В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Портнова: `Каждая человеческая судьба - это случай, требующий своего подхода` Назад
Татьяна Портнова: `Каждая человеческая судьба - это случай, требующий своего подхода`
Простому обывателю обычно безразлично, на каком уровне (федеральном, городском или муниципальном) находится какая-то структура. Но лишь до тех пор, пока не возникает острая нужда в услугах этой структуры, потому что за ней сразу же следует вопрос: "Куда обращаться?" Одними из самых востребованных в наше время являются организации, решающие вопросы опеки и попечительства. В Москве они входят в круг обязанностей местного самоуправления, но в ближайшее время будут переданы местной власти как государственные полномочия. Почему возникла необходимость в передаче полномочий и что в результате изменится? На этот и другие вопросы, касающиеся организации деятельности в области опеки и попечительства, ответила председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"):

- Полномочия по опеке и попечительству не были переданы органам местного самоуправления, а были изначально закреплены за ними как собственные. Потом, исходя из особой важности поставленных задач, на федеральном уровне было решено, что все-таки опека и попечительство должны быть государственными полномочиями. Чтобы было понятно, в чем разница, поясню. Собственные полномочия местная власть исполняет под свою ответственность, на свои финансы и согласно своему пониманию. Государственные же полномочия передаются вместе с деньгами, с кадрами, которые будут заниматься этой работой в органах местного самоуправления. Кроме этого, если полномочия передаются местному самоуправлению как государственные, то они подлежат контролю со стороны государства за тем, как идет работа, как расходуются денежные средства, выполняются ли эти полномочия должным образом.

И это совершенно правильно, если исходить из сущности опеки и попечительства как вида социальной заботы. Необходимо усовершенствовать выявление и учет всех лиц, попадающих под категорию нуждающихся в установлении опеки и попечительства, чтобы гарантировать каждому человеку предоставление необходимой и возможной помощи, а также для того, чтобы планировать расходование бюджетных средств. Особая проблема в настоящий период заключается в отсутствии правил учета выявленных детей, существовавший когда-то на местах механизм взаимодействия различных органов и учреждений по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, разрушен.

Еще раз подчеркну, что организация опеки как заботы о гражданах Российской Федерации должна быть сферой государственных интересов. Государство назначает опекунов и отвечает за людей, которых взяло под опеку, а это и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, и взрослые люди, недееспособные. То есть это действительно очень серьезная государственная функция. В скором времени мы будем принимать закон города Москвы, по которому полномочия по опеке и попечительству будут переданы органам местного самоуправления как государственные полномочия.

На сегодняшний день есть много вопросов, связанных с решениями, которые принимают органы опеки и попечительства, с защитой прав ребенка. В Докладе Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве депутатам городской Думы приводились примеры, когда органы опеки и попечительства решают вопрос зачастую не в пользу ребенка, а исходя лишь из буквы закона. Еще Петр I говорил, что "в законах правила писаны, а случаев нет". Органы опеки и попечительства должны, по-моему, каждый случай, касающийся отдельного человека, рассматривать отдельно, согласуясь, конечно, с законом, ведь каждая человеческая судьба - это случай, требующий своего подхода.

Но до того, как будет принят закон об опеке и попечительстве, хотелось бы изучить и обобщить опыт работы в различных муниципальных образованиях с тем, чтобы с учетом практики внести нужные нормы в правовой акт города. В этом отношении интересен опыт работы в муниципальном образовании Ясенево, с которым мы познакомились на одном из заседаний комиссии.

В этом муниципальном образовании создана целая система по работе органов опеки и попечительства, в которой задействованы школы, учреждения здравоохранения, органы МВД, которая выгодно отличается от работы всех вместе в одной комиссии. В Ясеневе организовано восемь подразделов на территории, восемь советов, которые занимаются опекой и попечительством. Создана база данных семей, которые нуждаются в помощи, и детей.

И назвали они все это очень интересно. Обычно мы говорим: "совет по профилактике социального сиротства", "совет по профилактике наркомании", "совет по профилактике социально незащищенных семей". А там - центр поддержки и сохранения семьи. Это же совершенно другое - это уже позитив, и направлена вся работа на позитив, на достижение главной цели - сохранение семьи. Нередко у нас предлагают: "Давайте лишим нерадивых мам и пап родительских прав". Но этих мам и пап воспитали такие же теперь уже бабушки и дедушки, такая же семья, которые, видимо, сами не имели родительских навыков, поэтому не научили своих детей быть родителями. Поэтому общество должно позаботиться и научить этих мам и пап быть родителями, научить сохранять семью, чтобы они вовремя поняли, что самое главное богатство в жизни - это те узы, которые связывают тебя с родными и близкими. На заседании приводились впечатляющие цифры, свидетельствующие об определенных результатах этой работы. Например, за три года в два раза сократилось число несовершеннолетних мам, которые отказываются от своих детей. Девушки стали понимать, что детей бросать нельзя, и родители девушек стали понимать, что необходимо помогать, и молодые папы стали чувствовать свою ответственность.

Руководитель муниципалитета говорила о том, что очень большая проблема заключается в подборе кадров, которые занимаются опекой и попечительством. И я согласна с ее мнением, что это не обязательно должны быть юристы, потому что юристы иногда принимают решение, исходя только из буквы закона, а иногда есть вещи, которые надо исследовать глубже. Это не должны быть люди молодые, которые не имеют собственной семьи, собственных детей, не имеют семейного опыта, потому что, решая судьбы людей, необходимо иметь собственный жизненный опыт. Лучше всего, в показывает практика, работают в этой сфере педагоги и психологи, которые в состоянии разобраться в ситуации и принять правильное решение.

Мне понравилось, что Центр, который создан в Ясеневе, заключает с так называемой неблагополучной семьей договор, в котором прописываются все обязательства сторон, если семья соглашается сохранить ребенка, сохранить семейные отношения. И люди четко следуют этому договору. Встречаются, обговаривают, допустим, что семья должна обязательно проводить субботу и воскресенье с ребенком, или что ребенок должен иметь свою постель с чистым бельем. Бывают такие семьи, такие случаи, и это надо прописывать в договоре. Семья обязана следить, чтобы ребенок учился в школе, ну, и так далее. Со своей стороны Центр обязуется, например, ребенку и семье предоставлять бесплатные билеты в театр, устроить его в бесплатную спортивную секцию, по мере необходимости проводить психологические консультации. Такие же договоры подписываются с опекунами. Для того, чтобы взять ребенка, опекун, или семья, которая берет опеку над маленьким человеком, должна понимать, что она делает, и нести ответственность за это. К сожалению, в жизни бывает так, что опекуны отказываются от своего подопечного, как правило, это происходит тогда, когда милый малыш превращается в колючего подростка, оставшегося один на один со своими проблемами. Даже в хорошей семье, с любящими родителями и любимыми детьми, появляются проблемы, когда в 13 - 15 лет ребенок выходит из-под контроля, заводит себе компании, которые не нравятся родителям. Это нормальное явление, и родители должны уметь решать такие ситуации, а научить их могут и должны сотрудники органов опеки и попечительства.

Сейчас готовится новый закон города об опеке и попечительстве, на базе которого будет разработан другой - о передаче полномочий в сфере опеки и попечительства на уровень местного самоуправления. Какие конкретно полномочия, с какими кадрами - все это будет определено законодательно, при этом обязательно будет учтен весь имеющийся опыт работы органов местного самоуправления.

Лариса Ларина
Московская правда - Московское собрание, 14 ноября 2007 г.

Док. 451853
Перв. публик.: 14.11.07
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 277

  • Портнова Татьяна Арториджевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``