В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Портнова: Что может община Назад
Татьяна Портнова: Что может община
Согласно статьям 3-й и 130-й Конституции нашей страны без нас, простых граждан, не может решаться ни один вопрос местного значения. Все, что происходит в непосредственной близости от нашего дома, касается жителей напрямую. Но чтобы влиять на ситуацию, чтобы чиновники с нами считались, мы сами должны стать органом общественного самоуправления - территориальной общиной. С 1 января будущего года закон о самоуправлении вступит в полную силу. Об этом интересном нововведении, значительно расширяющем возможности и права москвичей, наш корреспондент беседовал с депутатом Московской городской Думы, заместителем Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяной ПОРТНОВОЙ.

- Татьяна Арториджева, объединившись в общину, мы действительно сможем говорить с чиновниками на равных и отстаивать свои права, если они нарушаются?

- Давайте реально смотреть на вещи. В Москве сейчас 178 территориальных общин. Для 10-миллионного города это мало. Но общины позволяют гражданам контролировать управление общественным и муниципальным имуществом. У всех это получается по-разному. Но, беря на себя ответственность, организуясь в общины, можно действительно сделать многое, в том числе борясь с чиновничьим произволом. Но для этого нужно "созреть", то есть все слои общества должны быть к этому готовы.

- А что необходимо для создания территориальной общины?

- В первую очередь желание, политическая воля и единение людей. А у нас общество пока разобщено. Поэтому даже домовой комитет создать сложно. Вообще для создания общины необходимы три вещи. Во-первых, это законодательная база, которая существует еще с 1996 года, Закон города Москвы о территориальном общественном самоуправлении. В нем четко прописано: что такое территориальная община, как она создается и все ее права. Во-вторых, готовность исполнительной власти.

Чиновничество должно было созреть, и оно созрело. Сегодня гораздо целесообразнее передать те функции, которые жители могут выполнять сами, под свою ответственность. И это нормально, когда функции, только отягощающие работу исполнительной власти, передаются жителям, которые сами наводят порядок в своем доме, своем дворе, подъезде. В-третьих, и это самое главное, нужна готовность самих жителей взять на себя ответственность за решение вопросов местного значения. У нас долгие годы людей отучали от решения собственных проблем. Поэтому многим сегодня трудно самоорганизоваться в своем подъезде, доме, районе.

- Какая территория подотчетна территориальной общине? Это только дом и кусок земли под ним или еще что-то?

- Закон четко отвечает на этот вопрос. У нас могут создаваться территориальные общины в рамках территории муниципального образования. То есть община может включать в себя даже весь район. И эти примеры в Москве есть. В Ростокине, например. Дворы, скверы, дороги и так далее. Другое дело, что в полномочия общины могут входить совершенно разные функции. Одни из них могут быть переданы исполнительной властью согласно договору, а другие нет. Согласитесь, передать общине право управлять домами и территориями или позволить ей организацию праздников или благотворительных мероприятий - разные вещи.

- Но всегда ли просто создать общину? Я слышал, что в управах часто не горят желанием помогать жителям в этом вопросе.

- Управы здесь ни при чем. Поскольку это общественное объединение, общину создают сами жители. Это их законное право. Она считается учрежденной с момента принятия устава и после регистрации приобретает права юридического лица. При этом если жители ставят перед собой цель осуществления какой-то хозяйственной деятельности, работ по благоустройству территории и содержанию жилищного фонда, имеет смысл объединяться в качестве юридического лица. В таком случае будет гораздо легче получить какие-то дотации. А вообще схема такова: во-первых, создается инициативная группа, она регистрируется в управе, которая не может им в этом отказать. Дальше проводятся собрания по домам.

Например, из ста жителей выдвигается свой представитель, который затем участвует в конференции по организации общины. Процедура не очень сложная. И вот эта конференция принимает решение, что на той или иной территории - пять или десять домов - создается территориальная община, которая затем и регистрируется. Отказать в регистрации, подчеркиваю, никто не имеет права.

- Насколько необходима регистрация?

- Необходима. Ведь люди будут вести диалог с исполнительной, законодательной властью, органами местного самоуправления - на руках должны быть "козыри" - документы.

- Грозит ли общине какими-то финансовыми рисками открытие банковского счета?

- Если исполнительная власть передает жителям ряд важных функций, это накладывает определенную, в том числе и материальную ответственность на общину, но ни о каких финансовых рисках речь не идет.

Под этими функциями законодательство предусматривает все местные вопросы, затрагивающие интересы людей, проживающих на данной территории. Это и защита прав и интересов жителей в органах власти, и контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации, аренды городской собственности, и, как я уже говорила, проведение благотворительных акций и праздничных мероприятий. Община может выступать и заказчиком, и подрядчиком при выполнении различных работу себя в районе. Если это все прописано в уставе, община имеет полное право все это делать. Мало того, государство, исполнительная власть должны помогать людям в такой самоорганизации. Развитое самоуправление - один из главных признаков гражданского общества, о решимости построить которое так много говорится в последние годы.

Правительство Москвы, например, еще в 2004 году выпустило специальное постановление No 651-ПП о домовых комитетах. Есть также типовой устав, который опубликован. Летом прошлого года я в Московской городской Думе собирала "круглый стол" по домовым комитетам, на который были приглашены все желающие обсудить проблему. Прежде чем это постановление было принято, мы провели депутатские слушания на Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению, где обсудили этот проект с участием как разработчиков, так и представителей органов территориального общественного самоуправления - территориальных общин, домкомов. Тем не менее ко мне часто обращаются по этим вопросам. Я с удовольствием предоставлю подробную информацию всем желающим. Надо только позвонить ко мне в приемную Думы.

- Такой пример, Татьяна Арториджевна. Подвал нашего дома с согласия ДЕЗ арендовала некая коммерческая фирма - то ли салон красоты, то ли массажный салон, то ли... Можем ли мы как-то избавиться от такого сомнительного соседства?

- Согласие жителей - это главное. Без такого согласия ДЕЗ не имеет права сдавать кому-либо часть помещения дома. Ко мне обратились избиратели по схожей проблеме. У них в подвале вначале поместили датский клуб, который потом превратился в свою противоположность, в какой-то притон. И его очень быстро закрыли. Вообще есть прекрасная поговорка: "Один в поле не воин". Так вот, объединившись в территориальные общины, нам будет проще решать любые проблемы - от бытовых до проблем нашей безопасности. Пора объединяться и сообща отстаивать свои права! И уже существующие территориальные общины - лучший тому пример.

Для всех читателей, кому нужна юридическая помощь по организации своей территориальной общины, оставляю телефон моей приемной в Московской городской Думе: 928-21-83. Мы поможем консультацией и дадим все необходимые документы. Звоните, пожалуйста!

Записал Алексей Викторов
Тверская, 13, 1 марта 2005 г.

Док. 451882
Перв. публик.: 01.03.05
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 233

  • Портнова Татьяна Арториджевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``