В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Портнова: В сфере интересов депутатов-партийцев Назад
Татьяна Портнова: В сфере интересов депутатов-партийцев
Помимо законодательной работы и других прямых обязанностей есть у депутатов Московской городской Думы еще одно важное направление деятельности - это участие в партийной жизни. Ведь каждый депутат состоит в той или иной политической партии. Например, депутат Татьяна Портнова является членом фракции партии "Единая Россия" в МГД, заместителем руководителя фракции, и одновременно она возглавляет комиссии по делам женщин, семьи, материнства и детства при Президиуме Политсовета Московского городского регионального отделения (МГРО) партии "Единая Россия".

- Татьяна Арториджевна, вероятно, партийная принадлежность влияет на депутатскую работу и во многом определяет ее суть?

- Партия "Единая Россия" имеет самую большую фракцию в Московской городской Думе, поэтому мы отвечаем за все решения, которые выходят из стен Думы. И законодательная власть города своими средствами решает проблемы экономики, промышленности, науки, культуры и социальной сферы. Вот, к примеру, сегодня в штабе МГРО "Единой России" состоится очередное заседание комиссии по делам женщин, семьи, материнства и детства об участии органов местного самоуправления в решении социальных вопросов семьи, материнства и детства, на котором мы конкретно и более детально рассмотрим деятельность органов опеки и попечительства в муниципалитетах города.

- Расскажите, пожалуйста, что именно вас волнует в этом вопросе?

- В Москве, как вам известно, органам местного самоуправления муниципальных образований переданы некоторые полномочия органов государственной власти. В начале этого года они были наделены полномочиями по организации досуга и физкультурно-оздоровительной работы среди населения по месту жительства. Еще раньше на них была возложена ответственность за жизнь и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в государственной защите.

Нас беспокоит, как именно муниципалитеты, органы образования, здравоохранения и социальной защиты справляются с этими обязанностями. В городе многое делается для этой категории детей, но нарушения их прав и законных интересов все же по-прежнему имеют место.

Не буду повторяться об огромной работе, что проводится в этом году, объявленном в столице Годом ребенка, - только ресурс Комплексной программы дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка составляет 36 млрд. рублей. Но о наиболее важных акциях помощи детям, нуждающимся в заботе государства, я думаю, следует напомнить.

Сегодня в Москве живут 9400 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно город предоставляет им жилье: например, в 2006 году на эти цели было выделено 550 однокомнатных квартир (в том числе 496 - в домах-новостройках), не меньше их будет предоставлено сиротам и в 2007 году. По крайней мере, представители исполнительной власти заверяют, что квартир будет столько, сколько и выпускников из числа сирот. В этом году также установлен размер дополнительных социальных гарантий. Так, студенты-очники будут получать ежемесячную материальную помощь, а по достижении 18 лет, покидая детский дом, ребята смогут рассчитывать на единовременное пособие в размере 17 тысяч рублей. Такая же сумма предусмотрена для молодых людей, достигших совершеннолетия и проживающих в приемной или патронатной семье.

- Кстати, о патронатной семье. Об этой форме семейного воспитания сегодня очень много говорят.

- В нашей стране эта форма возникла недавно, но она очень прогрессивная, потому что позволяет ребятам из детских домов, пусть и на короткий срок, пожить в семье, почувствовать заботу "временных" мам и пап. Особенно полезен патронат для детей, имеющих отклонения в развитии и проблемы со здоровьем, а также для воспитанников старшего возраста, у которых нет шансов на усыновление и опеку. В патронатной семье они учатся общению с другими людьми, развиваются интеллектуально, психологически, физически и, конечно, в бытовом плане, когда осваивают навыки домашней работы. Ну а самое главное достоинство патроната заключается в том, что у повзрослевших детей-сирот появляется возможность попасть в семью. Зачастую такое случается, когда, познакомившись со своими подопечными ближе и полюбив их, патронатные воспитатели принимают решение оформить опекунство или даже усыновление.

Согласно данным Департамента образования, на 1 июня текущего года в 218 семьях москвичей на патронатном воспитании находятся 254 ребенка. Эта цифра могла бы быть выше, но люди не отваживаются на патронат - из-за низкой зарплаты и жилищной проблемы, которую, по-моему, надо решать в каждом случае отдельно. Власти города предпринимают меры, чтобы содействовать расширению этой формы семейного воспитания - с этого года в качестве социальных льгот родителям патронатных семей выдаются социальные карты москвичей, а патронатным матерям будет зачисляться трудовой стаж для начисления пенсии.

Однако успехи в этом благородном деле могли быть большими, если бы власти на местах работали с полной отдачей, более грамотно и четко, без проявлений казенщины и равнодушия. Конечно, этот упрек относится не ко всем чиновникам, но, как показывают проверки прокуратуры и недавний отчет Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, фактов нарушений законодательства об опеке и попечительстве, прав и законных интересов ребенка на уровне муниципальных образований еще достаточно. Поступающие в эти ведомства жалобы свидетельствуют о нарушениях жилищных прав детей-сирот, о непрофессионализме и бездействии органов опеки и попечительства, о волоките, грубости и даже о случаях взяточничества среди их сотрудников. По словам главного омбудсмена Москвы Алексея Голованя, в 2006 году к нему поступило почти 1150 обращений и при разборе этих заявлений ему самому и его специалистам приходилось ходить в разные инстанции, в суды, заниматься контролем дел, то есть, по сути, подменять собой органы опеки и попечительства.

По сведениям Прокуратуры, которая детально занималась вопросами патронатного воспитания, органы опеки и попечительства муниципалитетов и уполномоченные службы допускают серьезные просчеты в своей работе. Так, не составляются планы по защите прав воспитанников, переданных на патронатное воспитание, не изучаются данные о личности патронатного воспитателя, не всегда проверяется наличие или отсутствие судимостей у лиц, желающих взять ребенка на воспитание, не выясняется материальное положение и жилищные условия кандидатов в патронатные воспитатели. Продолжаются факты перемещения детей к разным воспитателям, а также разлучения братьев и сестер, передаваемых на патронатное воспитание. Работники прокуратуры обратили внимание на недостаток контроля за выполнением патронатными воспитателями своих обязанностей, в частности, периодичности посещения семьи, обеспечения необходимых условий жизни и воспитания ребенка.

У Департамента образования тоже есть претензии к органам местного самоуправления. В частности, по вопросу создания банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В региональном банке такая информация есть - в соответствии с ней, на 1 января 2007 года 5179 детей (от новорожденных и до 18 лет), находились в сиротских учреждениях. Во многих же муниципальных образованиях подобных банков данных нет. Как, впрочем, и нет базы данных о людях, готовых взять на патронатное воспитание детей-сирот.

- Вы говорили, что в конце 2006 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", которым с 1 января 2008 года организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству будут отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

- Да, я тоже считаю, что воспитание детей и забота о детях, как о самом большом национальном богатстве, должны быть делом государственным. Это должны быть государственные полномочия и государственная задача. Другое дело, что потом государство в каком-то регионе, допустим, в Москве, имея эти полномочия, может их передать местному самоуправлению, но контроль-то все равно остается за государством. И это будут не собственные полномочия местного самоуправления, а государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления - точно так же, как произошло с полномочиями, которые им были переданы в начале этого года - по организации досуга и физкультурно-оздоровительной работе с населением по месту жительства.

Во время заседания комиссии МГРО "Единой России" по делам женщин, семьи, материнства и детства мы, безусловно, будем также обсуждать этот важный вопрос. А еще начнем готовить предложения к проекту московского закона "О защите прав ребенка", который должен разработать Департамент семейной и молодежной политики. Этот закон, если он будет принят, позволит контролировать соблюдение прав и законных интересов детей, более активно проводить работу по профилактике сиротства и устройства детей-сирот в семьи. Так что и этот пример показывает, как организуется работа, когда в сфере интересов депутатов-партийцев оказываются дела и проблемы общественного значения.

Майя Саламова
Московская правда - Московское собрание, 6 июня 2007 г.

Док. 451863
Перв. публик.: 06.06.07
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 262

  • Портнова Татьяна Арториджевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``