсуждать. Но независимо от его решения работу комиссий пора, наконец, наладить, и прежде всего обеспечить их кадрами. В обстановке острого социального неблагополучия и криминализации молодого поколения мы не можем себе позволить нарушать требования закона. А ведь он говорит, что в состав комиссий должны входить не менее трех человек. "Комиссия" из одного человека не просто беспомощна - она полностью недееспособна.

И эти проблемы надо срочно решать. Ведомств, которые должны заниматься детьми и подростками, у нас много, а грамотной, четкой и слаженной работы нет. Нет результатов. Поистине: "у семи нянек дитя без глазу"!

Записала Елизавета Чернышева
Московская промышленная газета, 2 февраля 2005 г.

Док. 451884
Перв. публик.: 02.02.05
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 303

  • Портнова Татьяна Арториджевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``